Преображенская церковь

Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: характерный памятник культового зодчества «русского» стиля, в основе конструктивного решения которого лежит тип древнего крестово-купольного храма. Градостроительные характеристики:местоположение: в лесу, в удалении от с. Теренино на 2 км. на северном берегу речки Ефимьевки;-композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: высотная доминанта;-силуэт: прямоугольный, вытянутый с востока на запад;-секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: объект хорошо просматривается с ближнего расстояния.Архитектурные характеристики:объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): храм представляет собой один массивный и приземистый объем с одной главой, прямоугольный в плане, вытянутый с востока на запад, к которому с востока примыкают три полукружия апсид;-высотные характеристики: односветный объем;-силуэт и форма крыши: основной объем – четырехскатная;-завершения: луковичная глава с крестом на граненом световом барабане;-композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады расчленены на три прясла, центральные прясла каждого из фасадов завершаются трехлопастными крупными полукружиями фронтонов; уступчатые ниши угловых пилястр, сухарики, ширинки и кругляки в карнизах, фигурные пилястры, крупный и сплошной горизонтальный руст фасадов, арочные и килевидные с боковыми пилястрами наличники окон;-виды обработки фасадной плоскости: необработанный кирпич;-пространственно-планировочная структура интерьеров: четырехстолпный, трехнефный, центральное межстолпное пространство увеличено за счет светового граненого барабана;-тип планировочной организации: анфиладный;-архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: по периметру оконного проема пропущена профилированная лепнина.Конструктивные элементы:- фундамент: булыжный ленточный на известковом растворе;-капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич, размер кирпича 265х120х80 мм;-перекрытия: типы – сводчатые крестово-купольная система сводов; своды в нефах – парусные, в барабане – сомкнутый, восьмилотковый, глухой;-полы: выложены из белокаменной плитки;крыша: стропила и обрешетка – деревянные; кровельное покрытие – кровельная сталь;проёмы дверные и оконные: оконные проемы арочной формы, на апсиде и барабане окна квадратной формы, заполнения – деревянные рамы с переплетами; дверные проемы арочной формы, заполнения – металлические кованые двери.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: основной объем расписан только на сводах и в алтаре, где изображена «Новозаветная Троица», оконные откосы украшены изображениями серафимов. В основном объеме в барабане изображен «Святой дух», вокруг – «Саваоф» со всеми архангелами. Между окнами, начиная с востока по часовой стрелке: «Спас Нерукотворный», «Евангелист Иоанн», «Серафим», «Евангелист Лука», «Серафим», «Евангелист Марк», «Серафим», «Евангелист Матфей». Ниже, над восточной аркой «Воскресение» и далее по часовой стрелке «Преображение», «Нагорная проповедь», «Старозаветная троица».На трех парусах сводах северного нефа: «Покров Богоматери», «Введение во храм» и «Успение Богоматери» в орнаментальных рамах.На двух парусных сводах центрального нефа: «Спас Еммануил на троне» и часть «Страшного суда» - Христос на троне в окружении апостолов и богоматери.Первый парусный свод южного нефа росписи не имеет, на двух других – «Сретение» и «Вознесение». На арках между сводами – орнаментальные кресты. На восточной средней арке – «Пресвятой Моисей», голубь, «Преподобный Илья» и атрибуты священнослужителей.Живопись масляная, пастозная, плотная. Преобладание темно – зеленых, вишневых и коричневых тонов. Разделка форм светло-теневая. Рамы композиций заполнены стилизованным растительным орнаментом.В храме три иконостаса, все трехъярусные, рамочные. Левый иконостас собран из трех частей. Иконы в нем обрамлены тонкими профилированными рамками, отделены друг от друга типично барочными витыми колонками с цветочным орнаментом, над иконами помещена в два ряда  пышная резьба крупного растительного рисунка. Средний ярус иконостаса – плоские ленточные рамки икон, гладкие колонки между ними и сильно профилированные карнизы.Иконы местного яруса помещены в орнаментальные багетные рамы и перемежаются плоскими колонками с накладными резными розетками на них.Царские врата оформлены резным декором (двери, колонны, профилированные карнизы) в верхней части и пышным крупным растительным орнаментом с рогами изобилия, виноградными гроздьями и листьями – в нижней. В верхнем ярусе по краям помещены одиночные и парные святые. Над царскими дверями -«Тайная вечеря». Во втором ярусе слева от центра «Преображение», в местном ряду по сторонам царских врат «Богоматерь» и «Христос Вседержитель». На царских вратах сюжеты «Благовещение» и евангелисты.Живопись икон второй пол. XIX века, конец XIX века. В верхнем ярусе в центре помещено «Вознесение». По краям – одиночные и парные святые. В среднем ярусе слева направо: «Воздвижение Креста», «Воскресение», «Преображение». Иконы невысокие.Над царскими дверями – «Тайная вечеря». В местном ряду помещено по две иконы с каждой стороны от царских врат. Слева – «Вседержитель на троне» и «Христос со святителями», справа – «Иисус Христос». На подольной части – накладная растительная резьба в ромбах. Средний иконостас – иконы заключены в резные узкие рамы, разграничены круглыми колонками коринфского ордера. Междуярусные полосы заполнены накладной и рельефной резьбой симметричного рисунка.Третий-правый иконостас: иконы заключены в плоские ленточные рамы и разделены изящными колонками, прорезанными «веревочкой». Царские врата оформлены дубовыми ветками. В верхнем ярусе в центре «Спас на троне». Слева изображение апостола и «архангела с богоматерью». Справа апостол и «Иоанн Предтеча с архангелом». Над царскими дверями – «Тайная вечеря». Во втором ярусе слева направо: «Воздвижение креста», «Крещение», «Богоматерь с апостолом» и «Преображение». В первом местном ярусе слева направо «Архангел Михаил» на двери, «Богоматерь», «Господь Вседержитель» и «Троица старозаветная».Историческая функция: культовая постройка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте