Историческая ценность: - здание, построенное в 1879 году на месте прежней каменной (1801 г.), а первоначально деревянной (1770 г.), на пожертвования жителей немецкой колонии Рибенсдорф (Рыбинсдорф), является ярким примером эклектики третьей четверти XIX века;- объект культурного наследия является единственным сохранившимся зданием евангелическо-лютеранской церкви в Воронежской области, построенным в третьей четверти XIX века;- для строительства кирхи было рассмотрено несколько проектов, в том числе проект гражданского инженера Багалдина-Таишева (1837 – после 1893) которому приписывают авторство; но возведенное здание наиболее точно отражает архивный проект (3 мая 1879 г), автор которого не установлен;- согласно архивному проекту (3 мая 1879 г.) здание, вытянутое в форме корабля вдоль главной продольной оси восток-запад имело построение трехнефной зального объема с трехчастной апсидой на востоке и четырёхъярусной башней-колокольней на западе (сохранился нижний ярус). Исторически объемы перетекали последовательно один в другой, но в данный момент соединение нарушено, двусветный проем, соединяющий алтарную часть с нефами, заложен. Проектом было предусмотрено три входа в колокольню: главный и два боковых.Архитектурная ценность:- главный фасад исторически имел симметричную композицию, вытянутую по вертикали. Квадратная в плане, высокая монументальная башня-колокольня выступала из основного объёма и завершалась высоким, ломаным по форме, острым шатром;- объект культурного наследия сохранил подлинные композиционные и декоративные особенности исторической архитектуры свойственные эклектике, сочетающей формы и приемы неоготики и элементы классицизма, выполненные с учетом традиций церковного зодчества западно-христианских конфессий;- конструкции фасадных стен, перекрытий исторического объема сохранили подлинный материал, технику исполнения кирпичной кладки и подлинные декоративные элементы (венчающие карнизы; фриз, украшенный аркатурой; элементы обрамления оконных проемов; контрфорсы; лизены и т. д);- здание лютеранской кирхи является религиозным сооружением, историческая архитектура которого соответствует традициям западноевропейского (немецкого) культового зодчества.Функциональная ценность:- здание соответствует первоначальному религиозному назначению.Градостроительная ценность:- объект расположен в центре бывшей немецкой колонии Рибенсдорф (Рыбинсдорф), на пересечении современных улиц Центральной и Тракторной, его местоположение определено историческим расположением на территории села;- архитектурно-пространственная композиция здания участвует в формировании и сохранении исторической планировочной схемы главной улицы (ул. Центральная) села;- архитектурная и историческая доминанта застройки села;-участвует в формировании и сохранении ценных исторических панорам и исторического ландшафта села Рыбное, так как обладает ценными композиционными и видовыми связями, открыто в канале видимости улицы Центральная (главной исторической улицы) с ближних и средних точек обзора.●Объемно-пространственная композиция объекта культурного наследия сохранила исторические габариты в плане, конфигурация которого определена местоположением подлинных фасадных стен, колонн каркаса, включая их планировочные и высотные отметки.● Симметричная объемно-пространственная композиция, формируется вдоль главной планировочной оси здания – продольная ось симметрии – «восток-запад» из следующих самостоятельных исторически объединенных объемов: -двухсветный, прямоугольный в плане, зальный (трехнефный) без трансепта объем, увенчанный двускатной с полувальмой, со стороны апсиды, крышей (утрачена). - примыкающий с востока трехчастный объем апсиды: в центре, выступающий в форме ризалита незначительно отличающийся по высоте от зального объема, пятигранный объем апсиды с двумя симметрично расположенными по краям, пониженными прямоугольными объемами; - объем башни-колокольни, примыкающий с запада к зальному объему и исторически являющийся высотным акцентом объекта культурного наследия (сохранился нижний ярус). ●Масштаб, пропорции, габариты и силуэт построения здания. Взаимное расположение трех объемов, их историческая взаимосвязь по габаритным размерам в плане, планировочным отметкам высоты фасадов и крыш.Существующая двускатная крыша, венчающая исторический двусветный зальный объем, поздняя, утратила исторические высотные отметки, к Предмету охраны не относится.Коническая крыша, венчающая пятигранный объем апсиды и скатные крыши пониженных прямоугольных объемов утрачены. ● К Предмету охраны относится историческая форма крыш над каждым из объемов, изображенная на архивных проектных материалах и фотографиях. Габариты и высотные отметки каждой из конструкций подбираются с учетом взаимосвязанности масштабных соотношений объемов.Пространственно-планировочная структура объекта культурного наследия целостная, сформированная из объемов, расположенных на продольной композиционной оси, каждый исторический объем имеет самостоятельную схему, которая определяется его историческим каркасом.Пространственный каркас здания формируется подлинными несущими конструкциями: фундаментами, колоннами, подпружными арками, сводчатыми перекрытиями, продольными и поперечными фасадными стенами.Местоположение, планировочные отметки конструкции, материал: фундаментов, колонн, сводов, фасадных стен.Историческая планировочная схема (состав и размещение помещений) характерна для лютеранских церквей и соответствует трехчастному делению прямоугольного плана на притвор, трехнефное зальное помещение и апсиду. Конструктивную основу зального объема составляет трехпролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на колонны, служат основанием для сводчатых перекрытий.Вход в храм с западной стороны через притвор, расположенный в центре нижнего объема колокольни. Далее, через центральный неф в алтарную часть, находящуюся в апсиде. Двусветный арочный проем, соединяющий центральный неф с апсидой заложен.Вход в алтарную часть также располагался в одном из прямоугольных объемов, примыкающих к апсиде. Историческое проектное месторасположение хоров и органа на втором уровне зального объема (сохранилась часть поддерживающих конструкций).Тип материала несущих конструкций здания определяется свойствами и видом материала подлинных несущих конструкций исторического объема:- фасадные стены – фламандская кирпичная кладка из красного керамического кирпича;- цокольная часть – фламандская кирпичная кладка из красного керамического кирпича;- колонны, своды – из красного керамического кирпича;-кровельное покрытие – одинаковый для всех объемов материал – листовая кровельная сталь;- материал заполнения оконных проемов – дерево;- материал оконных решеток – кованое железо.Тип отделки фасадов: сохранились участки штукатурного слоя, декоративные элементы которого повторяются и в интерьере зального объема.Материал, техника исполнения и характер декоративного оформления элементов:- архитектурные элементы и декоративные детали фасадов, выступающие из фасадной плоскости, выполнены в технике рельефной кирпичной кладки, узор которой формируется за счет выпуска кирпича и использования кирпича лекальной подтески;- при исполнении криволинейных элементов использована техника выкладки элементов по кружалам.Архитектурно-композиционные характеристики фасада:- симметричное композиционное построение фасада, относительно местоположения квадратной в плане башни-колокольни;- единообразное композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного и боковых фасадов башни-колокольни;- сохранение исторической геометрии элементов фасадов, в основе построения которой вытянутые формы с преобладающим вертикальным направлением;- расположение подлинных входных проемов;- оформление дверных проемов клинчатыми перемычками. Над главным и расположенным справа, входными проемами сохранились прямые клинчатые перемычки. Все входные проемы сверху декорированы барельефом в виде балясин. Существующее заполнение главного входного проема, как и заложения боковых, поздние, к Предмету охраны не относятся. -горизонтальные элементы: венчающий карниз перспективной формы; выступающий из плоскости стены цоколь; подоконная полка ступенчатой формы, выступающая из фасадной плоскости, опоясывающая главный и боковые фасады;-положение и декоративное оформление вертикальных элементов фасада: лизены, со скошенными углами, фланкирующие углы зального объема; контрфорсы, расположенные по углам башни-колокольни. В верхней части, расположенного слева от главного входа, контрфорса сохранилась декоративно выложенная дата 1879.Архитектурно-композиционные характеристики фасада: - трехчастное симметричное построение апсиды: в центре фасады, ограничивающие пятигранную часть, с преобладающими по размерам элементами, по бокам симметричные фасады, ограничивающие боковые пониженные объемы; - местоположение, высотные и планировочные отметки фасадов трехчастной апсиды;- материал заполнения оконных проемов – дерево;- вертикальные элементы фасада: лизены, со скошенными углами, расположенные по граням апсиды и углам боковых пониженных объемов;- горизонтальные элементы фасада: венчающие карнизы перспективной формы, проходящие периметрально;- расположение, ритм, габаритные размеры, форма и декоративное оформление подлинных оконных проемов всех объемов;-оконные проемы апсиды прямоугольные полуциркульного завершения, значительно больше по размерам, чем аналогичные оконные проемы второго этажа северного и южного фасадов зального объема, украшены архивольтами;- оконные проемы боковых, пониженных объемов апсиды, прямоугольные под клинчатыми перемычками (в данный момент заложены или растесаны под дверные). К Предмету охраны относится их форма и расположение по архивным материалам;- местоположение входного дверного проема в стене прямоугольного объема под клинчатой перемычкой.Архитектурно-композиционные характеристики фасада:- симметричное композиционное решение пятиосных северного и южного фасадов зального объема относительно композиционной оси здания;- фасады вытянуты в направление с запада на восток; - вертикальные элементы фасадов – лизены со скошенными углами; их чередование с оконными проемами и размещение по углам фасадов;- горизонтальные элементы фасадов: венчающий карниз; выступающий из плоскости стены цоколь; подоконная полка ступенчатой формы, выступающая из фасадной плоскости;- техника исполнения декоративных элементов;- ритм, расположение, габаритные размеры, форма и декоративное оформление подлинных оконных проемов всех объемов; - материала заполнения оконных проемов – дерево;- оконные проемы нижнего ряда прямоугольные, украшенные частично сохранившимся лепным наличником сложного профиля, снизу подчеркиваются подоконной полкой, выступающей из фасадной плоскости и продолжающейся и на других объемах фасадов.- оконные проемы верхнего яруса прямоугольные полуциркульного завершения, оформленного архивольтами. Проемы верхнего и нижнего яруса объединены по периметру рельефной рамкой полуциркульного завершения, в простенке между ярусами сохранился ромбовидный барельеф.Зальный объемЕдинообразие в горизонтальном декоративно-пластическом оформлении фасадов зального объема подчеркивает многорядный венчающий карниз ступенчатой формы, который сформирован рядами тычковой кирпичной кладки с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Венчающая часть формируется из чередующихся рядов кладки на ребро и рельефа в виде «вала». Выносную полку составляют чередующиеся ряды тычковой кладки и рельефа в виде «вала» и ряда поребрика, подчеркнутого сверху и снизу рядом тычковой кладки. По софиту карниз дополнен фризом, между лизенами украшенным аркатурой.Фасады апсиды. Венчающая часть граненой апсиды сформирована тычковой кладкой и тычковой на ребро. Ниже располагается гладкий фриз, софит которого подчеркивает ряд тычковой кладки, вынесенный относительно фасадной плоскости, и одинаковый на всех гранях ритм зубцов, сложенные из трех рядов кирпича.Венчающий карниз пониженных прямоугольных объемов апсиды также ступенчатой формы и сформирован рядами тычковой кладки с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Венчающая часть в виде чередующихся рядов тычковой кладки и тычковой на ребро, выносная – в виде поребрика, подчеркнутого сверху и снизу рядом тычковой кладки. По софиту карниз между лизенами дополнен фризом, украшенным ритмом зубцов, в данный момент не выступающих из фасадной плоскости.Техника исполнения венчающих карнизов:- рельефная кирпичная кладка, силуэт и форма карниза формируется за счет выпуска кирпича и использования кирпича лекальной подтески.Элементом горизонтального членения фасадов служит выступающий из фасадной плоскости цоколь, выполненный фламандской кирпичной кладкой и подчеркнутый рядами рельефа в виде «вала» и «четвертного вала» из кирпича лекальной подтески.Трехнефный зальный объем с широким, относительно боковых, средним нефом. Основу конструктивной схемы объема составляет трехпролетная арочно-стоечная система. Давление от сводчатых перекрытий воспринимается подпружными арками и передается на колонны. Часть полного распора воспринимают парные металлические воздушные связи, установленные выше уровня пят свода в каждом пролете перпендикулярно главной продольной оси.Колонны в плане имеют крестообразную форму, ствол без энтазиса, их база подчеркнута рядом рельефа «четвертного вала», изысканности придает упрощенная капитель в виде профилированного карниза.Перекрытием центрального нефа служит кирпичный крестовый свод, а боковых нефов – кирпичные бочарные своды двоякой кривизны.Лаконичное декоративное убранство традиционно для оформления интерьера лютеранских церквей. В боковых нефах, с двух сторон от заложенного двусветного арочного проема алтарной части, сохранился лепной барельеф с растительными мотивами, имитирующий наличники проема.Растительные мотивы также прослеживаются в сохранившейся розетке свода одного из боковых нефов и в декоративном оформлении оконных проемов.Оконные проемы подчеркнуты лепными наличниками, выступающими из плоскости стены. Арочные окна второго ряда дополнительно декорированы архивольтами. В стенах боковых нефов, где не располагались хоры, сохранился ромбовидный барельеф межоконного пространства.Сохранились элементы поддерживающих конструкций хоров.Перекрытием апсиды является конха.Перекрытием притвора служит кирпичный крестовый свод.Два прямоугольных объема, примыкающих к апсиде перекрыты кирпичными парусными сводами.Конструкции выполнены из красного керамического кирпича.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.