Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Казанский: собор Казанский, 1835–1838 гг.» являются:композиционные особенности здания, являющегося одной из высотных доминант исторического центра города, композиционным центром ансамбля монастыря, формирующего центральную ось его композиции;линейная объёмно-пространственная композиция сложного объёма, вытянутого по оси юго-запад – северо-восток, состоящего из высокого двухъярусного четверика, меньшего по высоте (в один ярус) прямоугольного в плане притвора, примыкающего к четверику с юго-запада, равной по высоте притвору сложной в плане алтарной части, состоящей из прямоугольного объёма с небольшой полукруглой апсидой в центре, примыкающей к четверику с северо-востока, с тремя колонными портиками, завершёнными треугольными фронтонами: шестиколонным юго-западным, примыкающим к притвору, двумя симметричными десятиколонными боковыми (северо-западным и юго-восточным) портиками, выделяющими четверик храма; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши четверика; размеры, форма пяти четырёхгранных со скошенными углами световых барабанов, с восьмигранными неравносторонними (с более узкими гранями над скошенными углами барабанов) шлемовидными с полицами куполами, увенчанными небольшими главками луковичной формы на основаниях в форме усечённой восьмигранной пирамиды с восьмиконечными крестами с яблоками в основании; трёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой вальмовой крыши притвора; трёхскатная форма прямой вальмовой крыши алтарной части с примыкающей конхой апсиды; двухскатная форма, габариты, угол наклона скатов покрытий портиков;местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проёмов здания: прямоугольная форма и осевое расположение дверных проёмов на центральных осях первого яруса северо-западного, юго-западного и юго-восточного фасадов; прямоугольная форма с арочными перемычками и осевое расположение оконных проёмов первого яруса, в том числе ложного проёма на алтарной апсиде; прямоугольная, близкая к квадрату форма и осевое расположение небольших промежуточных окон, расположенных над окнами первого яруса; прямоугольная форма и осевое расположение окон второго яруса четверика, в том числе ложных окон на северо-восточном фасаде; форма и расположение «итальянских» окон на барабанах; осевое расположение и форма прямоугольных горизонтальных небольших окон подвала;материал капитальных стен объёмов – красный глиняный кирпич, в том числе большемерный; материал покрытия куполов, кровли четверика, притвора, алтарной части, конхи и портиков – листовой металл; покрытие главок – косая металлическая шашка; композиция и архитектурно-художественное оформление портиков, включая высокие стереобаты; колоннады тосканского ордена с двумя одиночными центральными колоннами и сдвоенными боковыми и аналогично оформленные пилястры, расположенные на стенах в проекции колонн; архитравы из двух фасций, отделённые от фриза астрагалом; гладкие фризы; профилированные карнизы большого выноса с рядом мутул; треугольные фронтоны с гладкими тимпанами;композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса фасадов, включая высокий рельефно выделенный цоколь по периметру здания; оформление оконных проёмов трёхсторонними уступами и профилированными подоконными полками; угловые огибающие пилястры; тонкая профилированная тяга на уровне оснований архивольтов окон по периметру здания, раскрепованная на вертикалях пилястр; прямоугольные горизонтальные плоские подоконные ниши, меньшие по ширине, чем окна; прямоугольные горизонтальные плоские надоконные ниши, большие по ширине, чем окна; прямоугольный руст с глубокими швами на алтарной апсиде, расположенный с отступом от цоколя и до тяги; архитрав из двух фасций, отделённый от фриза астрагалом; гладкий фриз; профилированный карниз большого выноса с рядом мутул;композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса фасадов, включая ложные прямые десятиколонные портики, расположенные с небольшим выпуском углов, состоящие из стереобата, десяти полуколонн упрощённого ионического ордена – двух одинарных центральных и сдвоенных боковых, антаблемента, состоящего из архитрава с двумя фасциями, гладкого фриза и профилированного карниза большого выноса с рядом мутул; прямоугольные горизонтальные плоские ниши над боковыми окнами; прямые профилированные сандрики с удлинёнными простыми кронштейнами-рамками над тремя средними окнами;композиция и архитектурно-художественное оформление барабанов куполов; включая ложные прямые двухколонные портики на скошенных углах барабанов, состоящие из стереобата, двух полуколонн упрощённого ионического ордена; антаблемент, состоящий из архитрава с двумя фасциями, гладкого фриза и профилированного карниза большого выноса с рядом мутул, по периметру барабанов; металлические ажурные подзоры в оформлении оснований главок;характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен; облицовка стереобата блоками белого камня;габариты, конфигурация, местоположение, материал и оформление трёх наружных лестниц портиков;пространственно-планировочная структура интерьера: капитальная стена разделяет объёмы четверика и притвора; конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: сводчатые перекрытия подвала; четыре несущих столпа четверика; своды на парусах в основании куполов; сомкнутые своды четверика;архитектурно-художественное оформление интерьеров: восьмигранные несущие столпы храмов, основные грани которых оформлены пилястрами ионического ордена; пилястры ионического ордена в боковых простенках северо-западной и юго-восточной стены в проекции несущих столпов;монументальная живопись четверика: сюжетные, орнаментальные, фактурные (под розовый мрамор), альфрейные (имитация архитектурных элементов) росписи сводов, парусов, подпружных арок, трибун барабанов, выполненные в технике гризайли и клеевой росписи в 1840 году артелью Т.А. Медведева;другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.