Объект культурного наследия регионального значения «Училище сельскохозяйственное (школа садоводства и огородничества)» - «Русановская имени Кавериных низшая школа садоводства, огородничества и пчеловодства первого разряда Воронежского уездного земства» (официальное наименование школы) была открыта в 1909 году в селе Березово, в имении Русановых – наследников помещиков Кавериных. Объект культурного наследия обладает исторической, архитектурной, градостроительной ценностью, как здание, построенное по проекту выдающегося воронежского архитектора М.Н. Замятнина в 1909 году в сельской глубинке Воронежской области. Архитектура модерна, размах объемно-пространственной композиции, расположение в центре села выделяют здание среди исторического архитектурного наследия Воронежской области.Сохранились историческая пространственно-планировочная схема территории памятника – от пилонов ворот – части ограды, отделявшей историческую школьную территорию, к парадному входу ведет березовая аллея, по обеим сторонам от которой устроены скверы с фигурными клумбами.Историческая территория памятника является фрагментом усадебного комплекса Кавериных-Русановых в селе Березово, который является ассоциативным, сельским с фрагментом селитебного, усадебным культурным ландшафтом. Графические архивные источники подтверждают, что территория объекта культурного наследия, сохранила исторический ландшафт, историческую пространственно-планировочную схему, основные визуальные, планировочные, функциональные связи. Объект культурного наследия расположен в центре села к западу от церкви и имения Русановых. Территория памятника была отделена от улицы кирпичной оградой, размещенной по красной линии улицы. Фрагмент ограды – пилоны ворот сохранились, от них к зданию, расположенному в глубине территории, ведет березовая аллея, по обеим сторонам от которой устроены скверы с фигурными клумбами. Здание двухэтажное, из красного керамического кирпича. Архитектурный облик здания соответствует неоклассицизму. Здание заглублено относительно красной улицы, к которой обращено южным фасадом. Симметричный объем здания, в плане – П-образный, состоит из основного объема, усложненного со стороны двора симметричными боковыми крыльями - ризалитами, обращенными на север. Узкий основной объем, вытянут с запада на восток, на главном фасаде имеет три повышенных ризалита: центральный - трехосный, с большим лучковым полуфронтоном и боковые – двухосные, с прямыми аттиками, фланкированными широкими лопатками. Композиционная ось симметрии здания проходит по центру фронтона центрального ризалита главного фасада. Крыша у здания многоскатная – двухскатная над основным объемом и вальмовая над дворовыми ризалитами. Со стороны двора здание имеет позднюю пристройку - одноэтажную галерею под односкатной крышей, помещенную между дворовыми ризалитами, вытянутую вдоль основного объема. Предметом охраны является – исторический объем здания, возведенный в 1909 году - основной объем здания с дворовыми ризалитами. Сегодня галерея в руинированном состоянии, трудно оценить ее планировочную связь с основным историческим объемом. Архивных, графических и фотоматериалов нет. Объем галереи Предметом охраны не является. Исторический каркас здания - подлинная основа здания формируется подлинными несущими стенами: главным, торцевыми и задними фасадами, возведенными из красного кирпича.Четко выражена коридорная система планировки: длинный, хорошо освещенный коридор, находится со стороны двора (севера); учебные классы, расположенные с юга. Коридор 1 этажа перекрыт сводами Монье. Лестница – двухмаршевая, железобетонная, размещена в центральном ризалите главного фасада, вход со стороны главного фасада. Лестница в аварийном состоянии. Архитектурный облик здания определяет декоративно-пластическое оформление главного фасада, на котором сконцентрированы все декоративные и архитектурные элементы, присущие неоклассицизму. Остальные фасады имеют лаконичный облик. Основные декоративные и пластические приемы, которые определяют архитектурный облик фасадов, следующие: -симметричные композиции главного и заднего фасадов;- облик фасадов достигается использованием рельефной кладки, пластический узор которой отражает художественные особенности и декоративные приемы, характерные для неоклассицизма;-окна прямоугольные, их ритм и габариты сохраняются на всех фасадах- оформление окна прямыми клинчатыми перемычками, акцентированными замковым камнем и подоконными полками, отличными на первом и втором этажах;- главный фасад членится по горизонтали за счет выступов ризалита и лопаток, помещенных в простенки между окнами. Вертикальное членение отсутствует;-все фасады увенчаны многорядными уступчатыми карнизами, которые на торцевых и задних фасадах имеют одинаковый облик, лаконичный по сравнению с выразительным карнизом главного фасада. Главный фасад симметричен, состоит из пяти частей. Ось симметрии главного фасада совпадает с композиционной осью здания. В центре фасада – ризалит в три световых оси (три световых проема), повышенный криволинейным полуфронтоном. По краям фасада боковые ризалиты в две световые оси (два световых проема) симметричны, повышены аттиками.