По сведениям из библиографических источников («Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», 1911 г.): «Большие Алабухи. Церковь каменная, теплая, построена в 1873 году на средства прихожан». Однако, натурные обследования кирпичной кладки стен (западная стена колокольни, восточная стена трапезной) показали наличие участков без перевязки кирпичной кладки (вертикальные швы), что говорит о поэтапном строительстве объемов церкви. В подполе трапезной обнаружены основания стен первоначального объёма.По архивным сведениям Большеалабуховского сельского поселения Грибановского муниципального района: «В 1787 году село принадлежало графу Семену Романовичу Воронцову. В селе стояли каменная, Никольская церковь, деревянный господский дом с плодовым садом…». Следовательно, можно предположить, что в 1873 году церковь в селе не вновь построена, а расширена (распространена) существовавшая уже ранее церковь.К концу XIX – началу ХХ веков это была крупная церковь в формах эклектики с элементами стиля классицизм. Перед западным фасадом церкви было построено двухэтажное кирпичное здание школы (церковно-приходская школа? земская?). Церковная территория была обнесена металлической оградой на каменных столбах (не сохранилась).Церковь расположена на площади Революции в историко-архитектурном, ландшафтном и растительном окружении центра села Большие Алабухи. К юго-востоку от церкви расположен небольшой парк, на территории которого расположены памятники односельчанам участникам гражданской войны и погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).Несмотря на частичную утрату первоначальных исторических объёмов (верхние ярусы колокольни и светового барабана, кровли), архитектурный облик церкви сохранил характерные для классицизма монументальность, симметрично-осевую композицию, и доминирует в окружающем ландшафте.Объемно-пространственная композиция здания сложилась за два периода строительства (выводы по результатам натурного обследования). Первоначально объём церкви представлял собой тип одноглавого храма в форме «корабля».В 1873 году церковь была распространена - к храмовой части со стороны северного и южного фасадов были пристроены объёмы приделов, трапезная расширена за счет боковых нефов. Здание приобрело вид крупного одноглавого крестово-купольного храма с трёхъярусной колокольней. Фасады оформлены в стиле классицизм. Западным фасад колокольни дополнен четырёхколонным портиком тосканского ордера с отдельно стоящими колоннами, северный и южный фасады приделов аналогичными портиками с трёхчетвертными колоннами.Повышенный четверик средокрестия акцентирован восьмигранным световым барабаном с куполом, увенчанным главкой с крестом. К четверику средокрестия примыкают равновысокие объемы: прямоугольные в плане боковые приделы, апсида и трапезная с колокольней над западной частью объёма. Все ярусы колокольни – четверики, в завершении – полусфера купола с высоким шпилем (не сохранились).Объёмы трапезной, приделов и апсиды завершены скатными кровлями.Габариты здания по продольной и поперечной оси крестообразного плана около 38,0 (м) х 26,0 (м). Высота храмовой части – 20,0 (м).В настоящее время от исторического объемного построения церкви осталась основная часть объемно-пространственной композиции. Утрата верхнего яруса колокольни, светового барабана, карнизов, кровли и сводов нивелировали стилистические черты в облике церкви. Несмотря на утраты исторических форм, архитектурный объем церкви сохранил первоначальную объемную, пространственную, планировочную структуру, архитектурно-конструктивную схему. Пространственно-планировочная структура здания трёхчастная - алтарь, храмовая часть с боковыми приделами, трёхнефная трапезная с колокольней, симметрична относительно продольной оси запад-восток.По характеру организации внутреннего пространства здание относится к типу крестово-купольных храмов.В здании применена конструктивная схема с несущими наружными стенами и внутренним каркасом, на которые опираются подпружные арки полуциркульного очертания, несущие своды.По характеру организации внутреннего пространства четверик храмовой части (10,55м х 10,55м) относится к типу бесстолпных храмов. Несущие стены четверика прорезаны крупными арочными проемами, соединяющими его с приделами, трапезной и алтарём.Прямоугольная в плане трапезная (18,97м х 20,04м) разделена колоннами на три нефа. В каждом нефе по три ячейки.Основанием колокольни служат мощные пилоны-столбы, в одном из которых, вероятно, расположена винтовая лестница для подъёма на колокольню (вход заложен кирпичом).Главный вход в здание расположен в плоскости западного фасада первого яруса колокольни. Помимо него существуют ещё два входа расположенные в северном и южном фасадах приделов храма. Все входы дополнены портиками.Все объёмы здания перекрыты кирпичными сводчатыми конструкциями. Внутри храмовой части подпружные арки несут восьмигранный световой барабан. Переход от квадратного основания к восьмиграннику осуществляется с помощью парусов. Обширное пространство ядра храма перекрыто восьмилотковым сводом. Боковые объемы, образующие в плане ветви креста, включая средний неф четырехстолпной трапезной, перекрыты лучковыми сводами, а ячейки боковых нефов - парусными сводами.Первый ярус колокольни перекрыт крестчатым сводом.Распорные реакции сводчатых конструкций частично гасятся воздушными металлическими связями, установленными выше уровня пяты.Примечание: В 2015 году - сводчатые конструкции перекрытий здания разрушены частично, или полностью.Стены здания краснокирпичные, оштукатурены, окрашены (в настоящее время отделочные слои утрачены на 90%). Строгий фасадный декор – колонны, архивольты, пояски, карнизы, сандрики – выполнен из тёсаного и фигурного кирпича, а также в технике штукатурной тяги. Все проемы (оконные и дверные) в здании прямоугольного очертания, за исключением арочных проемов ярусов звона на колокольни. В оконных проёмах установлены деревянные рамы с мелкой прямоугольной расстекловкой и кованые металлические решётки с волнисто-ромбическим раппортом, характерным для конца XVIII – начала ХIХ вв. Кровельное покрытие – металлическое, из традиционной кровельной стали.Заполнения наружных дверных проёмов – глухие металлические полотна.Северный и южный фасады приделов храмовой части дополнены четырёхколонными портиками неполного тосканского ордера, завершенными треугольными фронтонами. Фронтон по периметру декорирован профилированным карнизом.Сужающиеся кверху трёхчетвертные колонны - с гладкими стволами, в верхней части декорированы валиками. Плинт – элемент базы колонны, - выполнен из белого камня.В среднем интерколумнии (пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре) расположен входной проем прямоугольного очертания. Заполнение проема – двупольная металлическая дверь с глухими полотнами.В боковых интерколумниях расположены прямоугольные оконные проемы. Заполнения проёмов - деревянные рамы с мелкой прямоугольной расстекловкой и кованые металлические решётки с волнисто-ромбическим раппортом.На восточных фасадах приделов расположено по одному оконному проему.Композиционное построение северного и южного фасадов трапезной в пять световых осей - симметрично. Оконные проемы с прямыми клинчатыми перемычками и с рассветными откосами в сторону интерьера являются основными композиционно-образующими элементами. По верху объёма трапезной проходит гладкая фризовая полоса.Заполнение проемов – деревянные рамы с мелкой прямоугольной расстекловкой. На проемах установлены металлические кованые решетки с волнисто-ромбическим раппортом.Над западным фасадом объёма трапезной возвышаются два яруса звона колокольни. В плоскости западного фасада трапезной расположен главный вход в церковь. Прямоугольный дверной проем декорирован порталом в виде рамки, в тимпане которой расположен архивольт с выделенным замковым камнем.Первоначально западный фасад трапезной – он же фасад первого яруса колокольни, был дополнен четырехколонным портиком тосканского ордера с треугольным фронтоном, не сохранившимся до настоящего времени.Первоначальный исторический облик колокольни представлял собой трёхъярусную конструкцию, завершенную полусферическим сводом с высоким шпилем.На момент обследования (2015 год) утрачены завершение третьего яруса колокольни и купол со шпилем. Все фасады четверика храма частично скрыты примыкающими объёмами трапезной, алтаря, северного и южного приделов с двускатными кровлями (конструкции сводов и крыши с кровлями не сохранились).Углы объёма четверика акцентированы гладкими лопатками, по верху проходит гладкая фризовая полоса.Световая глава над храмовой частью - восьмигранный световой барабан, завершенный восьмигранным куполом. Все оконные проемы с прямыми клинчатыми перемычками, дополнены сверху прямыми сандриками на импостах. Заполнение оконных проемов – деревянные рамы с мелкой прямоугольной расстекловкой. В завершении объёма проходит профилированный венчающий карниз с гладкой фризовой полосой.Прямоугольный в плане выступ апсиды примыкает к храмовой части с востока. Высота апсиды равна высоте приделов и трапезной.На восточном фасаде апсиды расположено три окна: среднее - ложное окно, боковые – световые. Окна с прямыми клинчатыми перемычками. Заполнение оконных проемов – деревянные рамы с мелкой прямоугольной расстекловкой. На проемах установлены металлические кованые решетки с волнисто-ромбическим раппортом.На южном и северном фасадах расположено по одному оконному проему.Объём апсиды завершен двускатной кровлей (не сохранилась).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.