Здание мужской гимназии

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание мужской гимназии», 2-я пол. XIX в. (Ярославская область, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 11), являются:- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки площади Челюскинцев, Почтовой и Революционной улиц;- историческая сложная объёмно-пространственная композиция трёхэтажного Г-образного в плане здания, состоящего из двух объёмов: главного корпуса, прямоугольного в плане с исторической двухэтажной дворовой пристройкой, примыкающей к юго-западному фасаду, с тремя плоскими портиками на главном северо-восточном фасаде: боковыми в пять световых осей и центральным в восемь световых осей; слабыми ризалитами на главном северо-восточном фасаде, расположенными симметрично относительно центральной оси: у боковых портиков – шириной в две световых оси; у центрального портика с отступом в одну световую ось – шириной в три световых оси, по сторонам широких ризалитов – шириной в две световых оси; два балкона в три световых оси шириной на втором этаже на широких ризалитах; Г-образный в плане южный корпус 1907 года постройки с двумя пониженными пристройками; конфигурация, габариты (уточняются при проведении обмеров) прямой скатной крыши здания, осложнённой двухскатными завершениями портиков; форма, конфигурация, габариты астрономической вышки на юго-восточной части крыши здания; характер кровельного покрытия – металл;- местоположение, габариты и конфигурация исторических входных и оконных проёмов на фасадах здания, в том числе заложенных: осевое расположение и прямоугольная форма оконных и дверных проёмов; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов; характер столярных заполнений дверных проёмов на лицевом северо-восточном фасаде;- капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного; блоки белого камня в оформлении венчающего карниза;- композиция и архитектурно-художественное оформление главного северо-восточного фасада основного объёма, в том числе оформлениебоковых и центральных портиков: сдвоенные пилястры боковых портиков и строенные пилястры центрального портика на рельефно выделенных пьедесталах с профилированными базами, крупными прямоугольными вертикальными филёнками, шейками, выделенными тонкими тягами, и упрощёнными капителями под раскреповками антаблемента, состоящими из гладкого фриза и профилированного развитого карниза; фронтоны фигурных аттиков, венчающих портики, расположенные между раскреповками антаблемента, отделённые от плоскости стен профилированными надоконными тягами третьего этажа; центральный аттик – лучковый с «плечиками», образованными парапетными стенками с тумбами, фигурные гранёные вазоны над боковыми тумбами; боковые аттики усложнённой формы, состоящие из лучковой центральной части и боковых парапетных стенок с тумбами, дополнительно соединёнными с центральной частью наклонными карнизами; завершение аттиков портиков профилированными карнизами; кольцевые профилированные розетки на фронтонах боковых аттиков; фигурные замковые камни с выпущенными вниз «гирьками» и филёнчатыми лицевыми сторонами в архивольтах боковых аттиков;- вертикальные ряды «кирпичного» руста шириной в один квадр, направленные неровной кромкой к ризалиту, на границах ризалитов на уровне второго и третьего этажей; «кирпичный» руст с широкими швами на уровне первого этажа; между первым и вторым этажами профилированный промежуточный карниз с разрывами на широких ризалитах и фигурными импостами-раскреповками на вертикалях боковин наличников и подоконных досок на четырёх центральных световых осях (центрального портика) и симметрично на трёх фасадных осях (не на ризалитах) на боковых сторонах фасада; профилированные подоконные тяги второго и третьего этажей на втором этаже с разрывами у широких ризалитов, раскрепованные аналогично промежуточному карнизу; оконные проёмы первого этажа в профилированных трёхсторонних наличниках; второго этажа – в профилированных трёхсторонних наличниках; на узких (в две оси шириной) ризалитах и центральных осях боковых портиков с прямыми профилированными сандриками с кронштейнами, оформленными вертикальными прямоугольными филёнками; на центральных осях центрального портика, широких ризалитах и боковых плоскостях фасада (в три световых оси) – с лучковыми сандриками на кронштейнах с профилированными карнизами, соединёнными профилированными тягами; тонкие профилированные тяги, выделяющие фризы сандриков, продолжающиеся в простенках; на фризах сандриков лепные цветочные розетки с выпуклым центром и кольцевым обрамлением; прямоугольные «доски» с гладкими боковинами, оформленные фактурной штукатуркой под дикий камень, расположенные под оконными проёмами с лучковыми сандриками, кроме таковых над балконами; тонкие профилированные филёнки между оконными проёмами с лучковыми сандриками, кроме таковых над балконами; завершение фасада здания, кроме портиков, развитым профилированным карнизом; оформление балконов,расположенных на втором этаже на широких ризалитах: профилированная тяга по периметру балконных настилов;- художественный металл: фигурные чугунные кронштейны балконов: на боковых сторонах сильно скрученные завитки акантовых цветов со стрелами; на лицевой и нижней сторонах – волютообразный завиток и ряд мелких завитков акантовых листьев шириной в кронштейн; литые чугунные ограждения балконов, состоящие из опорных столбиков, круглых в плане, на прямоугольных в плане плинтах с группами полуваликов разных профилей в нижней, средней и верхней частях, с прямоугольным верхним плинтом с розетками на сторонах и венчающими «шишками», и секций решётки, на боковых сторонах балконов с рисунком из крупных горизонтально расположенных встречных «червонок», заполненных завитками разных форм; на лицевых сторонах балконов из центральных двойных кольцевых розеток, заполненных широкими расходящимися от центра «червонками», пересекающимися с фестончатыми с раздвоенными верхними завитками «лепестками», фланкированных мотивами, симметричными относительно горизонтальной оси – центрального стилизованного акантового побега с спиралевидными завитками и раздвоенными завитками основания, состоящими из волютообразных завитков, расположенных под углом друг к другу, и дополненных раздвоенными завитками на концах;- оформление торцевого северо-западного фасада в четыре световых оси: низкий рельефно выделенный цоколь; «кирпичный» руст с широкими швами на уровне первого этажа; промежуточный карниз с раскреповками-импостами на вертикалях боковин оконных проёмов на двух центральных осях, разделяющий первый и второй этажи; оформление оконных проёмов второго этажа на боковых осях трёхсторонними профилированными наличниками с профилированными подоконными полками и прямыми профилированными сандриками на прямых кронштейнах, оформленных вертикальными прямоугольными филёнками; оформление оконных проёмов второго этажа на центральных осях трёхсторонними профилированными наличниками с профилированной подоконной тягой, раскрепованной импостами на вертикалях боковин наличников, с профилированными лучковыми сандриками на повышенных кронштейнах с профилированными импостами в завершении, соединёнными профилированной тягой друг с другом; тонкая профилированная тяга, разделяющая фриз сандриков по вертикали, продолжающаяся в простенках; круглые цветочные розетки с выпуклой серединкой в кольцевом обрамлении на фризах сандриков; прямоугольная вертикальная филёнка в простенке между центральными проёмами; профилированные рамочные наличники боковых оконных проёмов третьего этажа; трёхсторонние профилированные наличники с профилированной подоконной тягой, продолжающейся до пилястр, в оформлении центральных оконных проёмов третьего этажа; пилястры без баз с крупными вертикальными филёнками на стволах, гладкими «шейками», выделенными тонкими профилированными тягами, и упрощённымипрофилированными капителями, выделяющими боковые световые оси на уровне второго и третьего этажей; антаблемент над пилястрами и завершение фасада, аналогичное антаблементу и завершению боковых портиков главного фасада;- сохранившееся оформление бокового западного портика дворового юго-западного фасада в три световых оси на уровне второго и третьего этажей над примыканием поздней пристройки, аналогичное оформлению портика торцевого северо-западного фасада;- сохранившееся оформление западной части дворового юго-западного фасада: обрамление оконных проёмов первого этажа профилированными трёхсторонними наличниками; оформление оконных проёмов третьего этажа трёхсторонними профилированными наличниками с прямыми сандриками на филёнчатых кронштейнах и профилированной подоконной тягой; пилястры, аналогичные таковым на торцевом северо-западном фасаде, выделяющие неравные прясла; оформление оконных проёмов второго этажа профилированными наличниками с подоконными полками и прямыми сандриками на прямых филёнчатых кронштейнах; оформление пяти оконных проёмов двухсветного зала на втором этаже аналогично оконным проёмам с лучковыми сандриками на главном фасаде; расположенный над исторической пристройкой аттик юго-западного фасада с лучковым выступом в центре, кольцевой розеткой в тимпане выступа и венчающей тумбой на нём; прямой балюстрадной стенкой с боковыми тумбами, скошенными боковыми карнизами;- сохранившееся оформление южной части дворового юго-западного фасада (к югу от исторической пристройки): профилированные прямые сандрики окон третьего этажа; сохранившиеся фрагменты профилированного карниза между первым и вторым этажами; сохранившиеся фрагменты пилястр;- оформление фасадов исторической двухэтажной пристройки, примыкающей к юго-западному дворовому фасаду: повышенный рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие рустованные пилястры с квадрами, отделанными фактурной штукатуркой под дикий камень, с капителями-раскреповками венчающего карниза; крупные прямоугольные филёнки под наличниками проёмов; профилированные арочные наличники проёмов с профилированными подоконными тягами, продолжающимися до пилястр, с клинчатыми замковыми камнями (на втором этаже сохранилась отделка фактурной штукатуркой под дикий камень); кирпичный руст пазух архивольтов наличников первого этажа; прямоугольные филёнки в простенке окон второго этажа;- сохранившееся оформление торцевого юго-восточного фасада в три световых оси: рельефно выделенный цоколь; трёхсторонние профилированные наличники окон первого этажа; рамочные профилированные наличники окон второго этажа; профилированные наличники с профилированными подоконными полками окон третьего этажа; развитый профилированный карниз в завершении фасада с разрывомв центре; арочный тимпан с кольцевой розеткой; аттик, оформленный аналогично таковым на боковых портиках главного фасада;- оформление фасадов южной пристройки: широкий промежуточный карниз между вторым и третьим этажами; лопатки, разделяющие лицевой юго-восточный фасад на равные части в три световых оси каждая; оформление исторических оконных проёмов на дворовом северо-западном фасаде веерными архивольтами и перемычками;- характер исторической обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен основного объёма и лицевого юго-восточного фасада южной пристройки;- историческая планировка основного объёма в капитальных стенах, в том числе коридорная;- перекрытие коробовым сводом галереи двухсветного зала;- сохранившиеся исторические лестницы в северо-западной и юго-восточной частях с каменными ступенями (на юго-западной лестнице исторические ступени трёх нижних маршей лестницы закрыты брекчиевидным покрытием) сложной конфигурации с чугунными литыми решётками ограждений маршей и площадок, а также чугунными опорными столбами юго-восточной лестницы на промежуточной площадке между первым и вторым этажами, площадках второго и третьего этажей; оформление нижних поверхностей площадок и маршей профилированными тягами; оформление, конструкции, материал северо-западной лестницы, в том числе сохранившиеся исторические металлические петли для коврового прута между ступенями; исторические проступи ступеней с профилированным свесом; историческое покрытие площадки второго этажа каменными плитами;- чугунная литая решётка ограждения, состоящая из каннелированных столбиков на гранёном плинте, соединённых двумя перехватами с развитым завитком акантовой стрелы с крупными развитыми завитками, в которые помещены стилизованные львиные морды в профиль; деревянные поручни ограждения; литые чугунные опорные столбы юго-восточной лестницы на ступенчато сужающемся кверху гранёном плинте, верхняя часть которого оформлена диагональной сеткой; ствол колонны витой с рядом бус; в завершении колонны капитель кувшинообразной формы с четырьмя акантовыми листьями вокруг и крепление кронштейна площадки с контурными цветочными розетками на сторонах;- оформление стен лестничных клеток, отделанных крупными профилированными филёнками; сохранившееся напольное покрытие площадки первого этажа из метлахской плитки серо-бело-голубого цвета с крупными восьмигранными белыми и серыми плитками и квадратными соединительными голубыми; бордюр по периметру из прямоугольных нешироких белых и голубых плиток;- оформление проёмов юго-восточной лестничной клетки: филёнчатые прямоугольные в плане столбы с фигурными кронштейнами в проёмах в форме профилированных волют, львиных маскаронов под ними с лавровыми гирляндами, отходящими от маскаронов к боковым сторонам кронштейнов;- оформление северо-западной лестничной клетки на третьем этаже: тонкие потолочные тяги, а также подлинные столярные заполнения дверного проёма, ведущего на антресоли двухсветного зала: двупольная филёнчатая арочная дверь в профилированном обрамлении;- сохранившаяся историческая двупольная филёнчатая дверьна площадке второго этажа северо-западной лестницы напротив входа в двухсветный зал, ведущая в коридор северо-западной части здания, в профилированном столярном обрамлении, оформленная прямоугольными филёнками с профилированными отживками и фигаррейными наплавами (кроме средней горизонтальной филёнки, где нет наплава) с «вынутыми» углами и помещёнными в них небольшими круглыми розетками;- оформление двухсветного зала: антаблемент, разделяющий первый и второй свет зала, состоящий из профилированного архитрава, фриза, заполненного лепным орнаментом из фигурных вертикальных некрупных филёнок, разделённых кольцевыми розетками из S-образно сходящихся боковин филёнок с «бусиной» в центре и отображёнными по горизонтали упрощёнными акантовыми стрелами; профилированного карниза с рядом дентикул;- в простенках окон и на торцевых стенах на уровне первого и второго света – широкие лопатки и наложенные на них пилястры, в том числе угловые сдвоенные с филёнчатыми стволами с фигурной (выкружка) верхней кромкой филёнки, в простенках первого света – с фигурной нижней кромкой, лепными композициями в верхней части, состоящими из верхнего горизонтального волютообразного завитка с акантовой лиственной розеткой с цветочной стрелой в центре, расположенной на выкружке филёнки под завитком и направленной вниз, симметричными провисающими цветочными гирляндами, охватывающими акантовую розетку, и вертикальной цветочной гирляндой в центре, направленной вниз; раскреповки антаблемента над пилястрами и широкими лопатками, гладкий фриз раскреповок;- оформление торцевых стен на уровне второго света крупными прямоугольными филёнками между пилястрами;- антаблемент зала, состоящий из фриза, ограниченного профилированными тягами, заполненного лепным орнаментом в форме завитков акантовых листьев; профилированных карнизных тяг; падуг с угловыми и промежуточными лепными розетками из центральногофигурного картуша, фланкированного лавровыми ветвями и развитых симметричных завитков акантовых стрел;- оформление потолочного плафона, ограниченного профилированными тягами с рядом меандра; выделенные профилированными тягами угловые квадратные филёнки, заполненные лепной композицией из лаврового венка; узкие небольшие филёнки по сторонам угловых, заполненные лепными композициями – связками дубовых ветвей с листьями, перевитыми лентами; небольшие квадратные филёнки с лепными цветочными розетками в них, расположенные по диагонали от угловых филёнок; протяжённые прямоугольные филёнки по периметру плафона, заполненные лепным орнаментом из крупных развитых завитков акантовых листьев и стрел;- оформление двух потолочных розеток в центральной части плафона, квадратных с уступчато выбранными углами и секторными филёнками, разделёнными лепным орнаментом в форме пучков лавровых листьев, перевязанных лентами, заполненными орнаментальными мотивами из завитков акантовых листьев и стрел с цветами; в центре – круглая лепная выпуклая цветочная розетка в окружении радиально расположенных листьев и кольцевая профилированная розетка вокруг;- оформление галереи на северо-западной стороне двухсветного зала, отделённой от зала прямоугольными столбами, на лицевых (обращённых в зал) сторонах которых расположены пилястры, оформленные аналогично пилястрам второго света, на боковых – филёнчатые пилястры с упрощёнными капителями; нижние стороны перемычек в проёмах галереи оформлены прямоугольными филёнками; пилястры в проекции столбов галереи на противоположной стене с филёнчатыми стволами, оформление плафона галереи филёнками, расположенными между пилястрами и столбами поперёк щелыги свода; ограждения галереи, состоящие из фигурных круглых в плане балясин с прямоугольными плинтами и поручней;- подлинные столярные заполнения четырёх дверных проёмов двухсветного зала: дубовые двупольные двухсторонние филёнчатые двери в профилированном столярном обрамлении с профилированными дубовыми десюдепортами;- оформление камина на северо-западной стене двухсветного зала: арочная топка в профилированном обрамлении; изразцовая облицовка, в том числе с профилированными и фигурными изразцами;- оформление коридоров первого и второго этажей: филёнчатая отделка арочных с пониженной стрелой проёмов в капитальных стенах, состоящая из боковых и потолочных филёнок.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте