Историческая ценность: здание известное как жилой дом купца Меркулова предположительно построено в конце XIX века. В библиографических источниках дореволюционного периода (до 1917 г.) достоверных данных о том, что домом владел купец Меркулов не обнаружено. Автор проекта не установлен, проектные чертежи и документы, среди которых может быть информация по данному домовладению, в архивах Воронежской области не обнаружены. Датировка возведения объекта – конец XIX века и предполагаемое имя первоначального владельца – Меркулова, зафиксированы в постановлении о постановке под государственную охрану, паспорте и учетной карточке памятника истории и культуры 1988 г., приказе об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Меркулова». Архитектурная ценность:- здание является характерным образцом жилой застройки уездного города Павловска кон. ХIХ века, построение которого определяется местоположением дома, формирующего угол квартальной застройки на перекрестке улиц;-историческая архитектура здания без изменений сохранила формообразование и композиционную целостность построения, состоящего из разновременных частей;- архитектурный облик дома определяется целостным декоративным обликом уличных фасадов, протянутых по линиям застройки улицы, равноценных в архитектурном решении и дворовых фасадов декоративно-пластическое оформление, которых поддерживает их нарядный облик, и цитирует отдельные элементы;- историческая архитектура дома являет пример эклектики с оригинальным декором, сочетающим формы и приемы русского стиля с техникой кирпичного стиля. В эклектичной отделке фасадов применена рельефная кирпичная кладка с различными комбинациями элементов, в которых прослеживаются одинаковые архитектурные цитаты;- оригинальный высокий забор с пилонами ворот поддерживает архитектуру дома и эклектичное декоративное оформление фасадов; • особые архитектурно-художественные элементы русского стиля, выполненные в технике кирпичного стиля: пологие щипцовые подвышение в средней части уличных фасадов, ширинках лопаток, ярусный фриз с городками и связанными аркатурой узкими ступенчатыми кронштейнами, перебиваемыми перспективной аркой чердачного окна в вершине щипца.● Дом находится на уличном перекрестке, образованном при разветвлении улицы Войкова в две стороны, которые вместе с улицами Коммунистов и пр. Революции ограничивают квартал на окраине исторического центра г. Павловска. Уличные фасады дома расположены по линии застройки улицы Войкова, угол пересечения уличных фасадов обращен к перекрестку; ● Дом является ценным элементом историко-архитектурной среды центральной части Павловска:- включается в современную архитектурно-пространственную композицию улицы, как историческая архитектурная доминанта; - формирует пространственно-планировочную схему квартала, образованного улицами Войкова, Коммунистов, пр. Революции: формирует угол квартальной застройки, линию застройки улицы Войкова (Луговая);- определяет масштаб застройки улицы Войкова, подчеркивая свою доминантность, среди окружающей застройки. ● Композиционные и видовые связи дома, участие в создании и сохранении ценных исторических панорам фрагмента городской среды, каналов видимости улицы Войкова (Луговой). • Объемно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания формирует угол квартальной застройки. Главные фасады (южный и восточный), помещены по линиям застройки улицы Войкова. Высотные отметки первого этажа определены склоновым характером и перепадом рельефа улицы, поэтому в северной части здания первый этаж становится подвальным (исторически использовался под склад), тогда как в основной части равноценный первый этаж, исторически предназначенный для жилья. Современная функция помещений к Предмету охраны не относится. • Объемно-пространственная композиция здания представляет собой исторический объем, состоящий из объемов, построенных единовременно на момент постройки здания:- основной прямоугольный в плане объема (далее по тексту основной объем), дополненный со стороны дворового северного фасада выступом двухэтажного ризалита, пониженным относительно основного объема, расположенным со смещением от центра фасада, в котором располагался тамбур при входе в здание (далее по тексту дворовой ризалит);- прямоугольный в плане объем одноосной пристройки, исторически пониженной относительно основного объема, расположенной со стороны западного торцевого фасада, продолжая южный уличный фасад основного объема (далее по тексту первоначальная пристройка). Поздние пристройки к Предмету охраны не относятся.Фасадом восточной пристройки к северному фасаду, является высокая кирпичная ограда. • Силуэт объемного построения формируют треугольные щипцы, повышенные над венчающими карнизами и треугольный аттик над первоначальной одноосной пристройкой, который отличается по высоте поднятия скатов от пологих скатов щипцов.• Углы построения фланкированы двухъярусными пилястрами. • Уличные фасады здания имеют равноценные архитектурные характеристики, архитектурно-художественное оформление и симметричное композиционное решение с осью симметрии, проходящей по центру щипца, повышающего среднюю часть фасада. Дворовые фасады - фасады, ориентированные на дворовую территорию, повторяют декоративно-пластическое оформление и композиционное решение уличных фасадов. •Высотные и планировочные отметки конструкций крыши, уклоны скатов, тип крыши над основным объемом, дворовым ризалитом и первоначальной пристройкой:- скатная чердачная крыша над прямоугольным основным объемом в плане повторяет конфигурацию основного объема: четырехскатная крыша с вальмами в сторону южного уличного фасада и северного дворового фасада усложнена конструкциями щипцов с пологими скатами, врезанными в основной скат вальмы;-односкатная крыша с уклоном в сторону двора над дворовым ризалитом, понижена относительно основного объема;- односкатная крыша над первоначальной пристройкой понижена относительно основного объема;- кровля - металлическая, листовая.• Печные трубы из красного кирпича с металлическими дымниками и флюгерами как исторический акцент. • Металлические элементы , создающие ценные исторические акценты, являются реставрационными дополнениями (подлинные конструкции утрачены), так как относятся к подлинным особенностям исторической архитектуры Павловска: металлические решетки снегозадержания по углам крыши здания; металлические грязезащитные колпаки на водосточных трубах; металлические дымники и флюгеры.К Предмету охраны: расположение, форма и внешний вид металлических конструкцийК Предмету охраны не относится: техника исполнения, высотные отметки металлических конструкций.● Пространственно-планировочная структура дома отражает особенности его объемно-пространственного построения, обладает целостной планировочной схемой основного объема с двухэтажным ризалитом, в котором находится вход в дом, и первоначальной пристройкой; ● Помещения первого этажа в северной части здания являются подвальными, т.к. имеют отметку поверхности пола ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения (далее по тексту подвальная часть первого этаж). В основной части здания равноценный первый этаж. ● планировочная схема свободная с поэтажным зонированием, сформированная несущими и самонесущими стенами 2 этажа, относящимися к историческому каркасу здания;● пространственно-планировочная структура дома образована подлинными несущими конструкциями исторического каркаса, ленточными фундаментами, несущими фасадными и внутренними продольными и поперечными стенами; ● конструктивная схема помещений: - помещения подвала перекрыты полуциркульными сводами из красного кирпича, опорой которых служат несущие стены;- помещений первого этажа фасадные и внутренние несущие стены с плоскими перекрытиями:- помещений второго этажа несущие фасадные стены и самонесущие стены с жестким диском перекрытия;● местоположение, планировочные отметки конструкции, материал: фундаментов, несущих стен наземной и подземной части, перекрытий;● В здании несколько входов:- со стороны двора: вход в подвальную часть через двухэтажный ризалит; -- вход в дом на южном уличном фасаде (в настоящее время заложен) относится к Предмету охраны;- современный вход со стороны торцевого западного фасада к Предмету охраны не относится.Фундамент, материал фундаментов: ленточный, бутовый.Фасадные стены и внутренние несущие стены выполнены из красного керамического кирпича пластического прессования.Типы и конструкции перекрытий, высотные, планировочные отметки конструкций перекрытий (подвальные, чердачные плоские, междуэтажные): - чердачное, междуэтажное перекрытия (кроме подвального этажа) – плоское перекрытие по балкам наката (в настоящее время закрыты поздними конструкциями, не исследовались); - перекрытие подвальной части первого этажа - полуциркульный свод из красного кирпича; щелыга свода направлена вдоль северного и южного фасадов дома.● Дверной проем входа в подвальное помещение - прямоугольный с лучковой перемычкой● Материал перекрытий кроме сводов подвальных помещений к Предмету охраны не относится. Конструкции печей из красного кирпича из-за отсутствия доступа в помещения не исследовались, Материал фасадов: стены сложены из красного керамического кирпича пластического прессования. Тип отделки фасадов: фасады без отделочных слоев. Декоративное оформление оконных проемов и полосы под «поребриком» венчающего карниза выделено белым цветом. Цоколь оштукатурен, покрашен.Тощий штукатурный слой, с последующей покраской в цвет красного кирпича возможен в случае значительных разрушений кирпичной кладки. Материал, техника исполнения и характер декоративного оформления элементов:- декоративные элементы выполнены в технике кирпичной рельефной кладки, сложный узор которой формируется за счет выпуска кирпича и использования кирпича лекальной подтески или формовки. При исполнении криволинейных элементов и лучковых перемычек оконных и дверных проемов использована техника выкладки элементов по кружалам;- разновидность перевязки кирпичной кладки: смешанная перевязка – «ложок-тычок-тычок».Существующий отделочный слой-тощая штукатурка с последующей покраской и выделением цветом декоративных элементов к Предмету охраны не относится.• Уличные фасады здания имеют равноценные архитектурные характеристики, архитектурно-художественное оформление и симметричное композиционное решение. Композиционное построение южного уличного фасада складывается из фасадных стен, ограничивающих построение здания с южной стороны улицы Войкова. Фасады основного объема различаются по протяженности за счет различия в световых осях центральной части фасада. • Центр каждого из уличных фасадов повышен треугольным щипцом с полуциркульным повышением по центру и симметричными пологими скатами. • Боковые симметричные одноосные части фасадов основного объема оформлены единообразно на южном и восточном фасадах, понижены относительно центральной части. • Ось симметрии каждого из фасадов основного объема проходит через вершину полуциркульной арки щипца. Треугольные щипцы, повышенные относительно верхней отметки венчающих карнизов боковых частей, формируют силуэт фасада и здания в целом.• Архитектурный облик фасадов эклектичен, использованы пластические формы и декоративные приемы русского стиля в сочетании с техникой кирпичного стиля. • Высотные и планировочные отметки фасадных стен, формирующих уличный фасад, включая конфигурацию в плане, силуэт фасада. • Композиционное решение восточного уличного фасада (фасад основного объема) с выделением центральной части фасада в четыре световых оси и симметричными боковыми одноосными частями. По краям фасада размещены двухъярусные высокие пилястры, фланкирующие угол объемного построения основного объема со стороны перекрестка• Композиционное построение южного уличного фасада из фасадных стен основного объема и первоначальной пристройки, состоит из пятиосного южного фасада основного объема и пониженного одноосного фасада первоначальной пристройки, разделенных двух ярусными пилястрами. • Композиционное решение южного уличного фасада основного объема: симметричная композиция южного фасада основного объема строится с выделением центральной части фасада в три световых оси и симметричными боковыми одноосными частями. По краям основного фасада размещены двух ярусные высокие пилястры, фланкирующие угол объемного построения.• Композиционное решение южного уличного фасада одноосной первоначальной пристройки:одноосная композиция фасада пристройки увенчана аттиком-щипцом, фланкирована по краям пилястрами, построенными в два яруса. Пилястра, помещенная по краю фасада, фланкирует угол построения пристройки. Междуэтажный карниз акцентирован филенчатым рельефным кокошником.• Членение фасадов по вертикали горизонтальными карнизами: - ступенчатым венчающим карнизом, акцентированным пояском с зубцами и дополненным широкой полосой фриза с наложенным городчатым поясом;- массивным междуэтажным карнизом, который проходит над первым этажом;- полкой, протяженной вдоль фасадов под оконными проемами второго этажа, акцентированной ритмом подоконных полок на городках и подоконными лежачими нишами;-досчатым рустом первого этажа.Цоколь не выделен из плоскости фасадов, возможно, закрыт земельным слоем.Горизонтальные элементы карниза и фриза крепуются на пилястрах и формируют их членение.• Местоположение, форма, оформление, историческая расстекловка проемов:оконные проемы на фасадах основного объема- оконные проемы первого этажа прямоугольной формы близкой к квадрату имеют лучковое очертание, оформленное клинчатыми перемычками лучкового очертания в один ряд кирпича, расположенными в плоскости фасада с рельефными замковыми камнями;- оконные проемы второго этажа прямоугольной формы лучкового очертания, имеют клинчатые перемычки лучкового очертания;проемы на фасаде первоначальной пристройки: - проемы первого и второго этажа помещены на оси фасада;- дверной проем первого этажа - исторический главный вход в здание - проем прямоугольной формы, под клинчатой лучковой перемычкой в один ряд кирпича, расположенной в плоскости фасада с рельефными замковыми камнями;- проем второго этажа – оконный проем, оформленный рамочным наличником одинаково с боковыми проемами основной части (в настоящее время заложен, закладка проема к Предмету охраны не относится). Все проемы оформлены рельефными декоративными порталами с сандриками в русском стиле, под окнами ступенчатые полки и фартуки, помещенные по оси проема, ритм которых совпадает с ритмом окон. - заполнение проема повторяет форму оконного проема.Заполнение оконных проема с сохранением исторической расстекловки: заполнение проема из двух рам, каждая рама состоит из верхней глухой фрамуги лучкового завершения, разделенной на две части по горизонтали вертикальным импостом и двух распашных створок, разделенных по вертикали на две части горизонтальными средниками. Существующие оконные заполнения поздние к Предмету охраны не относятся.Высокая ограда, акцентированная кокошником килевидного завершения, продолжает фасадную линию восточного уличного фасада основного объема. Ограда понижена по высоте относительно фасада основного объема.Глухая стена ограды примыкает к двухъярусной пилястре фасада и продолжает фасадную композицию, не нарушая ее целостности. По другому краю ограды помещена аналогичная пилястра, таким образом, что ограда с двух сторон ограничивается одинаковыми двухъярусными высокими пилястрами.Вертикальные членения ограды повторяют членения уличного фасада, горизонтальные элементы (подоконная полка, междуэтажный карниз, линии руста) сохраняют высотные отметки, перетекают на стену ограды, крепуясь на пилястрах формируя их членение. Междуэтажный карниз в виде простой прямой полки в один ряд кирпича.Венчающие часть ограды состоит из кокошника, помещенного на городчатый пояс, высотная отметка которого значительно ниже отметки аналогичного элемента на боковой части основного фасада. Пилон ворот выполнен из красного кирпича, состоит из двух частей: основная прямоугольная в плане имеет профильной завершение в форме крупно обломного вала. На фасад основной части помещена массивная рельефная накладка килевидного завершения. Верхняя и нижняя часть накладки – рельефные филенки, между ними накладная доска. • Дворовый западный фасад является фасадом первоначальной пристройки и соответствует оформлению уличного фасада первоначальной пристройки, используя пластические формы и декоративные приемы, русского стиля в сочетании с техникой кирпичного стиля. Фасад закрыт поздней диссонирующей пристройкой ( не относится к Предмету охраны), фасад которой помещен на линию застройки ул. Войкова, с западной стороны южного фасада, продолжая линию фасадной застройки. Иконографические архивные изображения фасада отсутствуют, описание Предмета охраны составлено для части фасада, открытой для визуального доступа.• Высотные и планировочные отметки фасадной стены, ограничивающей построение первоначальной пристройки с юга. • Композиционное решение:• фасад членится по горизонтали двухъярусной пилястрой, расположенной по месту внутренней несущей стены первого этажа, которая отделяет подвальный этаж от помещения лестницы, по краю фасада расположены такие же пилястры, фланкирующие углы построения объема пристройки.• фасад членится по вертикали горизонтальными карнизами: - ступенчатым венчающим карнизом;- междуэтажным карнизом, который проходит над первым этажом;- ступенчатой полкой, проходящей под оконными проемами второго этажа, акцентированной ритмом подоконных полок на городках и подоконными лежачими нишами. Полка прерывается крупным наличником проема на протяженном фасаде.Цоколь не выделен из плоскости фасадов, возможно, закрыт земельным слоем.Горизонтальные элементы карниза и фриза крепуются на пилястрах и формируют их членение.• Местоположение, форма, оформление проемов на фасаде: протяженная часть фасада:- оконные проемы первого этажа прямоугольной формы близкой к квадрату имеют лучковое очертание, оформленное клинчатыми перемычками лучкового очертания в один ряд кирпича, расположенными в плоскости фасада;- оконные проемы второго этажа прямоугольной формы лучкового очертания имеют клинчатые перемычки лучкового очертания;-- проем второго этажа - ложный – фальш-проем, прямоугольный проем лучкового очертания, оформленный рамочным наличником (по высоте соответствует дверному проему); - ложный проем второго этажа – дверной фальш-проем, оформленный рамочным наличником с лучковой перемычкой. фасад первоначальной пристройки: - проемы первого и второго этажа помещены на оси фасада;- оконный проем второго этажа прямоугольной формы лучкового очертания, оформленный клинчатой лучковой перемычкой в один ряд кирпича, расположенной в плоскости фасада;- дверной проем первого этажа - исторический вход в здание в подвальный этаж – широкий проем прямоугольной формы, под клинчатой лучковой перемычкой в один ряд кирпича, расположенной в плоскости фасада;Оконные проемы оформлены рельефными декоративными порталами с сандриками в русском стиле, под окнами ступенчатые полки и фартуки, помещенные по оси проема, ритм которых совпадает с ритмом окон. Оконные заполнения поздние, к Предмету охраны не относятся. • Дворовый западный фасад является фасадом основного объема и соответствует оформлению боковых частей уличных фасадов, используя пластические формы и декоративные приемы русского стиля в сочетании с техникой кирпичного стиля. Фасад с западной и восточной стороны закрыт поздними пристройками, которые не относятся к Предмету охраны. Западная пристройка согласована в 2009 году.Посередине фасада со смещением от центра расположен объем двухэтажного дворового ризалита. Иконографические архивные изображения фасада отсутствуют, описание Предмета охраны составлено для части фасада, открытой для визуального доступа.• Высотные и планировочные отметки фасадной стены. • Композиционное решение:• фасад членится по вертикали горизонтальными карнизами: - ступенчатым венчающим карнизом, акцентированным пояском с зубцами и дополненным широкой полосой фриза с наложенным городчатым поясом;- массивным междуэтажным карнизом, который проходит над первым этажом;- полкой, протяженной вдоль фасадов под оконными проемами второго этажа, акцентированной ритмом подоконных полок на городках и подоконными лежачими нишами.Цоколь не выделен из плоскости фасадов, возможно, закрыт земельным слоем.• Местоположение, форма, оформление проемов:- оконные проемы первого этажа прямоугольной формы близкой к квадрату имеют лучковое очертание, оформленное клинчатыми перемычками лучкового очертания в один ряд кирпича, расположенными в плоскости фасада;- оконные проемы второго этажа прямоугольной формы лучкового очертания имеют клинчатые перемычки лучкового очертания.Оконные проемы оформлены рельефными декоративными порталами с сандриками в русском стиле, под окнами ступенчатые полки и фартуки, помещенные по оси проема, ритм которых совпадает с ритмом окон. Оконные заполнения поздние, к Предмету охраны не относятся.Фасады двухэтажного ризалита скрыты объемами поздних пристроек. В настоящее время в открытом доступе находится только западный фасад. Описание Предмета охраны составлено для части фасада, открытой для визуального доступа • Архитектурно-художественное оформление фасадов соответствует оформлению уличного фасада первоначальной пристройки, используя пластические формы и декоративные приемы русского стиля в сочетании с техникой кирпичного стиля. • Высотные и планировочные отметки исторических фасадных стен ризалита, ограничивающих его построение. • Композиционное решение:• по краям фасадов помещены двухъярусные пилястры, охватывающие внешние углы построения объема ризалита;• фасад членится по вертикали горизонтальными карнизами: - ступенчатым венчающим карнизом;- междуэтажным карнизом, который проходит над первым этажом;- ступенчатой полкой, проходящей под оконными проемами второго этажа, акцентированной ритмом подоконных полок на городках и подоконными лежачими нишами.Цоколь не выделен из плоскости фасадов.• Местоположение, форма, оформление проемов на фасаде:- оконные проемы второго этажа прямоугольной формы лучкового очертания, имеют клинчатые перемычки лучкового очертания.Килевидные кокошники с пологими скатами над тремя фасадами ризалита утрачены.Широкий дверной проем со стороны восточного фасада сохранен во внутреннем объеме поздней пристройки.Оконные заполнения поздние к Предмету охраны не относятся.Треугольный щипец с симметричными пологими скатами и полуциркульным повышением по центру (по оси фасада) выделяет центральную часть каждого из уличных фасадов.Одинаковое композиционное решение и архитектурно-художественное оформление щипцов на уличных фасадах различается шириною щипцов: на южном уличном фасаде - щипец трехосный; на восточном уличном фасаде - щипец четырехосный (по количеству световых проемов на центральной части фасада).Щипец оформлен косыми карнизами, строение которых повторяет горизонтальные карнизы уличных фасадов, но с другим составом элементов. Карниз охватывает повышенную стенку щипца по ширине.В повышенной полуциркульной части щипца размещено слуховое окно прямоугольное полуциркульного завершения с радиусом арки, аналогичной арке повышения. Проем окна оформлен клинчатой перемычкой и вертикальными стойками, выложенными тычковой кладкой.Рамочный полуналичник расположен с отступом от откосов оконного проема на высоту перемычки и тычковых стоек. Арочная часть полуналичника «вписана» в венчающий карниз щипца. Вертикальные стойки полуналичника помещены на симметричные кронштейны-городки, помещенные с двух сторон проема.Существующее заполнение к Предмету охраны не относится, диссонирует с архитектурной стилистикой здания. Вертикальный импост, отсекающий арочную фрамугу, поднят выше арочной части окна.Широкий дверной проем прямоугольной формы лучкового завершения очерчен высокой клинчатой перемычкой высотою в два кирпичаЛучковое очертание перемычки оформлено междуэтажным карнизом, который повторяет форму перемычки, карниз которой формируется.Заполнение проема – двупольные металлические распашные двери, установленные в проеме с помощью закладных деталей – металлических закладней, закреплённых в массиве кладки. Двустворчатые железные двери - деревянные дощатые,, обшиты железо, украшены рельефными накладками из кованного прута по измененной ампирной схеме, сохраняя исторический рисунок.Венчающий карниз ступенчатой формы состоит из венчающей, выносной и поддерживающей части. Ступенчатая форма карниза сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Венчающая часть карниза выполнена тычковой кладкой, выложенной на « ребро».Выносная полка – горизонтальный поясок в один ряд кирпича, выполненный тычковой кладкой, выложенной на «постель», вдоль софита акцентирован кирпичом лекальной подтески, положенного тычком вперед.Поддерживающий горизонтальный поясок в один ряд кирпича рельефно выступает относительно наклонного ряда, выполненный тычковой кладкой, выложенной на «постель». Многорядный венчающий карниз ступенчатой формы с декоративным фризом, представленным в виде городчатого пояса широкой полосой фасада, отделенным от нижней полки карниза. Ступенчатая форма карниза сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга.Венчающая часть, вынесенная над рельефом выносной плиты, выполнена ложковой кладкой из кирпича, уложенного на «постель». Выносная плита сложена в два горизонтальных ряда тычковой кладки, выложенной на « ребро» с одинаковым выносом рельефа, выступает относительно нижнего ряда ложковой кладки из кирпича, уложенного на «постель», вдоль софита поддерживаемого ритмом декоративных кронштейнов.Декоративный кронштейн выполнен из трех рядов кирпича лекальной подтёски, положенных тычком, что позволяет кронштейну придать сложную форму архитектурного профиля по типу «каблучок».Кронштейны установлены на выступ широкой полки в один ряд ложковой кладки из кирпича, уложенного на «постель».Вдоль софита полки проходит городчатый пояс. Городчатый пояс представляет собой орнаментальную полосу с висячими ступенчатыми зубцами по нижнему краю, которые можно вписать в одинаковые равнобедренные треугольники, параллельные фасадной поверхности.Верхние кирпичи городков с подтесанными краями формируют аркатуру из килевидных арочек, помещенных строго под выступ полкиГоризонтальные элементы карниза и фриза крепуются на пилястрах и формируют их членение.Карниз и фриз проходят по боковым частям фасада, огибая юго-восточный угол основного объема, создавая целостную картину фасадной декорации. Креповка венчающих элементов на угловой пилястре формирует капитель перспективной формы.Косые карнизы, дополненные декоративным фризом, венчают треугольные скаты щипцов. Выполняются с учетом ширины стены, оформляя края щипца, повышенные над боковыми венчающими карнизами.Венчающая выносная часть в виде широкой полки, сформированной рядами кирпичной кладки, уложенными с одинаковым выносом рельефа рядов кладки, в которых представлена различная техника выкладки с использованием кирпича лекальной подтески, что придает рельефу полосы сложную профилировку. Ряды карниза формируются следующим образом: венчающий ряд кладки сложен тычковой кладкой из кирпича, уложенного на «постель», далее ряд сложен тычковой кладкой с использованием кирпича лекальной подтески, выложенного с наклоном. Между ними профильный ряд кладки в форме валика, выполненный из кирпича лекальной подтески. Нижний ряд элемента повторяет верхний ряд, выложенный тычковой кладкой. Вдоль софита нижнего ряда помещены вертикальные столбики кронштейнов фриза.Фриз выполнен в два яруса: кронштейны, выполненные по типу пинаклей, и между ними накладной волнообразный пояс. Накладной пояс располагается в верхней части кронштейна, нижняя часть, выделенная уступом, накладывается на фасадную стену.Накладной рельефный пояс прерывается ритмом кронштейнов, что создает целостную картину фасадной декорации волнообразной формы. Форма единообразная на каждом участке между кронштейнами – сложный двух центровый архитектурный профиль, главная форма которого выкружка. Монотонность рельефа на разных участках достигается за счет одинакового рельефного выступа кладки и в использовании однотипного кирпича лекальной подтески с выкружкой.Кронштейны - вертикальные висячие столбики, снизу завершенные зубцом. Столбик кронштейна формируется из вертикального ряда кирпичей, положенных на «постель» тычком вперед. Ступенчатая форма кронштейна достигается за счет уступа рельефа трех нижних рядов. Междуэтажный карниз сформирован горизонтальными рядами кирпичной кладки с различной техникой выкладки, уложенными и выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Средний ряд кирпича выложен тычковой кладкой, уложенной на «ложок». Верхний и нижний ряды кладки уложены зеркально симметрично относительно среднего ряда с наклоном, используя кирпич лекальной формовки или подтески.Руст, декорирующий стены первого этажа, так называемый досчатый или французский руст - кирпичная кладка с выступающей лицевой гранью, разбивающая стену на полосы, выполнена в технике контррельефа.Аттик помещен над прямой полкой карниза, помещенного над капителями пилястр второго яруса.Композиция стенки аттика имеет трехчастное построение: центральная часть треугольной формы переходит в короткие симметричные прямые плечики, расположенные по обе стороны строго над капителями колонн.Центральная часть имеет форму равностороннего треугольника, увенчана косыми ступенчатыми переходящими в горизонтальные над симметричными плечиками. На оси тимпана помещен тондо. Круглый рельеф тондо имеет перспективную форму, благодаря ступенчатому построению двух круглых рельефов. Выступы плечиков оформлены декоративными рельефными накладками, с узкими нишами, протянутыми в вертикальном направлении. Углы уличных фасадов основного объема фланкированы пилястрами, охватывающими углы основного объема здания. Пилястра южного фасада отделяет выделяет фасад основного объема от первоначальной пристройки, расположена по краю основного фасада. Пилястры имеют построение в два яруса, разделенные междуэтажным карнизом. Горизонтальные элементы крепуются по месту расположения пилястр, формируя их членение. Стволы гладкие на каждом ярусе.Пилястры второго яруса установлены выступ междуэтажного карниза. Базой верхнего яруса служит участок между креповкой подоконной полки и междуэтажным карнизом. База оформлена квадратной нишей, в которой размещены Х-образные рельефные накладки из кирпича лекальной формовки. Ствол пилястр доходит до венчающего карниза, украшен контрельефными вертикальными нишами, которые формируют накладные филенки, в которых размешены накладные полоски с перехватом посередине и выбранными треугольниками сверху и снизу. Капитель пилястры корзинообразной формы, формируется креповкой венчающего карниза и фриза. Декорирована накладками городками фриза Пилястра первого (нижнего) яруса возможно установлена на выступ цоколя, скрытый земельным слоем. Межэтажный карниз крепуется, формируя капитель-карниз с наклонными гранями. Ствол оформлен досчатым рустом, разделяющим ствол на горизонтальные полосы. Углы уличного фасада первоначальной пристройки фланкированы пилястрами. Восточная пилястра южного фасада отделяет фасад первоначальной пристройки от фасада основного объема. Построение пилястр в два яруса по аналогии с пилястрами основного объема, ярусы разделены междуэтажным карнизом. Горизонтальные элементы крепуются по месту расположения пилястр, формируя их членение. Стволы гладкие на каждом ярусе.Пилястры второго яруса установлены выступ междуэтажного карниза. Базой верхнего яруса служит участок между креповкой подоконной полки и междуэтажным карнизом. База оформлена мелкой полуциркульной нишей - в форме перевернутых серег, выполненных в технике контррельефа. Ствол пилястр украшен контрельефными вертикальными нишами, которые формируют накладные филенки с пустым полем Капитель пилястры корзинообразной формы за счет рельефного расположения рядов кладки. Абака- прямая плита карниза служит основанием плечиков щипца. Пилястра первого (нижнего) яруса возможно установлена на выступ цоколя, скрытый земельным слоем. Межэтажный карниз крепуется, формируя капитель-карниз с наклонными гранями. Ствол оформлен досчатым рустом, разделяющим ствол на горизонтальные полосы.Пилястры выделяют одноосную часть на дворовом фасаде первоначальной пристройки Построение пилястр в два яруса по аналогии с пилястрами основного объема, ярусы разделены междуэтажным карнизом.Горизонтальные элементы крепуются по месту расположения пилястр, формируя их членение. Стволы гладкие на каждом ярусе украшены контрельефными вертикальными нишами, которые формируют накладные филенки с пустым полем Пилястры второго яруса установлены выступ междуэтажного карниза. Базой верхнего яруса служит участок между креповкой подоконной полки и междуэтажным карнизом. База оформлена мелкой полуциркульной нишей. Капитель пилястры корзинообразной формы за счет рельефного расположения рядов кладки венчающего карниза. Абака-прямая плита карниза служит основанием плечиков щипца. Пилястра первого (нижнего) яруса возможно установлена на выступ цоколя, скрытый земельным слоем. Межэтажный карниз крепуется, формируя капитель-карниз с наклонными гранями. Ствол оформлен досчатым рустом, разделяющим ствол на горизонтальные полосы. Подоконная полка ступенчатой формы, сформирована двумя горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Верхний ряд кирпича выложен тычковой кладкой, уложенной на «ложок». Нижний ряд в форме вала выложен из кирпича лекальной формовки или подтески.Горизонтальные ряды полки крепуются под оконными проемами по месту расположения рамочных наличников. Таким образом, вертикальные стойки рамочных наличников установлены на выступ протяженной полки, который по месту откосов выделен креповкой с двух сторон проема. Выступы снизу поддерживаются городками - висячими ступенчатыми зубцами, которые можно вписать в одинаковые равнобедренные треугольники. Снизу подоконная полка дополнена еще одним рядом кирпичаПод подоконной полкой, проходящей по нижней горизонтали оконного проема и акцентирующей нижнюю горизонталь окна, помещена лежачая ниша, контррельефно углубленная в массив стены под софит подоконной полки. Акцент создает «Х-образная» рельефная накладка, развернутая горизонтально..Оконный проем прямоугольной формы лучкового завершения оформлен лучковой перемычкой, повторяющей очертание проема, расположенной в плоскости фасада. Рамочный наличник с вертикальными стойками, продолженными над проемом, увенчан горизонтальным ступенчатым карнизом перспективной формы. Верхняя горизонталь оконной перемычки прямая, подходит под софит нижней полки карниза наличника. Над выступом карниза помещен рельефный филенчатый сандрик, выполненный в виде кокошника с килевидным повышением по центру, по оси проема.Кокошник имеет перспективную форму, выполнен в рельефной технике кирпичной кладки по кружалам с использованием кирпича лекальной подтески.Для придания формы используется рельефное повышение рядов кладки от середины к внешнему контуру.Стойки наличника украшены вертикальными висячими накладками, завершенными рельефными накладными серьгами Ступенчатая форма карниза сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга.Оконный проем прямоугольной формы лучкового завершения оформлен лучковой перемычкой, повторяющей очертание проема, расположенной в плоскости фасада. Рамочный наличник с вертикальными стойками, продолженными над проемом, увенчан горизонтальным ступенчатым карнизом перспективной формы. Верхняя горизонталь оконной перемычки - прямая, подходит под софит нижней полки карниза наличника. Стойки наличника украшены вертикальными висячими накладками, завершенными рельефными накладными серьгами.Над выступом карниза расположен рельефный филенчатый сандрик, выполненный в виде трехчастного кокошника с килевидным повышением в центральной части по оси проема.Кокошник выполнен в технике рельефной кирпичной кладки с рельефным повышением рядов кладки от середины к внешнему контуру, с использованием кирпича лекальной подтески. Ступенчатая форма карниза сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга.Оконные проемы прямоугольной формы близкой к квадрату имеют лучковое очертание, оформленное клинчатыми перемычками лучкового очертания в один ряд кирпича, расположенными в плоскости фасада с замковыми камнями, рельефно выступающими из клинчатой перемычки.Массивные замковые камни веерной формы помещены на оси окна.По вертикальным сторонам проема с двух сторон ритмично помешены квадратные накладки в форме вертикальной стойки. Ритм квадратов совпадает с двух сторон по горизонтали. Оконный проем прямоугольной формы лучкового завершения оформлен лучковой перемычкой, повторяющей очертание проема, расположенной в плоскости фасада. Рамочный наличник с вертикальными стойками, над которыми размещен горизонтальный ступенчатый карниз перспективной формы. Стойки продолжены над проемом. Верхняя горизонталь оконной перемычки прямая, подходит под софит нижней полки карниза наличника. Повторяется мотив уличных фасадов. Стойки наличника украшены вертикальными висячими накладками, завершенными рельефными накладными серьгами Ступенчатая форма карниза сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, уложенными с различным выносом рельефа по высоте друг относительно друга. Под подоконной полкой, проходящей по нижней горизонтали оконного проема, помещена лежачая ниша, которая акцентирует нижнюю горизонталь окна.Ниша контррельефно углубленная в массив стены под софит подоконной полки. Акцент создает рельефная прямоугольная накладка со скошенными углами, развернутая горизонтально.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.