Ризалиты неглубокие, фланкированы лопатками, которые вверху дополнены ступенчатыми накладками, образующими декоративное обрамление фронтона и аттиков. Между ризалитами симметричные промежуточные части в четыре световые оси (по четыре световых проема), завершенные венчающим карнизом большого выноса на декоративных кронштейнах, парно размещенных на высоких лопатках, помещенных в простенки крупных прямоугольных окон. На всех частях фасада крупные прямоугольные окна с прямыми клинчатыми перемычками дополненными замками и подоконными полками, которые различаются на первом и втором этажах. Парадный вход помещен на композиционной оси здания, посередине центрального ризалита. Облик западного торцевого фасада лаконичен. Он находится в сплошной застройке с поздним объемом, пристроенным к зданию в 1950-е годы.Архитектурный акцент фасадной плоскости создается крупными прямоугольными окнами под прямыми клинчатыми перемычками с замковым камнем и подоконной полкой и многорядным венчающим карнизом.Торцевой фасад ограничивает с востока объемно-пространственное построение здания, его восточное крыло. Архитектурный облик фасада лаконичен. Архитектурный акцент фасадной плоскости создается крупными прямоугольными окнами под прямыми клинчатыми перемычками с замковым камнем и подоконной полкой и многорядным венчающим карнизом.Задний фасад имеет сложносоставную структуру «П-образной формы», за счет симметричных выступов двух боковых ризалитов-крыльев. Задний фасад сформирован из нескольких фасадных стен ограничивающих со стороны двора основной объем здания и объемы крыльев. Северная, протяженная часть фасада, на первом этаже закрыта аварийным объемом галереи. Фасадная стена, ограничивающая западное дворовое крыло со двора, в сплошной застройке закрыта поздним объемом.Архитектурный облик всех стен фасада лаконичен. Архитектурный акцент фасадных стен создается крупными прямоугольными окнами под прямыми клинчатыми перемычками с замковым камнем и подоконной полкой и многорядным венчающим карнизом.Большого выноса венчающий карниз поддерживают кронштейны попарно расположенные на лопатках, помещенных в простенки окон.Высокие лопатки создают горизонтальное членение фасада. Лопатки ритмично помещены в простенки крупных прямоугольных окон.По верху лопаток помещены два парных накладных кронштейна. Кронштейны выполнены из красного кирпича в технике кирпичного рельефа с использованием тесаного и лекального кирпича.Гладкие лопатки, помещены в простенки центрального ризалита, доходят до полуфронтона, выступают из фасадной плоскости.Лопатки, фланкирующие центральный и боковые ризалиты, вверху дополнены однотипными ступенчатыми накладками «П-образной формы», выполненными в технике рельефной кирпичной кладки.Крупное прямоугольное окно декорировано прямой клинчатой перемычкой, в центре которой замковый камень, выполненный в технике кирпичного рельефа.Под окном прямая полка, из горизонтального ряда кирпича уложенного на ребро тычком.В простенках помещены лопатки.Крупное прямоугольное окно декорировано прямой клинчатой перемычкой, в центре которой замковый камень, выполненный в технике кирпичного рельефа.Под окном полка уступчатой формы с ушами. Полка состоит из трех рядов кирпича, уложенных уступами. Верхний ряд аналогичен подоконной полке первого этажа - горизонтальный ряд кирпича, уложенного на ребро тычком.Два нижних горизонтальных ряда кирпича уложенного на ложок тычком. Нижняя полка по краям подчеркнута кирпичным рядом, что напоминает «уши». Дверной проем заключен в широкий рамочный наличник, акцентированный в верхней части прямой клинчатой перемычкой с замковым камнем посередине.Дверной проем высокий, дверной блок двупольный с тимпаном. Металлический козырек над входом на крупных кронштейнах с рисунком в стиле модерн (по аналогии с утраченным первоначальным металлическим козырьком).Многорядный венчающий карниз по всем фасадам, кроме главного. Карниз формируется горизонтальными рядами кирпичной кладки расположенной уступами.Протяженный коридор 1 этажа перекрыт сводами Монье. Своды малой кривизны из красного кирпича опираются на металлические балки, уложенные на продольные несущие стены
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.