История усадьбы и главного дома усадьбы связана с именем Ивана Ильича Сидорова (1865-1920) – одного из братьев купцов Сидоровых (Дмитрия, Сергея, Ивана), специализировавшихся на хлебной торговле в Нижнедевицке. Купцам братьям Сидоровым в Нижнедевицке принадлежало несколько жилых зданий, а также промышленный комплекс паровой мельницы, крупорушка, просорушка. Дом Сергея Ильича Сидорова с обширным комплексом паровой мельницы расположен по улице Чижова, 3, жилой дом Дмитрия Ильича Сидорова по улице Революционной, 25, и усадьба Ивана Ильича Сидорова по улице Братской, 10.Будучи людьми состоятельными, Сидоровы приобрели известность и уважение благотворительной деятельностью – большие деньги вкладывались ими в содержание церкви, детского приюта, на нужды заключенных местной тюрьмы, в строительство школы, а также в прокладку водопровода, в электрификацию города, в строительство дорог, мостов и шоссе до ст. Нижнедевицк. Сидоровы построили и содержали богадельню, в которой постоянно проживало 10-15 стариков.Историческая ценность объекта культурного наследия «Усадьба Сидорова» неразрывно связана с историей развития предпринимательства и благотворительности в селе Нижнедевицке в начале ХХ века.Иван Ильич Сидоров был членом земской управы, входил в землеустроительную и распорядительную комиссии, состоял членом попечительного совета городской женской гимназии, с 1914 года входил в уездный комитет помощи раненым.Братья Сидоровы оставили след в истории села Нижнедевицк как благотворители и крупные предприниматели.Объект культурного наследия «Усадьба Сидорова» расположен в центре села Нижнедевицк на улице Братской (первоначальное название – Коровьев спуск). Усадьба включает в себя дом, надворные постройки и парк с небольшим прудом.«Дом жилой» - особняк в стиле модерн, обращенный южным фасадом на бывшую главную площадь села, а восточным фасадом к парку, спускающемуся к реке Девица. «Амбар» - единственное сохранившееся здание из надворных построек усадьбы, - в настоящее время находится в руинированном состоянии. Вытянутый прямоугольный объём из красного кирпича ограничивает усадебную территорию с запада.«Парк» сохранился фрагментарно, представлен хвойными породами деревьев. На территории парка – в овраге, - расположен небольшой пруд.Усадьба И.И. Сидорова, построенная в традициях провинциального модерна, соединила в себе черты городской и загородной архитектуры, и является одним из наиболее значительных и интересных сооружений Нижнедевицка. Объемно - пространственная композиция объекта культурного наследия сохранила историческую территорию в исторических границах.Главный дом усадьбы построенный, предположительно, по проекту известного воронежского архитектора Михаила Николаевича Замятнина (1877-1929 гг.), является одной из архитектурных доминант центра села. Здания конца Х1Х – начала ХХ века, расположенные в центральной части Нижнедевицка и обращенные уличными фасадами к бывшей главной площади села, составляют ансамбль, неотъемлемой частью которого является главный дом «Усадьбы Сидорова». Описание Предмета охраны4Объёмно-пространственное композиционное построение здания представляет собой П-образный в плане объём, с протяженным восточным крылом. Уклон рельефа обусловил разноэтажность здания: полутораэтажного с запада и двухэтажного с востока. К восточному фасаду, обращенному к парку, примыкает открытая веранда с лестницей. Кровля сложная в плане, вальмовая.Выразительный декор в стиле модерн сосредоточен на главном южном и торцевом восточном, обращенном к парку, фасадах. Западный и северный фасады решены достаточно просто.Композиционное решение всех фасадов ассиметричное. Главный южный фасад фланкируют два одноосных ризалита с фигурными аттиками в завершении. На фасадной плоскости между ризалитами расположены прямоугольные оконные проемы – шесть окон в первом этаже и четыре в цокольном.Плоскость восточного фасада дополнена с одной стороны выступом веранды с лестницей, а с другой – небольшим ризалитом, завершенным треугольным аттиком.Прямоугольные оконные проемы являются основными композиционно-образующими элементами на западном и северном дворовых фасадах. Пространственно-планировочная структура «Дома жилого» - решение поэтажных планов, взаимосвязь габаритов и формы помещений в плане в общем объёме здания, - сохранилась почти без изменений. Частично изменено планировочное решение верхнего этажа здания, а также назначение и функциональное использование здания в целом.Одноэтажный дом с цокольным этажом из-за уклона рельефа преобразуется с полутораэтажного с запада в двухэтажный с востока.Первоначальное назначение цокольного этажа – служебное, техническое, хозяйственное, первого этажа – жилое, парадное. Междуэтажное перекрытие выполнено в виде сводов Монье.Вход в здание расположен со стороны дворового фасада. Лестница, ведущая с цокольного этажа на первый этаж, - деревянная, двухмарщевая.Планировка первого (жилого) этажа – коридорного типа с расположением комнат по обе стороны коридора. Центральный поперечный коридор с дверью на веранду отделяет анфиладу парадных комнат со стороны главного фасада от небольших комнат, расположенных в крыльях.В цокольном этаже - анфиладная планировка. Открытая веранда в уровне второго этажа, расположенная со стороны восточного фасада, опирается на кирпичные стены цокольного этажа. На веранду ведет высокое крыльцо с кирпичными ступенями.Конструктивная схема здания – с несущими наружными и внутренними стенами. Еще один вход в здание располагался (в настоящее время заложен) на главном фасаде в западном одноосном ризалите.