Ильинская церковь

Градостроительное значение:- местоположение и градостроительная роль в формировании планировочной и композиционно-пространственной структуры исторического центра и набережной Великого Устюга;- перспектива и визуальные точки обозрения церкви: при въезде в город с моста, с ул. Набережной, противоположного берега реки Сухоны, ул. Виноградова, Советского проспекта, ул. Пушкина;- исторически сложившийся силуэт церкви в развёртках: ул. Набережной и Советского проспекта, ограниченных ул. Виноградова и ул. Пушкина; улиц Виноградова и Пушкина, ограниченных ул. Набережной и Советским проспектом;- храм – как одна из доминант исторического центра города и набережной Великого Устюга.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- продольно-осевая композиция храма, складывающаяся из нижнего этажа (тёплой церкви), состоящего из: четверика храма с более узкой алтарной апсидой, примыкающих с запада квадратной в плане трапезной и папертью, пропорции которых несколько шире четверика храма, и трехъярусной колокольни на четырёх мощных столбах, завершённой шпилем и связанной с папертью и трапезной лестницей крыльца, а также верхнего этажа (холодной церкви), состоящего из: четверика храма, поставленного над трапезной нижней церкви и завершённого главой, с примыкающей с востока более узкой пятигранной апсидой, с запада – равной по ширине паперти;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):фундамент – бутовый;наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;металлические связи с сечением 3 х 6 см;перекрытия в исторических отметках: в помещениях четверика храма и трапезной нижней церкви - коробовые своды с лотком с западной стороны, в апсиде нижней церкви – полусомкнутый свод, в паперти – коробовый свод; в помещении первого яруса колокольни – сомкнутый свод; в храме верхней церкви - восьмилотковый свод, в апсиде верхней церкви - свод, в трапезной верхней церкви – коробовый свод; все перекрытия верхних ярусов колокольни - балочные. Проемы, за исключением окна паперти и помещения четверика храма верхней церкви, с распалубками; конструктивная схема и материал стропил – дерево;историческая конфигурация кровель: над колокольней – купольная кровля со шпилем и крестом; объём лестницы, соединяющий колокольню c папертью и трапезной, завершенный двухскатной кровлей; над трапезной верхней церкви – односкатная кровля; четверик верхнего храма, покрытый четырёхскатной и купольной кровлей; апсида верхней церкви – пятигранной кровлей, апсида нижней церкви – повторяющая форму стен;форма, размер, материал и расположение главки с крестом на растяжках;историческое цветовое решение* и материал кровельного покрытия – кровельное железо;полы: трапезной нижней церкви – квадратные белокаменные плиты 40 х 40 см; в помещениях верхней церкви – квадратные белокаменные плиты                   (не более 50 см);- размеры здания*:материал стен - большемерный кирпич 31 х 16 - 15 х 8-7.5 см на известковом растворе с затиркой швов под побелку;основные габариты плана: длина с колокольней – 41 м, длина без колокольни – 31 м, ширина храма  – 10,5 м, ширина трапезной – 12 м;исторические высотные отметки;- характер и расположение входов в здание: в нижнюю церковь – через проём на западной стене паперти; в верхнюю церковь – через проём на восточной стене крыльца и внутристенную лестницу западной стены паперти.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:цоколь церкви, завершенный рядами из лекального кирпича, под полуколоннами и пилястрами раскрепованный;фасады нижней церкви, украшенные полуколоннами, расположенными в простенках между окнами, на углах храма – спаренными полуколоннами;                     в основании полуколонн - вытянутый постамент;оконные проёмы первого этажа с близкими по схеме наличники с деталями из лекального кирпича с килевидными многообломными фронтонами;оконные проёмы храма и апсиды первого этажа, украшенные по бокам наличниками, колонками, состоящими из сложных фасонных деталей и перехваченными горизонтальными бусинами; колонки наличника центрального окна трапезной на южном фасаде, перехваченные аналогичными бусинами;стены алтарной апсиды первого этажа, завершенные антаблементом, с фриз состоящим из ряда квадратных полихромных изразцов;нижний и верхний этажи церкви, за исключением объёма лестницы крыльца и южного фасада паперти и трапезной верхнего этажа, разделенные между собой широким междуэтажным поясом из лекальных кирпичей;стены храма и апсиды второго этажа, украшенные пилястрами, расположенными в простенках между окнами, на углах храма – спаренными пилястрами; в основании пилястр - вытянутые постаменты с филёнкой;оконные проёмы второго этажа церкви с рамочными многообломными наличниками из лекального кирпича; над оконными проёмами четверика храма верхней церкви - сандрики, увенчанные разорванным «нарышкинским» фронтоном с фасонными деталями;городчатый карниз с обломами из лекального кирпича, начинающийся рядом с лепестками, венчающий стены четверика храма и апсиды верхней церкви, над пилястрами - раскрепованный;восьмерик храма с угловыми пилястрами на каждой грани, в основании которых - фриз, образованный несколькими рядами кирпича;стены восьмерика, прорезанные вытянутыми окнами, на диагональных гранях –  аналогичными нишами; проемы, обрамленные рамочными наличниками, с помещенными над ними горизонтальными филенками, равными им по ширине; городчатый карниз, раскрепованный над пилястрами, венчающий стены восьмерика;над основным восьмериком - малый глухой восьмерик (барабан главы) с гранями, декорированными вертикальной прямоугольной филенкой с утроенным под ней в основании кокошником; на ребрах барабана - полуколонки; стены барабана, завершенные городчатым карнизом, раскрепованным над полуколонками;северный фасад паперти с пилястрами, идентичные пилястрам нижнего храма;на южном фасаде трапезной верхней церкви - перспективный портал первоначального крыльца, внешний валик полуциркульного архивольта, имеющий килевидную форму;дверной проём западного фасада паперти, усложнённый перспективным порталом;нижний (первый) ярус колокольни, декорированный широкими парными пилястрами на углах;стены нижнего (первого) яруса колокольни, завершенные широким многообломным карнизом с рядом, состоящим из рисунка растительного орнамента, раскрепованным над пилястрами и прерванным квадратными киотами с обрамлением из лекального кирпича, расположенными по центральной оси северного, западного и южного фасадов;стены второго (восьмигранного) яруса, прорезанные полуциркульными оконными проёмами, украшенными барочными наличниками с замковыми камнями и «ушами» на каждой грани; по обеим сторонам от оконных проёмов - пилястры, с пущенным в основании фризом, опоясывающим ярус; пилястры, завершённые терракотовыми капителями, несущие антаблемент сложного профиля из лекального кирпича, с одним из рядов, содержащим рисунок растительного орнамента;все грани открытого восьмигранного яруса звона, прорезанные вытянутым арочным проемом, с пущенным в основании фризом, раскрепованным на пилястрах,  поставленных на углах восьмерика; арки звона, декорированные архивольтами, с проходящим в основании фризом; стены яруса звона, завершенные широким многообломным карнизом;- характер отделки стен, исторический колер фасадов и декоративных элементов (обмазка, побелка);- местонахождение, форма, размер, оформление, исторический материал оконных и дверных проёмов, расстекловка рам. Материал столярных заполнений – дерево;- материал и рисунок исторических решёток на окнах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений;- месторасположение, конфигурация и материал внутренних лестниц;- лепные картуши на стенах и сводах с живописными композициями, выполненными клеевыми красками*;- изображение Саваофа в куполе храма*.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования при разработке научно-проектной документации;**согласно данным паспорта научного учёта.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте