Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: типичный памятник культовой архитектуры XV-XVII вв., по типу собор принадлежит к одному из самых распространенных в древнерусском культовом зодчестве;Градостроительные характеристики:- местоположение: Ансамбль Успенского монастыря расположен на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Троицкий (первоначально Покровский) собор расположен в зрительном центре территории Успенского монастыря (несколько сдвинут к западу);- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является центральным элементом ансамбля Успенского монастыря, его главной постройкой, однако формой не главенствует. По высоте Троицкий собор не может соперничать с Распятской колокольней и колокольней Покровской церкви. В пространстве собор равновелик с другими постройками монастыря (Покровской, Успенской церквями);- габариты, силуэт: в плане близок к квадрату;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): в композиции главенствует одноглавый куб храма на подклете. Троицкий собор – одноглавый крестовокупольный трехнефный четырехстолпный храм, с тремя апсидами, со сводами, поддерживаемыми четырьмя прямоугольными столбами, смещенными к востоку. Общая объемная структура памятника массивна, приземиста, широка и ступенчата (за счет галерей и апсид). Храм окружен с трех сторон закрытыми галереями (прежде – открытыми гульбищами), с запада к галерее во всю ширину фасада примыкает притвор с тремя помещениями, к апсидам пристроены белокаменные приделы;- высотные характеристики, перепады высот: основной объем двухсветный, на высоком подклете, притворы выше галерей, но ниже апсид восточного фасада. Высокие первоначальные объемы связаны боле низкими апсидами приделов с пониженной закрытой галереей над заложенными аркадами подклета. - силуэт и форма крыши: над закомарами равной высоты (по три с каждой стороны) поднимается позднейшая сфероидная кровля, закрывающая низ барабана, до пят закомар поднимаются кровли древних апсид. Поарочное (позакомарное) покрытие основного объема завершается осадистой шлемовидной (первоначально) главой на толстой шее цилиндрического светового барабана. Световой барабан собора опирается на ступенчато-повышенные подпружные арки, которые поддерживаются четырьмя столпами и не совпадают с членением фасадов пилястрами.- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: фасады собора расчленены на три прясла пилястрами, причем центральные прясла шире боковых, и имеют позакомарное завершение. По горизонтали собор расчленен выступающим широким резным белокаменным поясом декора. Он обходил все три фасада, не пересекая пилястр. Расположенные на уровне, близком к половине высоты стен, пояс ныне скрыт под кровлей галереи. Образуют его три полосы с различным орнаментом. Тождественный пояс, дополненный вверху валиком, венчает апсиды. Такой же пояс украшает верхнюю часть барабана главы, только здесь он обогащен еще белокаменным гуськом с акантовым рисунком. Декоративность поясов возрастает по мере движения вверх. Все порталы белокаменные, с обильной резьбой «фряжского» типа из так называемых гротесков. Южный и северный одинаковы, сохраняют основу перспективного портала. С каждой стороны проема по три колонки с дыньками, чередующиеся с прямоугольными откосами, в завершении – ряд архивольтов аналогичного профиля. Колонки и архивольты витые. Капители портала – с акантовыми листьями и рядом зубчиков под ними. Откосы и их архивольты несут фряжские гирлянды в филенках. Иная форма у западного портала: его перспективная арка образована двумя мощными, поставленными под углом пилонами, завершенными широким архивольтом сложного профиля. Пилоны в виде широких пилястр с капителями той же формы, что у других порталов. Лицевые стороны их обработаны глубокими филенками с растительным узором фряжского типа. Более крупный орнамент из отдельных стилизованных цветов украшает широкую внутреннюю выкружку архивольта. Мелкие профили декорированы «рыбьей чешуей» и листьями аканта. Значение западного портала как главного подчеркивает находящийся над ним резной белокаменный киот: две витые полуколонки чередуются с двумя прямоугольными уступами, украшенными орнаментом из цветочных гирлянд. На фасах галереи наиболее выразительны сдвоенные прямоугольные окна, их завершает либо разорванный фронтон, либо лежачий зигзаг. С ними контрастируют маленькие оконные проемы с коробовым верхом, заключенные в прямоугольную рамку под самым карнизом притвора.На фоне древних архитектурных форм выделяется оригинальный западный портик с двумя парами белокаменных тосканских клон. Абаки соединяются арками разных размеров. В среднем интерколумнии две широкие арки объединяет висячая плоская гирька. Значение западного портала как главного подчеркивает находящийся над ним резной белокаменный киот, в котором находится фреска «Покров». В фасадах древней части гладь стены прорезана узкими окнами. Кровля галереи скрыла тройной рельефный фриз по середине стен четверика. Рисунок орнамента в лентах фриза (крины-лилии, кресты, сложная плетенка с подобием продольного зигзага) почти идентичен фризам на апсидах (где над такими лентами идет валик с овами) на барабане (где тройной фриз дополнен гуськовым выступом с акантом);- виды обработки фасадной плоскости: побелка по кладке. Первоначально – кирпичная кладка без отделки (вероятно, кирпичная кладка на фасадах не была поначалу побелена и оттеняла камень);- планировочная структура внутренних помещений: пространство храма расчленяют четыре прямоугольных столба, сдвинутые к углам четверика. Основной объем перекрыт ступенчатым сводом с средней части. Столбы, соединенные со стенами арками, несут повышенные подпружные арки под барабаном. Западные угловые помещения, со сводами той же высоты, что и в соседних ячейках, отделены низко спущенными арками;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: внутри основной объем (стены, столбы и своды храма) расписан настенной живописью (начала XVI в., поновленной в XIX в.) В иконографии росписей собора представлена тема «Отечества»: композиция в куполе, эта же композиция включена и в другие сцены. На западных столбах и южной стене помещены композиции, посвященные Богородице: «облачное Успение», Петр и Павел перед Богородицей. Тема Акафиста Богоматери представлена на сводах. В жертвеннике в нижнем ряду росписи написаны погрудные образы русских митрополитов. В северо-западной части собора представлена история Римско-Лиддской Богоматери, а в северо-восточной части на стене и своде находится «Плач о бесчадии». Последний сюжет, посвященный истории Иоакима и Анны, связывают с молением о чадородии самого великого князя Василия III, соорудившего собор. Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата (середина XIV в.) – массивные двустворчатые двери с полукруглым верхом, На прямоугольную дубовую основу набиты большие медные и бронзовые пластины, укрепленные кованными гвоздями с декоративными шляпками в виде восьмилепестковых розеток. Каждая створка состоит из четырех ярусов пластин-филенок, обрамленных профильными полосками, причем, нижние ярусы составляют прямоугольные пластины, а верхний четвертый – в виде четверти круга. На правой южной створке на пластине третьего яруса снизу выгравировано изображение Ветхозаветной Троицы. Композиция тяготеет к пирамидальному построению, что достигается сравнением выделяющейся фигуры среднего ангела – центральной вертикальной оси сцены – и расположенных ниже фигур боковых ангелов. В южном портале собора установлены Васильевские врата (1336 г.) – двустворчатые двери с полукруглым (первоначально прямоугольным) завершением. Медные пластины-клейма, укрепленные на дубовых досках, отделены друг от друга взаимно пересекающимися валиками. Перекрестья валиков разделены круглыми бляшками с изображениями святых и орнаментом. Средний горизонтальный валик украшен двумя львиными масками. Дверные полотна врат смонтированы из семи ярусов пластин, украшенных рисунками на евангельские, библейские сюжеты, сюжеты «повести о Варлааме и Иоасафе», разделенных полуваликами. Центральный полувалик прикрывает створ. Рисунки выполнены по медной обшивке врат способом ртутного золочения (золотой наводки по меди). (Слева направо): Первый ярус: 1. «Моление Анны в саду». 2. «Введение во храм». 3. «Рождество Богородицы». 4. «Моление Иоакима». Второй ярус: 1. «Благовещение» (на двух пластинах). 2. «Рождество Христово». 3. «Сретение». Третий ярус: 1. «Крещение». 2. «Распятие». 3. «Снятие с креста». 4. «Сошествие во ад». Четвертый ярус: 1. «Воскрешение Лазаря». 2. «Вход в Иерусалим». 3. «Преображение». 4. «Вознесение». Пятый ярус: 1. «Успение». 2. «Явление ангела святым Женам». 3. «Сошествие св. Духа». 4. «Ветхозаветная Троица». Шестой ярус: 1. «Ликование царя Давида при перенесении ковчега завета в Иерусалим». 2. «Весы духовные Страшного суда». 3. «Единоборство Давида с Голиафом». 4. «Китоврас с царем Соломоном в руках». Седьмой ярус: 1. «Притча о сладости мира сего». 2. Три орнаментальные пластины. На среднем полувалике выполнена вкладная надпись св. Василий (патрон заказчика). Ниже изображены св. Гурий, Симон, Авив. Позже появились изображения Иоанна Предтечи, Троицы. На «бляшках» представлены св. Георгий, Кузьма, Лавр, Василий, Григорий;Пятиярусный иконостас собора (XVIII – XIX вв.) сочетает классицистические формы и богатую барочную резьбу. Стройная и торжественная пирамидальная композиция состоит из последовательно сужающихся ярусов. Иконостас рамный. Иконы в рядах разделены круглыми колонками с капителями из накладной бронзированной резьбы (акантовые листья). В завершении этой композиции – разнообразные аттики, возвышающиеся над обрамлениями икон. Слегка выступающая средняя часть прорезана эффектной аркой с медальонами и двумя полусферами у ее основания. Сильно заглубленные царские врата декорированы сквозной резьбой, в растительный орнамент которой включены раковины и виноградные гроздья. Наибольшей пышностью отличаются резные панно, фланкирующие средний ярус. Они состоят из причудливо переплетенных сочных завитков, живописных драпировок, раковин и головок херувимов. На створках врат помещены четыре круглые иконы с изображениями евангелистов и овальная с «Благовещением». Местный ряд иконостаса насчитывает одиннадцать икон («Богоматерь Боголюбская», «Архангел Гавриил» (дверь), «Архидьякон Стефан», «Антоний и Феодосий», «Успение Богоматери», «Явление Христа Матвею», «Вседержитель», «Иоанн Креститель», «Архидьякон», «Архангел Михаил» (дверь), «Богоматерь Казанская». В праздничном ряду восемь икон («Введение Марии во храм», «Рождество Богоматери», «Благовещение», «Сретение», «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Преображение». Центральная часть иконостаса усложнена композиционно. Над куполообразным сводом над царскими вратами расположено пять круглых икон. Слева и справа от этой арки с иконами установлено по две большие прямоугольные иконы с изображением апостолов. В верхнем ряду иконостаса семь икон. В центре – «Спас на престоле». Слева и справа - «Богоматерь и Предтеча», по два апостола и «Снятие со креста» и «Несение креста».Конструктивные элементы:- капитальные стены, перегородки: стены сложены из белого камня с использованием кирпича, из которого сделана внешняя облицовка стен храма (выше подклета), сложены своды и барабан. Из камня выполнены подклет, апсиды, детали декора: пилястры с базами и капителями, архивольты прясел, а также столбы и стены изнутри и основные своды здания. Кладка собора кирпичная, ленточная на известковом растворе.- перекрытия: сводчатые, плоские. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, угловые западные части – крестовыми, а угловые восточные – коробовыми, переходящими в конхи апсид; Приделы по сторонам апсид перекрыты ступенчатыми и коробовыми сводами. Галерея сейчас имеет плоские перекрытия. В вершинах всех арок и в барабане пропущены металлические связи. Помещения подклета и примыкающего нижнего яруса галереи, в основном перекрыты коробовыми сводами с распалубками. В палатках под алтарями распалубки врезаны в конхи;- крыша (материал, конструкции, связи): кровли жестяные, по деревянной обрешетке, крест – золоченый. Глава имеет покрытие в ромбовидный рисунок;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой формы. Двери: двери входные западные – четырехпольные, деревянные, обиты гладкими листами железа. Портальные западные двери основного объема двойные, двупольные. Внешние створки деревянные, филенчатые, с застекленной фрамугой. Внутренние – массивные, деревянные, покрыты с лицевой стороны коваными медными листами с накладными медными решетками. Боковые северные двери – двойные двупольные. Внешние створки деревянные, филенчатые с рисунком выпуклых квадратов, наполовину застеклены. Внутренние – большие кованые железные. С лицевой стороны обиты листами, с внутренней укреплены металлическими полосками. Двери южного портала – деревянные в основе, из трех досок с металлическим запором, с лицевой стороны обложены листами золоченой меди с рисунком на ней, в технике золотой наводки (Васильевские врата). Оконные поемы прямоугольной, арочной, лучковой форм. Оконные проемы основного объема – в простой прямоугольной рамке снаружи и в прямоугольных глубоких нишах с очень пологими откосами вниз внутри. В окнах – двойные деревянные частого переплета рамы и фигурные металлические решетки. Второй ряд света – прямоугольные высокие окна барабана без решеток с часто переплетенными деревянными рамами. На окнах фасадов – одностворчатые в шашку и двустворчатые кованые ставни;- лестницы: в крыльце и тамбуре (по западному фасаду) – белокаменные;- полы: в храме: белокаменные плиты разных размеров;- Историческая функция: культовая постройка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.