Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание губернской земской управы, 1880-е годы» (г. Ярославль, ул. Андропова, д. 6) являются: - композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки ул. Нахимсона и ул. Андропова; - объёмно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из нескольких объёмов: северный (угловой) объём, Г-образный в плане с тупым наружным углом, образованным лицевыми фасадами: северо-западным в девять осей и юго-западным в двенадцать осей, и заглублённым внутренним углом, образованным прямоугольным выступом по восточному фасаду (в настоящее время к юго-восточному (дворовому) фасаду примыкает на уровне второго этажа переход), двухэтажный с повышенной (двухсветной) центральной в три световых оси частью; центральный объём, примыкающий к торцевому юго-восточному фасаду северного объёма по линии ул. Андропова, двух-, трёхэтажный (с двухсветным залом вдоль лицевого фасада) с подвалом, в одиннадцать осей по юго-западному (лицевому) фасаду, прямоугольный в плане с ризалитом, выделяющим повышенную часть на лицевом фасаде и слабым ризалитом, акцентирующим вход, двумя разноразмерными выступами на восточном (дворовом) фасаде со скруглёнными углами: северным незначительным и южным, прямоугольным в плане, соединяющим центральный объём с восточным объёмом (в настоящее время к восточному дворовому фасаду северного объёма и северо-западному (дворовому) фасаду центрального объёма примыкает небольшая Г-образная в плане поздняя пристройка, частично перекрывающая дворовую пристройку северного объёма); южный объём в девять осей по лицевому фасаду с плоским ризалитом на южной оси лицевого фасада, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий по линии ул. Андропова к юго-восточному (торцевому) фасаду центрального объёма (в настоящее время к южной части его юго-восточного (дворового) фасада примыкает поздняя пристройка); восточный (дворовый) объём, двухэтажный прямоугольный в плане, примыкающий к южной части юго-восточного фасада южной пристройки центрального объёма; формы, габариты, конфигурации, углы наклона скатов прямых вальмовых крыш объёмов; характер материала кровли – металл; - местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах северного и центрального объёмов: прямоугольная форма (на дворовых фасадах также с арочными и лучковыми перемычками), осевое расположение, в том числе закрытых переходом, ложных и заложенных; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных входных и оконных проёмов на лицевом фасаде южного объёма; материал и характер оформления столярных заполнений дверных и оконных проёмов; - капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (в том числе под примыкающим переходом и внутри него) северного объёма и четырёх северных осей лицевого (юго-западного) фасада центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь, обработанный блоками белого камня; пилястры тосканского ордена, объединяющие этажи (в том числе второй свет); трёхсторонние наличники окон первого этажа с выпущенными вниз боковинами и «каменьями», глубоко расшитыми, над перемычкой и в верхних частях боковин с повышенным «замком»; узкие прямоугольные горизонтальные подоконные нишки; над окнами первого этажа фигурные П-образные с «вынутыми» верхними углами доски; междуэтажная тяга простого профиля, разорванная пилястрами; оформление окон второго этажа трёхсторонними простого профиля наличниками с профилированной подоконной полкой на прямоугольных «камешках», незначительно выступающей за линию боковин, и трёхчастным веерным замковым камнем; оформление окон второго света трёхсторонними простого профиля наличниками с выпущенными вниз боковинами и подоконной полкой, выступающей за линию боковин, с трёхчастным веерным замковым камнем в перемычке; антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, фриза, заполненного триглифами (на дворовом фасаде северного объёма без триглифов), и профилированного карниза с мутулами под горизонтальной плитой; прямой аттик с гладким цоколем и тонким карнизом, фланкированный прямоугольными тумбами на базах с пояском-полуваликом и тонким карнизом; - композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада повышенной части центрального объёма: рельефно выделенный цоколь; профилированный карниз, разделяющий первый и второй этажи; прямоугольный фацетированный руст с веерными квадрами над перемычками окон первого этажа; оформление входного проёма на центральной оси, в том числе плоский портик с каннелированными боковинами на пьедесталах – раскреповке цоколя, уплощенные каннелированные кронштейны-волюты со стилизованными веерными цветочными розетками с акантовым листом на выпуклой части волюты, расположенные на прямоугольных досках с прямоугольным центральным выступом с профилированными гранями и полуциркульными «фартуками» и помещёнными в них цветочными розетками и завитками акантовых листьев, с гладкой перемычкой, завершённой тонким профилированным карнизом; плоская прямоугольная горизонтальная филёнка над перемычкой портика; небольшие прямоугольные филёнки с лепными цветочными розетками над боковинами портика; астрагал над промежуточным карнизом, раскрепованный пилястрами и полупилястрами второго этажа; в оформлении второго этажа со вторым светом угловые пилястры с фацетированными дощатым рустом на невысоких пьедесталах с прямоугольными горизонтальными филёнками и профилированной базой, образованной раскреповкой подоконной тяги, с упрощенными профилированными капителями и «шейкой», декорированной лепной композицией из фигурного картуша в форме геральдического щита, фланкированного тонкими акантовыми стрелами с завитками листьев; высокие пилястры коринфского ордена в простенках второго этажа; профилированная подоконная тяга окон основного света, раскрепованная боковыми полупилястрами, фланкирующими оконные проёмы; подоконные прямоугольные горизонтальные филёнки с квадрами призматического руста; короткие полупилястры, фланкирующие оконные проёмы основного света, с дощатым рустом, цветочными розетками на «шейках» и упрощёнными капителями с рядом ов, поддерживающие разделяющий первый и второй свет лепной пояс, состоящий из архитрава в две фасции, фриза, заполненного горизонтальным орнаментом «завиток Витрувия», и тонкого профилированного карниза; оформление окон второго света профилированными подоконными полками, объединяющими их попарно на световых осях, и крупными импостами между парными проемами на оси, состоящими из пьедестала, незначительно сужающегося книзу на профилированной базе с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, профилированными тонким карнизом, и крупной уплощённой волюты с филёнкой на лицевой стороне, заполненной развитым акантовым листом, ограниченной снизу лепным орнаментом из конусов с бусами, и профилированными карнизом; антаблемент, состоящий из архитрава в две фасции, разделённые профилированными тягами, гладкого фриза и профилированного карниза с рядом мутул с каннелированной нижней гранью и плоскими филёнками на лицевой грани; парапет из двух боковых тумб и центрального аттика на крыше: фигурный аттик с повышенной центральной частью, ограниченной прямоугольными тумбами с филёнчатыми лицевыми сторонами, в центре аттика лепная композиция из картуша в форме геральдического щита, фланкированного развитыми тонкими завитками акантовых стрел с цветочными розетками и листьями, и прямыми боковыми филёнками, завершённой треугольным фронтоном с профилированными горизонтальным и наклонными карнизами, профилированные карнизы боковых крыльев аттика; боковые тумбы парапета крупные, прямоугольные в плане, с профилированными тонкими карнизами; - композиция и архитектурно-художественное оформление дворовых фасадов центрального объёма: низкий рельефно выделенный цоколь; угловые лопатки; раскрепованные лопатками широкие гладкие горизонтальные пояса, проходящие на уровне верхних четвертей окон обоих этажей, уступчатый промежуточный карниз, тяги, отделяющие широкий гладкий фриз; веерные перемычки с клинчатыми «замками» оконных проёмов, в том числе повышенных над лучковыми перемычками; плоские ниши с помещёнными в них подоконными полками на прямоугольных «камешках» под прямоугольными окнами второго этажа; оформление окон лестничной клетки с арочными перемычками контрналичниками и плоскими широкими наличниками с объединёнными низко выпущенными боковинами, ограничивающими подоконные ниши, заполненные плоскими досками; пяты архивольтов наличников, выделенные полочками, продолжающими линии тяг на фасаде; повышенные клинчатые замковые камни в центре архивольтов арочных перемычек наличников; - композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-западного) фасада южного объёма: раскрепованный пилястрами рельефно выделенный цоколь; пилястры в простенках с упрощёнными профилированными капителями высотой в два этажа; над перемычками крупных проёмов первого этажа широкий гладкий фриз; промежуточный карниз упрощённого профиля с разрывами на вертикалях пилястр; прямоугольные ниши с помещёнными в них крупными «досками» под окнами второго этажа; небольшие трёхчастные замковые камни над перемычками окон второго этажа; гладкий архитрав, фриз с упрощёнными триглифами и выносной слабопрофилированный карниз в завершении фасада; оформление южной оси фасада с входным проёмом, в том числе более крупная подоконная ниша второго этажа с крупной помещённой в неё доской; фигурный аттик, ограниченный гладкими боковыми тумбами, над карнизом; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов восточного (дворового) объёма: профилированный венчающий карниз; - характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен лицевых фасадов здания, дворового и торцевого фасадов северного объёма; блоки белого камня в облицовке цоколя северного объёма; - колористическое решение лицевых фасадов здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом; - историческая планировка здания в капитальных стенах, разделяющих объёмы, а также в северном объёме – поперечные капитальные стены, выделяющие двухсветный зал, продольная стена, разделяющая прочие помещения северо-восточной части (по ул. Нахимсона) на лицевые и дворовые; продольные капитальные стены, выделяющие коридор в юго-западной части (по ул. Андропова) северного объёма и примыкающей к нему двухэтажной части центрального объёма; поперечные стены, разделяющие лицевую часть, выделенную коридором, на неравные помещения; поперечные капитальные стены, выделяющие в дворовой части объём бывшей лестничной клетки; продольные и поперечные капитальные стены, выделяющие в повышенной части центрального объёма лестничную клетку парадной лестницы; - перекрытия помещений, в том числе подвальных, ребристыми кирпичными сводами по металлическим направляющим; - местоположение, материал и оформление лестницы: парадная разветвлённая трёхмаршевая лестница с каменными проступями с профилированным свесом; нижняя фризовая ступень первого марша со скруглёнными боковыми гранями (незначительно шире лестничного марша); ограждения лестницы из литых чугунных опор и деревянных точёных поручней: опорные стойки площадок – литые столбики, зеркально орнаментованные в верхней и нижней части: квадратный в плане вытянутый вертикально плинт с вытянутой цветочной розеткой в филёнках и сдвоенные пояски; в завершении столбика под поручнем шарик; промежуточные стойки сложного рисунка, представляющие собой сильно вытянутые вертикально вложенные большой и малый овалы, соединённые по бокам рядом из трёх «бусин», отображённо оформленные вверху и внизу симметричным относительно центральной оси лирообразным обрамлением из С-образных завитков аканта в средней части и раздвоенных боковых завитков; малый овал с лилиями сверху и внизу; - архитектурно-художественное оформление интерьера первого и второго этажей северной части центрального объёма и северного объёма: профилированные карнизные и потолочные тяги и падуги в помещениях; прямоугольная с арочной перемычкой форма проёмов в капитальных стенах, обрамленных трёхчетвертным валиком, выделяющим рёбра проёма; - архитектурно-художественное оформление интерьера вестибюля парадного входа: стилизованный «римский» руст стен; на боковых стенах пары широких пилястр с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; широкий прямоугольный проём на лестничную клетку со стилобатом в четыре ступени и прямоугольными в плане, близкими к квадрату столбами, оформленными аналогично пилястрам; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; перекрытие – ребристый свод; - архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки: оформление стен на уровне первого этажа профилированными широкими филёнками, ограниченными пилястрами с филёнчатым стволом, профилированной тягой, отделяющей шейку с выпуклой лепной цветочной розеткой, и профилированной капителью с рядом ов; профилированный карниз с меандром по периметру помещения; «римский» руст и профилированные тяги на стенах под маршами лестницы; филёнка с волютообразным каннелированным завитком-кронштейном в верхней части косоура, расположенного дальше от стены, в оформлении подшивки верхних лестничных маршей; дощатый руст на стенах над промежуточной лестничной площадкой; оконные проёмы в профилированных обрамлениях с боковинами, опирающимися на плоские импосты, филёнчатыми замковыми камнями, раскреповывающими верхнюю кромку фигурной надоконной филёнки; фигурная надоконная филёнка; круглые лепные цветочные розетки над пазухами архивольтов арочных окон; вогнутые угловые пилястры в углах над промежуточной лестничной площадкой с рустованными стволами, тремя лепными цветочными розетками на гладких шейках, рядом ов, оформляющим капители; профилированный пояс, разделяющий стены по вертикали; «римский руст» стен над маршами лестницы; членение стены промежуточными филёнчатыми пилястрами на профилированных базах с небольшими пьедесталами – раскреповкой плинтуса и профилированного пояса стен, с «пряслами», оформленными профилированными филёнками с вложенными крупными досками с выбранными выкружкой углами и круглыми цветочными розетками в них; лепной орнамент «завиток Витрувия» на уровне капителей пилястр; мелкопрофилированный карниз; профилированные тяги в оформлении лотков ребристого свода; профилированные рамы на гладких импостах в оформлении дверных проёмов на втором этаже; - архитектурно-художественное оформление большого двухсветного зала в центральном объёме: профилированный промежуточный антаблемент, разделяющий первый и второй световые уровни, слабо раскрепованный на вертикалях пилястр, состоящий из гладкого архитрава, отделённого профилированной тягой от фриза с круглыми цветочными розетками на осях пилястр, и профилированного карниза с треугольным фронтоном над центральным входом с небольшим рокайлем над коньком; сдвоенные пилястры коринфского ордена на стенах на уровне первого света; сдвоенные филёнчатые пилястры с упрощенными капителями с рядом ов на осях пилястр основного света на уровне второго света; в простенках сдвоенных окон пилястры-импосты с вертикальной филёнкой на лицевой стороне, заполненной лепным орнаментом – цепочкой из уменьшающихся книзу выпуклых листьев водяной лилии, шейкой с тремя объёмными цветочными розетками, прямоугольной доской с квадром призматического руста и капителью в виде ионических волют с рядом ов и цветочно-геометризованным орнаментом-подвеской; ложные профилированные кессоны, разделяющие потолок на неравные части: узкие боковые, разделённые на три «кессона», и крупный центральный плоский плафон; орнамент «завиток Витрувия» с квадратными угловыми лиственными розетками на нижних поверхностях бордюров, выделяющих «кессоны» и плафон; орнамент из бус и катушек, соединяющий угловые и промежуточные боковые розетки центрального плафона; угловые розетки, симметричные относительно центральной оси – короткого прямого побега с ярусно расположенными лиственными мутовками, – из пучка развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами, и меньшими лиственными завитками, оформляющими угол; промежуточные розетки, симметричные относительно центральной оси, из пучка акантовых листьев с сильно скрученными развитыми тонкими завитками побегов по сторонам и осевым прямым коротким побегом; центральная розетка с центральной осью симметрии четвёртого порядка, состоящая из выпуклого профилированного кольца с орнаментом из диагональной сетки с бусинами и четырьмя овальными картушами с фигурным внешним краем, с радиально расположенными, обращёнными книзу акантовыми листьями со стрелами внутри кольца и орнаментом без чёткой границы снаружи кольца: расположенными по осям картушей пучками развитых тонких сильно скрученных акантовых листьев с крупными внешними завитками, образованными акантовыми стрелами с цветами и геометризованными центральными (осевыми) прямыми стрелами и пучками тонких скрученных акантовых листьев на промежуточных осях с перехватами с прямыми осевыми стрелами с ярусными лиственными мутовками; столярные заполнения первоначальных дверных проёмов большого зала: неподвижная трёхфилёнчатая горизонтальная фрамуга с фигарейными квадратными филёнками и профилированными отживками, на внутренней стороне филёнки каннелированные импосты с кубоватыми завершениями; двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, нижней фигаррейной филёнкой, квадратной с «вынутыми» углами, с вложенным в них угловыми «конвертами», с калёвками и профилированной отживкой с зубчатой кромкой под кронштейнами сандрика; широкий средник с прямым профилированным сандриком на кронштейнах, украшенных квадрами призматического руста, с каннелированной доской на фризе; верхняя филёнка, фигурная, фигаррейная, с калёвками и профилированной отживкой; с внутренней стороны профилированный нащельник с прямоугольным плинтусом и фигурным завершением с квадром призматического руста; - архитектурно-художественное оформление малого двухсветного зала в северном объёме: профилированная тяга, разделяющая первый и второй свет; развитый профилированный карниз с линейным орнаментом «завиток Витрувия», падуга с профилированной потолочной тягой, две круглые потолочные розетки с упрощённым орнаментом в форме радиально расходящихся лучей с фестонами между ними, упрощёнными четырёхлепестковыми розетками и кольцом завитков; южный входной проём с арочной перемычкой в профилированном обрамлении; - архитектурно-художественное оформление углового помещения второго этажа северного объёма: концентрическая профилированная розетка с рядами орнаментов от центра, разделённых профилями: выпуклым ребристым кольцом, рядом толстых катушек с перехватами, плотным шнуром и рядом радиально расположенных выгнутых акантовых листьев; - элементы инженерной системы здания (отопительной или вентиляционной): канал в центральной части центрального объёма в помещении, примыкающем с юга к западному углу лестничной клетки.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.