Стены здания кирпичные, оштукатурены, окрашены с выделением архитектурных деталей белым цветом.Архитектурный декор фасадов выполнен в технике гипсовой лепки. Декоративные элементы, выступающие из фасадной плоскости (филенки, лопатки, ниши) выполнены из тесаного кирпича в технике рельефной кирпичной кладки. Кровельное покрытие – металлическое из традиционной кровельной стали (шиферная кровля позднего происхождения, Предметом охраны не является).Оконные заполнения деревянные, с глухими фрамугами, рамы с прямоугольной расстекловкой.Дверные заполнения – деревянные филенчатые полотна.Над дверным проемом в одноосном западном ризалите главного фасада (в настоящее время заложен) был установлен металлический козырёк, о чем свидетельствуют, оставшиеся в стене металлические петли для крепления кронштейнов. Главный южный фасад здания составлен из трех композиционных частей: два одноосных ризалита – восточный и западный, и средняя шестиосная часть фасада между ризалитами. К восточному ризалиту примыкает выступ веранды, а к западному ризалиту – кирпичное ограждение с воротами и калиткой.Фасад фланкируют два одноосных участка (ризалита), акцентированные повышенными закругленными лопатками и завершенные фигурными аттиками. Западный элипсовидный аттик более высокий, крутой, в центре его размещен круглый проем с каплевидным обрамлением и подвеской. Под ним располагался входной проем (в настоящее время заложен), декорированный порталом с орнаментом в перемычке и лепными элементами (в виде завитков) в стиле модерн у основания.Восточный лучковый аттик более пологий, с широким тройным слуховым окном. От лопаток отходят фигурные филенки, служащие навершием большому окну с трапециевидной перемычкой. Под окном расположена горизонтальная филенка с лепным декором «под щубу». В уровне цокольного этажа расположен широкий оконный проем дополненный полуналичником.Окна средней части фасада (в шесть осей) прямоугольные, высокие, с оригинальными подоконными фигурными фартуками, украшенными растительным лепным орнаментом в стиле модерн (аналогичный орнамент размещен на подвышениях лопаток восточного ризалита). Окна цокольного этажа – квадратные с полуналичниками. Плоскость фасада завершена карнизом - плавный переход от стены к выносу крыши.На фасаде цокольного этажа под верандой располагалось широкое окно с лучковой перемычкой (в настоящее время устроен дверной проем).С восточной стороны фасада к основному объёму примыкает, расположенная на цокольном этаже, открытая деревянная веранда (в настоящее время остеклена). Раппорт ограждающих деревянных решеток веранды и рисунок конструкций кронштейнов, поддерживающих перекрытие, выполнены в стиле модерн (криволинейные, изогнутые линии).Композиционное построение восточного фасада ассиметрично, состоит из трех частей: южный выступ с открытой верандой, опирающейся на цокольный этаж, северный двухосный ризалит повышенный пологим треугольным аттиком, и средняя двухосная часть фасада. На веранду ведет высокое крыльцо с кирпичными ступенями (до настоящего времени не сохранилось).Композиционное построение завершения северного ризалита аналогично восточному ризалиту главного фасада. Ризалит акцентирован повышенными закругленными лопатками и завершен фигурным аттиком, в тимпане которого расположено тройное слуховое окно с лучковой перемычкой (в настоящее время конструкции верхней части ризалита полуразрушены). На фасадной плоскости ризалита две световые оси. Окна верхнего этажа прямоугольные, высокие, с оригинальными подоконными фигурными фартуками, украшенными растительным лепным орнаментом в стиле модерн. Аналогичный орнамент размещен на подвышениях лопаток ризалита.На нижнем этаже расположены невысокие прямоугольные оконные проемы дополненные полуналичниками.В средней части фасада на верхнем и нижнем этаже расположены такие же пары окон как на ризалите.Выступающий объём с открытой верандой в уровне верхнего этажа занимает половину площади восточного фасада. Раппорт ограждающих деревянных решеток веранды и рисунок конструкций кронштейнов, поддерживающих перекрытие, выполнены в стиле модерн (криволинейные, изогнутые линии). Дверь, ведущая на веранду, двухстворчатая, абрис остекления выполнен в форме «омеги».В настоящее время первоначальный облик веранды изменен – установлены оконные рамы с остеклением, эти конструкции позднего происхождения Предметом охраны не являются.Основными композиционно-образующими элементами на западном и северном дворовых фасадах являются прямоугольные оконные проемы цокольного и первого этажей. Дворовые фасады здания декорированы лишь подоконными фартуками, аналогичными помещенным на парадных фасадах, а также венчающим карнизом, конструкция которого часто встречается в постройках Нижнедевицка начала ХХ века – плавный переход от стены к выносу крыши.В средней части П-образного дворового фасада расположен вход на лестничную клетку с деревянной лестницей. В торцах восточного и западного крыла расположены служебные входы в цокольный этаж.В интерьерах первого этажа здания все оконные и дверные проемы обрамлены деревянными наличниками в стиле модерн. Этот же стиль присутствует в рисунке филенок дверей. Потолки парадных комнат украшены лепниной: по периметру потолка и в верхней части стен проходят профилированные тяги, переход от вертикальной поверхности стен к потолку выполнен в виде падуг. В средней части здания расположена лестничная клетка размером 4,44(м) х 2,78(м) с деревянной двухмаршевой лестницей. Ограждение лестницы выполнено из балясин с токарной обработкой.По верху ограждения установлен деревянный профилированный поручень.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.