Предметом охраны объекта культурного наследия «Дом жилой. Архитектор С.В. Капачинский», 1937 – 1940 гг. (г. Ярославль, просп. Ленина, д. 18/50), являются:- композиционные особенности здания, формирующего угловой участок при пересечении проспектов Ленина и Октября, а также опосредованно участвующего в формировании площади Карла Маркса, отмечающего линию бывшего Больничного переулка;- объёмно-пространственная композиция пятиэтажного с подвалом здания сложной в плане конфигурации, состоящего из двух Г-образных основных объёмов протяжённостью в 19 световых осей по лицевому юго-восточному фасаду, соединённых промежуточным объёмом, незначительно повышенным над лицевым фасадом, в пять световых осей шириной; со скошенными и заглубленными южным и восточным углами между лицевыми фасадами, с повышенными относительно основных объёмов над лицевыми фасадами угловыми частями; с выступами лестничных клеток на дворовых фасадах; с четырьмя крупными высотой в два этажа сквозными арочными проездами (оси указаны по лицевым фасадам): в южном крыле здания (по проспекту Октября) на одиннадцатой-двенадцатой западных световых осях; в восточном крыле здания (по проспекту Ленина) два проезда на десятой-одиннадцатой южных и на девятой-десятой восточных осях; в северном крыле (по бывшему Больничному переулку) на девятой-десятой восточных осях;- балконы на третьем этаже на лицевых фасадах (начиная от скошенных углов): на первых, третьих, шестых, восьмых, одиннадцатых, тринадцатых, шестнадцатых, восемнадцатых осях; балконы на дворовых фасадах на втором, третьем и четвёртом этажах в проекции балконов на лицевых фасадах, кроме осей, фланкирующих сквозные проезды;- форма и конфигурация прямой скатной крыши здания, осложнённой над дворовыми выступами;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов на фасадах здания (кроме глухих торцевых): прямоугольная форма и осевое расположение, в том числе крупных проёмов на первом этаже на боковых осях скошенных (южного и восточного) лицевых углов; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; исторический цвет заполнений оконных проёмов;- капитальные стены из кирпича; характер материала кровли – металл;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания: декор, расположенный по периметру здания: высокий рельефно выделенный цоколь с продухами, выступом-плинтусом и полкой, сильно раскрепованный на вертикалях простенков лицевых (юго-западного и юго-восточного) фасадов; развитый профилированный промежуточный карниз большого выноса между четвёртым и пятым этажами, на дворовых фасадах без выносной плиты, сильно раскрепованный на вертикалях простенков; профилированный венчающий карниз, слабо раскрепованный на вертикалях простенков лицевых фасадов;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (юго-западного, юго-восточного, северо-восточного) фасадов (на трех восточных осях, примыкающих к промежуточному объёму отделка фасадов на уровне первого этажа нарушена облицовкой полированным камнем): прямоугольный руст с крупными квадрами и тонкими мелкими швами нижних этажей до подоконной тяги четвёртого этажа; полуколонны с базами, состоящими из полки и полувалика, рустованными стволами, коринфскими капителями; в продолжении полуколонн крупные пилястры, имитирующие архитрав, с тягой простого профиля в средней части и уступчатыми капителями; простые лопатки на уровне пятого этажа в продолжении вертикалей пилястр; тяги простого профиля, продолжающиеся на пилястрах, на уровне окон четвертого этажа; оформление оконных проёмов первого этажа, состоящее из трёхсторонних профилированных наличников, подоконных полок упрощённого профиля, раскрепованных на вертикалях боковин наличников импостами, образующими вместе с нижней горизонтальной тягой, также раскрепованной импостами, подоконные ниши; над перемычкой наличника расположен профилированный горизонтальный сандрик; оформление оконных и балконных проёмов третьего этажа профилированными рамочными наличниками; профилированное обрамление исторических дверных проёмов подъездов с прямыми профилированными сандриками;- оформление сквозных проездов профилированными рельефно выделенными архивольтами на лицевых и дворовых фасадах, опирающимися на профилированные импосты, которые продолжаются в интрадосах проездов карнизной тягой;- ограждение балконов на лицевых фасадах, состоящее из прямоугольных в плане тумб, балясин в форме симметричных отображённых по вертикали ваз круглого сечения со сглаженным переходом от узкой части к широкой и уступчатого карниза-поручня;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых южного и восточного углов: прямые аттики, повторяющие конфигурацию углового объёма и завершённые профилированным упрощённым карнизом; рамочные профилированные наличники окон третьего этажа на заглублённых осях углов; оформление сдвоенных входных проёмов первого этажа, выделенных единым слабым ризалитом с профилированными тягами по периметру, небольшие стереобаты в две ступени перед входными проёмами; над ризалитом входных проёмов (на обоих углах) полукруглая ниша с арочной перемычкой с помещённой в неё круглой скульптурой; оформление ниш профилированной тягой и клинчатым замковым камнем, плоская прямоугольная горизонтальная нишка под полукруглой нишей; плоская прямоугольная нишка на оси полукруглой ниши на уровне пятого этажа;- композиция и архитектурно-художественное оформление юго-восточного фасада промежуточного объёма с центральным слабым ризалитом в три световых оси: оформление антаблемента, аналогичное таковому на лицевых фасадах основных объёмов; оформление оконных проёмов первого этажа на боковых осях аналогично таковым на лицевых фасадах основных объёмов (оформление южного окна нарушено отделкой полированным камнем);- скульптурные произведения в составе памятника: две женские фигуры в драпирующих одеждах, с атрибутами созидательной деятельности в руках в полукруглых нишах на скошенных лицевых (южном и восточном) углах;- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен, лепной и штукатурный декор;- историческая секционная планировка в капитальных стенах.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.