Церковь "Новая"

Храмовый комплекс в селе Переволочном включает в себя церковь Иоанна Богослова (1868 г.) и церковь «Новую» (1903 г.). Через дорогу напротив церкви «Новой» расположено также здание церковно-приходской школы, построенной во второй половине XIX века.В настоящее время две расположенные рядом церкви составляют храмовый комплекс, являющийся наглядным примером эволюции архитектурного стиля периода эклектики XIX в.: от простых лаконичных форм восходящим к традициям русской средневековой архитектуры – к крупномасштабным и пластичным элементам сложного краснокирпичного де¬кора начала ХХ века в русско-византийском стиле.К началу XX века однопрестольный храм Иоанна Богослова стал тесным для разросшегося села. Поэтому решено было возвести новую церковь в двадцати метрах к югу от старой. 19 сентября 1903 года состоялась торжественная закладка нового храма. Строительство продолжалось до 1918 года, но церковь так и не была достроена и освящена. К этому времени были возведены все объемы, за исключением верхних ярусов колокольни. Остались незавершенными отделочные работы.Проект церкви, вероятно, типовой, так как полным архитектурным аналогом «Новой» церкви села Переволочного является «Церковь Михаила Архангела» в селе Скрипниково Калачеевского района, возведенная в 1912 году (сохранилась до настоящего времени, без значительных утрат и перестроек).Церковь «Новая» является ярким образцом архитектуры культовых зданий начала ХХ века, отличающихся значительным объёмом и декором в русско-византийском стиле.Объемно-пространственная композиция здания представляет собой тип крупного пятиглавого крестово-купольного храма.В       объемной      ком¬позиции доминирует храмовая часть с пятью световыми главами. Барабаны угловых глав - восьмигранные, центральной главы - двенадцатигранный. Грани барабанов завершены перспективными      архивольтами, образующими венцы из кокошников. Центры схожих и симметричных южного, северного и восточного фасадов куба выделены ризалитами, завершенными полукружиями, имитирующими закомары. Короткая прямоугольная трапезная продолжает куб храмовой части с запада. Четверик колокольни с боковыми пониженными объемами и крупным арочным порталом примыкает к трапезной с западной стороны. Размеру композиции объемов соответствует крупный масштаб основных декоративных форм в русско-византийском стиле в оформлении фасадов.Габариты здания по продольной и поперечной (максимальной) оси плана около 40,0 (м) х 25,0 (м).Пространственно-планировочная структура здания трёхчастная, симметричная относительно продольной оси запад-восток.В плане здание близко к прямоугольнику, с небольшими выступами ризалитов храмовой части и колокольни с притворами.Крупный симметричный куб храмовой части включает в себя трёхчастную апсиду и приделы храмовой части. С запада куб продолжен короткой трёхчастной трапезной, по ширине чуть уже храмовой части. К западной стене трапезной примыкает первый ярус колокольни с притворамиВ здании применена конструктивная схема с несущими наружными стенами и внутренним каркасом (колонны), на которые опираются подпружные арки полуциркульного очертания, несущие своды.Главный вход в здание расположен в плоскости западного фасада первого яруса колокольни. Помимо него существуют ещё два входа расположенные на северном и южном фасадах храмовой части.В северном притворе находится лестница для подъёма на колокольню.Перекрытия кирпичные сводчатые.Все объёмы здания перекрыты кирпичными сводчатыми конструкциями.Внутри храмовой части подпружные арки, опирающиеся на крестчатые столбы, несут цилиндрические световые барабаны в центре и по углам. Переход от квадратного основания к восьмерику осуществляется с помощью парусов.Ветви креста между световыми ячейками имеют парусные своды. Трапезная разделена арками, опирающимися на столбы и лопатки западной, стены, на три ячейки: боковые - с парусными сводами, центральную - с лучковым сводом, прорезанным распалубками от продоль¬ных арок.Первый ярус колокольни квадратный в плане перекрыт парусным сводом. Распорные реакции сводчатых конструкций частично гасятся воздушными металлическими связями, установленными выше уровня пяты.Стены здания сложены из красного кирпича на известковом растворе, не оштукатурены, не окрашены. Фасадный декор – карнизы, наличники, архивольты, лопатки – выполнен из  тёсаного кирпича.Кровельное покрытие – металлическое, из традиционной кровельной стали. Окрытие куполов над храмовой частью выполнено традиционной для храмов кровлей в шашку.Оконные заполнения – кованые, металлические решётки с раппортом из вертикальных стержней и завитков, характерным для конца XIX – начала ХХ веков.Заполнения наружных дверных проемов – двупольные глухие металлические полотна с геометрическим орнаментом.Цокольная часть стены выложена в два ряда блоками из песчаника.Четверик первого яруса колокольни с боковыми пониженными объемами притворов и крупным арочным порталом примыкает к трапезной с западной стороны. Стена западного фасада четверика колокольни оформлена линейным рустом. Главный вход, расположенный в плоскости стены дополнен порталом в виде двух массивных пилонов прямоугольного сечения, на которые опирается полуциркульная арка. Обрамление дверного проема состоит из сдвоенных полуколонн с кубоватыми капителями и перспективного архивольта.Гладкие стены притворов служат хорошим фоном для пластичного обрамления высоких и узких арочных проёмов. Южный и северный фасады притворов колокольни заполнены арочными нишами с парами окон в каждой. Перспективные архивольты проемов опираются на простеночную полуколонну. Над проемами в поле арки – крупные кольца.На западных фасадах расположено по одной узкой нише с архивольтом на импостах.Все объёмы опоясывает подоконная полка и фриз, декорированный филенками и сухариками.Композиционное построение северного и южного фасадов трапезной в три световые оси - симметрично. На гладкой плоскости стены расположено по три оконных проема с арочными перемычками. Декоративное обрамление проемов составляет аркатура  из соединенных между собой перспективных архивольтов, опирающихся на простеночные полуколонны, а снизу общая подоконная полка. Заполнение проемов – кованые металлические решетки с раппортом из вертикальных прутьев и завитков. Со стороны интерьера проемы с рассветными откосами.По верху фасадов проходит профилированный венчающий карниз небольшого выноса и фризовая полоса с филенками и сухариками.Южный, северный и восточный фасады четверика храмовой части, включающего алтарь и приделы, идентичны. Исключение составляют высокие входные проемы, расположенные по центральным осям ризалитов на северном и южном фасадах. Тогда как на восточном фасаде расположено три оконных проема. Композиционное построение фасадов симметрично. Западный фасад объёма скрыт примыкающей трапезной.Фасады храма имеют широкий ленточ¬ный руст. Ризалиты средних частей фасадов заполнены итальянскими окнами второго света над широкими арочными порталами из полу¬колонн и перспективного архивольта (на восточном фасаде – над аркатурой из архивольтов оконных проёмов). Фланкирующие фасады, заглубленные прясла прорезаны сдвоенными ароч¬ными окнами, объединенными широкими арками, над кото¬рыми веером расходится руст, переходя в разрывающий венчающий карниз кокошник-киот.Заполнение оконных проемов – кованые металлические решетки с раппортом из вертикальных прутьев и завитков.Заполнение высоких входных проемов в северный и южный придел – двупольная металлическая дверь (в южном приделе первоначальное заполнение утрачено). Глухие кованые полотна украшает геометрический орнамент из накладных полос.Такая же дверь установлена на главном входе в церковь (западный фасад первого яруса колокольни). Барабаны угловых глав - восьмигранные, центральной главы – двенадцатигранный, завершенные граненными куполами (соответственно восьми- и двенадцатигранными) с кровлей «в шашку». Грани барабанов завершены перспективными      архивольтами, образующими венцы из   кокошников. Архивольты дополнены полосой сухариков. В каждой грани расположено по одному световому проёму – прямоугольное окно с арочной полуциркульной перемычкой.В основании глав - глухие объемы, отделенные от декорированного верха подоконным карнизом. Углы объемов акцентированы полуколоннами, наложенными на огибающие перспективные лопатки.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте