Церковь обладает историко-культурной ценностью по следующим основаниям:- исторической градостроительной ценностью, так как являлась одной из архитектурных доминант внешнего кольца доминант Калача, сформированной во второй половине XIX века и создававших величественный фон исторической панорамы центра слободы Калача на фотографиях начала ХХ века; - построена в 1899 году предположительно известным воронежским архитектором С.Л. Мысловским в эклектичных формах русского стиля, характерного для исторической застройки Калача; - историческая архитектура церкви, несмотря на утрату верхних ярусов колокольни, обладает подлинными особенностями эклектики характерной для конца ХIХ века, в которой используются формы и элементы русского стиля, выполненные с использованием приемов кирпичного стиля. Предмет охраны объемно пространственной композиции: - архитектурный облик объемно-пространственной композиции соответствует эклектике, сочетающей формы и приемы различных этапов русского православного зодчества; - объемы нижнего яруса колокольни, трапезной, храмовой части и апсиды, формирующие геометрически правильную симметричную пространственную композицию в форме ковчега; - объемно-пространственная структура композиционного построения церкви: состав, габаритные размеры, масштабные соотношения, пространственные структуры объемов; - расположение объемов вдоль главной планировочной оси, проходящей с запада на восток через вершину креста храмовой части и центр среднего полукружия апсиды;- доминирование храмовой части в объемно-пространственном построении церкви, объемы трапезной и трехчастной апсиды примыкают к храмовой части с востока и запада;- трапезная равной высоты с нижним ярусом колокольни и средней прямоугольной частью апсиды. Четверик храмовой части возвышается относительно этих объемов;- сложное построение трехчастной апсиды. Боковые части апсиды и средняя полукруглая часть, выступающая вперед в виде ризалита одной высоты, но понижены относительно средней прямоугольной части; Рекомендуется уточнить описание Предмета охраны при разработке научно-проектной документации по сохранению церкви.Предмет охраны интерьера:- внутренняя пространственно–планировочная структура традиционная для трехпрестольных православных культовых сооружений с трехнефной трапезной, которая развернута вдоль главной планировочной оси (с запада на восток). -- планировочная схема обеспечивает четкое горизонтальное зонирование помещений, традиционное для православных церквей. Вход в церковь через западное помещение - притвор, расположенный в нижнем четверике колокольни. Из притвор вход в трехнефную трапезную, каждый из нефов которой ведет в храмовую часть и далее в алтарь.- ядро храмовой части развивается по горизонтали; - оригинальные архитектурно-конструктивные схемы каждого помещения церкви, вне зависимости от технического состояния;- архитектурные конструкции каждого объема: тип, размеры, структура, материал, строительная техника. Все архитектурные конструкции выложены из красного кирпичаОсобенности фасадов, составляющие Предмет охраны: - в декоре фасадов используются формы и элементы русского стиля, выполнены с приемами кирпичного стиля;- композиционные особенности, расположение и габаритные размеры фасадов нижнего и верхнего ярусов, ограничивающих объемы; - фасады северной и южной сторон церкви зеркально симметричны относительно главной планировочной оси;- материал фасадных стен и декоративных элементов - красный кирпич; стены оштукатурены, покрашены;- техника исполнения архитектурных элементов и декоративных деталей фасадов. Все выступающие из фасадной плоскости декоративные элементы, выполнены в технике рельефной кирпичной кладки с последующим оштукатуриванием;- расположение, габариты и оформление оконных и дверных проемов; - дверные проемы прямоугольные полуциркульного завершения;- декор равномерно распределен на северном и южном фасадах. Основные декоративные элементы, характерные для всех фасадов: филенчатые пилястры, охватывающие углы всех объемов; сложносоставные горизонтальные элементы, венчающие объемы и горизонтальные подоконные полки, выступ цоколя; порталы оконных проемов; порталы дверных проемов.Предмет охраны западного объема:- единый западный объем нижнего яруса служит основанием колокольни;- внутренний объем разделяется несущими стенами на четверик и боковые приделы; - целостный западный фасад с симметричной композицией; пилястры членят композицию западного фасада на три части, в центре фасад четверика, боковые части соответствуют боковым приделам;- на оси каждой из частей фасада размещены проемы, оформленные порталами; в боковых частях это окна под ко¬кошниками - сандриками, на фасаде четверика – главный вход в церковь под арочным порталом;- все фасады, соответствующие боковым приделам имеют одинаковые композиции; - основные декоративные элементы: филенчатые пилястры, охватывающие западные углы основания; антаблемент; порталы оконных проемов, арочный перспективный портал главного входа;- притвор перекрыт сомкнутым сводом, боковые приделы под полуциркульными сводами.Предмет охраны трапезной: - северный и южный фасады трапезной – фасады нижнего яруса, в две световые оси;- фасады увенчаны антаблементом с глухим фризом; – трапезная представляет собой трехнефное помещение с крестово-купольной структурой, боковые нефы понижены относительно среднего нефа. В центре объема - два колонны-столба, разделяющие пространство на шесть ячеек, перекрытых системой сводов. Колоннам соответствуют пилястры, установленные вдоль стен. Ячейки боковых нефов квадратные в плане, перекрыты парусными сводами. Ячейки среднего нефа прямоугольные в плане под полуциркульными сводами. В арках на уровне пят сводов установлены парные металлические связи-затяжки;- архитектурные конструкции трапезной: полуциркульные своды ячеек среднего нефа, парусные своды ячеек боковых нефов крестовые, подпружные арки, металлические связи.Предмет охраны храмовой части: - храмовая часть представляет собой крупный четверик, дополненный с юга и севера зеркально симметричными боковыми приделами, над которым возвышается световой барабан, по форме соответствующий ротонде, перекрытый граненым купольным сводом, увенчанным глухим барабаном и главкой; - конструктивная схема храмовой части характерна для храмов с бесстолпной структурой, в центре ядро, которое развивается по вертикали. Ядро выделено в углах стенами четверика. Через арочные проемы входы в боковые приделы с простыми конструктивными схемами – полуциркульный свод опирается на несущие стены;- фасады храмовой части - фасады верхнего и нижнего ярусов;- Фасады нижнего яруса – фасады крупного четверика, возвышающиеся над фасадами боковых приделов;- принцип построения декоративной композиции и состав декоративных элементов боковых фасадов тот же, что и фасадах западного нижнего объема. Архитектурный акцент создает глухая ниша, помещенная над дверным проемом, оформленная арочным порталом.- основные декоративные элементы: венчающий антаблемент, филенчатые пилястры по краю фасадов, дверной проем на оси фасада, оконные проемы оформленные порталами; декоративное оформление глухой ниши;- фасады верхнего яруса - фасады светового барабана храмовой части, прорезанные двенад-цатью арочными проемами. Основные декоративные элементы: в основании пояс из круп¬ных килевидных кокошников; аркатурный пояс; полуколонки;- архитектурные конструкции храмовой части: купольный свод со световым кольцом над четвериком; паруса в углах; купольный свод на световом барабане; полуциркульные своды боковых приделов со шелыгами, развернутыми поперек осиподпружные арки и в сторону алтаря, металлические связи.Предмет охраны апсиды:- апсида представляет сложный в плане симметричный объем со скошенными восточными углами, в центре которого вдоль главной оси выступает полукруглый в плане ризалит;- декор фасадов аналогичен фасадам трапезной. Основные декоративные элементы: фасады апсиды увенчаны антаблементом, оконные проемы оформлены порталами, подоконный горизонтальный пояс;- оконные проемы расположены на восточной, северной, южной стенах апсиды. На восточных фасадах боковых алтарей по два проема; - оконные проемы апсиды прямоугольной формы;- в апсиде размещаются алтари, входы через арочные проемы в помещениях храмовой части;- каждый из алтарей имеет самостоятельную конструктивную схему - сводчатое перекрытие опирается на несущие стены; - архитектурные конструкции апсиды: боковые алтари перекрыты гранеными конхами, средняя часть полуциркульным сводом; полукруглый выступ среднего алтаря под конхой;Предмет охраны оконных проемов: - форма, габариты, размеры окна.Оконные проемы прямоугольные полуциркульного завершения одинаковые на фасадах нижнего яруса храмовой части;- декоративное оформление окна.- техника выполнения элементов. Все элементы выполнены в технике кирпичного рельефа с использованием кирпича лекальной подтески, арочная часть выложена в технике клинчатой перемычки;- заполнение проема.Оконная рама разделена на две фрамуги. Нижняя фрамуга с двумя створками, разделена горизонтальными средниками. Верхняя фрамуга полуциркульной формы с расстекловкой сегментами;- форма подоконников со стороны интерьера. Подоконники окон нижнего яруса лежачие; второго яруса горизонтальные со стороны интерьера;- откосы проема со стороны улицы перспективной формы.Оконный проем оформлен декоративной композицией, состоящей из портала с килевидными сандриками, арочная часть которого, размещена во фризе. Под окном ступенчатая полка. Портал занимает весь простенок между горизонтальными полками архитрава и подоконной полкой; Архитектурные элементы портала:- полуколонны, установленные по обе стороны от проема на выступ горизонтальной подоконной полки. Ствол у колонн гладкий, разделяют валами на части, завершен эхином в форме вала. Над эхином капитель кубоватой формы, которая снизу имеет корзинообразное утонение. База в кубообразная, трехчастная, ступенчатой формы- сандрик сложносоставной, декорирован с использованием стилизованных атрибутов русского стиля помещен с отступом от края проема. Нижняя часть сандрика - прямая полка служит основанием верхней части из двух соединенных арочек. Прямая полка состоит из трех декоративных столбиков, между которыми помещены ниши-ширинки. Крайние столбики установлены над капителями колонн, средний размещен по типу декоративной гирьки в вершине арочного проема и служит средней опорой двух соединенных арочек,Верхняя часть - сдвоенные арочки, имеющие килевидное повышение над которой декоративная вставка, придающая сандрику килевидную форму.Над входом, на оси симметрии помещен декоративный портал, который служит оформлением крупной ниши с перспективными откосами.Портал ниши декорируется по аналогии с порталами нижнего яруса.Архитектурные элементы: полуколонны с кубоватымии капителями, несущие перспективный сандрик полуциркульной формы с килевидным повышением по центру в форме кокошника. Снизу полуколонны соединены широкой полкой, декорированной одинаково с прямыми полками сандриков оконных порталов. Лежачая ниша, помещенная во фризе, вторит основной квадратной нише. Оконный проем оформлен декоративным порталом с трехчастным килевидным сандриком. Под окном ступенчатая полка. Архитектурные элементы портала:- полуколонны, установленные по обе стороны от проема на выступ горизонтальной подоконной полки. Ствол у колонн гладкий, разделяют валами на части, завершен эхином в форме вала. Над эхином капитель кубоватой формы, которая снизу имеет корзинообразное утонение. База в кубообразная, трехчастная, ступенчатой формы;- сандрик - кокошник помещен с отступом от края проема. Нижняя часть сандрика - прямая полка по краям акцентированная столбиками, которые установлены над капителями колонн служит основанием рельефа кокошника с килевидным повышением по центру.Фасад барабана периметрально украшен арматурным поясом, помещенным над окнами под антаблементом. Архитектурные элементы:архивольты, объединенные в аркаду; полуколонны, установленные в простенки на выступ основания, одинаковые по исполнению с колоннами нижнего яруса. Ствол у колонн гладкий, завершен эхином в форме вала, капитель кубоватой формы снизу с корзинообразным утонением. База в кубообразная, трехчастная, ступенчатой формы. Предмет охраны входов:- одинаковые габаритные размеры, форму и барочное оформление всех входов в церковь .- оформление дверных проемов крупным декоративным порталом с килевидным сандриком, установленным на сдвоенные ¾ колонны, помещенные по обе стороны от проема. Над северным входом полуколонны, несущие сандрик сохранили верхнюю часть - капители, которые служат консолями несущими прямую часть санднрика;- заполнение дверных проемов Дверные полотна обшиты металлическими листами, поверх которых крупными квадратными ячейками наложены узкие металлические полосы. Навешиваются на стены через закладные металлические подставы. Петли, ручки, засов накладные;- архитектурные элементы портала:Декоративные колонны. Ствол у колонн гладкий, разделен горизонтальной полкой на две части: в верхнее части это сдвоенные полуколонны, установленные на софит полки с эхином и капителью кубоватой формы, которая снизу имеет корзинообразное утонение. Полуколонны объединены прямоугольной базой, фасад которой декорирован ритмом узких нишек (утрачены на западном фасаде). Под полкой ствол прямоугольный в сечении - широкая пилястра декорированная нишами - филенками. База кубической формы ют валами на части, завершен эхином в форме вала. Сандрик. Арочная часть сандрика перспективной формы, украшены зубцами. Прямая часть сандрика представляет собой массивный карниз ступенчатой формы с зубчатым поясом под выносной плитой. Установлена на декоративные консоли уступчатой формы, помещенные по обе стороны от проема. Фасады венчает однотипный антаблемент, состоящий из многорядного карниза с зубчатым поясом, гладкого пустого фриза и архитрава.Карниз выступает из фасадной плоскости по всей высоте. Венчающая часть карниза - прямые горизонтальные полки, расположенные одна над другой. Широкая выносная часть упрощена, акцентирована рельефами зубцов, ритм которых формирует зубчатый пояс, выступающий над ступенчатой поддерживающей частью.Широкий пустой фриз расположен в фасадной плоскости, снизу подчеркнут полкой архитрава.Архитрав ступенчатой формы сформирован двумя горизонтальными прямыми полками. На фасадах апсиды, трапезной и западного объема верхняя часть оконного портала помещена во фризе. Архитрав раскреповывается над столбиками сандрика, одновременно являясь карнизом прямой части.Фасады венчает однотипный антаблемент, состоящий из многорядного карниза, филенчатым фризом и архитрава.Карниз выступает из фасадной плоскости по всей высоте. Верхняя гладкая часть карниза подчеркнута прямыми горизонтальными полками, помещенными одна над другой. Карниз вместе с фризом и архитравом раскреповывается на вертикальных элементах, пилястрах, колонках. Места креповок акцентированы зубчатым поясом, помещенным под выносной частью карниза. Над поясом по фасаду выносной полки помещены рельефы полуциркульных арочек. Широкий фриз, расположенный в фасадной плоскости, снизу подчеркнут полкой архитрава. Фриз декорирован нишами с перспективными откосами.Архитрав ступенчатой формы сформирован двумя горизонтальными прямыми полками. На фасадах апсиды, трапезной и западного объема верхняя часть оконного портала помещена во фризе. Архитрав раскреповывается над столбиками сандрика, одновременно являясь карнизом прямой части.Подоконная полка ступенчатой формы, сформирована горизонтальными рядами кирпичной кладки, выступающими из плоскости стены на различную ширину. Полка раскреповывается по месту вертикальных элементов фасадов колонн входовКупольный свод из красного кирпича венчает световой барабан ядра храмовой части.Кровля выполнена в форме купола. В центр купола помещен цилиндрический глухой барабан увенчанный главкой, над которой крест.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.