Градостроительное значение:- градостроительная роль здания в формировании застройки исторической части города Тотьмы (исторически сложившийся силуэт в развёртках ул. Ленина, ограниченной ул. Урицкого и ул. Советской, и ул. Октябрьской, ограниченной ул. Ленина и ул. Белоусовской;– здание как одна из высотных доминант исторической части города Тотьмы;- перспектива и визуальные коридоры обозрения церкви с ул. Ленина, Чкаловского пер., Комсомольского пер., Пушкинского пер., Речного пер., ул. Советской, ул. Белоусовской, ул. Кирова, ул. Октябрьской, ул. Урицкого и ул. Бабушкина.Объёмно-пространственная и конструктивная схема:- вытянутое по оси запад–восток двухэтажное здание с первым этажом, состоящее из: храма с примыкающими с востока более узкой пятигранной апсидой, с запада - чуть большими по ширине, но равными между собой, трапезной и папертью, крыльцом с семигранным рундуком; второй этаж, состоящий из: одноглавого двухсветного храма, размещённого над трапезной первого этажа с примыкающими с востока более узкой пятигранной апсидой, а с запада - равной по ширине папертью, сообщающейся с рундуком крыльца посредством висячего перехода;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундамент*;•наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;•металлические связи;•перекрытия в исторических отметках: паперть первого этажа, перекрытая коробовым сводом с распалубками над проёмами, трапезная – коробовым сводом с лотком с западной стороны и распалубками над оконными и дверными проёмами, храм – коробовым сводом с распалубками над окнами, апсида – гранёным полусомкнутым сводом с распалубками над окнами, помещение под рундуком крыльца – сомкнутым сводом, перекрытие рундука – балочное (деревянное); паперть второго этажа, перекрытая коробовым сводом с западным лотком и распалубками над всеми проёмами, храм – крутым сомкнутым сводом, прорезанным восьмигранным барабаном, апсида – гранёным полусомкнутым сводом с лотком с запада и распалубками над центральным проёмом и всеми окнами;•конструктивная схема и материал стропил (дерево);•историческая конфигурация кровель: над четвериком храма – гранёная купольная кровля сложной формы, над апсидами – пятискатные, над приделом – вальмовая, над крыльцом – односкатные, над рундуком крыльца – семискатная;•историческое цветовое решение*, характер кровельного покрытия (кровельное железо с покраской) и отливов; подшивка карниза – деревянные доски;•глава храма (конструкция, материал и покрытие): из трёх барабанов, устроенных друг на друге, уменьшающихся по размеру к главке и перекрывающихся купольными кровлями; главка, устроенная на высокой юбке и увенчанная золочёным крестом на растяжках;•малые главки с крестами (конструкция, материал и покрытие) над апсидами, папертью и рундуком крыльца;•конструкция полов, материал и покрытие*;- размеры здания:•основные габариты плана*;•высотные отметки*;- характер и расположение входов в здание: в нижний храм – через дверной проём объёма паперти, расположенный на южном фасаде; в верхний храм – через крыльцо.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:•цоколь, состоящий из лекального кирпича и включающий в себя ряд поребрика;•обрамление оконных проёмов наличниками: второго этажа и светового барабана – из лекального кирпича, трапезной и храма первого этажа – из лекального кирпича, завершенные килевидными архивольтами, апсиды первого этажа и рундука крыльца – рамочные;•обрамление проёма паперти, расположенного на южном фасаде, перспективным порталом из лекального кирпича с килевидным архивольтом;•пилястры, расположенные между окон первого этажа и опирающиеся на консоли;•пилястры, расположенные между окон храма и на рёбрах апсиды второго этажа, поставленные на постаменты;•спаренные пилястры на углах объёмов паперти, трапезной и храма;•пилястры, расположенные на гранях рундука крыльца и поставленные на первом ярусе на постаменты;•обрамление входной группы крыльца южного фасада;•городчатый карниз из лекального кирпича с лепестками под нижним валиком, опоясывающий тёплую церковь по периметру (на уровне перекрытия);•междуэтажный и венчающие карнизы, пояса рундука колокольни; •картуши, расположенные под окнами и нишами верхней церкви, в основании постаментов пилястр;•сандрики из лекального кирпича, расположенные над окнами верхней церкви;•венчающие апсиду и паперть карнизы – городчатые, из лекального кирпича, четверика храма – сложнее, последние из обломов с дентикулами;•венчающее «полуглавие» среднего прясла четверика верхнего храма;•филёнки и картуши светового восьмерика;•пилястры на рёбрах восьмериков;•венчающие городчатые карнизы восьмериков из лекального кирпича с дентикулами;•полуколонки на рёбрах восьмигранного барабана;- характер отделки стен и декоративных элементов – известковая обмазка, покраска (исторический колер)/побелка (декоративные элементы);- местонахождение, форма, размер, оформление, исторический материал оконных и дверных проёмов, расстекловка рам; материал столярных заполнений – дерево;- материал и рисунок исторических решёток на окнах.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания в капитальных стенах;- характер отделки стен и декоративных элементов – известковая обмазка/побелка;- историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений и фурнитуры;- историческое расположение, конфигурация и материал двухмаршевой лестницы крыльца, ведущей на второй этаж церкви, и ограждения из точёных балясин с перилами;- центральный арочный дверной проём, расположенный в помещении трапезной и обрамлённый порталом из лекального кирпича;- арочный дверной проём, ведущий в помещение паперти второго этажа и украшенный порталом из фасонного и лекального кирпича;- лепные обрамления дверных и оконных проёмов;- лепная потолочная розетка растительной формы помещения нижнего храма;- лепной потолочный картуш помещения апсиды первого этажа;- живопись на стенах, сводах, распалубках и откосах верхней церкви.*сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования, историко-архитектурных и архивных изысканий, проекта реставрации и приспособления объекта к современному использованию и прочих материалов, служащих основанием для уточнения таких сведений.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.