Собор Спасс-Пребраженский

Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г., входящего в состав объекта культурного наследия (ансамбля) федерального значения «Собор Спасс-Преображенский», 1713 г. (Ярославская обл., г. Углич, Кремль, корпус 5), являются:- композиционные особенности собора, формирующего северную линию застройки кремля вдоль берега Волги, являющегося северо-западной опорной точкой композиции кремля;- местоположение и градостроительные характеристики собора, участвующего в формировании панорамы города со стороны Волги, замыкающего перспективу Ростовской улицы и Успенской площади с южной стороны города;- роль собора в композиционно-планировочной структуре ансамбля кремля (является планировочной и объемной доминантой);- объемно-пространственная композиция собора, основой которой является массивный центральный двусветный куб четверика, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный пятью главами, к которому с востока примыкают три полукруглые апсиды (1713 г.), вдоль северного фасада – прямоугольный объем придела с полукруглой апсидой (1713 г.) и колонным портиком (1840-е гг.), с запада (по оси юг-север) примыкает протяженная апсидиальная паперть, объем которой решен симметрично восточному фасаду в форме четырех полукруглых апсид с ложным портиком входа (1840-е гг.), с юга главный вход собора отмечен глубоким колонным классицистическим портиком (1840-е гг.);- купольные покрытия южного, северного и ложного западного портиков, а также полукупольные покрытия апсид и паперти;- скатная форма вальмовых кровель, габариты, угол наклона скатов, материал кровельного покрытия – металл;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе:местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов;рельефно выделенный кирпичный ступенчатый цоколь по периметру собора;междуярусный пояс с вытянутыми зубцами на четверике собора, продолженный в карнизах апсид четверика и полукружиях паперти;высокий профилированный раскрепованный карниз четверика с поребриком и дентикулами;широкие лопатки, разделяющие фасады четверика на три части, каждая из которых завершена полукруглой ложной закомарой в профилированном обрамлении;трехчетвертные колонны на прямоугольных профилированных базах с поясками и стилизованными капителями, декорирующие лопатки (центральные лопатки на северном и восточном фасадах обрезаны под карнизом);лопатки с трехчетвертными наложенными колоннами в простенках между апсидами собора;наличники окон первого света в стиле нарышкинского барокко на южном фасаде четверика, южных фасадах апсид алтаря и паперти, на восточном фасаде боковых апсид алтаря и на западном фасаде боковых апсид паперти в виде профилированной рамы с «ушами», консолями и навершием в виде кокошника, раскрепованного в центре балясиной;наличник окна центральной апсиды алтаря с навершием в форме килевидного кокошника из двухступенчатой тяги;арочные заглубления с профилированными пятами арки, в которые помещены окна первого света придела (четверик и паперть), с прямоугольными нишками под окнами;наличники окон второго света четверика собора на южном и западном фасадах в стиле нарышкинского барокко, включающие в себя боковые трехчетвертные колонки с поясками и консолями и навершие в виде раскрепованного профилированного фронтона;профилированные полочки под окнами, которые не имеют наличники;штукатурное обрамление круглых оконцев второго света на северном фасаде четверика придела;местоположение, луковичная форма, размеры пяти глав четверика собора с доминирующей центральной главой на круглых глухих барабанах, декор в виде «кокошников» в основании барабанов, декоративных аркатурных поясов в средней части барабанов и профилированных поясов в карнизной части барабанов;местоположение, луковичная форма, размеры главы южной апсиды собора на круглом глухом барабане, декорированном поясками;местоположение, луковичная форма, размеры главы апсиды придела на круглом глухом барабане с прямоугольным подиумом (подиум и барабан имеют металлическую обивку);металлический резной золоченый подзор в основании всех глав;чешуйчатая обработка металлического покрытия глав;каменный портал с высокорельефной резьбой в стиле нарышкинского барокко, оформляющий трапециевидный входной проем на южном фасаде собора, состоящий из колонок на тумбах, несущих антаблемент, завершенный карнизом из профилированных обломов (мотивы резьбы: гроздья винограда, вьющиеся по спирали, переплетенные на стволах колонок с узорчатой листвой, херувимы, связки цветов и фруктов на капителях, фризе и в тимпане);южный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах и двух пар внутренних трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих тяжелый антаблемент