Стилистическая характеристика: памятник представляет собой гражданскую постройку второй половины XIX в. с декоративными элементами, выполненными в стиле «классицизм».Градостроительные характеристики:- местоположение: объект расположен в историческом центре г. Юрьев-Польский, на одном из центральных мест в исторической его части и формирует торговую площадь, которая находилась на этом месте еще во времена дорегулярной планировки. Границы существующей торговой площади появились в результате реализации регулярного плана, составленного в XVIII веке. Вокруг зданий торговых рядов с западной, северной и восточной сторон расположены (на незначительном удалении от них) линии городской застройки.- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: композиционное ядро исторически сложившейся площади, просматривается со всех четырех сторон света; акцент панорамного раскрытия улиц 1-го Мая, Владимирской и пл. Советской с окружающей застройкой. Ландшафт местности вокруг объекта культурного наследия природный, исторически сложившийся. Рельеф спокойный с незначительным перепадом высот в границах Советской площади - разница отметок уровня земли на южной и северной границах площади составляет примерно 0,5 м – 0,7 м (северная сторона выше); разница отметок уровня земли на восточной и западной границах Советской площади составляет примерно 0,7 м (западная сторона площади выше). С западной, северной и восточной сторон объект культурного наследия окружен исторической застройкой.- габариты здания (предельные внешние границы, очертания): соответствуют историческим габаритам. Объект культурного наследия – комплекс зданий, состоящий из двух «каре» - восточного и западного, каждое из которых состоит из двух корпусов (блоков) восточного и западного. Здания всех корпусов двух «каре» ориентированы продольной осью с севера на юг, поперечными осями - ориентированы с востока на запад; протяженность восточных и западных фасадов зданий (в каждом «каре»), обращенных в сторону города, составляет примерно 98,0-100,0 м; протяженность северных и южных фасадов зданий (в каждом «каре»), обращенных в сторону города, составляет около 16,2 м; ширина зданий обоих «каре», по торцам северных и южных фасадов, обращенных в сторону проездов во внутреннее пространство «каре», составляет примерно 13,7 м; ширина всех корпусов обоих «каре», вытянутых по продольной оси (в первоначальных границах стен) составляет примерно 13,0 м; ширина корпусов, вытянутых по поперечным осям (в первоначальных границах стен), равна примерно - 13,7 м.- силуэт (контурное изображение) здания: ровный, без доминант, является центром пространственной композиции Советской площади, ул. Владимирской и ул. 1-го Мая. Общий силуэт объекта культурного наследия состоит из гармоничного сочетания равновеликих корпусов (блоков) восточного и западного «каре», четкой взаимосвязи между этими объемами, ритмичности построения их фасадов, равности их высот и единства архитектурного облика зданий (корпусов).- высотная отметка по венчающему карнизу здания (от существующей отметки 0.000 – уровень пола первого этажа): на всех четырех корпусах двух «каре» примерно одинаковая и составляет около 5,700 м; на галереях высотная отметка карниза крыш составляет примерно - 2,700 м.- высотная отметка по коньку крыш: высота по коньку крыш всех четырех корпусов двух «каре» (от существующей отметки 0.000 – уровень пола первого этажа) составляет 8,00 м; высота верхней отметки крыш галерей равна примерно 3,600 м.- колористическое решение фасадов здания: в белый цвет окрашена поверхность стен всех фасадов корпусов двух «каре»; в темный цвет (типа «железный сурик») окрашены крыши корпусов и галерей; в темный цвет (темный коричнево-вишневый) окрашены столярные заполнения оконных и дверных проемов; натуральный цвет красного глиняного кирпича на цокольной части галерей. В темный цвет (темный коричнево-вишневый) выкрашены деревянные конструкции галерей.- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: объект хорошо просматривается со стороны ул. 1-го Мая, ул. Владимирской и пл. Советской; визуальные связи, влияющие на окружающую застройку – с исторической застройкой древнейшей части города (от Георгиевского собора), с застройкой по ул. Краснооктябрьская, с застройкой по ул. Шибанкова, с застройкой по ул. Школьной. На все направления видовых связей и раскрытий объект культурного наследия обращен главными фасадами. Дворовые фасады каждого корпуса «каре» видны только со стороны внутреннего двора и фрагментарно просматриваются в пространство проездов между двумя корпусами каждого «каре» (западного и восточного) с северной и южной сторон.Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): представляет собой несложную композицию, состоящую из двух «каре», состоящих в свою очередь из двух объемов отдельных корпусов, сгруппированных по два корпуса в одно «каре». В плане каждое «каре» представляет собой прямоугольный замкнутый контур с внутренним двором и двумя проездами в пространство внутреннего двора (с северной стороны и с южной стороны). - высотные характеристики (количество этажей, в том числе мансарды): здания всех четырех корпусов обоих «каре» двухэтажные; высота зданий восточного и западного «каре» практически одинаковая и равна примерно (от отметки уровня чистого пола первого этажа) до конька крыши – 8,00 м. Галереи, окружающие корпуса с трех сторон, выполнены в уровне первого этажа. Высота галерей по верхней отметке крыш равна примерно – 3,60 м.- силуэт крыши: ровный, без доминант на протяжении всех четырех корпусов восточного и западного «каре», по главным фасадам, обращенным на городскую застройку и на Советскую площадь. - форма крыши: на всех четырех корпусах крыша двухскатная, на торцах корпусов – вальмовая, на дворовых пристройках – односкатная и двускатная.- конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам (ризалиты, портики, лоджии, эркеры, балконы, галереи и т.д.): конфигурация каждого «каре» в плане простая - состоит из двух равновеликих по объему и по площади зданий. В плане – каждое из двух зданий имеет П-образную форму; вместе два здания образуют прямоугольный контур с незначительными разрывами в местах организованных проездов (между северными и южными фасадами). Ширина проездов составляет примерно 3,5 м. Ширина пространства внутренних дворов примерно равна 10,0 м. Длина внутренних дворов равна примерно 70,0 м. Продольные оси двух «каре» обращены с севера на юг. Здания каждого «каре» расположены параллельно друг другу своими протяженными объемами; короткие объемы зданий обращены навстречу друг другу, а их продольные оси направлены с востока на запад. Между короткими объемами образованы проезды во внутреннее пространство «каре» на дворовую территорию. Протяженные объемы каждого из двух зданий формируют восточный и западный фасады «каре», а короткие объемы формируют южные и северные фасады «каре». Каждое из зданий «каре» изначально окружено с трех сторон открытыми деревянными галереями в уровне первого этажа. Галереи расположены на цокольной части, устроенной из красного глиняного кирпича. - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: декоративное убранство фасадов состоит из плоских пилястр, профильных карнизов, наличников на окнах второго этажа и декоративных элементов в виде круга, расположенного между сдвоенными окнами.Композиция фасадов зданий обоих «каре» простая и состоит из чередующихся входов и плоских пилястр на уровне первого этажа, создающих ритмичность построения фасадов. Входы акцентированы широкими дверными и оконными проемами, скомпонованными в один столярный блок, а пилястры акцентируют границы фасада каждой торговой лавки (секции). Углы фасадов зданий обоих «каре» также акцентированы плоскими пилястрами. На втором этаже ритмичность построения первого этажа поддерживают оконные проемы, скомпонованные по два окна над каждой торговой лавкой (секцией) и те же плоские пилястры, которые расположены от уровня пола галерей до уровня профильного подкровельного карниза. Протяженные фасады зданий разделены пилястрами на 19 прясел: на западном корпусе западного «каре» 19 прясел, на восточном корпусе западного «каре» - 18 прясел (первоначально 19 прясел, отсутствует 1 пилястра, прясла объединены), на западном корпусе восточного «каре» - 19 прясел, на восточном корпусе восточного «каре» - 19 прясел. Короткие фасады (северные и южные) на обоих «каре» разделены плоскими пилястрами на 3 прясла. На коротких фасадах углы также акцентированы пилястрами. В нижней части все пилястры имеют базы с профильным (ступенчатым) завершением, на которые опираются сами пилястры. Высота базы пилястр равна примерно 0,8 м.В пряслах, на уровне первого этажа, расположены дверные и оконные проемы с лучковыми перемычками. На уровне второго этажа, над проемами первого этажа, расположены сдвоенные оконные проемы прямоугольной формы, обрамленные прямоугольной «рамой», расположенной горизонтально. В центре «рамы» находится круг, который вписан в простенок между двумя окнами. Данная композиция декоративных элементов является наличником сдвоенных окон. Углы наличника акцентированы (с наружной стороны) небольшими выступами за пределы их границ. Наличник представляет собой контур из кирпичной кладки, выступающий за пределы поверхности фасада. По вертикали фасады разделены междуэтажным профильным карнизом (поясом) простой формы, выполненным из двух рядов кирпичной кладки, выступающим за поверхность стены фасада на незначительное расстояние, примерно 0,06 м. На каждом фасаде всех корпусов обоих «каре» находится венчающий карниз простой формы, выполненный в виде нескольких уступов кирпичной кладки, расширяющихся к верху.Особенностью композиции фасадов зданий Торговых рядов и их архитектурно-декоративного убранства являются деревянные конструкции галерей, которые придают архитектурному облику объекта культурного наследия своеобразие и выразительность. Первоначально галереи представляли собой деревянный навес, опирающийся на изящные профильные парные колонны, между которыми расположены перила с точеными балясинами. Под крышей галереи находился фриз, украшенный декоративными элементами в виде розеток и вертикальных реек, чередующихся друг с другом. В нижней части фриза - зубчатый «подзор», выполненный из вертикально расположенных реек, оформленных «зубцами» снизу. Между парными колонками расположены подкосы в виде глухих треугольников, оформленных тремя пропильными кругами разного размера (от большего круга к меньшему, в сторону уменьшения одного из углов треугольника). В верхней части парных колон находился квадрат с вписанным в него кругом, в который в свою очередь был вписан крест с диагональными перекладинами. В целом, деревянные конструкции галерей придают архитектурному облику зданий обоих «каре» легкость и изящество.- виды обработки фасадной плоскости (окраска по кирпичной кладке, окраска по штукатурке, рустовка, облицовка и т.д.): поверхность кирпичной кладки стен фасадов покрыта известковой обмазкой (частично штукатуркой) и окрашена известковой краской (побелкой). Цокольная часть галерей - изначально кирпичная кладка из красного глиняного кирпича, без отделки. Конструкции галерей – деревянные.- колористическое решение фасадов: поверхность фасадов всех объемов зданий обоих «каре» и их декоративного убранства (пилястры, карнизы, пояски, наличники на окнах и проч.) окрашена в белый цвет. В темный цвет (темный коричнево-вишневый) окрашены столярные заполнения оконных и дверных проемов и деревянные конструкции галерей. Цвет металлического кровельного покрытия (крыша зданий и галерей, «фартуки» на поясках, отливы и проч.) должен соответствовать традиционному цвету кровельного покрытия исторических построек – «железный сурик» или «ярь-медянка». Цвет цокольной части галерей – натуральный цвет красного глиняного кирпича.- тип планировочной организации (коридорный, анфиладный, смешанный), особенности планировочной связи помещений: изначально коридорный, секционный и смешанный; в качестве коридора служат галереи зданий (корпусов), по которым осуществляется коммуникативная связь между отдельными секциями Торговых рядов; смешанный тип – выход на второй этаж из каждой секции по деревянным лестницам. Секции отделены друг от друга капитальными перегородками и между собой не сообщаются.- архитектурно-художественное оформление интерьеров (на определенный временной период): первоначальное оформление интерьеров утрачено. Сохранился частично, расположенный в верхней части стен, в отдельных помещениях западного корпуса восточного «каре» (в осях 16-21) профильный лепной карниз. Конструктивные элементы:- фундамент (материал, конструкции, связи): под отдельными частями восточного и западного корпусов восточного «каре» устроены ленточные фундаменты. Под цокольной частью галерей фундаменты поздние, выполнены из красного глиняного кирпича или из щебня. Первоначальные фундаменты под цокольной частью галерей не сохранились. - капитальные стены (материал, конструкции, связи): периметр наружных стен и сохранившиеся первоначальные капитальные перегородки всех корпусов выполнены из красного глиняного кирпича. Дворовые пристройки, возведенные до 1917 г., выполнены из красного глиняного кирпича.- перекрытия: изначально перекрытия над подвалами были сводчатые, из красного глиняного кирпича; перекрытия над первым этажом – деревянные, по деревянным балкам; над вторым этажом – деревянные, по деревянным балкам. - крыша (материал, конструкции, связи): над зданиями корпусов и дворовых пристроек конструкции крыши состоят из стропильной системы, обрешетки и кровельного покрытия. На всех четырех корпусах крыша двухскатная, на торцах корпусов – вальмовая, на дворовых пристройках – односкатная и двускатная; конструкции крыш (стропильная система, обрешетка) выполнены из древесины хвойных пород; вынос карниза крыши за пределы наружных стен не менее 0,15 м; кровельное покрытие – металлическое, фальцевое (двойной фальц). - проемы дверные и оконные (габариты, материал заполнения, рисунок столярного заполнения; подоконники): На первом этаже зданий изначально вход в лавку (секцию) служил и окном. Нижняя часть столярного заполнения такого проема была глухая, а верхняя остекленная, в центре находилась остекленная дверь, с боков – окна. Форма дверных (оконных) проемов первого этажа – прямоугольная, с лучковой перемычкой. Параметры таких дверных проемов равны примерно – 3,0х2,5 м (высота проема в верхней точке лучковой перемычки). Двери с наружной стороны закрывались щитовыми деревянными ставнями. На западном фасаде западного «каре» сохранились на нескольких проемах такие ставни. Общее число дверных проемов (первоначальных, с лучковой перемычкой) на всех фасадах восточного «каре» объекта культурного наследия, обращенных в сторону городской среды, равняется – 50. Из них на северном и южном фасадах по 3 дверных проема (первоначальных), на западном фасаде 19 проемов и на восточном фасаде также 19 проемов (первоначальных). Общее число дверных проемов (первоначальных, с лучковой перемычкой) на всех фасадах западного «каре» объекта культурного наследия, обращенных в сторону городской среды, равняется – 48. Из сохранившихся первоначальных проемов первого этажа западного корпуса 19 находится на западном фасаде, 3 – на южном фасаде и 4 – на северном фасаде. На восточном фасаде восточного корпуса находится 18 проемов, на южном фасаде – 3 проема и на северном фасаде – 1 проем.Параметры оконных проемов на всех фасадах обоих «каре» одинаковые, по высоте и ширине равны примерно – 0,9х1,0 м.Рисунок столярных заполнений оконных проемов соответствует характеру окон гражданских построек XIX в. – рамы двустворчатые с вертикальными и горизонтальными переплетами, образующими при пересечении рисунок в виде креста. Нижние откосы оконных проемов с наружной стороны были покрыты кровельным металлом и окрашены в цвет основной кровли здания.Общее число оконных проемов второго этажа на всех фасадах восточного «каре» объекта культурного наследия, обращенных в сторону городской среды, составляет 100. Из них 76 окон на восточном и западном фасадах двух корпусов восточного «каре» (по 38 на каждом фасаде) и 24 на северных и южных фасадах двух корпусов восточного «каре» (по 6 окон на каждом из четырех фасадов). Общее число оконных проемов второго этажа на всех фасадах западного «каре» объекта культурного наследия, обращенных в сторону городской среды, составляет 98. Из них 52 оконных проема на восточном, северном и южном фасадах восточного корпуса западного «каре». И 46 оконных проемов на западном, северном и южном фасадах западного корпуса западного «каре». - полы: паркет (наборный, штучный, паркетная плашка), вид дерева, тип обработки: первоначальные полы помещений зданий и галерей – деревянные (не сохранились).- лестницы, крыльца, пандусы (материал, конструкции, оформление): изначально лестницы в здании были деревянными; количество лестниц было определено количеством владельцев лавок (секций); практически в каждой секции был выход на второй этаж. На галереях зданий обоих «каре» устроены многочисленные лестницы. На галереях восточного «каре» 12 крылец (четыре с западной стороны, две с южной стороны, две с северной стороны и четыре с восточной стороны). На галереях западного «каре» сохранилось 7 лестниц цокольной части восточного корпуса. - историческая функция (при условии ее дальнейшего развития без ущерба для памятника): торговая (торговля различными товарами).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.