Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Комплекс зданий Романов-Борисоглебского городского общественного банка», начало XIX в., вторая половина XIX в., 1913-1914 гг. (Ярославская область, г. Тутаев, пл. Ленина, д. 8/59) являются:- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки улицы Ленина, а также проезда с улицы Ленина на площадь Ленина;- объёмно-пространственная композиция сложного двухэтажного здания, состоящего из прямоугольного в плане северо-восточного корпуса со слабым центральным ризалитом в три оси на главном (северо-восточном) фасаде и примыкающего к южной части его юго-западного фасада юго-западного корпуса, прямоугольного в плане с трапециевидным крупным выступом в северной части северо-западного фасада со скошенным северным углом с двумя слабыми ризалитами на главном (юго-восточном) фасаде: центральным в три оси и боковым шириной в одну ось на восточной оси фасада; конфигурация, форма и габариты четырёхскатной прямой крыши северо-восточного корпуса со слуховым окном на центральной оси северо-восточного фасада; конфигурация, форма и габариты двухскатной прямой крыши юго-западного корпуса с примыкающей трёхскатной крышей дворового выступа; материал кровли – металл;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных, а также габариты и арочная форма слухового окна на северо-восточном фасаде северо-восточного корпуса; характер исторических заполнений оконных и входных проёмов; столярное заполнение входного проёма на восточной оси главного фасада юго-западного объёма: двойные двупольные филёнчатые двери: гладкий плинтус с профилированной верхней гранью; нижняя меньшая филёнка со стилизованной пальметтой, изображённой в технике плоского рельефа; прямой сандрик на уступчатых кронштейнах с рядом «капель» на среднике; высокая верхняя филёнка с лучковой на «плечиках» перемычкой; лучковые с «плечиками» сандрики на верхней обвязке над филёнкой с тремя клинчатыми каннелированными «замками», средний из которых завешён трёхсторонним карнизом; нащельник с фигурным завершением; сохранившаяся дверная фурнитура; профилированное на гладких импостах столярное обрамление проёма;- капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе сложенные способом цепной кладки;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов северо-восточного корпуса, в том числе декор, расположенный по периметру здания: невысокий, слабо выделенный цоколь; профилированный промежуточный карниз между первым и вторым этажами; уступчатый профилированный венчающий карниз;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северо-восточного, юго-восточного, северных осей северо-западного фасада) фасадов северо-восточного корпуса, в том числе профилированная подоконная тяга на втором этаже, прерываемая на простенках центрального ризалита; крупные плоские прямоугольные с арочными завершениями ниши окон второго этажа на ризалите; профилированные наклонные карнизы треугольного фронтона над ризалитом; угловая лопатка на восточном углу юго-восточного фасада;- фрагмент центрального ризалита на дворовом (юго-западном) фасаде;- композиция и архитектурно-художественное оформление главного фасада юго-западного корпуса в стиле модерн, в том числе незначительно выделенный цоколь; простые трёхсторонние обрамления крупных витринных окон первого этажа; оформление боковин входного проёма на восточной оси каннелированными пилястрами на гладких базах со средней укороченной вверху каннелюрой и квадром «бриллиантового» руста на месте капители; профилированный междуэтажный карниз с гладким поясом- фризом над ним; вытянутые доски с фигурными боковыми сторонами и горизонтальными проточками, средняя из которых длиннее и завершена круглыми углублениями, на осях под окнами второго этажа; профилированная подоконная тяга второго этажа; трёхсторонние наличники с прямыми боковинами, в верхней части с одиночной «подвеской» − проточкой с ромбом на нижнем конце, и прямой перемычкой с фигурным (лучковым с поднятыми «плечиками») верхним краем с горизонтальными проточками, аналогичными таковым на подоконных досках; оформление простенков на втором этаже ризалитов лопатками с двухуступчатыми «фартуками» с фигурными боковыми гранями, прямоугольными по ширине лопатки в верхней части и незначительно сужающими книзу с началом сужения в средней трети фартука в форме каннелюры, с центральной «подвеской» − проточкой, спускающейся ниже «фартука»; оформление простенков второго этажа основной части небольшими прямыми профилированными сандриками с ниспадающими тонкими выступающими полосами – геометризованными «подвесками», расширяющимися на концах, пересекающими в центре стилизованный картуш – тонкое кольцо; фриз, ограниченный профилированными тягами, в том числе карнизной, на основной части фасада с круглыми филёнками на вертикалях простенков и плоскими прямоугольными горизонтальными нишами на осях, на ризалите –с крупной вытянутой филёнкой с фигурными боковыми гранями и помещённой в центре надписью «БАНК» (целесообразно восстановить историческую надпись «БАНКЪ»), фланкированной некрупной характерной для модерна композицией из кольца, пересечённого тремя горизонтальными полосами; декоративные накладки в форме стрелок, фланкирующие центральную филёнку; подшивной выносной карниз; ограждение крыши, состоящее из прямого аттика с профилированным карнизом над восточной осью фасада, фигурного центрального аттика со слуховым окном с арочной перемычкой, треугольным фронтоном над ним и профилированным карнизом, прямоугольных с профилированными карнизами боковых тумб (вазоны целесообразно восстановить) и кованых решётках между ними;- композиция и архитектурно-художественное оформление дворового (северо-западного) фасада юго-западного корпуса, в том числе рельефно выделенный цоколь; профилированный междуэтажный карниз, полувалик, отделяющий гладкий фриз от стеновой поверхности; уступчатый венчающий карниз;- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен фасадов северо-восточного корпуса и лицевого фасада юго-западного корпуса; неоштукатуренные поверхности наружных стен дворового (северо-восточного) фасада юго-западного корпуса;- художественный металл: кованая решётка ограждения крыши над главным (юго-восточным) фасадом юго-западного корпуса из горизонтальных полос, колец, S-образных завитков с центральной «омегой»-волютой и шестиконечными звёздами на концах; кованый односкатный зонт над входом на восточной оси главного фасада юго-восточного корпуса на цепях и кронштейнах: три сильно разогнутых, выгнутых в средней части «концентрических» волюты с акцентированными углами между дугообразной частью и опорными концами, завешёнными завитками, нижний из которых дополнен небольшим листком; кованый двухскатный зонт над входом на дворовом (северо-западном) фасаде: фриз, заполненный сильно вытянутыми горизонтальными сомкнутыми S-образными раздвоенными на концах завитками; треугольный фронтон с аналогичными завитками, внутренние кольца которых значительно увеличены и соединены с центральным прутом с «червонкой» разомкнутыми волютами с перехватами, между раздвоенными концами центральных завитков прут со стилизованным бутоном на конце, под наружными завитками короткий прут с листочками на концах; треугольное навершие над фронтоном из центрального прута с пиковидным завершением и симметрично сгруппированных вокруг него каплевидных асимметричных завитков с раздвоенным внутренним концом и сильно разогнутых наружу волют; треугольные подкосы ограничены двумя прутьями квадратного и прямоугольного сечения, соединёнными тремя небольшими кольцами, со скрученными в единые завитки концами, центральная часть заполнена S-образным завитком с укрупнённым центральным кольцом, дополненным двумя завитками по бокам с короткими побегами между ними, и завершающимся небольшим завитком у верхнего наружного угла подкоса с дополнительным коротким прутом с листочками на концах;- историческая планировка здания в капитальных стенах, разделяющих корпуса и выделяющих парадную лестницу на второй этаж, расположенную между корпусами;- историческая планировка северо-восточного корпуса в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами, в том числе поперечные стены, выделяющие центральную часть в три оси на первом этаже;- историческая планировка юго-западного корпуса в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными карнизами, в том числе поперечные стены, разделяющие первый этаж на три крупных части;продольная стена, отделяющая широкие лицевые помещения и более узкие дворовые;- конструкция междуэтажных перекрытий в помещениях первого этажа: узкие кирпичные лотковые своды по металлическим направляющим в южном помещении северо-восточного корпуса; лотковый свод во внутреннем помещении (на поэтажном плане № 10) первого этажа юго-западного корпуса;- элементы инженерного оснащения здания: части первоначальной водопроводной системы юго-западного корпуса; сейфы Сущевского завода (г. Москва) в северо-восточной стене южного помещения второго этажа северо-восточного корпуса, в южной стене южного помещения юго-западного корпуса; несгораемая дверь Сущевского завода (г. Москва) между лицевым и внутренним (на поэтажном плане № 2 и № 9) помещениями юго-западного корпуса;- местоположение, материал и оформление лестниц: парадная однопролётная железобетонная лестница в восточной части юго-западного корпуса; «чёрная» двухпролётная железобетонная лестница в центральном западном помещении юго-западного корпуса;- архитектурно-художественное оформление интерьера северо-восточного корпуса: профилированные потолочные карнизы с падугами, ограниченные тягами в помещениях второго этажа, в том числе с фигурными плоскими плафонами в лицевых помещениях; концентрическая потолочная розетка с квадратным с вогнутыми углами профилированным обрамлением в восточной части лицевого помещения; концентрическая розетка в северном помещении второго этажа; облицованные гладкими изразцами печи, их фрагменты и зеркала в помещениях второго этажа; простые рельефно выделенные и ограниченные рельефными тягами падуги в помещениях первого этажа; облицованная гладкими изразцами печь в центральном лицевом помещении; облицовка изразцами с рисунком «побег в ромбе» печи в южном помещении первого этажа; заполнения дверных проёмов: исторические двупольные филёнчатые двери с фигарейными прямоугольными филёнками;- архитектурно-художественное оформление интерьера юго-западного корпуса, в том числе оформление лестничной клетки парадной лестницы: прямоугольный руст на стенах на уровне первого этажа; крупные филёнки на стенах на уровне второго этажа: на боковых по две, на торцевых по одной; две крупные прямоугольные потолочные филёнки; тонкие профилированные трёхсторонние с профилированной подоконной полкой обрамления внутренних окон на северной стене; прямоугольные горизонтальные филёнки над дверными проёмами; закруглённые наружные грани проступей и кольца ковродержателя в углах между ступенями и подступенками; профилированные поручни перил и S-образные кронштейны под ними; столярные заполнения внутренних дверных проёмов, ведущих в помещения второго этажа юго-западного и северо-восточного корпусов: двойные полуторапольные филёнчатые двери, в южном проёме с филёнчатой щитовой коробкой, с простыми плинтусами с профилированной верхней кромкой, наружные створки с тремя разноразмерными глухими фигарейными филёнками с двойными декоративными наплавами, нижний из которых повторяет прямоугольный контур филёнки, верхний – со скруглёнными углами и незначительно выпущенными сторонами; внутренние створки с четырьмя филёнками с двумя глухими нижними, оформленными аналогично филёнкам на наружных створках, с двумя световыми верхними; напольное покрытие нижней и верхней площадок из метлахской плитки двух оттенков: серого и светло-серого, выложенной ромбом (на угол), с бордюром из светло- серой плитки по периметру; оформление лицевых помещений второго этажа: потолочные карнизы с падугами, ограниченными сложными профилированными тягами; концентрические потолочные розетки с профилированными обрамлениями, оформленными прямоугольными и полуциркульными выступами на сторонах; печи, облицованные гладкими изразцами, с профилированными изразцовыми карнизами, а также изразцовые зеркала печей, печная фурнитура; столярные заполнения дверных проёмов: двупольные и полуторапольные филёнчатые двери, оформленные аналогично наружным дверям, ведущим с лестничной клетки, профилированные на гладких импостах обрамления дверных коробок; двухстворчатые филёнчатые ставни и филёнчатая щитовая коробка, оформляющие внутренний проём окна для общения с клиентами банка в перегородке между северным и центральным лицевыми помещениями; штукатурное трёхстороннее обрамление северной стороны проёма между северным и центральным лицевыми помещениями: выделенные астрагалом базы, основные части боковин и перемычка с двумя каннелюрами, угловые элементы в форме «конвертов», тонкий профилированный венчающий карниз над перемычкой; оформление помещений второго этажа, расположенных вдоль дворового фасада: потолочные карнизы из падуг с профилированными тягами; оформление перил «чёрной» лестницы: профилированные деревянные поручни, решётка из вертикальных прутьев квадратного профиля, промежуточные из которых фланкированы укороченными «висящими» прутьями с загнутыми с плотную петлю концами, и трёх сдвоенных горизонтальных полос, над верхней из которых расположены небольшие кольца; оформление лицевых помещений первого этажа (магазинов): печи, облицованные гладкими изразцами; профилированные потолочные карнизы из падуг, ограниченных профилированными тягами; оформление дворовых помещений первого этажа: падуги с тягами упрощённых профилей; заполнения дверных проёмов, в том числе окованная железом дверь с фурнитурой во внутреннее помещение; исторические филёнчатые дверные полотна, однопольные и двупольные двойные в наружном проёме, ведущем во двор.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.