Предмет охраны объекта культурного наследия включает в себя следующие характеристики:Градостроительные характеристики:- местоположение: в центральной части села Заястребье. Характеристика местоположения объекта культурного наследия - отдельно стоящее здание.- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта (высотная доминанта, композиционное ядро и т.п.): Троицкая церковь является композиционным центром села и близлежащих окрестностей. Основной объем церкви и колокольня являются высотными доминантами среди малоэтажной жилой застройки, а также в окружающем ландшафте.- габариты здания (предельные внешние границы, очертания): храм сохранил свои исторические параметры: основная часть церкви - восьмерик на четверике (квадратный в плане); алтарная часть - состоит из центрального, прямоугольного в плане объема, и примыкающих к нему двух боковых прямоугольных в плане объемов; трапезная часть церкви - прямоугольная в плане; колокольня - представляет собой трехъярусный объем (восьмерик на четверике) нижний ярус - квадратный в плане. - силуэт (контурное изображение): силуэт здания состоит из высокого основного объема - восьмерик на четверике с восьмигранным сводом и луковичной главкой, из пониженной трапезной части с ровным силуэтом крыши, из алтарной части с вальмовой крышей, а так же из объема высокой колокольни с сомкнутым сводом и луковичной главкой; основной объем и колокольня доминируют над трапезной частью и алтарной частью церкви.- высотные характеристики: наиболее высокой частью церкви является колокольня, незначительно ниже колокольни основной объем храма – восьмерик на четверике; перепад высот между колокольней и трапезной частью церкви значительный; алтарная часть и трапезная часть примерно одинаковой высоты.- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: наиболее характерные раскрытия храма со стороны центральной улицы села Заястребье. Визуальные связи с застройкой села и окружающим его ландшафтом и связывающие объект культурного наследия с малоэтажной застройкой села так же находятся на центральной улице; объект культурного наследия хорошо просматривается со всех четырех сторон света.Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция здания: церковь представляет собой трехчастную постройку трапезного типа с одноглавым бесстолпным основным объемом. Композиционную основу составляет четверик основного объема с трехчастной алтарной частью. Основной объем церкви состоит из нижнего яруса - четверика, кубической формы, на котором устроен восьмерик, перекрытый восьмигранным сомкнутым сводом, увенчанным восьмигранным барабаном с луковичной главкой. Алтарная часть состоит из трех помещений - центральной апсиды и двух примыкающих к ней помещений (северного и южного). Трапезная часть церкви - одноэтажный прямоугольный в плане объем; по оси трапезной (север - юг) расположены два столба, с перекинутыми от них арками (крестовые своды). Колокольня храма трехъярусная. Нижний ярус колокольни - четверик. Второй ярус колокольни - четверик; третий ярус колокольни - восьмерик (четверик со срезанными углами), перекрытый сомкнутым восьмигранным сводом, увенчанным восьмигранным барабаном с луковичной главкой.- высотные характеристики (количество этажей): основной объем храма - трехсветный (три уровня окон), трапезная часть и алтарная часть - односветные (один уровень окон), колокольня - трехъярусная.- силуэт крыши: крыши разновеликие по высоте; доминантами являются главки с крестами над сводчатыми крышами основного объема и колокольни; над трапезной частью силуэт крыши ровный; силуэт крыши алтарной части – ровный, без доминант.- форма крыши: образована из нескольких отдельных крыш: над основным объемом и над колокольней - восьмигранные сводчатые крыши; над трапезной - двускатная с вальмой; над алтарной частью - вальмовая; над фронтонами портиков - крыши двускатные.- конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам (ризалиты, портики, лоджии, эркеры, балконы, галереи и т.д.): на северном и южном фасадах четверика основного объема устроены портики с четырьмя колоннами дорического ордера; на восточном фасаде алтарной части размещен широкий центральный ризалит апсиды; на северном и на южном фасадах трапезной части храма устроены широкие ризалиты, акцентированные аттиками с треугольными завершениями.- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:Описание фасадов основного объема церкви:Северный и южный фасады идентичны по архитектурному облику: в уровне четверика основного объема устроены портики с четырьмя колоннами дорического ордера (круглыми в плане) и фронтонами над ними; на центральной вертикальной оси расположен арочный дверной проем входа в храм; колонны опираются на прямоугольное основание - стилобат, устроенный на всю длину четверика основного объема здания; база каждой колонны - квадратное в плане основание, высотой в один ряд кирпича, на нем устроены два ряда полувалика, высота каждого полувалика равна одному ряду кирпичной кладки; радиус верхнего полувалика меньше радиуса нижнего полувалика; верхняя часть колонн имитирует капители дорического ордера; форма колонн - с энтазисом и радиус сечения уменьшается по высоте; плоскость фасадов делится на три прясла четырьмя плоскими пилястрами; местоположение пилястр на фасаде - по оси колонн; в боковых пряслах устроены в двух уровнях оконные проемы; в нижнем уровне высокие арочные окна, во втором уровне, на одной оси с окнами первого уровня, устроены квадратные окна; арочные перемычки окон нижнего уровня декорированы элементами в виде трехчастного замкового камня; в нижнем уровне центрального прясла - арочный дверной проем с перемычкой, декорированной трехчастным замковым камнем из кирпича; над дверным проемом центрального прясла, на одной вертикальной оси с ним, - квадратное окно; над квадратными окнами второго яруса устроены клинчатые перемычки; в двух уровнях фасадов четверика устроены пояски из одного ряда кирпича (в нижней части арочных окон и в уровне пяты арочных перемычек); длина поясков равна ширине простенков между пилястрами прясла; верхняя часть пилястр декорирована тремя рядами кирпичной кладки, имитирующими капители дорического ордера; верхняя часть четверика увенчана двухступенчатым карнизом. Над четвериком основного объема церкви устроен восьмерик, перекрытый восьмигранным сомкнутым сводом, образованным из четырех широких граней, обращенных в сторону фасадов и четырех узких граней, обращенных на углы четверика. В каждой грани восьмерика устроено по одному окну; всего в восьмерике восемь световых окон с арочными перемычками, декорированными замковым камнем, выступающим незначительно за плоскость фасада. Фасады восьмерика декорированы рустами. В нижней части окон устроен поясок из одного ряда кирпича. Верхняя часть восьмерика увенчана двухступенчатым подкровельным карнизом. Над поверхностью фасада, декорированной рустами, устроена гладкая поверхность, высотой в девять рядов кирпичной кладки.Над восьмериком основного объема - восьмигранный свод с луковичной главой на восьмигранном «барабане»; форма «барабана» в плане – аналогичная форме восьмерика - широкие грани обращены на фасады, а узкие грани обращены на углы четверика. «Барабан» украшен в нижней и в верхней части поясками.Описание фасадов алтарной части церкви:Восточный фасад алтарной части обрамлен двумя плоскими угловыми пилястрами, расположенными на боковых объемах. На центральной вертикальной оси фасада расположен широкий ризалит апсиды с тремя окнами арочной формы. Над арочными перемычками окон - декоративные элементы - трехчастный замковый камень. В нижней части арочных окон – профильный поясок в один ряд кирпичной кладки; поясок декорирует периметр фасадов алтарной части, кроме поверхности угловых пилястр. Аналогичные пояски расположены в уровне пяты арочной перемычки оконных проемов и над замковым камнем оконных перемычек. Верхний поясок над замковым камнем формирует завершения капителей угловых пилястр, состоящих из трех рядов кирпичной кладки по высоте. Над верхним пояском находится гладкая поверхность фасада, увенчанная многоступенчатым поясом из кирпича (в виде подкровельного карниза). Над многоступенчатым поясом находится неширокая полоса гладкой поверхности, которая по высоте равна пяти рядам кирпичной кладки. На северном и на южном фасадах боковых объемов алтарной части устроены плоские угловые пилястры, формирующие с пилястрами восточного фасада, северо-восточный и юго-восточный углы алтарной части. На северном и на южном фасадах алтарной части размещено по одному окну; форма окон - аналогичная окнам ризалита апсиды, нижнего яруса основного объема и трапезной части. Декоративные элементы этих фасадов полностью повторяют декор, восточного фасада алтарной части - пояски, замковый камень над арочной перемычкой. Архитектура северного фасада алтарной части решена аналогично архитектуре южного фасада.Описание фасадов трапезной части церкви:Южный и северный фасады трапезной части храма акцентированы широким ризалитом с тремя окнами, аналогичными окнам нижнего яруса четверика и алтарной части. С восточной и западной сторон от ризалита устроено еще по одному окну. Всего на северном и на южном фасадах трапезной части расположено по пять окон. Над окнами устроены арочные перемычки, декорированные трехчастным замковым камнем. В нижней части арочных окон устроен подоконник из одного ряда кирпичной кладки, шириной равной ширине оконного проема. В уровне пяты арочной перемычки проемов устроен профильный поясок из одного ряда кирпичной кладки; длина пояска равна ширине всего фасада. Аналогичный поясок расположен выше замкового камня оконных перемычек. Выше верхнего пояска - гладкая поверхность стены, завершающаяся многоступенчатым поясом (в виде подкровельного карниза). Верхняя часть ризалита увенчана аттиком с треугольным навершием, над ним - вальмовая кровля. Северный фасад трапезной части решен аналогично южному фасаду. Западный фасад трапезной части храма декорирован аналогичными элементами - три ряда поясков и многоступенчатый подкровельный карниз.Описание фасадов колокольни церкви:Нижний ярус колокольни - квадратный в плане. Все фасады колокольни идентичны друг другу: в нижнем ярусе (четверик) фасада устроен большой арочный проем, заложенный кирпичной кладкой; на восточном фасаде, в большом проеме устроен дверной проем входа в колокольню. Арочная перемычка заложенных проемов украшена декоративными элементами - трехчастный замковый камень, выступающий за плоскость фасада; заложенные проемы образуют неглубокие ниши на поверхности фасадов; поверхность фасадов нижнего уровня четверика и яруса звона восьмерика декорирована рустами; на всей поверхности фасадов размещены профильные пояски: в уровне пяты арочной перемычки заложенных проемов выполнен двухступенчатый поясок высотой в три ряда кирпича и шириной, равной ширине фасада, включая прясло внутри ниши арочного проема. Выше замкового камня арочной перемычки расположено еще три таких пояска, каждый высотой в два ряда кирпичной кладки и шириной по ширине фасада. Расстояние между нижним и средним поясками составляет пять рядов кирпичной кладки (по высоте); расстояние от среднего пояска до верхнего равно одиннадцати рядам кирпичной кладки. Между средним и верхним поясками выполнены из двух рядов кирпичной кладки наклонные профили, формирующие декоративный элемент в виде треугольной ниши. Второй ярус колокольни имеет так же форму квадрата в плане, но меньшего размера, чем нижний ярус. По всей ширине фасадов колокольни проходят три пояска, высотой в один кирпич. Между нижним и средним поясками, на центральной вертикальной оси каждого фасада, расположен один оконный проем круглой формы. С каждой стороны от круглых проемов устроены неглубокие прямоугольные ниши, вытянутые по вертикали. Обрамления ниш - двухступенчатое. Между вторым и третьим поясками, на одинаковом расстоянии от центральной вертикальной оси каждого фасада, выполнены треугольные ниши. Обрамление треугольных ниш такое же, как и у прямоугольных ниш - двухступенчатое. Треугольные ниши расположены над прямоугольными нишами, но их вертикальные оси не совпадают – находятся на разном расстоянии от центральной вертикальной оси фасадов. Третий поясок является одновременно подкровельным карнизом второго яруса колокольни. Нижняя часть третьего яруса колокольни представляет собой основание яруса звона – в плане это восьмерик, образованный из четверика, за счет срезанных под 45 градусов углов. На всех фасадах поверхность кирпичной кладки этого основания гладкая, без декора и выступов, высотой в девять рядов кирпичной кладки. Над основанием восьмерика находится средняя часть яруса звона, которая в плане повторяет конфигурацию основания, но имеет меньшие параметры. В средней части третьего яруса колокольни, на центральной вертикальной оси всех фасадов расположен арочный проем, украшенный профильным наличником из кирпича. Данный наличник выполнен в виде полуциркульных двухступенчатых арок, выполненных из нескольких рядов кирпичной кладки, выступающих на плоскость фасада. Пята арочной перемычки опирается на трехступенчатый карниз. Карниз опоясывает все простенки между арочными проемами. Такой же карниз, устроен в нижней части арочного проема. Под нижним карнизом устроен еще один карниз, но двухступенчатый. Между этими карнизами находится гладкая поверхность фасада высотой в пять рядов кирпича. Между нижним двухступенчатым карнизом и основанием третьего яруса колокольни находится гладкая поверхность фасада высотой в 14 рядов кирпичной кладки. На центральной оси арочного проема, между основанием этого яруса и нижним двухступенчатым карнизом, устроена прямоугольная ниша, вытянутая горизонтально во всю ширину арочного проема. Выше арочного проема выполнен еще один поясок, высотой в два ряда кирпичной кладки и шириной - по ширине фасада. Выше него - гладкая поверхность стены высотой в пять рядов кирпичной кладки и многоступенчатый карниз, высотой в пять рядов кирпичной кладки. Восьмерик третьего яруса колокольни перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом, образованным из четырех широких граней, обращенных в сторону фасадов и четырех узких граней, обращенных на углы четверика. Восьмигранный свод над колокольней завершается луковичной главой на восьмигранном «барабане», имеющим аналогичную восьмерику форму в плане - широкие грани обращены на фасады, а узкие грани обращены на углы четверика. «Барабан» украшен в нижней части и верхней части поясками. Зданию церкви присуща четкая ритмичность расположения окон на фасадах. Основной объем: на северном и южном фасадах четверика три оконные оси акцентированы портиком с колоннами и завершающем их треугольным фронтоном. Трапезная часть: фасады ритмично делятся оконными проемами на равные части; центральные три окна фасадов композиционно объединены ризалитом с аттиком. Колокольня: ярусы акцентированы карнизами и крупными арочными проемами. Все простенки между окнами имеют практически одинаковые размеры, а окна первого яруса основного объема расположены строго под окнами второго яруса. Все окна первого яруса церкви примерно одинакового размера и формы. В нижней части фасадов храма устроен кирпичный цоколь, незначительно выступающий за поверхность фасадов.- виды обработки фасадной плоскости (окраска по кирпичной кладке, окраска по штукатурке, рустовка, облицовка, и т.д.): наружная отделка фасадов церкви - известковая обмазка, окраска. Восьмерик основного объема церкви, четверик нижнего яруса колокольни и восьмерик яруса звона колокольни декорированы рустами.- колористическое решение фасадов: окраска в белый цвет по известковой обмазке; кровля - зеленый цвет, соответствующий цвету «ярь медянка».- тип планировочной организации (коридорный, анфиладный, смешанный) особенности планировочной связи помещений: планировочная структура здания - анфиладная.- архитектурно-художественное оформление интерьеров (полов, потолков, сводов, куполов и т.д. на определенный временной период): бесстолпный четверик основного объема - трехсветное помещение; на северной стене и на южной стене устроены в два ряда оконные проемы (в четверике); в восьмерике - один ряд окон. В уровне четверика основного объема стены образуют восьмигранник. Свод над четвериком восьмилотковый, угловые лотки - узкие. В северо-западном и в юго-западном лотках устроены узкие высокие ниши (полуциркульной формы в плане), перекрытые конхами. Полы основного объема и трапезной церкви - белокаменные плиты; на центральной оси этих помещений устроена «дорожка» из ромбовидно уложенных плит меньшего размера. Столбы в трапезной части – восьмигранные в плане. Сомкнутые своды трапезной оштукатурены и окрашены в белый цвет, на пересечении их ребер - устроены декоративные круглые профильные розетки. Окна обрамлены арочными откосами до пола.В интерьерах основного объема церкви и трапезной – исторические иконостасы, киоты с иконами. Иконостасы богато декорированы резьбой.- элементы монументального искусства и декоративная живопись (роспись стен, потолков, сводов, куполов, альфрейная живопись): в интерьере основного объема храма - первоначальная роспись стен и сводов; техника живописи - масляная роспись, фактура гладкая; основа живописи - известково-песчаная штукатурка; тематика росписи - библейские и евангельские сюжеты.Конструктивные элементы:- фундаменты: ленточные кирпичные, на бутовом основании.- стены: выполнены сплошной кирпичной кладкой из красного глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.- оконные проемы: в здании церкви всего 36 первоначальных окон; в основном объеме церкви устроено 10 окон в уровне четверика и 8 окон в уровне восьмерика; в трехчастной апсиде - 5 окон; в трапезной части - 9 окон; в колокольне - 4 окна. Габариты оконных проемов первоначальные: арочные окна с перемычкой, декорированной трехчастным замковым камнем, выступающим за плоскость стены, устроены в алтарной части, в четверике основного объема и в трапезной; квадратные окна без декоративных элементов устроены в уровне второго света четверика основного объема; арочные без декоративных элементов устроены в восьмерике основного объема; круглые окна устроены во втором ярусе четверика колокольни. Оконные заполнения столярные; расстекловка арочных окон - крестообразная, с тремя горизонтальными перекладинами; расстекловка квадратных окон - крестообразная, с одной горизонтальной перекладиной.Металлические кованые решетки - на окнах трапезной части, нижнего уровня четверика основного объема и алтарной части установлены кованые «кубоватые» решетки.- дверные проемы: внутренние двери между трапезной и основным объемом - первоначальные; дверные проемы арочной и прямоугольной формы. Дверь из трапезной части в основной объем - арочная двухстворчатая, с полукруглой фрамугой в форме розетки, с диагональными переплетами и с профильными наличниками.- конструкции крыш: деревянные, стропильные, кружальные; обрешетка деревянная. Над восьмериком основного объема - крыша повторяет форму сомкнутого восьмигранного свода (по кружалам). Над восьмериком третьего яруса колокольни - крыша повторяет форму сомкнутого восьмигранного свода (по кружалам). Крыша трапезной части - двускатная с вальмой, стропильная. Крыша алтарной части - вальмовая, стропильная. Кровля - металлический лист с фальцевым соединением.- перекрытия: сводчатые кирпичные. Основной объем перекрыт восьмигранным сводом; двустопная трапезная перекрыта крестовыми сводами; алтарь перекрыт коробовыми сводами.- полы: полы основного объема и трапезной части церкви – белокаменные плиты.- существующая функция здания: первоначальная - действующий храм Русской Православной Церкви.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.