Собор во Имя Казанской Иконы Божьей Матери

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Собор во имя Казанской Иконы Божьей Матери», 1900 – 1918 гг. (Ярославская область, Даниловский район, пос. Горушка, Казанская пл., д. 1), в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Казанского женского монастыря», 1900 – 1918 гг. (Ярославская область, Даниловский район, пос. Горушка, Вахтенское шоссе, д. 8), являются: - местоположение и градостроительная роль собора во имя Казанской Иконы Божьей Матери, построенного в русском стиле, расположенного на левом берегу реки Пеленги в поселке Горушка Даниловского района Ярославской области на Казанской площади, являющегося композиционным центром ансамбля Казанского женского монастыря и его исторической доминантой;- историческая объемно-пространственная композиция пятиглавого бесстолпного с подклетом собора, симметричная по оси восток-запад, состоящая из: квадратного в плане основного объема; трехапсидного алтаря (центральная апсида – главный престол в честь Казанской Божией Матери; северная апсида – придел в честь Святителя Алексия Митрополита Московского; южная апсида – придел во имя Святителя Николая Чудотворца); заалтарной галереи; обходной галереи; притвора; северного крыла притвора с винтовой лестницей и южного крыла притвора; паперти; центрального (западного) большего по размеру крыльца и двух боковых (северного и южного) крылец с двойными всходами; поздние входы в подклет по сторонам от центрального крыльца (в предмет охраны не входят);- характер и конфигурация крыш: пощипцовые над верхней галереей вокруг барабана центральной главы; по четырем сторонам ниже галереи между барабанами малых глав – криволинейные, повторяющие форму больших закомар; скатные крыши северной и южной части притвора; полуконусные крыши алтарных апсид; односкатная крыша заалтарной галереи; односкатные крыши закрытой части трех входных крылец, двускатные с пощипцовым покрытием – открытой части крылец; материал кровельного покрытия – гладкий листовой фальцованный металл; покрытие глав – металлом гладью;- местоположение, габариты и конфигурация световых цилиндрического центрального более крупного и восьмигранных малых барабанов основного объема;- характер восьмиконечных позолоченных металлических крестов на главах собора, их форма и габариты;- материал капитальных стен и перекрытий: темно-красный полнотелый кирпич на известково-цементном растворе, железобетон; в отделке фасадов – темно-красный тесаный кирпич;- система сводчатых перекрытий:своды подклета кирпичные, железобетонные и комбинированные: коробовые, крестовые, циркульные (в том числе с распалубками), по типу «Монье»; плоские железобетонные перекрытия по монолитным железобетонным балкам притвора (второй ярус);коробовый свод с распалубками проемов центральной части притвора;монолитный тонкостенный железобетонный свод северного крыла притвора (лестничная площадка, второй этаж); крестовый свод в южном крыле притвора;цилиндрические своды с распалубками обходной галереи;сомкнутый железобетонный свод по двум парам подпружных железобетонных арок основного объема;конхи алтарных апсид;полуциркульные железобетонные своды заалтарной галереи, разделенные подпружными арками;парусные, крестовые своды крылец;железобетонный купол центрального барабана;кирпичные купольные своды малых барабанов;- местоположение, конфигурация, габариты оконных и дверных проемов на фасадах: лучковые оконные проемы подклета и крылец; арочные оконные проемы притвора, основного объема, алтарной части, обходной галереи, заалтарной галереи; арочные окна центрального и малых барабанов; арочные дверные проемы западного фасада, боковых (северного и южного) фасадов; прямоугольные дверные проемы с лучковым завершением на западном фасаде (входы в подклет); характер расстекловки и заполнения оконных проемов (уточняются методами научной реставрации);- композиция и архитектурно-художественное оформление западного фасада из красного полнотелого кирпича, в том числе тесаного, а именно:оформление рундука центрального крыльца: колонны с профилированной базой (полувал, полки), восьмигранный ствол, профилированная капитель (полувал, полки); полуколонны с аналогичным колоннам оформлением базы и ствола; профилированные архивольты (полка, дентикулы), филенки, сдвоенные профилированные арки (полка, пояс зубцов) с гирьками; профилированный карниз (полка, полувал, поребрик в двух полувалах); профилированный остроугольный щипец (полки, дентикулы); оформление центрального крыльца: выделение цокольной части полками и валиками; профилированные капителями оконных проемов по сторонам рундука, с опирающимся на них архивольтом с поясом дентикул, двумя арками и гирькой (оформление оконных проемов уточняется методами научной реставрации); боковые пилястры с гладкими полуколоннами, профилированной ширинкой, ступенчатым профилированным карнизом, стилизованным профилированным кокошником арочной формы, поясом поребрика в двух полках, продолжающегося в том числе над оконными проемами по сторонам рундука, профилированные фронтоны пилястр с прямоугольной филенкой в тимпане; профилированный карниз (полувал, полка);оформление боковых частей фасада: пояс в форме полувала под двумя окнами первого этажа; наборные полуколонки по бокам двух оконных проемов первого этажа; пояс зубцов и пояс квадратных ширинок в верхней части двух оконных проемов первого этажа; профилированная квадратная ширинка в простенках между двумя оконными проемами первого этажа; сложнопрофилированное оформление простенков между двумя окнами первого этажа; пояс в форме полувала над двумя окнами первого этажа; профилированный межэтажный карниз с поясом дентикул; гладкие боковые пилястры, в уровне второго этажа завершающиеся профилированным килевидным кокошником; полуколонки с перехватами по бокам двух окон второго этажа; две вертикально расположенные ширинки в простенках между двумя окнами второго этажа; профили в форме вала и полок в простенках между двух окон второго этажа; профилированные (полки, пояс дентикул) кокошники с килевидным завершением над двумя окнами второго этажа; пояс дентикул над двумя окнами второго этажа; киотная ниша лучковой формы с замковым камнем, по бокам от которой расположены полукруглые полуколонки, переходящие в раскрепованную карнизную часть, завершенная профилированным кокошником в форме трилистника (полки, вал) с филенкой в форме равноконечного креста в центре;  квадратные ширинки по сторонам от киота; раскрепованный профилированный карниз с поясом поребрика;оформление центрального ризалита: пилястры с вертикально расположенными профилированными ширинками, с полуколонками с перехватами в боковых частях; гладкие полуколонки с перехватами в форме вала (в центральной части с прямоугольными фрагментами) по сторонам окон; профилированные килевидные завершения окон; раскрепованный пояс дентикул над окнами; стилизованный раскрепованный профилированный карниз в центральной части над окнами, над которым размещены ряды профилированных килевидных кокошников; пояс дентикул над килевидными кокошниками; центральный киот с профилированным завершением (валики, дентикулы, полки) в форме трилистника с боковыми полуколонками с перехватами; сложнопрофилированный раскрепованный венчающий карниз из тесаного кирпича; широкая профилированная закомара по форме близкая к килевидной (валики, полки, выкружки, пояс дентикул);- композиция и архитектурно-художественное оформление боковых (северного и южного) фасадов из красного полнотелого кирпича, в том числе тесаного, а именно: цоколь, выполненный из бетонных блоков и полнотелого керамического кирпича;оформление рундуков и боковых крылец, сходное с центральным крыльцом западного фасада, за исключением оформления профилированной арки с поясом дентикул над боковыми окнами первого этажа, расположенными по сторонам от рундука; профилей в форме полувала над лучковыми оконными проемами подклета; профилированной широкой базы, на которую опираются колонны рундука (полувалы, полки); ступенчатых кирпичных ограждений лестниц; оформление боковых (западных) частей фасадов, а также центральных ризалитов, сходное с западным фасадом, за исключением: профилированных горизонтально расположенных прямоугольных ширинок по сторонам от крылец, с равноконечными крестами в центральной части (по три в каждой ширинке) и с поясом дентикул в верхней части; профилированного горизонтального пояса с дентикулами, раскрепованного гирьками; гладких пилястр ниже профилированного горизонтального пояса; пилястр, расположенных выше профилированного горизонтального пояса, сходных по оформлению с пилястрами ризалита; гладких полуколонн с перехватами (в центральной части с прямоугольными фрагментами) по сторонам от одиночных окон по сторонам ризалита; оформление завершений одиночных окон, сходное с оформлением окон ризалита; карниз с поясом дентикул;- композиция и архитектурно-художественное оформление восточного фасада из красного полнотелого кирпича, в том числе тесаного, а именно:оформление цокольной части, аналогичное боковым фасадам;оформление заалтарной галереи: профилированные пояса под окнами, в том числе пояс поребрика в двух валиках; ширинки под окнами оконных проемов с поясом зубцов; гладкие пилястры по сторонам оконных проемов со стилизованной профилированной капителью (полки, дентикулы); профилированные арочные кокошники над оконными проемами боковых частей галереи (дентикулы, полки); раскрепованный пояс поребрика в двух валиках над боковыми окнами галереи; профилированный венчающий карниз с поясом дентикул; перспективный портал с арочной нишей ризалита, с рядом гладких пилястр, завершенных стилизованной профилированной капителью (полки, дентикулы), на которую опирается профилированная арка (дентикулы, полки, полувал), по бокам арки в угловых частях – гладкие полуколонны, верхняя часть ризалита в виде профилированного трилистника (полувал, полки, дентикулы), опирающегося на стилизованную профилированную капитель (полки, дентикулы);оформление алтарных апсид: профилированные пояса в нижней части, в том числе поясом поребрика в двух валиках; в нижней части боковых апсид – ширинка с равноконечными крестами, по оформлению аналогичная ширинкам на боковых фасадах; межэтажный профилированный пояс боковых апсид (полки, дентикулы), раскрепованный гирьками; аркатурный пояс с перехватами в форме валика, обрамляющий оконные проемы боковых апсид; профилированный венчающий карниз (полки, дентикулы, полувалы); аркатурный пояс центральной апсиды с перехватами в форме валика и дополнительным арочным профилированным поясом (выкружка, полка); сложный венчающий профилированный карниз (зубцы, выкружки, полки, пояс квадратных ширинок, полувалы); широкая закомара без киотной ниши над центральной апсидой, по оформлению аналогичная закомарам западного и боковых (северного и южного) фасадов;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов обходной галереи из красного полнотелого кирпича, в том числе тесаного, а именно: подоконные пояса в форме вала; гладкие пилястры между окнами, с базой, оформленной валиками, со стилизованной профилированной капителью (валики, полки), с опирающимся на них архивольтом с валом, поясом дентикул, двумя арками и гирькой; профилированный венчающий карниз;- композиция и архитектурно-художественное оформление барабанов из красного полнотелого кирпича, в том числе тесаного, а именно:оформление оснований малых барабанов поясом квадратных ширинок; профилированным карнизом с поясом кронштейнов, дентикул, полок, валиков; ряды профилированных килевидных кокошников (полувалики, зубцы, валики, выкружки, дентикулы), профилированная полка в центральной части (полувал, полка);оформление малых барабанов: пояса из валика, полки; гладкие капители между проемами с базой с поясом валиков и полки, стилизованной капителью с поясом дентикул и валиков; арка с поясом зубцов; профилированный пояс в завершении граней барабана (полка, валик, дентикулы); сложнопрофилированный карниз (кронштейны, дентикулы, валики, полки);оформление центрального барабана: аркатурный пояс с перехватами в форме валика, обрамляющий оконные проемы; уступчатые арочные ниши; сложнопрофилированный пояс над оконными проемами (дентикулы, полки, валики); пояс квадратных ширинок; сложнопрофилированный венчающий карниз (кронштейны, валики, полки, выступы кирпича);- характер исторической отделки фасадов собора (окрашенные поверхности наружных стен), а также колористическое решение (уточняются методами научной реставрации);- месторасположение, габариты, конфигурация лестниц центрального и боковых крылец;- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен;- характер отделки интерьеров – оштукатуренные поверхности стен;- оформление интерьеров:в подклете столпы с вынутыми углами, проемы арочной и лучковой формы разной ширины, внутристенные ниши (прямоугольные и прямоугольные с лучковым завершением);в основном объеме сдвоенные колонны, являющиеся основанием четырех несущих арок; профилированный карниз (оформление уточняется методами научной реставрации), профилированное завершение цоколя, пятиугольные элементы в оформлении ограждения хор, проемы арочной формы, ниши в подоконниках боковых арочных оконных проемов; месторасположение и форма высокой солеи;сохранившиеся фрагменты исторического напольного покрытия – метлахской плитки с геометрическим и растительным орнаментом в помещении основного объема, притвора, боковых помещениях алтаря;в обходной галерее дверные проемы с лучковым завершением;подоконники в виде профилированных лотков в помещениях по сторонам притвора и в алтаре;месторасположение и форма винтовой лестницы в помещении слева от притвора;- историческое использование объекта – религиозная деятельность.Схема предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Собор во имя Казанской Иконы Божьей Матери», 1900 – 1918 гг. (Ярославская область, Даниловский район, пос. Горушка, Казанская пл., д. 1), в составе объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Казанского женского монастыря», 1900 – 1918 гг. (Ярославская область, Даниловский район, пос. Горушка, Вахтенское шоссе, д. 8), приведена в приложении к настоящему предмету охраны.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте