Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Николы Меленки», 1683 г. (г. Ярославль, ул. Стачек, д. 58а), являются:- композиционные особенности здания, отмечающего исторический композиционный центр слободы; опосредованно участвующего в формировании панорамы правого берега реки Которосли;- концентрическая объёмно-пространственная композиция сложного здания, ориентированного по оси северо-восток – юго-запад, состоящего из нескольких разновысоких объёмов: повышенного двухсветного прямоугольного в плане пятиглавого четверика с тремя пониженными полукруглыми апсидами у северо-восточного фасада, центральная из которых незначительно выступает; прямоугольного в плане пониженного относительно четверика северо-западного придела, состоящего из полукруглой апсиды, примыкающей к апсидам четверика и незначительно выступающей, повышенного четверика и одноэтажной трапезной-галереи, вытянутой вдоль всей северо-западной стены храма; одноэтажной закрытой галереи, огибающей придел и четверик с юго-запада и юго-востока, с выступами на фасадах у западного угла; одноэтажных прямоугольных в плане юго-западного и юго-восточного крылец, примыкающих к галерее, сильно выступающих за линию фасадов галереи;- историческая скатная форма крыш объёмов; размеры, форма круглых в плане световых барабанов под главами четверика и придела; габариты и луковичная форма глав; характер кровельного покрытия крыш объёмов – листовой металл; характер металлических подзоров с просечным рисунком по периметру свесов крыш; характер покрытия глав в косую шашку (чешуйчатое), у главы придела – с «юбкой», у глав четверика с просечными подзорами; характер материала – металл; сохранившиеся подлинные металлические конструкции каркасов глав и крыш; характер завершения глав – металлические восьмиконечные кресты на «яблоках»;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных проёмов на фасадах четверика: расположение на пряслах со смещением по осям и форма с лучковыми перемычками оконных проёмов второго света; расположение на восточном прясле юго-восточного фасада и форма с пониженной арочной перемычкой оконного проёма первого света;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных проёмов на северо-восточных сторонах апсид: расположение и форма с пониженными арочными перемычками проёмов на боковых апсидах и апсиде придела; расположение и прямоугольная форма более крупного оконного проёма на центральной апсиде четверика;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных проёмов на фасадах галереи, в том числе галереи-трапезной северо-западного придела, и на северо-западном фасаде придела: расположение и форма с пониженными арочными перемычками;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов световых барабанов в завершении четверика: расположение и форма узких (шириной в одну аркатурную арку) с арочными пониженными перемычками проёмов;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторического входного проёма юго-западного крыльца: расположение и форма с лучковой перемычкой;- характер столярных заполнений оконных проёмов, в том числе характер витражных заполнений проёмов барабанов четверика с дробной фигурной расстекловкой;- сохранившиеся исторические решётки кубоватого рисунка в оконных проёмах на боковых фасадах юго-западного крыльца;- сохранившееся металлическое заполнение входного проёма на юго-западном фасаде крыльца с историческими коваными деталями: кольцевые ручки на обеих створках, крылья петель с раздвоенными концами;- капитальные стены из большемерного красного глиняного кирпича; лекальный и точёный кирпич в декоре;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, характерное для ярославской архитектурной школы XVII в.: рельефно выделенный цоколь с профилированным завершением и тягой-полуваликом над ним, раскрепованный пилястрами по периметру здания; огибающие пилястры с базами-раскреповками цоколя в оформлении углов галереи, южного крыльца, придела и апсид, в том числе западных выступов на фасадах галереи, на фасадах галереи, придела и между апсидами – с капителями-раскреповками венчающих карнизов; промежуточные пилястры, оформленные аналогично угловым, разделяющие фасады галереи на прясла; профилированный венчающий карниз с рядом поребрика по периметру галереи, южного крыльца, апсид и придела; оформление оконных проёмов галереи рамочными наличниками из двух полуваликов; сохранившееся оформление оконных проёмов придела и апсид рамочными наличниками из двух полуваликов с контрналичниками и килевидными перспективными навершиями; оформление барабана главки придела тягой-полуваликом у основания, аркатурным поясом и уступчатым карнизом;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадовюго-восточного крыльца профилированными карнизами в завершении опорных столбов первоначальных арочных проёмов; профилированными архивольтами сдвоенной арки на лицевом юго-восточном фасаде; трёхчетвертными колонками на углах столбов, фланкирующих щипец на лицевом юго-восточном фасаде; характер живописного сюжета на щипце;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов юго-западного крыльца тягой-полуваликом, проходящей в верхней части фасадов и повторяющей изгиб архивольтов первоначальных проёмов; профилированным венчающим карнизом, профилированными карнизами треугольного фронтона на лицевом юго-западном фасаде;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика, в том числе угловые и промежуточные пилястры, выделяющие прясла, завершённые профилированными капителями с рядом поребрика; профилированные архивольты закомар, в настоящее время ложных, опирающиеся на капители; оконные ниши второго света с арочными перемычками; оформление оконного проёма первого света на восточном прясле юго-восточного фасада рамочным наличником из двух полуваликов с контрналичником и килевидным перспективным навершием; киоты с арочными перемычками в профилированном (полувалик) обрамлении в центральных архивольтах на северо-восточном и юго-западном фасадах, во втором восточном архивольте на юго-восточном фасаде и втором западном архивольте северо-западного фасада; характер живописных сюжетов, расположенных в киотах;- композиция и архитектурно-художественное оформление барабанов пятиглавия четверика тягой-полуваликом у основания, аркатурными поясами, профилированными поясами в завершении, состоящими из профилированных тяг и рядов орнаментов (внизу вверх): ряд прямоугольных вертикальных нишек, ряд поребрика (на центральном барабане – два ряда поребрика), ряд уступчатых зубцов;- характер обработки фасадной поверхности – обмазка и/или окраска по кирпичу поверхностей наружных стен;- планировка в сохранившихся капитальных стенах, разделяющих объёмы здания;- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий объёмов здания: система крестовых сводов с клинчатыми распалубками в перекрытиях юго-восточной и юго-западной галерей; перекрытие четверика системой коробовых сводов на подпружных арках, опирающихся на наружные стены и крестовидные в плане столпы, с вспарушенными основаниями световых барабанов; система крестовых сводов в перекрытии северо-западной галерея-трапезной; сомкнутые своды в перекрытии северо-западного придела и юго-западного крыльца; конхи в перекрытиях апсид; металлические воздушные и внутристенные связи;- форма, габариты, местоположение проёмов во внутренних капитальных стенах здания;- архитектурно-художественное оформление интерьера галереи, в томчисле портал и дверной проём, обрамлённый трёхчетвертным валиком, между юго-западной галереей и четвериком; профилированный цоколь по периметру четверика;- архитектурно-художественное оформление интерьера четверика, в том числе рассветные оконные проёмы второго света, крестообразные в плане столпы; сохранившиеся металлические кованые заполнения дверных проёмов четверика;- архитектурно-художественное оформление интерьера галереи-трапезной: оформление рёбер сводов тягами – трёхчетвертными валиками, продолжающимися в простенках; лепные штукатурные розетки лиственного рисунка на пересечениях тяг; профилированные обрамления оконных проёмов; профилированные перспективные порталы между трапезной-галереей и четвериком, трапезной-галереей и северо-западным приделом;- архитектурно-художественное оформление интерьера северо-западного придела: пятиярусный иконостас в семь осей, оформленный штукатурным декором с профилированными раскрепованными карнизами, разделяющими ярусы с профилированными архивольтами на центральных осях, фигурными рамами живописных сюжетов, колоннами, разделяющими оси, на трёх верхних осях оформленными богатым лепным декором с цветочными розетками и виноградными лозами на стволах, капителями растительного орнамента; профилированный карниз с архивольтами в основании свода по периметру придела на уровне венчающего карниза иконостаса; промежуточный профилированный карниз на уровне нижнего карниза верхнего яруса иконостаса по периметру придела; живописный пояс между ними; круглая орнаментальная (лавровый венок) розетка с живописным сюжетом на юго-восточной стене придела и штукатурное оформление из цветочных розеток с завитками вокруг неё; круглая штукатурная орнаментальная (лавровый венок) розетка в центре свода с живописным сюжетом; сложная лепная композиция на своде, состоящая из завитков акантовых листьев со стрелами и цветами, двух ангелов, поддерживающих венец, и круглой профилированной розетки с буквенными обозначениями чисел (28 7568); дверной проём с арочной перемычкой, заглубленный в портал, соединяющий придел с апсидой четверика;- архитектурно-художественное оформление интерьера апсиды северо-западного придела: профилированное обрамление стеновой ниши; фрагмент профилированного штукатурного карниза в основании свода; орнаментальная круглая розетка на своде с живописным сюжетом; расположенный по периметру розетки лепной декор из омегообразных растительных завитков и ряда цветочных розеток; орнаментальная круглая розетка на юго-западной стене с живописным сюжетом; расположенный по периметру розетки лепной декор из лозы с виноградными кистями и крупными стилизованными цветами; сохранившиеся кованые двухстворчатые дверцы прямоугольной стеновой ниши;- архитектурно-художественное оформление интерьера юго-западного крыльца, состоящее из тяг-полуваликов в оформлении архивольтовпервоначальных проёмов; профилированной центральной розетки на своде; профилированных фигурных филёнок на лепестках свода;- сохранившиеся в оформлении интерьеров галереи, галереи-трапезной, придела с апсидой, четверика с апсидами сюжетные и орнаментальные фресковые росписи, выполненные в начале XVIII в. артелью живописца Фёдора Фёдорова.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.