Историческая ценность: Здание построено в 1910–1911 гг. по проекту архитектора М.Н. Замятнина для размещения Воронежских отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков на участке, принадлежавшем купцу М.С. Синицыну. Новое здание сохранило конфигурацию расположенных здесь исторических построек первой половины XIX века, о чем свидетельствует сохранившаяся пространственно-планировочная структура подвала и расположение несущих стен. Для размещения Дворянского банка угловой объем здания перестраивается, к нему пристраивается двухэтажное крыло по ул. Платонова (Большой Девицкой), фасады двух объемов получают целостный архитектурный облик в стилистике неоклассицизма. Для размещения Крестьянского банка пристраивается новый двухэтажный объем по ул. Орджоникидзе (Воскресенской), несколько пониженный относительно фасада углового объема. В годы Великой Отечественной войны, в 1942-1943 гг., в период немецкой оккупации города Воронежа, здание пострадало от бомбежек и артобстрелов.В 1949-1956 гг. были проведены ремонт и реконструкция здания: крыло по улице Орджоникидзе надстроено третьим этажом; пристроен дворовой объем, интерьеры приспособлены для размещения областного суда и прокуратуры. Работы закончены в 1956 г. В 1991-1992 годах крыло по ул. Орджоникидзе было надстроено четвертым этажом. Архитектурный облик здания в стиле неоклассицизма, характерен для общественных построек Воронежа начала ХХ века и является один из лучших образцов, сохранивших подлинные характеристики исторической архитектуры в первоначальном виде: объемно-пространственное построение, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного фасада с использованием контрастных отделочных материалов.Градостроительная ценность:Здание фланкирует угол исторического квартала «Древнего города», образованного улицами Платонова, Орджоникидзе, Плехановская и Университетской площадью. Здание скругленным угловым фасадом ориентировано на перекресток улиц Платонова (Большой Девицкой) и Орджоникидзе (Воскресенской). Главные фасады здания вытянуты по красным линиям этих улиц. Здание участвует в сохранении исторической планировочной схемы улицы Большой Девицкой, трассу которой закрепил генеральный план 1774 г. Памятник участвует в формировании исторических панорам улиц «Древнего города» в зонах обзора с улиц Свободы (Малая Девицкая), Орджоникидзе (Воскресенской), Старинного переулка, от пл. Ленина (от пересечения с ул. Станкевича) и во фронтальном канале видимости ул. Платонова.Архитектурная ценность: - архитектурный облик здания в стиле неоклассицизма, характерный для общественных построек Воронежа начала ХХ века; - здание сохранило подлинные характеристики исторической архитектуры в первоначальном виде: объемно-пространственное построение, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление главного фасада, при полном сохранении подлинных элементов и использовании контрастных отделочных материалов.Объект культурного наследия «Дворянский и крестьянский банк» состоит из двух внешне самостоятельных в архитектурном отношении объемов, но объединенных целостной пространственно-планировочной композицией. Объемно-пространственная композиция, сложившаяся на дату принятия памятника под государственную охрану (далее по тексту - ОПК), включает в себя: - двухэтажный скругленный угловой объем, ориентированный на перекресток улиц, который объединяет боковые крылья. Главный фасад со скругленным углом усложнен выступом, повышенным скругленной стенкой прямого высокого аттика, который формирует силуэт здания; - двухэтажный трапециевидный в плане объем по ул. Платонова, с дворовым выступом (далее - крыло по ул. Платонова); • четырехэтажный прямоугольный в плане объем по ул. Орджоникидзе (далее - крыло по ул. Орджоникидзе), в 1956 году надстроенный третьим этажом, в 1991-1992 годах - четвертым этажом. Дворовое крыло, пристроенное в 1993 году к объему по ул. Орджоникидзе, Предметом охраны не является.Конфигурация крыши соответствует сложному объемно-пространственному построению здания. К предмету охраны относится форма, тип крыши над каждым из объемов здания. Конструктивная схема здания формируется по единому принципу – несущие и самонесущие кирпичные стены с жесткими перекрытиями нескольких типов и фиксированным расположением конструкций лестничных клеток.Сохранились архитектурные конструкции подвала двух типов: своды Монье под объемами 1911 года и полуциркульные своды, относящиеся к подземной части здания первой половины ХIХ века.Ценными элементами являются несущие конструкции, формирующие каркас здания, включая фундаменты, несущие стены, перекрытия, лестничные марши и площадки первых этажей крыла по Орджоникидзе; конструкции парадной лестницы.Предметом охраны является материал и тип конструкций:- фундаменты бутовые ленточные;- несущие стены здания из красного керамического кирпича пластического прессования с историческими индивидуальными размерами и техническими характеристиками, включая дату изготовления кирпича. -форма и планировочные отметки конструкции перекрытия (кроме отметки перекрытия над третьим этажом крыла по ул. Орджоникидзе). Здание обладает целостной пространственно-планировочной структурой с поэтажным зонированием и фиксированным местоположением лестничных клеток. Все объемы соединяются посредством прямолинейных перпендикулярных и параллельных друг другу коридоров и лестничных клеток. В боковых крыльях - коридорная поэтажная планировочная схема, объединенная свободной планировочной схемой углового объема.Два главных входа в здание расположены со стороны улицы Платонова, один - со стороны ул. Орджоникидзе (крыло по ул. Орджоникидзе). В интерьерах вестибюли соответствуют подъездам по ул. Платонова (левый - с лестницей на второй этаж). Кабинеты и служебные помещения ячейкового типа, характерные для административных зданий. В интерьерах предметом охраны является:- интерьер зала судебных заседаний (крыло по ул. Платонова);- пространственно-планировочная структура подвала (в настоящее время в подвальных помещениях устроены подвесные потоки, поэтому схема расположения сводов выполнена условно);-пространственно-планировочная структура коридора первого этажа крыла по ул. Платонова. Коридор составляет основу планировочной схемы здания, проходит вдоль продольной оси. Конструктивная схема: несущие продольные стены с жестким диском перекрытия и промежуточными разгрузочными прямыми арками.Материал и тип отделки главных фасадов углового объема и крыла по ул. Платонова:□ сочетание гладкой и шероховатой штукатурки:- основной массив фасадных стен верхних этажей - высококачественная штукатурка по кирпичной кладке стен, с последующей гладкой покраской;- простенки первого этажа – шероховатая штукатурка с фактурой набрызга высокого рельефа и последующей покраской;- цоколь облицован каменной плиткой; □ креповки в верхней части фасада по ул. Платонова выложены светлой глазурованной плиткой типа «кабанчик»; Техника исполнения, тип декоративных элементов: • бетонные рельефные элементы двух видов, отлитые в формах:□ погонажный рельеф (пояски карнизов, полуналичники подоконные полки, подоконные балюстрады); □ штучный рельеф (накладки, сандрики);• лепной орнаментальный рельеф, отлитый в формах (орнаментальные композиции под окнами второго этажа в выступах фасада по ул. Платонова).Колористическое решение фасада, характерное для неоклассицизма: архитектурные рельефные элементы и детали, выступающие из фасадной плоскости, окрашены более светлым тоном, чем основное поле стен. Композиционное решение главного фасада:- силуэт фасада формируется аттиками, возвышающимися над выступающими частями фасада, включая скругленную стенку аттика над угловой частью фасада и ступенчатый аттик над трехосевой креповкой фасада по ул. Платонова. Архитектурно-художественное оформление главного фасада:□ архитектурные акценты фасада:- угловая часть фасада, повышенная скругленным аттиком;- одноосевая креповка в части фасада углового объема по ул. Платонова;- трехосевая креповка, повышенная трехчастным ступенчатым аттиком по ул. Платонова;□ членения фасадных стен по вертикали горизонтальными карнизами одинаковыми на угловой, и в боковых частях фасада: венчающий карниз и горизонтальные полки между окнами второго этажа; □ целостное построение главного фасадов акцентируют лопатки помещенные по краю фасада (по ул. Орджоникидзе и правый край фасада по ул. Платонова (лицом к фасаду), вертикаль которых выпущена за отметку венчающей плиты .Местоположение ритм, форма, габариты оконных проемов главного фасада: - варьирование формы и габаритов оконных проемов с прямыми перемычками, помещенных в выступах (креповках и скругленном ризалите) главного фасада;- одинаковый ритм, габариты и форма крупных прямоугольных оконных проемов первого этажа на протяжении боковых и угловой части фасада (кроме выступов);- одинаковый ритм, габариты и форма прямоугольных оконных проемов второго этажа на протяжении боковых и угловой части фасада (кроме выступов;Местоположение ритм, форма, габариты, оформление входных дверных проемов: размещение дверных проемов на выступающих фасадах креповок по ул. Платонова.Венчающий карниз в виде широкой выносной плиты, прерывающейся на выступах главного фасада (угловой выступ, одноосевая, трехосевая креповках). Широкая уплощенная полка расположена над верхней горизонталью прямоугольного оконного проема скругленного ризалита и плавно перетекает на боковые части фасада.На боковых частях фасада полка расположена на одной отметке с широкой полкой скругленного ризалита, но значительно меньше по высоте.Техника исполнения элементов одинаковая - горизонтальный рельеф, отлитый в формах.Прямоугольные ниши лежачей формы с ушами, выполнены в технике контррельефа кирпичной кладки. Поле ниш пустое выделено светлым тоном. Архитектурное решение:● симметричная композиция трехосевой креповки членится по горизонтали на три части: боковые симметричные пилоны в одну световую ось, прорезанные вертикалью выносной плиты карниза, продолжаясь за его отметкой, фланкируют широкую среднюю часть, повышенную трапециевидным аттиком, выстроенным без горизонтали карниза (форма аттика соответствует 1956 году). Повышенные над карнизом стенки формируют трехчастный ступенчатый аттик, создающий ступенчатый силуэт фасадного выступа. ● Композиция фасада построена на варьирование форм прямых проемов; контрасте цвета и фактуры материала в средней и боковых частях фасада креповки. ● Местоположение, ритм, форма, габариты оконных проемов на фасаде креповки: - оконные проемы первого и второго этажей помещены на одной вертикали;-оконные проемы средней части: на втором этаже двухъярусное тройное окно с совпадающими по ширине и ритму проемами нижнего и верхнего яруса. В нижнем ярусе: боковые проемы – симметричные узкие проемы прямоугольной формы, заполненные одностворчатыми окнами, средний проем – прямоугольный проем с двустворчатым заполнением; проемы верхнего яруса: боковые проемы - квадратной формы, средний проем - лежачий прямоугольный. Средний проем, помещен на композиционной оси симметрии фасада креповки над дверным проемом;на первом этаже - узкие прямоугольные оконные проемы, заполненные одностворчатыми окнами, размещенные по обе стороны от дверного проема- оконные проемы боковых частей: прямоугольные окна фасада одинаковые по форме и габаритам на первом и втором этажах;● Оформление проемов:□ средняя часть фасада: оконные проемы подчеркнуты ступенчатыми подоконными полочками, под софитом которой размещена прямоугольная ниша, ширина которой совпадает с шириною окна. Поле ниш заполнено лепными орнаментальными рельефами с растительного характера; □ боковые части: - на первом этаже оконные проемы снизу подчеркнуты ступенчатой подоконной полкой, сверху акцентированы прямым сандриком, укрепленным на декоративных кронштейнах; - на втором этаже сверху акцентированы прямой бетонной перемычкой, утопленной в простенок, снизу подчеркнуты ступенчатой полкой, к софиту которой примыкает прямоугольная накладка, аналогичная по форме подоконным нишам в промежуточных частях фасада. ● Местоположение форма, габариты дверного проема: прямоугольный дверной проем расположен на первом этаже, на композиционной оси симметрии фасада креповки. ●Оформление дверного проема: портал главного входа оформлен как портик с треугольным фронтоном. Фронтон помещен над широкой балкой прямого сандрика, который несут квадратичные колонки, установленный с декоративными капителями-кронштейнами. Колонки установлены в простенки между дверным и окружающими его узкими оконными проемами. Архитектурное решение:- симметричная композиция членится по горизонтали на три части: боковые симметричные пилоны, фланкируют среднюю часть, акцентированную крупным полуциркульным окном;- одноосевая креповка завершена массивной выносной плитой;- композиция построена на контрасте цвета и фактуры материала в средней и боковых частях креповки.● Местоположение оконного и дверного проема на фасаде креповки:размещение оконного и дверного проемов на композиционной оси фасада креповки.● Оформление ритм, форма, габариты оконного проема: оконный проем второго этажа прямоугольный полуциркульного завершения. Арочная часть проема оформлена профилированным архивольтом, установленным на декоративных кронштейнах – карнизах помещен на композиционной оси ●Оформление форма, габариты дверного проема: прямоугольный дверной проем входа оформлен порталом с широкой балкой прямого сандрика, установленного на декоративные кронштейны в верхней части филенчатых пилястр, подчеркивающих вертикаль наличника, обрамляющего прямоугольный дверной проем.Архитектурное решение:- угол, обращенный к перекрестку, скруглен акцентирован креповкой, конфигурация которой в плане повторяет форму фасада;- композиция построена на контрасте цвета и фактуры материала первого и второго этажей;- фасад завершен широкой выносной плитой, горизонталь которой поддерживает прямая полка над прямым окном второго этажа; - три части фасада объединяет в целостную композицию две декоративные ленты межоконного пояса, плавно перетекающего на боковые части главного фасада (ул. Орджоникидзе и ул. Платонова)- скругленный аттик прямого завершения, увенчанный выносной плитой, акцентирован накладной орнаментальной композицией в виде «овы», с круглым слуховым окном посередине, по центру которого проходит композиционная ось этой части фасада.Местоположение, ритм, форма, габариты оформление оконных проемов: - оконный проем первого этажа прямоугольной формы, снизу подчеркнуто ступенчатой подоконной полкой. Над окном прямой сандрик на декоративных кронштейнах с квадратичными накладками (элементы огрублены в ходе эксплуатации):- оконный проем второго этажа прямоугольной формы, оформленный так же как и боковые окна в трехосевой креповки перемычкой и накладными досками, помещенными в квадратные ниши.Архитектурное решение: декор фасада лаконичен, ориентирован на формы и приемы позднего классицизма, первый этаж сохраняет архитектурный облик первоначального каменного строения, перестроенного в 1911 году. Две ленты междуэтажных поясов первого этажа (междуэтажный карниз над фасадом первого этажа и лента межоконных поясов, совмещенных с полуналичниками) объединяют нижнюю часть этого корпуса с фасадами углового объема.Второй и третий этажи гладко оштукатурены и покрашены, на первом этаже шероховатая штукатурка. Местоположение ритм, форма, габариты оформление оконных проемов: - оконные проемы на первом и втором этажах прямоугольные;- оконные проемы первого этажа сохраняют ритм, форму и габариты окон первоначального каменного строения. Проемы забраны в полуналичники, объединенными межоконными поясами в ленты, поддерживающие горизонталь межэтажной полки. Под проемом помещены подоконные полки с накладными прямоугольными фартуками;- на третьем этаже оконные проемы в целом прямоугольные, акцент создают отдельные прямоугольные арочного завершения оконные проемы;- расположенные в боковых частях фасада эти проемы забраны в порталы; два оконных проема третьего этажа, расположенные над аркой акцентированы балюстрадами.четыре окна, расположенные посередине фасада акцентированы декоративной балюстрадой. Местоположение ритм, форма, габариты оформление дверного проема: прямоугольный дверной проем расположен в боковой северной части фасада, проем оформлен порталом.Местоположение форма, габариты проездной арки, расположенной в крайних световых осях объема (правая часть фасада, лицом к фасаду)Междуэтажный карниз над фасадом первого этажа - широкая прямая уплощенная полка. Элемент выполнен в технике горизонтального рельефа, отлитого в формах.Прямоугольные оконные проемы сверху обрамлены профилированными полуналичниками.Горизонталь ленточных полуналичников формируется профилированными полуналичниками и широкими полками, помещенными в простенки между окнами, которые соединяют полуналичники.Элементы выполнены в технике горизонтального рельефа, отлитого в формах.Балюстрады имитируют ограждение французских балконов, установленное на прямой балке, снизу поддерживаемой кронштейнами. Балюстрады, балки – бетонные конструкции, отлитые в формах.Оконный проем третьего этажа прямоугольный полуциркульного завершения.Арочная часть проема оформлена профилированным архивольтом на декоративных кронштейнах, которые помещены на карнизы пилястр, установленных по обе стороны проема.Элементы выполнены в технике горизонтального рельефа, отлитого в формахПрямоугольный дверной проем входа оформлен порталом с широкой балкой прямого сандрика, установленного на декоративные кронштейны в верхней части пилястр, подчеркивающих вертикаль наличника, обрамляющего прямоугольный дверной проем. Стволы пилястр оформлены филенками. Над проемом десюдепорт с лежачей нишей. Поле ниши пустое.Стена из красного керамического кирпича, ограничивающая торец крыла по ул. Орджоникидзе.Стена возводилась в два периода: 1911 год - построены первые два этажа; 1956 год – возведен третий этаж при восстановлении здания.Первый и второй этажи фасада разделяет междуэтажный пояс, перетекающий с главного фасада по ул. Орджоникидзе.Глухой торцевой фасад брандмауэрного типа завершен щипцом с пологими краями.Прямоугольная двухэтажная лопатка, вертикаль которой поднимается над венчающей плитой и фланкирует край фасада.Горизонтальны элементы первого этажа крепуются по месту расположения лопатки.Отделка лопатки соответствует отделке фасада: выполнена разнофактурными материалами.Лопатка со стороны ул. Орджоникидзе высотою в три этажа. По аналогии с лопаткой по ул. Платонова, продлена за отметку третьего этажа. Горизонтальны элементы первого этажа крепуются по месту расположения лопатки.Отделка лопатки соответствует отделке фасада: выполнена разно фактурными материалами.Верх лопатки акцентирован лепным орнаментальным рельефом растительных мотивов, свойственных неоклассицизму.Дворовые фасады оштукатурены, окрашены в желтый цвет. Декор – лаконичен, представлен горизонтальными карнизами (венчающим и междуэтажными), которые окрашены в белый цвет.Местоположение разновременных стен, ограничивающих со стороны двора крыло по ул. Платонова с дворовым выступом, крыло по ул. Орджоникидзе, определяющих свободную конфигурацию дворового фасада.Планировочные отметки стен; высота стен: - двухэтажные стены крыла по ул. Платонова, дворового выступа; - трехэтажная стена крыла по ул. Орджоникидзе, включающая надстройку 1956 года,Местоположение, форма, техника исполнения горизонтальных карнизов в виде прямых поясков, выполненных в технике рельефа, отлитого в формахМестоположение, форма, габариты прямоугольных оконных проемов.Сквозной арочный проезд расположен в восточной части объема корпуса 1911 года. При пересечении с плоскостями фасада проезд оформлен коробовыми арками, обрамленными клинчатыми арочными перемычками.Перекрытие арочного проезда – плоское.Со стороны главного фасада проездная арка закрыта навесными двупольными распашными воротами. Ворота металлические поздние. Перекрытия – коробовые своды из красного кирпича, щелыги которых расположены в продольном и поперечном направлении.Бетонные своды малой кривизны по прокатным балкам, расположенные в продольном и поперечном направлении.Интерьер зала выполнен в стилистике советского классицизма, включает в себя архитектурные и пластические элементы (архитектурные конструкции и декоративно-пластическую обработку потолка, декоративное насыщение пространства стен, колоннада). Двухъярусная колоннада используется в качестве главного тектонического средства интерьера помещения.● Месторасположение: - расположение помещения на композиционной оси при входе в здание со стороны ул. Платонова;- вход в помещение со стороны вестибюля.● Пространственно-планировочные характеристики: крупногабаритное помещение зального типа, крупные оконные проемы расположены симметрично по фасадным стенам ● Конструктивные характеристики, включая местоположение, планировочные отметки, размеры и тип конструкций:- схема зала смешанного типа с несущими стенами и внутренним каркасом, т.е. балочно-стоечная конструктивная схема с квадратичными колоннами;- монолитное балочное перекрытие с выступающими из плоскости потолка продольными и поперечными балками, формирующими кессоны с прямоугольными и квадратными ячейками. Ритм ячеек, определен местоположением главных и второстепенных балок;● Колонны квадратные в сечении со стволом, акцентированным филенками, венчаются видоизмененными коринфскими капителями. Ритму колонн вдоль стен соответствуют пилястры, установленные в простенки.● Потолки: кессонного типа, плафон потолка делится на ячейки, которые составляют единую композицию с опорными колоннами и образуют ритм деления потолка. Каждый кессон оформлен как потолочный плафон.Цветовое решение:- потолок - монохромное, в оттенках белого;- колонны, капители окрашены с выделением белым цветом выступающих элементов.Лестничные марши и площадки первого и второго этажей, сохранившиеся от первоначального объема 1911 года.Лестничные площадки из красного кирпича на своде малой кривизны.Лестничные марши по металлическим косоурам.Ограждение лестницы оригинальное металлическое сквозное. Материал ограждения – кованный металлический прут, соединенный заклепками.Помещение лестничной клетки, размещённое на композиционной оси одноосной креповки, совмещено с коридором и входным вестибюлем. Вестибюль и коридор, за которым располагается лестничная клетка, находятся на разных отметках. Вестибюль отделен от коридора прямым арочным проемом и коротким лестничным маршем.Лестница трехмаршевая с промежуточными площадками.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.