Предметом охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) «Дом жилой Н.М. Градусова», 1893 г. (г. Ярославль, Московский просп., д. 20), являются:- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии разреженной застройки Московского проспекта; - историческая объемно-пространственная композиция двухэтажного с подвалом Н-образной формы в плане (с выступами на восточном и западном фасадах) с входным выступом на северном фасаде; форма прямой крыши основного объема здания осложненной формы в соответствии с планом здания; характер исторического кровельного покрытия – металл;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проемов: форма и осевое расположение оконных проемов первого этажа с лучковыми перемычками и прямоугольных оконных проемов второго этажа; форма и расположение входных проемов парадного входа на северном фасаде на выступе объема, завершенного закрытой верандой; местоположение дверного проема черного входа на западном фасаде у внутреннего угла юго-западного выступа; расположение входа в подвал с отступом от наружной стены здания через приямок, оформленный кирпичной кладкой, у западной стены юго-западного дворового выступа; характер расстекловки заполнений оконных проемов; - капитальные стены первого этажа и подвала, сложенные из красного глиняного кирпича размером 24,5 (25) × 11,5 (12) × 7 см способом крестовой кладки, характер материала стен второго этажа – дерево; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого этажа, состоящее из высокого рельефно выделенного цоколя с сохранившимся профилированным завершением; профилированной подоконной тяги первого этажа; угловых и промежуточных лопаток, в том числе во внутренних углах фасадов; горизонтального руста; на лицевом восточном фасаде, восточной части бокового северного фасада – оформления оконных проемов трехсторонними профилированными наличниками с контрналичниками и крупными клинчатыми замковыми камнями с квадром призматического руста и полуваликом в завершении, веерной кирпичной кладкой над перемычкой наличника по сторонам замкового камня; оформление оконных проемов западной части бокового северного фасада и дворового западного фасада, аналогичное проемам лицевого восточного фасада, но без квадров на замковых камнях; оформление дверных проемов парадного входа, а также оконных проемов бокового южного фасада перемычками, выполненными веерной кирпичной кладкой; завершение первого этажа промежуточным поясом, раскрепованным угловыми и промежуточными лопатками, состоящим из ряда вертикального поребрика, ограниченного полуваликами и завершенного профилированным карнизом;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов второго этажа основного объема, состоящее из деревянного декора: угловых огибающих пилястр с профилированными базами, шейками, выделенными тонкими профилированными тягами, и тонкими профилированными капителями, на лицевом восточном фасаде дополненными пьедесталами, выделенными профилированными тонкими плашками, с горизонтальными заоваленными накладными розетками радиальной трехгранновыямчатой резьбы; оформление стволов пилястр фигурными филенками с вложенными резными ажурными композициями, состоящими из отображенных по 15 й вертикали «червонок» с центральной круглой розеткой, разделенной радиальными линиями-лепестками, и луковичным навершием с вложенным в него «кокошником»; шейки капителей также дополнены горизонтальными заоваленными накладными розетками радиальной трехгранновыямчатой резьбы; оформление наличников окон второго этажа, профилированных трехсторонних с профилированной подоконной доской, дополненных небольшими «ушками» с треугольными каплями-подвесками и прямыми профилированными сандриками; подоконные доски на «камешках» с небольшими «полотенцами» со строенными треугольными каплями подвесками по нижнему краю; - композиция и архитектурно-художественное оформление завершения фасадов: антаблемент, ограниченный снизу тонкой профилированной тягой, состоящий из фриза, заполненного чередующимися прямоугольными, горизонтальными на световых осях и прямоугольными, близкими к квадрату над простенками филенками, разделенными фигурными ажурной резьбы кронштейнами с волютообразными завитками; выносного подшивного карниза с профилированной кромкой с сохранившимися между кронштейнами прямоугольными накладными филенками; - характер обработки фасадной поверхности – неоштукатуренные поверхности наружных стен первого этажа; горизонтальная тесовая обшивка фасадов второго этажа; белокаменная облицовка цоколя; - перекрытие подвала ребристым кирпичным сводом по металлическим направляющим; сомкнутый свод в перекрытии помещения первого этажа в северо-западном выступе; - историческая планировка в капитальных стенах на первом этаже: продольный коридор, ориентированный по оси север-юг; поперечные капитальные стены, выделяющие выступы основного объема; поперечная капитальная стена в западной части, выделяющая ось черного входа; продольные стены, разделяющие северо-западный и северо-восточный выступы на неравные помещения, в северо-восточном из которых расположена парадная лестница; капитальная стена, отделяющая основной объем от входной пристройки; - расположение и конфигурация парадной лестницы, двухмаршевой с поворотом на 180º, расположенной в северной части здания к востоку от центрального коридора; - расположение и конфигурация черной лестницы, двухмаршевой с поворотом на 180º, расположенной в южной части центрального коридора;- оформление интерьеров помещения парадной лестницы, состоящее из профилированной плинтусной тяги; крупных прямоугольных профилированных филенок в верхней части помещения с вложенными фигурными контурами; профилированных карнизных тяг; расположенных в промежутках филенок пилястр на упрощенных базах с каннелированными в нижней части и филенчатыми в верхней части стволами и профилированными капителями; нижняя сторона лестничного марша, оформленная профилированными тягами по периметру; сохранившийся на 16 м выступе капитальной стены пьедестал ранее существовавшей скульптуры или вазона (не сохранились) с профилированными плинтом и карнизным завершением; оформление плафона помещения, состоящее из карниза с рядом орнамента, состоящего из чередующихся колец большего и меньшего размера с вложенными небольшими цветочными розетками, ограниченного профилированными тягами, падуги со стилизованными фигурными кронштейнами с маскаронами сатиров на лицевых сторонах верхних горизонтальных элементов с развевающимися по сторонам лентами и соединяющими кронштейны провисающими лиственными (лавровыми) гирляндами; профилированные потолочные тяги с рядом орнамента в форме завитка с бутоном; центральная выпуклая круглая розетка плафона с двумя рядами внешнего кольцевого орнамента в форме вертикально расположенных коротких акантовых листьев и лаврового венка и выпуклым внутренним рядом орнамента из более крупных развитых акантовых листьев со стрелами и центральной цветочной розеткой; исторические повышенные крупные дверные проемы с профилированным столярным обрамлением на гладких плинтусах; - сохранившееся оформление интерьеров коридора первого этажа: профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами, профилированные тяги на нижней стороне марша черной лестницы;- сохранившееся оформление входного тамбура первого этажа у северного фасада: профилированное обрамление дверного проема, филенки на стенах и профилированные карнизные тяги; - сохранившееся оформление помещений с плоскими потолками, профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами; - оформление помещения первого этажа № 7 (здесь и далее номера помещений обозначены в соответствии с техническим паспортом муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 13, расположенного по адресу: Ярославская область, город Ярославль, Красноперекопский район, Московский проспект, дом 20, от 09.01.2007): частично сохранившийся лепной декор плафона, состоящий из карнизных профилированных тяг с рядом линейного орнамента, состоящего из округлых элементов; падуги, профилированных потолочных тяг с рядом линейного орнамента в форме чередующихся овальных розеток большего и меньшего размеров с вложенными в них цветочными розетками (в больших) и «пуговками» (в меньших); угловых лепных асимметричных розеток, состоящих из углового картуша, окруженного акантовыми листьями, отходящего от него развитого акантового завитка, фланкированного цветочными стрелами, и боковых развитых раздвоенных завитков акантового цветка с листом; сохранившиеся тонкие тяги-полувалики, соединяющие угловые розетки; - сохранившееся оформление центрального коридора второго этажа: профилированные карнизные и потолочные тяги с рядами линейного орнамента: карнизного – из ряда округлых элементов, потолочного – из небольших четырехлистников в ромбовидных розетках со стилизованными бутонами в пазухах ромбов; а также три круглые потолочные розетки, 17 симметричных относительно поперечной оси, орнамент которых состоит из наружного профиля, основного мотива из двух радиально расположенных акантовых бутонов, образующих ось симметрии, и развитых завитков акантовых листьев, отходящих от центрального пучка, и внутреннего центрального кольца, в котором размещен крюк крепления светильника; расположенная у западной стены промежуточная пилястра на пьедестале с профилированным завершением, с профилированной базой, каннелированным в нижней половине стволом, профилированной капителью;- сохранившееся оформление углового северо-восточного помещения второго этажа № 4: лепные карнизы в границах исторического помещения; оформление двух плафонов, исторически располагавшихся в разных смежных помещениях; профилированный карниз, дополненный рядом растительного орнамента; падуга бывшего наружного помещения (примыкает к наружной стене здания), оформленная орнаментом в форме вертикальных дорожек (стилизованных каннелюр), ребра которых образованы пересекающимися петлями, с помещенными в них чередующимися стрелками и выступами (мотив сохранился частично) и разделенными стилизованными акантовыми цветоносами; плафоны, ограниченные профилированными потолочными тягами с рядом плоского шнуровидного орнамента с «пуговками» в петлях шнура; расположенные в центре плафонов лепные розетки сходного рисунка, сохранившийся наружный орнамент: профилированные кольцевые тяги, разделяющие кольцо орнамента, сходного по рисунку с орнаментом по периметру плафона, и центральной выпуклой розетки, оформленной вертикальным лиственным со стрелами акантовым орнаментом; сохранившиеся на плафоне бывшего внутреннего помещения (примыкающего к внутренней стене здания) угловые лепные розетки, соединенные тягой-полуваликом, состоящие из вензелеобразно скрученных завитков акантовых листьев с раздвоенными боковыми завитками с развитыми цветочными розетками во внутренних петлях завитков; - сохранившееся оформление центрального восточного помещения № 6, состоящее из:развитого лепного карниза: профилированные тяги, ограничивающие орнамент в форме вертикальных дорожек (стилизованных каннелюр), ребра которых образованы пересекающимися петлями, с помещенными в них чередующимися цветочными стрелками и акантовыми листьями и разделенными стилизованными акантовыми цветоносами; оформления падуг крупными раздвоенными завитками акантовых стрел с распущенными развитыми цветами, упрощенными цветочными розетками и побегами, угловыми и центральными композициями, состоящими из центрального картуша с венчающим рокайлем и нижним акантовым листом, фланкированного рельефными (барельефными) полуфигурками купидонов, придерживающих стебли аканта, из которого сформирован основной лепной мотив, у нижней части картуша и завитки свитка картуша в верхней части, на картушах расположены лепные композиции в форме букетов с развевающимися лентами по сторонам; бордюра плафона над падугой: тонкие профилированные тяги, разделяющие линейный орнамент в форме лавровых ветвей и композиции из угловых и промежуточных розеток бордюра, внутренняя из которых дополнена тонким витым (шнуровидным) орнаментом; угловые розетки, состоящие из центрального овального, сильно вырезанного по краям, картуша с помещенным на него лепным вазоном с фруктами и цветами (стилизованный рог изобилия) и отходящими от него боковыми раздвоенными завитками цветочных стрел аканта с крупными развитыми цветами во внутренней петле завитка, упрощенными небольшими цветочными розетками в наружной петле завитка и свободно выпущенными концами побегов; расположенные над угловыми картушами на внутренней тяге бордюра картушевидные элементы с овальным центром и сильно вырезанными загнутыми краями; центральные розетки бордюра, состоящие из округлого центрального картуша, окруженного парой лавровых веток, с верхним фигурным краем, расположенным на внутренней тяге бордюра, и завершенным рокайлем, боковых раздвоенных акантовых завитков с цветком на внутренней петле завитка и побегом – внешней петлей; центральной крупной лепной розетки плафона, симметричной относительно поперечной оси, отмеченной во внешнем орнаменте бантами со свисающими гирляндами, во внутреннем орнаменте ‒ двумя волютообразными картушами, состоящей из внешнего орнамента: центральной акантовой стрелы с пучком листьев и тонких развитых раздвоенных боковых завитков, образующих общую овальную форму композиции; внутреннего выпуклого орнамента, ограниченного сдвоенной кольцевой профилированной тягой со слабо сохранившимся орнаментом, заполненного вертикально расположенными акантовыми листьями, отмечающими ось симметрии волютообразными картушами и лиственными (предположительно с бантом) розетками в основании центральных акантовых стрел внешнего орнамента, наложенными на сдвоенную кольцевую тягу; внутренняя кольцевая тяга ограничивает розетку, оформляющую крюк крепления люстры; - сохранившееся оформление углового помещения второго этажа № 7, исторически состоявшего из двух смежных комнат: сохранившееся оформление внутренней части помещения, примыкающего к внутренней стене здания, состоящее из профилированных карнизных и потолочных тяг, ограничивающих падуги, сохранившегося между нижними тягами линейного орнамента и сохранившейся центральной лепной розетки, состоящей из выпуклого внутреннего орнамента: ряда вертикально расположенных акантовых листьев; сохранившееся оформление внешней части помещения, расположенной в угловой юго-восточном объеме, состоящее из карниза: профилированные тяги, ограничивающие ряд линейного орнамента «лист и роза», верхняя тяга, дополненная витым (шнуровидным) орнаментом; 19 е оформление падуг крупными развитыми чередующимися завитками акантовых стрел с соцветиями мелких цветов и листьев; ограничивающие верхнюю кромку падуги тяги с мелким лиственными и цветочными орнаментом по гребню; потолочный плафон, ограниченный профилированными тягами по периметру помещения и внутренней тягой с витым ленточным орнаментом, придающей плафону овальную форму; расположенные между тягами угловые и промежуточные розетки; угловые розетки, состоящие из кольцевых розеток, заполненных круглыми букетами, опирающихся на отображенные акантовые листья и обрамленных по внутренней, обращенной к плафону, стороне цветочными гирляндами, дополненных по сторонам развитыми раздвоенными завитками тонких акантовых листьев; оформление промежуточных розеток длинной стороны плафона прямоугольной формы, заполненной орнаментом в форме банта; оформление промежуточных розеток короткой стороны плафона, представляющее собой выпуклый цветочный мотив; оформление центральной розетки плафона: внешний орнамент, состоящий из кольца провисающих цветочных гирлянд, подхваченных бантами, и внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой, состоящий из крупных развитых радиально расположенных акантовых листьев; центр розетки – крюк крепления светильника, оформленный цветочной розеткой; - сохранившееся оформление углового помещения № 8, исторически состоявшего из двух отдельных комнат: сохранившееся оформление внутреннего помещения, примыкающего к внутренней стене здания, профилированными карнизными и потолочными тягами с падугами; сохранившееся оформление наружного помещения в юго-западном угловом выступе здания, примыкающего к наружной стене, профилированными карнизными тягами с двумя рядами орнамента: нижним ‒ более узким, размещенным на полувалике, верхним ‒ более широким, состоящим из стилизованных в духе кельтских узлов ромбовидных мотивов, чередующихся с розетками, заполненными выпуклым орнаментом; завершение карниза рядом небольших зубцов и профилированными тягами; обрамление потолочного плафона, состоящее из стилизованного горизонтального карнизного выступа, оформленного профилированными тягами и линейным орнаментом из ромбических цепочек, внутренние тяги с орнаментом из бус в ленточном обрамлении и рядом тонкого витого шнуровидного орнамента; оформление углов горизонтального карнизного выступа некрупными выпуклыми круглыми розетками с геометризованным орнаментом и округлой «пуговкой» в центре; оформление потолочного плафона, состоящее из угловых розеток: кольцевая розетка, заполненная лепным мотивом, с зубчатым наружным краем, обращенным к центру плафона, обрамленным стилизованным растительным орнаментом, расположенные по сторонам кольцевой розетки плоские тяги, включающие в себя упрощенные геометризованные растительные мотивы, продолжающиеся по периметру плафона до следующей угловой розетки; сохранившееся оформление центральной розетки плафона: внутренний выпуклый орнамент розетки, состоящий из профилированных кольцевых тяг, ограничивающих орнамент из S-образных завитков, и внутренней семилепестковой цветочной розетки с упрощенными трилистниками между лепестками; - оформление промежуточных помещений № 13 и № 16 профилированными потолочными и карнизными тягами с падугами;- оформление центрального западного помещения № 15 профилированными карнизными тягами с рядом орнамента из S-образных последовательно размещенных завитков; оформление падуги раздвоенными развитыми акантовыми завитками со стрелой и цветком в одной петле завитка и скрученным листом – в другой; обрамление потолочного плафона горизонтальным карнизным выступом с орнаментом; оформление центральной потолочной розетки: внешний орнамент, состоящий из кольца провисающих цветочных гирлянд, подхваченных бантами, и внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой, состоящий из крупных развитых радиально расположенных акантовых листьев; центр розетки – крюк крепления светильника, оформленный цветочной розеткой (аналогична центральной розетке углового помещения № 7);- сохранившееся оформление углового северо-западного помещения № 17, состоящего из двух исторически различных комнат: оформление внутренней части помещения, примыкающей к внутренней стене здания, состоящее из профилированных карнизных тяг с рядом орнамента, падуг, профилированных потолочных тяг в обрамлении плафона с частично сохранившимися угловыми розетками; оформление центральной розетки плафона внешним орнаментом, состоящим из цепочки стилизованного кельтского узора, и внутренним орнаментом, ограниченным профилированными кольцевыми тягами, состоящим из ряда последовательных S-образных завитков и выпуклой части розетки, покрытой орнаментом; сохранившееся оформление внешней части помещения № 17 и примыкающего к нему помещения № 19, исторически бывших одной комнатой: профилированные карнизные тяги с рядом растительного орнамента; падуги, профилированные потолочные тяги с рядом плоского шнуровидного орнамента с «пуговками» в петлях шнура (схожего с таковым в наружной части помещения № 4); оформление угловых розеток плафона, соединенных тягой-полуваликом, состоящее из вензелеобразно скрученных завитков акантовых листьев с раздвоенными боковыми завитками с развитыми цветочными розетками во внутренних петлях завитков (аналогичны таковым во внутренней части помещения № 4); оформление центральной розетки наружной части помещения: внутренний выпуклый орнамент, ограниченный профилированной кольцевой тягой и оформленный радиально расположенными акантовыми листьями.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.