с раскрепованным аттиком;роспись купольного свода южного портика с изображением Саваофа в окружении ангелов и архангелов;северный портик, состоящий из двух пар наружных круглых колонн на базах с коринфскими капителями и двух пар пилястр на базах с упрощенными ступенчатыми капителями, несущих антаблемент с прямым аттиком;ложный западный портик, состоящий из двух пар трехчетвертных колонн на базах с коринфскими капителями, несущих профилированный антаблемент;каменные ступени (стилобаты) из блоков белого камня южного, северного и западного портиков;фрагменты живописной росписи на южном фасаде четверика собора по сторонам от входного портала в простенках между колоннами и на заложенном восточном окне первого света;живописная роспись «Успение Богородицы» в тимпане над арочным входом западного фасада;металлический лучковый козырек с резным медным подзором над тимпаном западного входа;столярное заполнение оконных проемов;кованые решетки на окнах с волнистым и волнисто-ромбическим рисунком звеньев, соединенных хомутами;- характер обработки фасадной поверхности:штукатуренная и окрашенная поверхность наружных стен;колористическое решение фасадов с применением традиционного для классицизма цвета желтой охры на плоскости стен и белого цвета элементов декора, зеленого цвета кровельного покрытия, глав, позолоты крестов и медных подзоров;- конструкции, в том числе:капитальные стены, сложенные из красного керамического полнотелого кирпича размером 29(30) × 7(8) × 13(14) см на известковом растворе способом верстовой кладки;четырехгранный сомкнутый свод, перекрывающий бесстолпный четверик;полукруглая конха южной и центральной апсид основного объема;трехгранная конха северной апсиды основного объема и апсиды придела;купольный свод на подпружных арках в помещении паперти перед западным выходом и купольный свод южного портика;- пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе:историческая планировка в кирпичных капитальных стенах;местоположение первоначальных дверных и оконных проемов;- элементы убранства интерьера основного объема собора, в том числе:росписи свода, южной, западной и северной стен четверика на евангельские сюжеты в академической манере письма с использованием техники масляной живописи и принципа шпалерной развески (каждая композиция – отдельная картина, заключенная в раму, написанную на стене);живописные композиции в технике гризайль, заключенные в рамы, вытянутые по горизонтали, расположенные на оконных осях в простенках между окнами первого и второго света южной и западной стен (живописная имитация скульптурного рельефа на глубоком синем фоне);росписи в технике масляной живописи на дверных и оконных откосах четверика;текст летописи на откосе западного окна первого света южной стены, свидетельствующий о выполнении росписи храма в 1810 и 1811 гг. артелью мастеров под руководством Тимофея Медведева;шестиярусный псевдобарочный деревянный с позолотой резной иконостас 1853 г. с иконами XVII – XIX вв., выполненными в технике темперной живописи (XVII в., начало XVIII в.) и в технике масляной живописи (начало XIX в.), расположенный на восточной стене;трапециевидная форма верхней части дверных проемов четверика на южной, западной, северной стенах, дверных проемов, ведущих в южную и северную апсиды;арочная форма дверного проема, ведущего в центральную апсиду;окованные металлические дверные полотна на южном и западном дверных проемах четверика;росписи стен и сводов апсид;восстановленное реставрационными методами напольное покрытие четверика и апсид квадратными неглазурованными керамическими плитками;- элементы убранства интерьера придела Похвалы Богородицы, в том числе:настенная роспись четверика и апсиды в технике масляной живописи;окованное металлическое полотно лучкового дверного проема на западной стене четверика;лучковые оконные проемы по сторонам дверного проема на западной стене четверика с подлинными коваными решетками волнисто-ромбического рисунка звеньев, соединенных хомутами;восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;кирпичная двухступенчатая солея, облицованная блоками белого камня;- элементы убранства интерьера паперти, в том числе:роспись в технике масляной живописи купола, подпружных арок и простенка над дверным проемом западной стены;трапециевидная форма дверного проема восточной стены, ведущего в четверик, вписанная в прямоугольное заглубление;прямоугольный киот над дверным проемом, ведущим в четверик;восстановленное реставрационными методами напольное покрытие квадратными неглазурованными керамическими плитками;- фрагмент кирпичной кладки с белокаменным контрфорсом собора XV в. в северо-западной части четверика.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте