Успенский собор

Стилистическая характеристика: Успенский собор представляет собой тип четырехстолпного крестово-купольного одночастного храма, повторяющего планировочное решение белокаменных храмов XII-XIII вв. и имеющего ярусное завершение в виде рядов килевидных кокошников; один из лучших итальянизирующих памятников древнерусской архитектуры первой половины XVI в., выделяющийся среди аналогичных храмов благодаря оригинальному объемно-пространственному решению и обилию тонко выполненных ордерных форм.Градостроительные характеристики:- местоположение: Успенский собор расположен в центральной части монастырской территории Ансамбля Успенского Княгинина монастыря, занимающего обширный участок в северо-западной части исторического центра города, над  р. Лыбедь.- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является высотной доминантой и композиционным ядром ансамбля Успенского Княгинина монастыря (наряду с Казанской церковью). - габариты, силуэт: собор представляет собой в плане квадрат основного объема, с вытянутой прямоугольной формы галереей по западному фасаду, тремя крупными полукруглыми апсидами по восточному фасаду и двумя полукружиями апсид приделов у восточных углов. - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: памятник (южный и западный фасады)  лучше всего просматривается при входе          в монастырь с юга. Архитектурные характеристики:-объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.):  собор представляет собой четырехстолпный трехапсидный одноглавый куб с трехчастным делением фасадов с повышенными подпружными арками под барабаном. Почти квадратный в плане высокий четверик собора несет меньший по размерам прямоугольный постамент с тремя килевидными кокошниками на каждой стороне. Над постаментом возвышается световой барабан, окруженный в основании меньшими кокошниками. С трех сторон четверик опоясан галереей, южная и северная части которой заканчиваются приделами (у восточных углов), отмеченными небольшими луковичными главками. - перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: западная галерея – односветная, боковые приделы – двусветные. Придельные апсиды сильно понижены по сравнению с тремя мощными алтарными полукружиями храма и вынесены на одну линию с боковыми. Южный и северный приделы по высоте доходят до нижнего уровня окон четверика, имеют полукруглые алтари и подвышенную среднюю часть с фигурной кровлей. - силуэт и форма крыши: снаружи стены завершаются закомарами (позакомарное покрытие), над которыми расположены двумя ярусами килевидные кокошники, увенчанные мощным световым барабаном с главой шлемовидной формы и  четырехконечным крестом на подкрестном шаре. Южный и северный приделы имеют в средней части фигурную кровлю и завершены небольшими луковичными главкам с крестами. Крыша западной галереи – односкатная, стропильной конструкции.- конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей                   по фасадам: протяженная прямоугольной формы галерея в семь осей по западному фасаду; с востока выступают полукружия апсид, с юго-востока                    и северо-востока – приделы с полукружиями апсид.-композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады собора разделены тонкими пилястрами на прясла (трехчастное деление фасадов), завершающиеся пологими килевидными закомарами. Стены четверика, апсиды и барабан прорезаны высокими щелевидными окнами. В средних пряслах северного, западного и южного фасадов вверху, под закомарами, находятся киоты, обрамленные наличниками с килевидным верхом на полуколонках. Тонкой и сложной профилировкой отличаются капители пилястр четверика и постамента, а также килевидные закомары и кокошники. По верху трех главных апсид проходит фигурный зубчатый фриз, над которым помещен своеобразный антаблемент – гладкая, вынесенная вперед полочка, над ней протянут профилированный карниз. Аналогичное завершение имеет верх барабана под шлемовидной главой. Линия цоколя южного придела отмечена пояском поребрика, ограниченного двумя полувалами. Фасадный декор южного и северного приделов выдержан в духе архитектуры XVII в.: окна здесь оформлены килевидными наличниками, а фасады разделены тонкими пилястрами. Декор фасада западной галереи выполнен с использованием элементов псевдоготики. - виды обработки фасадной плоскости: побелка по известковой обмазке, побелка по штукатурке.-колористическое решение: основные плоскости фасадов окрашены в белый цвет.- планировочная система внутренних помещений: планировочная структура собора повторяет планировочную структуру белокаменных храмов. Внутреннее пространство основного объема храма – цельное, имеет выраженный вертикальный акцент. Четыре крещатых столба на низких постаментах поддерживают структурно ясную систему сводов  и делят пространство собора на три продольных и три поперечных нефа. В средокрестии центральных нефов находится барабан. Подпружные арки, несущие барабан, повышены относительно коробовых сводов в рукавах креста. Арки, перекинутые от столбов к стенам, немного понижены, образуя значительный перепад уровней. Эта система перекрытия нашла выражение снаружи в ярусном ступенчатом завершении здания. В общей организации интерьера отчетливо выделен пространственный крест с господствующим над ним куполом. Интерьер освещен узкими окнами с пологими откосами. На южной и северной стене расположено по два окна, на западной – три, каждое в центре прясла. В средней апсиде три оконных проема, в боковых – по одному. Архитектурный декор интерьера отличается тонкостью исполнения и ясной структурой. Изящно профилированные карнизы, проведенные по верху столбов в двух уровнях, отмечают начало подпружных арок: верхний – повышенных арок под барабаном, нижний – малых арок, перекинутых к стенам. Уровню нижнего карниза соответствуют профилированные консоли на стенах, в основании малых арок. В барабане карнизы отмечают опорное кольцо, уровень подоконников и основание купола. В апсидах карнизы находятся в уровне пят сводов.- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: в интерьере сохранился комплекс настенной росписи XVII в., выполненной в 1647-48 гг. по заказу патриарха Иосифа артелью московских мастеров под руководством Марка Матвеева, «государева жалованного иконописца», работавшего до того над росписью московского Успенского собора. Ансамбль выполнен в рамках старой иконографии. Росписи покрывают все поверхности, не исключая откосов окон и дверей. Они разделены на отдельные композиции, помещенные в рамки, и сюжетными лентами располагаются на стенах. Средние членения стен вмещают пять регистров фресок, а боковые – по четыре. Низ стен украшен поясом полотенец, над которым ранее проходила посвятительная надпись. В куполе помещено изображение Христа-Пантократора, в барабане – фигуры праотцев и прародителей Адама и Евы, в парусах – композиции с фигурами евангелистов. Угловые крестовые своды заняты крупными медальонами с изображениями Спаса Неруктворного, Саваофа, Спаса Эммануила и Богоматери Знамение. В рукавах креста – композиции с двунадесятыми праздниками. В зените повышенных подпружных арок помещены медальоны с херувимами, на склонах малых арок – поясные изображения святых в медальонах. На столбах написаны фигуры ростово-суздальских святителей и великих князей владимирских в полный рост. В конхе центральной апсиды – большая композиция «Да молчит всякая плоть», где в сложном истолковании представлено пресуществление святых даров. Ниже написаны Евхаристия и другие сюжеты, продолженные на стенах боковых апсид. На лицевой стороне алтарной арки развернута большая композиция «Успение Богоматери» -  праздник, которому посвящен собор. Росписи боковых стен серией символических изображений иллюстрирует акафист Богородицы. Западная стена традиционно занята масштабной и сложной по содержанию композицией «Страшный суд». Перспективные порталы украшены орнаментальной росписью. Два из трех перспективных порталов, ведущих в храм из галереи, имеют килевидные очертания и украшены бусинами, третий завершен полукруглым архивольтом.Конструктивные элементы:-     фундаменты: ленточные, бутовые;  из плинфы на известковом растворе, по внешнему периметру дополнительно укрепленные булыжным камнем и забутованный на известковом растворе.           - стены: красный глиняный кирпич на известково-песчаном растворе. Кладка имеет в основном верстовую систему перевязки кирпичей: кирпичи по фасаду чередуются тычками и ложками как в пределах ряда, так и по вертикали.         -   кровля: стропильная система позакомарного покрытия основного объема металлическая. Стропильные системы галереи и приделов деревянные. Кровельное покрытие выполнено из листов «черной» кровельной стали.           - перекрытия: сводчатые, плоские. Алтарные ячейки перекрыты коробовыми сводами, переходящими в немного повышенные конхи апсид, своды здесь выглядят как широкие подпружные арки, соединяющие межапсидные стенки. В южном и северном приделах галерей использованы лотковые                        и коробовые перекрытия, а в придельных апсидах – конхи с распалубками над окнами. Над угловыми компартиментами – крестовые своды.Арки и своды имеют воздушные металлические связи. Перекрытие западной галереи плоское. Межстолпное пространство перекрыто куполом.- проемы оконные и дверные:  оконные проемы щелевидной, стрельчатой, арочной, прямоугольной форм. Щелевидные оконные проемы основного объема располагаются выше галереи, перекрыты кирпичными арочными перемычками. Оконные проемы западного фасада имеют перемычки стрельчатой формы, окна приделов перекрыты арочными и прямыми клинчатыми перемычками. Заполнения: деревянные рамы с двойным остеклением, местами с металлическими коваными решетками. Основные входы в храм осуществляются с южной и западной сторон. Дверные проемы стрельчатой формы с прямоугольными дверными полотнами и остеклением в верхней части; арочной формы с килевидным завершением                                   (в интерьере). Дверные полотна – деревянные и металлические.- Исторически ценное функциональное назначение: культовая постройка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте