Собор во имя Воскресения Христова

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения (памятника) «Собор во имя Воскресения Христова», 1674 – 1677 гг. (Ярославская область, г. Углич, Спасская ул., д. 31/2а), в составе объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) «Ансамбль Воскресенского монастыря», XVII в., являются:- местоположение и градостроительная роль памятника, его участие в формировании основных городских панорам западной части Углича, правого берега р. Волги, роль в структуре ансамбля;- сложная объемно-пространственная структура четырехстолпного на высоком подклете, крестовокупольного пятиглавого трехапсидного храма с двумя симметрично расположенными одноглавыми приделами и двумя ризницами, с соединяющими приделы обходными галереями, огибающими собор с запада и севера, с примыкающим к западной галерее высоким крытым крыльцом на ползучих арках, ведущим в основной этаж; включающая: повышенный объем четверика, прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток – запад, с тремя пониженными апсидами с востока, из которых центральная шире боковых; перекрытого на четыре ската с пятью широко расставленными барабанами, центральный из которых световой, большего диаметра, увенчанными «пучинистыми» главами, центральная из которых доминирует над угловыми; галереи на высоком подклете, перекрытые на один скат; два придела на высоких подклетах (с севера – придел собора архистратига Михаила, с юга – придел в честь апостола Иакова) в виде расположенных по оси восток – запад: квадратного в плане четверика, апсиды, перекрытой по полукружию и паперть-галереи, перекрытой на один скат;- капитальные стены, сложенные из красного полнотелого глиняного большемерного кирпича, в том числе лекального, включающие: крестово-купольный свод четверика с распалубками, подпружные арки, коробовые своды апсид, сомкнутые своды приделов, коробовые своды с распалубкой над центральным окном приделов, лотковый свод подклета четверикас распалубками между столбами, арочной распалубкой над дверью алтаря и трапециевидными над южной и северной дверями, сомкнутые своды с распалубками подклетов приделов; коробовые своды ризниц, коробовые своды галереи с угловыми, оконными и дверными распалубками, имеющими килевидную форму и высокую стрелу подъема, коробовые своды верхней и нижней площадок крыльца, лотковые своды схода крыльца; исторические форма и габариты крыши, угол уклона скатов, материал кровельного покрытия – фальцованный металл, характер покрытия глав – чешуйки, шатра крыльца – косая металлическая шашка;- рельефно выделенный цоколь с раскрепованным поясом из тесаного кирпича в виде полувала над ним;- архитектурно-художественное оформление фасадов четверика: угловые лопатки, центральные лопатки, делящие восточный и западный фасады на три прясла, завершенные профилированным карнизом с поребриком и трехступенчатыми зубчиками, над которым расположен ряд ложных закомар с изразцовыми вставками из трех муравленых изразцов, поставленных «на угол» по центру; двухуступчатый венчающий карниз; местоположение, форма, габариты исторических арочных оконных проемов, их оформление рамочными наличниками с вертикальными раскрепованными тягами, заканчивающимися усложненным трехлопастным профилированным очельем, заходящим на карниз, и внизу – профилированными подоконниками и «подвесками» в продолжение боковых стоек; оформление раскреповывающего карниз киота по центральной оси восточного фасада в профилированном рамочном наличнике с навершием в виде двух спаренных кокошников; оформление барабанов аркатурными поясами с перетяжками на вертикальных тягах, с чередованием завершений арок гирьками и карнизами с поясками поребрика и трехступенчатых зубчиков; оформление прямоугольного киота, расположенного на восточной стороне центрального светового барабана, наличником с навершием в виде кокошника;- композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: форма полукруглых двухэтажных апсид, разделенных узкими лопатками, перекрытых по полукружиям, обрамленных простенками ризниц; высокий развитый профилированный раскрепованный междуэтажный пояс с поребриком, профилированный раскрепованный венчающий карниз без поребрика (на центральной апсиде с поребриком); местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, в том числе ложных и заложенных, оформление окон рамочными наличниками: арочного окна по центральной оси центральной апсиды наличником с вертикальными раскрепованными тягами, заканчивающимся усложненным трехлопастным профилированным очельем, заходящим на карниз, и внизу – профилированным подоконником с «подвесками» в продолжение боковых стоек, арочных окон апсид – наличниками с полуколонками, профилированными подоконниками и «подвесками» в продолжение боковыхстоек, завершающихся в нижнем ярусе апсид и верхнем ярусе центральной апсиды (боковые окна) – треугольным фронтоном, в верхнем ярусе боковых апсид – навершием в виде усложненного трехлопастного кокошника; арочных окон верхнего яруса ризниц – рамочными наличниками с треугольным фронтоном; заложенных арочных окон нижнего яруса ризниц – рамочными наличниками;- композиция и архитектурно-художественное оформление приделов: угловые лопатки четверика, завершенные раскрепованным профилированным карнизом с поребриком, над которым расположен ряд ложных закомар с развитыми импостами; двухуступчатый венчающий карниз; раскрепованный профилированный междуэтажный пояс с поребриком; местоположение, форма, габариты исторических арочных оконных проемов, в том числе ложных и заложенных, их оформление в четверике и алтаре рамочными наличниками с полуколонками и профилированными подоконниками с «подвесками», в верхнем ярусе вверху заканчивающимися усложненным трехлопастным профилированным очельем (на апсидах заходящим на карниз), в нижнем ярусе – навершием в виде треугольного фронтона; оформление боковых арочных окон верхнего яруса апсид рамочными наличниками с треугольным фронтоном; оформление высоких глухих барабанов аркатурными поясами с перетяжками на вертикальных тягах, профилированными карнизами;- композиция и архитектурно-художественное оформление галерей: широкие лопатки высокого подклета, разделяющий подклет и галерею раскрепованный многоступенчатый профилированный пояс с поребриком, лекально огибающий перемычки широких заложенных арочных проемов; профилированные прямоугольные ширинки с поставленными «на угол» муравлеными изразцами парапета и простенков галереи; окантующий аркаду галереи в виде архивольтов поясок валика из тесаного кирпича; заложенные широкие арочные входные проемы подклета; широкие арочные проемы галереи; местоположение, форма, габариты исторических арочных оконных проемов подклета галереи, в том числе ложных и заложенных, оформление заложенного оконного проема северного фасада подклета наличником с боковыми полуколонками, профилированными подоконниками с «подвесками», завершенные треугольным фронтоном; оформление окон западного фасада подклета рамочными наличниками;- композиция и архитектурно-художественное оформление крытого крыльца западного фасада галереи: периметральный, окантующий проемы в виде архивольтов поясок валика из тесаного кирпича; четырехстолпный рундук, покрытый четырехгранным шатром с прорезным металлическим подзором; двойные арочные перемычки проемов рундука, декорированные висячими гирьками; историческое оформление квадратных в плане столбов рундука по периметру двухуступчатым цоколем, профилированными прямоугольными ширинками, украшенными изразцами, профилированным поясом с поребриком над ними; профилированный с поясом поребрикавенчающий карниз; ползучие арочные проемы схода, перекрытого на два ската; оформление парапета и простенков схода профилированными прямоугольными ширинками с поставленными «на угол» муравлеными изразцами; профилированный пояс, отделяющий парапет схода от нижнего яруса;- пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах; каменный резной богато орнаментированный портал на внешней стороне западного проема четверика (напротив лестничного всхода крыльца) в виде трехуступчатой раскрепованной поясками арки, опирающейся на пучки из трех полуколонок с мелкопрофилированными базами, раскрепованных балясинами и поясками, дополнительно украшенный заглублениями и «контрбалясинами» среднего уступа; каменные резные порталы проемов с наружной стороны северной и южной стен четверика в виде трехуступчатой раскрепованной поясками арки, опирающейся на пучки из трех полуколонок с мелкопрофилированными базами, раскрепованных балясинами и поясками; каменные резные порталы с наружной стороны арочных входов приделов с килевидным по верхнему контуру трехуступчатым навершием, опирающимся на прямоугольные в сечении профилированные пяты, поддерживаемые полуколонками с мелкопрофилированными базами, раскрепованными в центре «бочонками» с поясками; внутренние оконные откосы; кирпичное покрытие пола «в елочку», в северном приделе – полусферическими рядами; характер отделки помещений – побелка по штукатурке, подклета – побелка по кирпичу; в основных помещениях собора и приделов – монументальная живопись (дополнительно уточняется при проведении натурных исследований в рамках разработки научно-проектной документации); фрагменты монументальной живописи XVII в. (на восточной паре столбов в алтаре) (дополнительно уточняется при проведении натурных исследований в рамках разработки научно-проектной документации); железные кованые двери, украшенные накладными просечными репьями на слюдяной подкладке; исторический иконостас середины ХIХ в. в классицистической стилистике в четверике собора.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте