Крестовоздвиженский собор

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Крестовоздвиженский собор», 1658 г., являются:композиционные особенности здания, расположенного внутри валового кольца;историческая сложная объёмно-пространственная композиция здания с галереями, приделами, трёхъярусной колокольней, апсидами и крыльцами на южном и западном фасадах: асимметричная уравновешенная композиция здания, состоящего из крупного повышенного четверика храма, увенчанного пятиглавием, с трёхчастной пониженной скруглённой в плане апсидой; примыкающими по линии восточного фасада пониженными относительно четверика храма шатровыми приделами с двухсветными четвериками: с юга – Смоленской иконы Божией Матери, с севера – пониженным Введенским, – со скруглёнными апсидами; одноэтажной закрытой галереей, охватывающей четверик храма с юга и запада и объединяющей приделы и колокольню; колокольней типа восьмерик на четверике, расположенной на северо-западном углу здания; незначительно выступающими по линии фасадов южного и западного крыльцами; размеры, форма круглых в плане световых барабанов под главами четверика; конфигурация шатровых завершений колокольни и приделов; размеры, форма круглых в плане барабанов приделов и колокольни; историческая конфигурация крыш четверика храма, приделов, галереи, апсид, крылец; характер кровельного покрытия – металл; историческая форма и металлическое покрытие куполов храма;местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и входных проёмов на фасадах здания, в том числе с арочными и лучковыми перемычками; характер столярных заполнений оконных и дверных проёмов;местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов с арочными перемычками на ярусах звонов и слухов колокольни;капитальные стены здания из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного: размером 31,5 (32,5) × 15 (16,5) × 8,5 (9) см, сложенного способом верстовой кладки;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный цоколь, раскрепованный лопатками четвериков приделов, колокольни и апсид, с профилированным завершением по периметру здания; тяга-полувалик над цоколем на фасадах четвериков приделов, колокольни и апсид; пилястры, выделяющие прясла на фасадах четверика храма, галереи, кроме северного фасада трапезной придела; угловые огибающие пилястры четвериков приделов и храма, колокольни, разделяющие апсиды, раскреповывающие венчающий и промежуточный на фасадах колокольни карнизы; завершение прясел четверика храма профилированными с рядом зубцов архивольтами (исторически – закомарами); профилированный венчающий карниз галереи; профилированный с рядом поребрика венчающий карниз апсид и нижнего яруса колокольни;оформление фасадов четверика северного придела, в том числе профилированный венчающий карниз с рядом зубцов, раскрепованный пилястрами; оформление шеек пилястр рядом вертикального поребрика в полуваликах; историческое оформление оконного проёма первого света, в том числе контрналичником и перспективным профилированным треугольным навершием; оформление оконного проёма второго света контрналичником, рамочным наличником (профиль – полувалик) с арочным перспективным навершием с рядом поребрика; оформление шатрового завершения четверика, в том числе прямоугольные ширинки на сторонах основания шатра; профилированный карниз с рядом поребрика основания шатра; килевидные «кокошники» над карнизом; рёбра шатра, выделенные полуваликами; профилированное основание барабана с рядом арочных «кокошников»; ряд вертикального поребрика на барабане;оформление фасадов четверика южного придела, в том числе оконного проёма первого света профилированной подоконной полкой; оконного проёма второго света контрналичником и наличником с мелкопрофилированной подоконной полкой, фигурными боковинами на импостах-раскреповках подоконной полки, профилированной перемычкой и повышенным профилированным перспективным килевидным навершием; на уровне второго света полуколоннами с угловой трёхчетвертной колонной с поясками-полуваликами и кубоватыми капителями; прямоугольные ширинки по сторонам окна второго света; профилированный карниз с рядом зубцов и подкарнизным поясом ширинок с круглыми нишками, ограниченных полуваликами; архивольты-полувалики в завершении фасадов; оформление шатрового завершения четверика, в том числе ряд килевидных «кокошников» у основания; рёбра шатра, выделенные полуваликами; профилированное основание барабана с рядом арочных «кокошников»; ряд вертикального поребрика на барабане;оформление фасадов колокольни, в том числе оформление оконного проёма второго яруса на северном фасаде контрналичником, рамочным наличником (профиль – полувалик) с перспективным профилированным треугольным навершием; оформление оконного проёма второго яруса назападном фасаде контрналичником, трёхсторонним наличником с фигурными боковинами на профилированных импостах с профилированной перемычкой и профилированным перспективным килевидным навершием; оформление завершения второго яруса профилированным карнизом с рядом зубцов, на северном и западном фасадах – с подкарнизным поясом ширинок с круглыми нишками, ограниченных полуваликами; на углах второго яруса (четверика) пары угловых килевидных профилированных «кокошников»; прямоугольные ширинки на сторонах восьмерика под ярусом звонов; оформление яруса звонов, в том числе трёхчетвертные колонны по сторонам проёмов с поясками-полуваликами и профилированными капителями-карнизами в основании архивольтов перемычек; профилированные архивольты перемычек; тяга-полувалик над перемычками и капителями-карнизами; профилированные килевидные навершия над проёмами; оформление яруса слухов на шатре, в том числе наличники с профилированными подоконными полками с выпущенными «камешками»-боковинами; боковины прямоугольного профиля с поясками-полуваликами; профилированные перемычки, раскрепованные боковинами; профилированные перспективные килевидные навершия; рёбра шатра, выделенные полуваликами; профилированное основание барабана с рядом арочных «кокошников»; ряд вертикального поребрика на барабане; профилированное завершение барабана;оформление барабанов четверика храма аркатурными поясами и профилированными карнизами, на центральном барабане с рядом «городков»;оформление западного крыльца арочным, с «плечиками» портиком на сдвоенных колоннах композитного ордена с пьедесталами; профилированное завершение портика;оформление южного крыльца двухколонным треугольным портиком на пьедесталах с колоннами композитного ордена с профилированными карнизами;характер исторической обработки фасадной поверхности, в том числе обмазка по кирпичу наружных стен здания;центрическая пространственно-планировочная структура интерьера здания в капитальных стенах, разделяющих объёмы; планировочная структура четырёхстолпного основного храма;местоположение, конструкция и материал внутристенной кирпичной лестницы на второй и третий ярусы колокольни;материал, конструкция и характер связей капитальных стен здания, в том числе перекрытие основного храма: система сомкнутых сводов и «парусов» под барабанами куполов, опирающихся на столпы; сводчатые перекрытия алтарных апсид конхами; перекрытие повышенных объёмов приделов узкими сомкнутыми сводами; перекрытие трапезной северного придела коробовым сводом; перекрытие нижнего яруса колокольни коробовым сводом с распалубками и «лепестком» коробового свода, отделённым подпружной аркой; перекрытие второго яруса колокольникоробовым и лотковым сводами; воздушные и внутристенные металлические связи; местоположение и конфигурация исторических проёмов во внутренних стенах здания, соединяющих объёмы;архитектурно-художественное оформление интерьера основного четверика, апсид, южного придела, галереи, в том числе сохранившаяся настенная текстовая, фигурная, сюжетная и орнаментальная фресковая живопись; система росписей основного храма, южного придела, галереи (схема и содержание росписей уточняется при проведении натурных исследований и разрабатывается отдельным проектом); рельефно выделенный профилированный цоколь с полуваликом в завершении по периметру основного четверика в галерее; оформление перспективных порталов, обрамляющих входные проёмы: в западной стене основного храма; в южной стене основного храма; в западной стене южного придела; в южной стене колокольни (без четвертных колонн);полу- и четвертные колонны с выпущенными между ними углами проёма с кубоватыми капителями-импостами архивольтов, перехватами с «дыньками», профилированными базами;напольное покрытие в алтарных апсидах керамической (глиняной) плиткой; историческое напольное покрытие галереи из красного глиняного кирпича, уложенного «в ёлочку»; характер исторического напольного покрытия в основном храме;историческое местоположение, конструкция, форма и оформление пятиярусного иконостаса с орнаментальной объёмной резьбой: ордерная структура ярусов с раскреповками карнизов на вертикалях простенков; волюты с виноградными гроздьями на лицевых сторонах на первом и втором ярусах; колонны из виноградных лоз с кистями третьего и четвёртого ярусов; орнаментальные мотивы (акантовые и виноградные листья, линейные орнаменты) в обрамлении проёмов, оформлении простенков, карнизов, фризов, тяг ярусов;историческая кованая двухстворчатая решётка в южном дверном проёме основного храма кубоватого рисунка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте