Собор Сретенский

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Собор Сретенский», 1740-е гг. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 12), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Богородицко-Сретенско-Владимирский» (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д. 12), являются:- местоположение в ансамбле и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки улицы Советской;- ориентированная по оси запад – восток линейная асимметричная пространственная композиция, состоящая из трапезной, высокого четверика и граненой апсиды, примыкающего с севера одноэтажного придела (время возникновения – 1740-е гг.), примыкающего с запада одноэтажного объема тамбура (время возникновения – начало XX в.):основной объем высокого четверика, усложненный трехгранными выступами южной и северной стен;венчающее четверик пятиглавие, состоящее из центрального светового барабана, установленного над граненым восьмилотковым сводом с люкарнами, и боковых глухих барабанов по углам четверика, завершенных маковичными главами с четырехконечными крестами;- пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах: трапезная, четверик и алтарь, соединенные арочными проемами в капитальных стенах:примыкающий с севера к трапезной придел апостола Филиппа с одной апсидой, соединенный с трапезной двойным арочным проемом в общей стене;примыкающая с запада к трапезной паперть начала XX века, состоящая из тамбура и кладовой;- материал, конструкция, геометрия, характер связи капитальных стен: капитальные стены, арки и своды из большемерного красного керамическогокирпича, кладка на известковом растворе, швы заподлицо с поверхностью; полулотковый свод с распалубками в трапезной, восьмилепестковый свод над четвериком со световым проемом в барабан и люкарнами в северной, западной и южной гранях, переход от стен к своду – через угловые тромпы; пологие конхи трехгранных выступов южной и северной стен четверика, полулотковые своды апсиды придела и коробовые своды алтаря четверика на подпружных арках, воздушные и внутристеновые связи из полосового железа (XVIII в.);- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов в стиле барокко с элементами классицизма, сложившееся в середине XVIII в.:выделение углов и мест примыкания внутренних стен здания кирпичными пилястрами;ярусная вертикальная композиция здания, разделенного горизонталями поясов и карнизов из лекального кирпича, раскрепованных пилястрами: цоколь в два уступа, тяга и карниз трапезной, придела и апсиды в одном уровне; тяга и карниз четверика;кирпичный декор восьмигранного центрального барабана пятиглавия: плоские угловые пилястры, профилированный поясок цоколя, широкий профилированный карниз, крепованный капителями пилястр;кирпичный декор глухих барабанов пятиглавия и придела: плоские кирпичные пилястры, широкий профилированный карниз из лекального кирпича;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических дверных и оконных проемов на фасадах здания, в том числе заложенных:осевое расположение оконных и дверных проемов четверика, прямоугольные окна, двери и ниши с арочными лучковыми перемычками;люкарны купола с полуциркульными архивольтами, с лучковыми перемычками проемов и ниш, обрамленных кирпичными филенками с центральной плоской пилястрой;сохранившиеся скобяные изделия – элементы крепления ставень на фасадах четверика и апсид;- декоративное решение и материал обрамления окон и дверей: двойные рамочные филенки с арочным завершением из фигурного кирпича;- характер заполнения окон: столярные двойные рамы, кованые кубчатые решетки между четвертями в окнах четверика;- форма и материал кровли (с учетом реставраций), включая высотные отметки по карнизам и конькам: вальмовая крыша трапезной, кровля на пять скатов над апсидой, купол с полицей по форме восьмилоткового свода над четвериком; покрытие из металла вгладь в шашку на четверике и апсиде, рядовая кровля со стоячим фальцем на трапезной; организованный водоотвод по настенным лоткам и трубам;- композиция и художественное оформление пятиглавия:единообразные, отличающиеся по масштабу центральная и малая главы, покрытие «в шашку»;четырехконечные кресты глав кованые рамной конструкции, с ажурным заполнением из листового просечного железа с растительным орнаментом, с цатой, украшенные цветущими ветвями и сиянием, на перекрестье и концах крестов – двусторонние накладные тарели и фигурные просечные репьи;конусы, яблоки и кресты пятиглавия позолоченные; вид материала глав – металл;- характер отделки фасадов, включая известковую покраску стен с выделением белым выступающих частей и элементов декора, красной охрой – прясел стен, барабанов.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте