Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Салтыкова (Коммунальный банк), 1796 г., 1825 г., 1907 г.» (г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 3) являются:- композиционные особенности здания, представляющего собой трапециевидное в плане замкнутое каре с обширным внутренним двором, срезанными углами на главных фасадах, восточная лицевая фасадная линия которого обращена к улице Первомайской, южная – к Торговому переулку, западная – к улице Комсомольской, западная часть северной лицевой фасадной линии – к площади Волкова, восточная часть северной лицевой фасадной линии примыкает к объекту культурного наследия XVII века федерального значения Власьевской (Знаменской) башне; местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании исторической застройки площади Волкова, улиц Комсомольской и Первомайской, его роль в композиционно-планировочной структуре одного из центральных кварталов города;- объёмно-пространственная композиция здания, состоящая из четырех крыльев: северного − двухэтажного на подвале, с двумя плоскими одноэтажными ризалитами, на которые поставлены ложные двухколонные портики второго этажа; западного – двухэтажного на подвале, с повышенной трехэтажной центральной частью, где на уровне первого этажа размещен ризалит, а на уровне второго и третьего этажей − восьмиколонный портик; южного – двух-, трехэтажного, где западная, меньшая, часть двухэтажная, восточная (большая) часть трехэтажная, на подвале, по центральной оси фасада расположены сквозной арочный проезд в нижнем этаже и фигурный аттик на крыше; восточного – трехэтажного на подвале с фигурным аттиком на крыше по центральной оси; все четыре крыла здания соединяются между собой идентичными входными группами, помещенными на скошенных углах, с дверным проемом на ризалите и четырехколонным портиком с треугольным фронтоном над ним; трехэтажные северо-восточная и юго-восточная угловые части дополнены фигурными аттиками на крыше; скатная форма, габариты, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл; высотные отметки по карнизам и конькам крыши;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов здания, в том числе: осевое местоположение, габариты, конфигурация прямоугольных и арочных дверных и оконных проёмов, в том числе заложенных; историческая пятичастная и семичастная расстекловка окон; высокий, кирпичный, рельефно выступающий цоколь с четвертным валиком вверху, проходящий по периметру лицевых фасадов и облицованный блоками белого камня; профилированные ступенчатые междуэтажные тяги, прикрытые металлическим карнизом; гладкий фриз и уступчатый венчающий карниз; архитектурное решение четырех срезанных углов здания: плоский ризалит первого этажа и четырехколонный портик на уровне второго этажа с парными трехчетвертными колоннами коринфского ордера по флангам, поставленными на высокие прямоугольные пьедесталы, с ограждением интерколумния в виде крупных кувшиноообразных балясин, завершенный антаблементом с гладким фризом, уступчатым карнизом и треугольным фронтоном, наружный контур которого и контур гладкого поля тимпана отделаны тонкой штукатурной профилировкой; кованая решетка подвальных окон волнисто-ромбического рисунка с хомутами; колористическое решение оштукатуренных фасадов, окрашенных в белый цвет; два ризалита первого этажа северного фасада на одну оконную ось, один из которых находится на четвертой справа оси, другой – на третьей оси слева, с одиночным замковым камнем, украшенным гипсовой львиной маской; плоские ложные портики с двумя полуколоннами на невысоких прямоугольных плинтах, завершенными коринфскими капителями, поддерживающими антаблемент с гладким фризом и венчающим карнизом; полуколонны на простенках первого этажа, установленные на выступах цоколя, с ионическими капителями; восьмиколонный портик в центре западного фасада на уровне второго и третьего этажей, установленный на ризалит первого этажа с семью оконными осями, завершенный антаблементом с гладким фризом и уступчатым карнизом; круглые колонны с композитными капителями, расположенные попарно, установленные на прямоугольные невысокие базы; ограждение интерколумния в виде крупного балясника; сложные сандрики над окнами второго этажа в простенках между парами колонн в виде профилированных полочек на узорных гипсовых консолях, над которыми размещены гипсовые композиции с маскаронами в окружении цветочных и лиственных завитков и гирлянд; фрагменты арочных ниш с профилированными архивольтами в уровне третьего этажа; ритмическое решение первого этажа ризалита: чередование выступающей рустованной части, объединяющей сближенную пару колонн, и заглубленного гладкого простенка с имитацией арочного тимпана; чередование замковых камней с львиными масками над окнами ризалита: трехчастных – на рустованной поверхности, одиночных – на заглубленной гладкой поверхности; трехчастные замковые камни с львиными масками над окнами первого этажа боковых флангов фасада; выделение центральной оси фасада по вертикали широким дверным проемом первого этажа, фланкированным трехчетвертными колоннами, более широким интерколумнием между колоннами второго и третьего этажей и, соответственно, более широким ограждением балясника и более вытянутой по горизонтали лепной композицией второго этажа; трехчастные замковые камни с львиной маской над окнами первого этажа южного фасада; характер членения южного фасада восемью пилястрами в центре фасада на уровне второго и половины третьего этажей, раскрепованных карнизом второго этажа, сближенных попарно, с более широким центральным простенком; прямоугольные ниши оконных проемов второго этажа; сложные сандрики над тремя окнами второго этажа в центральной части фасада в виде профилированных полочек на узорных гипсовых консолях, над которыми размещены гипсовые композиции с маскаронами в окружении цветочных и лиственных завитков и гирлянд; над сандриками в уровне третьего этажа – фрагменты арочных ниш заложенных окон со штукатурным архивольтом; центральная вертикальная ось фасада зафиксирована аркой сквозного проезда и фигурным аттиком на крыше; оформление аттиков, включая четыре круглые в сечении тумбы, увенчанные карнизом с дентикулами, между которыми установлены глухие парапетные стенки с вертикальными щелевидными шестигранными нишками, в центре – повышенный треугольный фронтон, завершенный карнизом с дентикулами, с круглым оконцем-нишей в окантовке, опирающийся на пониженные прямоугольные столбики; элементы убранства восточного фасада, в том числе: трехчастные замковые камни с львиными масками над окнами первого этажа, пилястры в центре фасада, в заглубленные простенки между которыми вписаны окна второго этажа, над тремя из которых находятся сложные сандрики с гипсовой композицией;- элементы конструкции, в том числе: капитальные стены, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе; проездная сквозная арка в центре объема южного крыла; коробовые своды подвалов, в кирпичной кладке которых использована тычковая система; клинчатые удлиненные и щековые распалубки над окнами подвалов; лучковая и арочная форма дверных проемов на внутренних капитальных стенах подвала; местонахождение, габариты и форма прямоугольных в сечении столбов: четырех столбов на всех этажах, включая подвал, − в западном крыле; двух столбов на всех этажах, включая подвал, − в северном и восточном крыльях; местоположение, габариты; деревянные фермы стропильной системы крыши;- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе: историческая планировка в кирпичных капитальных наружных и внутренних поперечных и продольных (южное крыло) капитальных стенах; расположение, габариты и форма первоначальных существующих и заложенных дверных проемов; лестница в южном крыле здания; - элементы убранства интерьера, в том числе: кованое ограждение лестницы в южном крыле здания, представленное крупным раппортным рисунком с мотивами волют, завитков, побегов; в местах соединений элементов раппорта с вертикальными стойками использованы хомуты, в местах соединений вертикальных стоек и нижней горизонтальной полосы использованы розетки с бусинами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.