Градостроительное значение:- перспектива и визуальные коридоры обозрения церкви вдоль Набережной VI Армии, ул. Энгельса, Октябрьского моста, противоположный берег р. Вологды – ул. Орлова, ул. Бурмагиных, ул. Ленинградская;- силуэт церкви в развёртке Набережной VI Армии;- является одной из высотных доминант в застройке набережной реки Вологды.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- ассиметричная композиция здания представляет собой двухэтажный, кубический, пятиглавый объём четверика, поставленный на высокий подклет, с примыкающим Г-образным пониженным объёмом двухэтажной паперти и прямоугольным алтарём верхнего храма с развитой полуциркульной апсидой в подклете, колокольня – стоящий на углу паперти двухэтажный четверик с полуциркульной апсидой и лёгким восьмериком звона;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундамент – бутовый;•наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;•металлические кованые полосные связи;•перекрытия в исторических отметках: нижний храм перекрыт поперечно направленным коробовым сводом с распалубкой от входного проёма, апсида – конхой, обширная двухстолпная трапезная – системой коробовых пересекающихся сводов с распалубками от столбов и дверных проёмов, северная и западная паперть перекрыты продольно и поперечно направленными коробовыми сводами с распалубками от входных и оконных проёмов; первый этаж четверика колокольни перекрыт коробовым сводом, примыкающая к нему апсида – конхой; верхний храм – четырёхдольным сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном с куполом, алтарная часть – поперечно направленным коробовым сводом с распалубками от окон и проёмов; западная часть паперти – плоским потолком, северная – коробовым сводом с распалубками от оконных и дверных проёмов; прямоугольное в плане помещение второго этажа четверика колокольни – шестидольным сомкнутым сводом; примыкающая с востока апсида – конхой с распалубками;•конструктивная схема и материал стропил;•историческая конфигурация кровель: над четвериком колокольни – четырёхскатная, колокольня увенчана шатром с круглым барабанчиком и главкой с крестом на растяжках, кровля над папертью – скатная, повторяет Г-образную форму плана паперти, над четвериком храма – четырёхскатная кровля, над апсидой верхнего храма – трёхскатная, над апсидой нижнего храма – скруглённая вальмовая;•покрытие кровли: кровельное железо с покраской (исторический колер);- размеры здания (могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования):•здание сложено из кирпича размером: 32.7/33.0 х 16.5/17 х 9/9.4 см, кладка верстовая, шов – затиркой на известковом растворе;•основные габариты плана;•высотные отметки;- полы: в подклете – плитка по грунту, второй этаж – деревянные, по кирпичному основанию;- характер и расположение входов в здание: главный вход в нижний храм располагается с юго-западного фасада (со стороны реки), вход в первый ярус колокольни располагается на северо-западном фасаде колокольни, вход на внутристенную лестницу, ведущую на ярус звона, располагается на юго-восточном фасаде колокольни.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:А) основной объём:•рамочные наличники в виде полуовала с полуциркульными филёнками прямоугольных окон первого света четверика;•полуколонки с перехватами и килевидными завершениями c подковообразными навершиями с невысоким кильком прямоугольных окон второго света;•окна первого этажа паперти с полуциркульными перемычками, обрамлёнными полуколонками, профилированными подоконниками с консолями, трёхлопастными с кильком или килевидными навершиями;•окна подклета с лучковыми перемычками, без наличников;•трапециевидные навершия окон второго этажа паперти;•лопатки по углам здания, поярусные лопатки плоскостей стен;•кокошники по периметру верхней части стен четверика, отрезанные от поля стены карнизом;•межэтажный карниз и межъярусная тяга, представляющая собой венчающий карниз паперти и алтарной части;•малообломные карнизы с лентой поребрика;•центральный световой барабан пятиглавия прорезан щелевидными окнами, угловые, глухие – ложными окнами;•тяга в виде полуовала под окнами барабана;•венчающие широкие карнизы барабанов со ступенчатыми консолями и лентой поребрика;•ажурные металлические кресты луковичных глав;•две ниши под иконы на фасадах четверика храма (со стороны юго-восточного фасада) и притвора (со стороны юго-западного фасада);Б) колокольня:•лопатки по углам четверика, лопатка, разделяющая фасад на две равные части;•полуциркульные и подковообразные навершия наличников окон с невысоким кильком;•междуэтажный и венчающий карнизы;•коробовые перемычки проёмов звона, профилированные архивольты которых завершены килями;•кирпичные парапеты проёмов звона с балясинами простого рисунка;•материал, форма и размеры шатра с гуртами по граням и двумя рядами слуховых окон с фронтончиками;•ниша под икону на фасаде четверика колокольни (с юго-западной стороны);- характер отделки стен – обмазка, покраска;- исторический колер фасадов и декоративных элементов;- материал и рисунок исторических решёток на окнах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений;- тип*, материал* и историческое расположение лестниц;- украшение, форма элементов портала со стороны притвора в первом этаже храма;- живопись верхнего этажа: сюжетные композиции на стенах, своде, в световом барабане четверика; на стенах западной и северной частях паперти и придельного храма;- в куполе светового барабана – композиция «Всевидящее око», в простенках окон барабана – евангелисты, в своде четверика на восточном лотке – Господь Саваоф, на западном – «Распятие»; на северном – «Явление Иисуса Христа Апостолам», на южном – «Вознесение», в простенках окон второго света помещены сюжеты из жизни Христа; в нижнем регистре – сюжеты посвященные Богоматери, в самом нижнем – панели полотенечного ряда;- лепной декор четверика: на стенах, сводах, простенках в форме картушей разной формы и размеров, навершия цветочного и растительного орнамента над амбразурами окон; филёнки, украшающие откосы окон; лепной декор с покрытием белого колера; декор восточного свода, изображение голубя – с покрытием сусального золота;- лепной декор алтаря: на стенах картуши, в центре свода в сложном по рисунку лепном картуше – композиция «Святой дух», в распалубке центрального окна – геральдическое изображение сцены «Коронование Марии»;- в приделе колокольни второго этажа – лепные картуши, навершия на окнах растительного орнамента;- цельнотянутые карнизы в основании свода в четверике, тянутые наличники оконных и дверных проёмов верхнего храма, паперти, помещений колокольни второго этажа;- техника живописи в четверике – масляная живопись; в помещениях паперти – клеевая под записью маслом;- живопись алтарной части верхнего храма, придела колокольни второго этажа – фоновая раскраска;- характер отделки стен – известковая штукатурка, покраска.» *сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования при разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и при получении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на научно-проектную документацию.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.