Дом Евреиновых

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Евреиновых», 1896 г., расположенного по адресу: Ярославская область, г. Углич, Успенская пл., д. 2, являются:- градостроительные особенности здания, формирующего угол исторического квартала № 12, участвующего в формировании застройки центральной площади города Углича – Успенской площади, линии застройки Первомайской улицы, фиксирующего линию исторического внутриквартального проезда;- сложная объёмно-пространственная композиция здания, состоящего из двух объёмов:лицевой северный корпус, выходящий на Успенскую площадь и Первомайскую улицу – п-образный в плане, двухэтажный с подвалом и антресольным этажом над дворовым (южным) фасадом, с плоскими боковыми ризалитами в две световых оси шириной на лицевых северном и восточном фасадах, скошенным северо-восточным углом со слабым ризалитом с выпущенными скруглёнными углами, скошенным юго-западным (дворовым) углом восточного крыла; балконы на втором этаже на двух центральных осях северного фасада и на скошенном северо-восточном углу; конфигурация, габариты и форма прямой скатной крыши здания; характер купольного завершения над северо-восточным углом: восьмигранный купол на низком гранёном барабане с люкарнами и небольшим фигурным шпилем на расширенном основании; характер кровельного покрытия, в том числе купола – металл;южный корпус, выходящий на Первомайскую улицу и внутриквартальный исторический проезд, – г-образный в плане со скошенными юго-восточным и северо-западным углами, двух- трёхэтажный, с пониженной (двухэтажной) западной частью шириной в шесть световых осей; слабый ризалит на угловой юго-восточной части в две световых оси по восточному и южному фасадам; конфигурация, габариты и историческая форма крыши, прямой с вальмой и слуховым окном над юго-восточным углом; характер кровельного покрытия – металл;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов на лицевых северном и восточном фасадах северного лицевого корпуса: историческая форма и осевое расположение прямоугольных оконных и дверных проёмов первого этажа и оконных проёмов подвала с лучковыми перемычками, в том числе заложенных; форма и осевое расположение прямоугольных оконных и дверных проёмов и оконных и дверных проёмов с арочными перемычками на втором этаже; характер столярных заполнений оконных и дверных проёмов на лицевых фасадах;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов на южном дворовом и западном дворовом фасадах северного лицевого корпуса: форма и осевое расположение крупных с арочными перемычками оконных проёмов лестничной клетки на дворовом южном фасаде; прямоугольная форма и осевое расположение исторических оконных проёмов;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на лицевых южном и восточном фасадах южного корпуса, в том числе заложенных: прямоугольная форма и осевое расположение оконных и дверных проёмов, в том числе широких витринных проёмов на первом этаже; характер столярных заполнений оконных и дверных проёмов на лицевых фасадах;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов на дворовых северном и западном фасадах южного корпуса: прямоугольная форма и осевое расположение оконных проёмов; форма и осевое расположение на северной оси западного дворового фасада у места примыкания корпусов широкого входного проёма с арочной перемычкой; сохранившиеся кованые крюки петель в белокаменных блоках в боковинах широкого входного проёма;- капитальные стены северного корпуса, сложенные из красного глиняного кирпича размером 24 × 12 × 7,5 см способом верстовой кладки; капитальные стены южного корпуса из красного глиняного кирпича с клеймом «ЕКТ», сложенные способом цепной перевязки;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северного и восточного) фасадов северного корпуса, в том числе повышенный рельефно выделенный цоколь; горизонтальный руст стен с отделкой фактурной штукатуркой «под шубу» на первом этаже и на ризалитах на втором этаже; профилированный промежуточный карниз; оформление оконных проёмов второго этажа на ризалитах: плоские широкие (на два окна) оконные ниши, профилированные подоконные филёнки, разделённые короткими импостами на вертикалях простенков с профилированными низкими базами и капителями-раскреповками подоконной полки; профилированная подоконная полка, раскрепованная импостами; пилястра без базы с профилированной упрощённой капителью и узкой тягой, отделяющей шейку, в простенке между окнами; аналогичнооформленные полупилястры по сторонам оконных проёмов; узкий архитрав над пилястрами в нише, завершённый профилированной тягой; гладкий неширокий фриз и профилированный карниз; оформление проёмов с арочными перемычками на втором этаже, в том числе дверных балконных, профилированными соединёнными попарно горизонтальными тягами архивольтами с крупными клинчатыми замковыми камнями с квадром призматического руста на лицевой стороне и профилированным карнизом в завершении, в простенках между парными проёмами пилястры без баз с профилированными капителями и прямоугольной вертикальной накладной доской с профилированной кромкой на стволе; повышенные каннелированные пилястры, разделяющие пары проёмов (на северо-восточном углу один проём), на невысоких пьедесталах и упрощённых базах с гладкими шейками, выделенными профилированной тягой, и капителями, оформленными волютами и рядом орнамента между ними, с профилированной абакой в завершении; аналогично оформленные полупилястры в простенках у ризалитов; профилированные подоконные тяги, раскрепованные импостами, профилированные прямоугольные горизонтальные подоконные филёнки, заполненные фактурной штукатуркой «под шубу», разделёнными импостами с базами и профилированными капителями-раскреповками подоконных тяг; антаблемент состоящий из профилированного архитрава, фриза, разделённого сдвоенными, на углах ризалитов – строенными, триглифами на прямоугольные ниши – метопы, на ризалитах гладкие, на фасадах отделанные фактурной штукатуркой «под шубу»; профилированный карниз небольшого выноса с мутулами, расположенными на вертикалях триглифов; треугольный фронтон в завершении скошенного северо-восточного угла с профилированными горизонтальными и наклонными карнизами; парапет над венчающим карнизом здания, состоящий из аттиков над ризалитами и прямоугольных в плане тумб с кованными решётками; горизонтальные аттики над боковыми ризалитами с профилированными карнизами, раскрепованными над боковыми сдвоенными лопатками, акцентирующими углы, с простой центральной лопаткой и плоскими прямоугольными горизонтальными нишами по сторонам от неё; профилированные венчающие карнизы по периметру парапетных тумб;- композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых (западного и южного) фасадов северного корпуса, в том числе узкая тяга под окнами антресольного этажа; профилированный венчающий карниз с рядом сухариков; оформление верхней части выступающего над скатом крыши объёма парадной лестницы боковыми пилястрами без баз с плоскими прямоугольными вертикальными нишами на стволах и капителями-раскреповками венчающего карниза; венчающий карниз – профилированный с рядом сухариков;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (южного и восточного) фасадов южного корпуса, в том числе рельефновыделенный повышенный цоколь; прямые профилированные сандрики над проёмами первого этажа; сохранившиеся деревянные декоративные профилированные накладки-козырьки с рядом дентикул на фризе и рядом мелких «бриллиантовых» квадр на карнизе на двутавровых перемычках витринных проёмов; профилированные промежуточные кирпичные карнизы, раскрепованные лопатками в простенках; широкие лопатки в простенках, разделяющие пары оконных проёмов на верхних этажах; кирпичные замковые камни в веерных перемычках проёмов второго этажа; антаблемент в завершении фасадов: фриз, выделенный уступчатой тягой, заполненный профилированными кронштейнами: парами над узкими простенками, четырьмя – над широкими простенками с лопатками; плоские прямоугольные горизонтальные ниши на фризе на световых осях; профилированный венчающий карниз небольшого выноса; аттик в завершении скошенного юго-восточного угла, продолжающийся над парой осей обоих фасадов, оформленный лопатками на вертикалях простенков и профилированным венчающим карнизом, раскрепованным лопатками; оформление арочного слухового окна над скошенным юго-восточным углом перспективным кокошником;- характер исторической обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых (северного и восточного) фасадов северного корпуса; неоштукатуренные поверхности наружных стен южного корпуса; сохранившиеся блоки белого камня в облицовке цоколя восточного фасада южного корпуса;- пространственно-планировочная структура интерьера северного корпуса – секционно-коридорная с элементами анфилады: продольная капитальная стена, разделяющая все этажи северного корпуса на северную (лицевую) и южную (дворовую) части; сохранившиеся поперечные капитальные стены, выделяющие в подвале и на первом этаже помещения в две световых оси шириной; в южной дворовой части на всех этажах капитальными стенами выделен объём лестничной клетки; на втором этаже поперечная капитальная стена, выделяющая угловой северо-восточный объём по ширине ризалита;- пространственно-планировочная структура интерьера южного корпуса: на всех этажах капитальная стена, выделяющая объём лестничной клетки в северной части восточного крыла у места примыкания корпусов; капитальная продольная стена, выделяющая на первом этаже южную и северную части корпуса; поперечная капитальная стена, разделяющая северную часть на две примерно равные части; поперечная капитальная стена, на всех этажах выделяющая западные помещения шириной в две световых оси;- перекрытия помещений подвала северного корпуса кирпичными ребристыми сводами по металлическим балкам; перекрытия западных помещений на первом этаже северного корпуса кирпичными ребристымисводами; перекрытие помещения парадной лестницы в северном корпусе лотковым сводом;- сохранившиеся перекрытия помещений первого этажа южного корпуса кирпичными ребристыми сводами по металлическим балкам;- местоположение, материал, конструкция и оформление железобетонной, четырёхмаршевой с поворотами на 90° главной лестницы в западной части северного корпуса с профилированными торцами проступей и ограждением, состоящим из литых чугунных столбиков, выполненных в форме переплетённых акантовых листьев с центральной цветочной стрелой, и точёных деревянных поручней; сохранившиеся в ступенях металлические кулачки и прутья для ковровой дорожки;- местоположение и материал лестницы в северо-восточной части южного корпуса;- исторические столярные заполнения внутренних дверных проёмов в северных помещениях второго этажа северного корпуса: столярные профилированные обрамления проёмов; двупольные филёнчатые двери с плинтусами, завершёнными профилированной кромкой, на внешней стороне полотна с нижними прямоугольными фигаррейными филёнками с отживками и фигурной фигаррейной полкой с профилированной кромкой; рядом узких гофр на среднике и прямым профилированным сюппортом над гофрами; верхней вертикальной фигаррейной филёнкой с отживкой и «вынутыми» верхними углами, дополненными вертикальными призматическими квадрами на стояках, широкий горизонтальный призматический квадр в профилированном обрамлении на верхней обвязке; на верхней обвязке внутренней стороны полотна – треугольный сюппорт на прямых каннелированных кронштейнах с «каплями» на нижней грани, спускающихся в «вынутые» углы верхней филёнки, с орнаментальным обрамлением в форме упрощённых листьев с фигурными угловыми акантовыми листьями;- архитектурно-художественное оформление интерьера подвала в северном корпусе: местоположение, форма и габариты исторических проёмов в капитальных стенах с арочными разной высоты подъёма и лучковыми перемычками;- архитектурно-художественное оформление интерьера входного холла в северном корпусе, в том числе филёнки на стенах и в простенках крупных ниш-проёмов с арочными перемычками; «вынутые» углы (фаска), обращённые к историческим проёмам-нишам; профилированный карниз с рядом линейного орнамента на стенах и простенках на уровне пят арок; профилированные архивольты арок с рядами линейных орнаментов (овы и меандр) и фигурными замковыми камнями в форме волюты с акантовым листом на передней поверхности и профилированным карнизом; небольшие угловые четырёхлепестковые розетки в основании меандра на архивольте; ряд профилированных тяг и меандра, соединяющий архивольты; оформление карнизов и плоского плафона входного холла, включающее в себяпрофилированную падугу и карниз с рядом меандра в нижней части, три стилизованных крупных «кессона», ограниченных профилированными тягами с рядом меандра и небольшими четырёхлепестковыми угловыми розетками; лепные потолочные розетки в центре каждого «кессона», состоящие из акантовых стрел и листьев, симметричных относительно центральной оси (симметрия четвёртого порядка); оформление филёнками интрадоса проёма с арочной перемычкой, ведущего на парадную лестницу;- архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки главной лестницы в северном корпусе, в том числе филёнки на стенах и нижних поверхностях маршей и площадок; оформление потолка профилированными тягами по периметру;- архитектурно-художественное оформление интерьера западных помещений на первом этаже северного корпуса, в том числе тонкие тяги по периметру лотков ребристых сводов;- архитектурно-художественное оформление интерьера центрального северного помещения на втором этаже северного корпуса, в том числе каннелированные пилястры композитного ордера на пьедесталах и базах с профилированными капителями с орнаментами (овы и кувшинки) и рядом небольших выпуклых розеток на шейках; филёнки на южной стене под балконом; филёнки в нижней части стен на уровне пьедесталов пилястр; профилированная тяга, выделяющая нижнюю часть стен, раскрепованная пьедесталами пилястр; профилированный плинтус по периметру; профилированное обрамление исторического проёма в западной стене помещения с рядом геометризованного линейного орнамента и чередующимися круглыми и удлинёнными лепными розетками в интрадосе; оформление антаблемента помещения: архитрав из трёх фасций с рядом «кувшинок» на верхней; профилированная тяга, выделяющая фриз; фриз, разделённый сдвоенными над пилястрами фигурными каннелированными кронштейнами с акантовым листом и заполненный парами провисающих цветочных гирлянд со свисающими концами и бантами в верхней части; ряды линейных орнаментов (дентикулы и овы) в верхней части; гладкий карнизный выступ и ряд линейного орнамента (веера в рамах) над ним; оформление потолочного плафона линейными орнаментами, разделяющими пространство на несколько разных по размеру и форме полей: витой ленточный орнамент, ряд меандра с некрупными цветочными розетками, объёмные ветки лавра, перевитые лентами; оформление полей в торцевых концах плафона: угловых квадратных и центрального прямоугольного, обрамлённых линейными орнаментами (бусы с катушкой и кувшинки); в центре угловых полей лепные розетки из цветочных стрел и листьев аканта с центральной цветочной розеткой, симметричные относительно центральной оси (симметрия четвёртого порядка); в центре прямоугольного поля удлинённая розетка из центральной акантовой розетки с побегом и боковых пересекающихся сильно скрученных тонких цветочных завитков; угловые треугольные поля ближе к центру плафона, ограниченныепрофилированной тягой с рядом ов и бус с катушкой, с крупной лепной розеткой в центре, состоящей из цветочного вазона в центре и фланкирующих его крупных развитых акантовых стрел-завитков с лентами и ленточной розеткой у пересечения вазона и стрел; оформление шестигранного центрального плафона, выделенного широким профилированным бордюром с рядом геометризованного орнамента, ограниченным «бусами», со спиральными лиственными розетками в разрывах, с рядом линейных орнаментов (овы и бусы с катушкой) по внутренней стороне; крупная лепная композиция в центре центрального плафона, вписывающаяся в ромб, состоящая из центральной выпуклой розетки, окружённой кольцом меандра, и расположенных вокруг неё крупных пучков акантовых листьев (по длинной оси композиции) с развитыми завитками акантовых цветочных стрел и провисающими цветочными гирляндами (по короткой оси); по периметру композиции четыре крупных провисающих цветочных гирлянды со свисающими концами и лентами, связанными в банты; фигурная профилированная тяга вокруг центральной композиции с двумя рядами линейных орнаментов (овы и бусы с катушкой); оформление балкона на южной стене: фигурные каннелированные кронштейны с волютообразным нижним концом, развитыми акантовыми листьями на передней поверхности и гирькой-розеткой у верхнего края, с боковыми круглыми цветочными розетками в квадратных филёнках с рядом орнамента (кувшинки) по периметру и гранёными квадрами в пазухах и треугольными филёнками с аналогичным орнаментом по периметру и центральным треугольным квадром; профилированный цоколь балкона с двумя рядами линейного орнамента; ограждение балкона, состоящее из кувшинообразных балясин с гладкими верхним и нижним плинтусами и профилированных поручней; угловые печи, облицованные гладкими белыми изразцами, в юго-восточном и юго-западном углах помещения, завершённые карнизом с рядом зубцов и фигурным навершием, завершённым центральной и боковыми угловыми солярными полурозетками; каминное основание печи – с мраморной каминной полкой небольшого выноса; профилированными карнизом и плинтусом; фигурной нишей-топкой, фланкированной каннелированными пилястрами, раскреповывающими плинтус, карниз и каминную полку, с боковыми волютообразными завитками и акантовым цветком; историческое заполнение дверного проёма наружного балкона: профилированное столярное обрамление дверного проёма, двупольная филёнчатая внутренняя дверь с прямоугольной профилированной нижней филёнкой с фигаррейной полкой и накладкой с «вынутыми» углами, верхней прямоугольной световой филёнкой, профилированным нащельником, профилированными сюппортами на среднике;- архитектурно-художественное оформление интерьера углового северо-западного помещения второго этажа северного корпуса, в том числе угловые печи в юго-западном и юго-восточном углах, облицованныегладкими белыми изразцами с профилированными плинтусами и карнизами; на юго-восточной печи карниз с рядами изразцового орнамента в форме скруглённых дентикул, гофр, скруглённых флажков и рокайлей; завершение юго-западной печи простым выступом над профилированным карнизом; оформление печных зеркал: верхняя часть незначительно заглублена, на боковинах расположены вертикальные прямоугольные ниши с выгнутыми верхними и нижними сторонами, нижняя часть зеркала отделена стилизованной профилированной каминной полкой (небольшим выступом) и дополнительным выступом под ней;- архитектурно-художественное оформление интерьера второго северо-западного помещения второго этажа северного корпуса, в том числе печь («аксёновская»), облицованная фигурными полихромными изразцами пастельных тонов с геометрическим и цветочным орнаментом с профилированными карнизом и плинтусом на боковой стороне, обращённой в помещение;- угловая печь в коридоре в западной части второго этажа (помещение, примыкающее к лестничной клетке), с зеркалом, облицованным гладкими белым изразцами, с профилированным изразцовым плинтусом и сохранившейся печной фурнитурой;- характер исторической отделки помещений второго этажа северного корпуса с профилированными карнизными и потолочными тягами, филёнками.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте