Успенская церковь

Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: асимметричный и живописный по композиции комплекс в духе зодчества XVII в., возникший в результате достроек                       и перестроек, объемно-пространственное решение которого имеет связь                          с деревянными хоромными постройками;Градостроительные характеристики:- местоположение: Ансамбль Успенского монастыря находится на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Церковь Успения расположена                 у южной стены Успенского монастыря, рядом с её П-образным выступом;- силуэт: в основе – поставленные по продольной оси четыре объема: колокольня, трапезная, храм с боковыми приделами и большой северной пристройкой;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является важным элементом ансамбля построек Успенского монастыря, благодаря местоположению в непосредственной близости от южной стены замыкает кольцевой ансамбль архитектурных памятников;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: объект хорошо просматривается с территории монастыря;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): ассиметрична, с резким изломом плана под прямым углом, имеет два акцента на линии запад-восток: куб основного объема (вертикальный четверик храма с небольшими приделами) и четырехгранник колокольни (из четырех прямоугольных ярусов, с папертью и крыльцом). В общей группировке объемов сильна горизонтальная ориентация. Колокольню и храм соединяет большая трапезная, в которую под прямым углом врезается кровля крупной жилой пристройки с прямоугольным планом. Угол между корпусом и главным четвериком занят приделом, похожим на одноглавый храм;- высотные характеристики, перепады высот: основной объем – двухсветный четверик; колокольня – четырехъярусная;  трапезная – двухэтажная; северный придел – двухэтажный. Высота южного придела меньше, чем северного.                   Все объемы имеют развитые подклеты, также имеется подвал;- силуэт и форма крыши: четверик храма (основной объем) покрыт четырехскатной кровлей, увенчанной пятью небольшими тесно сдвинутыми луковичными главами на довольно высоких барабанах; колокольня – шатровая,                        с луковичной главкой и с одним рядом слухов; трапезная – двускатная; северный придел – четырехскатная, завершенная барабаном с главкой того же типа, что и на основном объеме; южный придел – односкатная;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено            в русском стиле, с фрагментами «фряжской» отделки; основной объем и северный придел: плоские пилястры членят фасады на прясла, завершающиеся полукружиями закомар, филенки на лицевой стороне пилястр, профилированный карниз в завершении стен; трапезная: профилированные междуэтажный и                     в завершении стен карнизы, обрамление оконных проемов рамочными наличниками из лекального кирпича; колокольня: плоские угловые пилястры, шатровая крыша с выступами-гуртами на ребрах шатра, ряд слухов, отмеченных наличниками из лекального кирпича в виде треугольных фронтонов; каменное крыльцо, украшенное филенками, рядом поребрика над входом, треугольным фронтоном с рядом зубчиков; луковичные главы; декоративные кресты якорного типа. Откосы у северного и южного порталов украшены уступчатыми филенками, посреди них вставлены розетки – такие же, как и на архивольте. В основании барабана северного придела – четыре небольших кокошника;- виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке;- планировочная структура внутренних помещений: квадратные в плане помещения основного объема, колокольни, приделов, прямоугольная в плане трапезная; сквозь северную стену, против угла храма, сделан проход в жилую пристройку – здесь длинное помещение вдоль восточного фасада соединяется            с двумя палатами почти квадратного плана. Планировка подклетного этажа на многих участках более сложная. Подцерковье храма разделено четырьмя квадратными столбами на девять ячеек. В центральной – свод крестовый,                     в остальных – коробовые с распалубками, либо конхи. С юга и запада к храму примыкает галерея с коробовыми сводами между подпружными арками. Подвалы по площади и очертаниям близки подцерковьям храма и северного придела.- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: на сводах и северо-западном пилоне трапезной сохранилась масляная роспись второй половины XIX в. В центральном нефе трапезной находится довольно редко встречающаяся композиция: Богоматерь Печерская              с младенцем на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими.  Справа и слева от богоматери с зерцалами и мерилами в руках - два крылатых архангела. Изображения святых (поясные изображения св. великомученицы Варвары и св. преподобной Елизаветы) представлены в медальонах на сводах северного нефа; печь у западной стены трапезной, облицованная полихромными изразцами начала XVIII в.;Конструктивные элементы:- фундаменты: бутовые, ленточные;- капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич на известковом растворе, белый камень.- перекрытия: сводчатые (коробовые, сомкнутые, крестовые). Небольшое пространство храма перекрыто сомкнутым сводом с щелыгой, вытянутой                   по линии север-юг. Уцелевшие (восточные) столбы, соединенные полуциркульными арками, отмечены вверху обломами сложного профиля. Трапезная – двухстолпная, распалубки над ее многочисленными окнами в мерном ритме врезаются в широкие лотки сомкнутых сводов; в помещениях – сомкнутые своды с распалубками; все алтарные помещения перекрыты конхами;- крыша (материал, конструкции, связи): кровли металлические, главы покрыты железом; - проемы дверные и оконные: дверные проемы – прямоугольной, арочной, лучковой формы; двери: деревянные, однопольные, двупольные, двойные, обшиты металлом.паперть: двупольные, деревянные; дверь в трапезную - двойная, двупольная. Оконные проемы: арочной, лучковой, прямоугольной форм; оконные заполнения – деревянные, с простыми и фигурными металлическими решетками;колокольня: арочные окна во втором ярусе, пролеты звонов – арочные, слухи шатра отмечены наличниками в виде треугольных фронтонов и выступами – гуртами на ребрах шатра; северный придел: прямоугольные простые и заоваленные по верху проемы окон, подклет – небольшие прямоугольные окна; храм: окна (один ряд) – небольшие, с трехцентровой перемычкой помещены                  в большие арочные откосы с сильно пологими скосами вниз;- полы: белокаменные, кирпич «в елочку», деревянные.Храм, трапезная – из белокаменных плит; трапезная, приделы – пол из чугунного литья с рисунком; подклет – из мелкой белокаменной плитки, кирпичные «в елку;  - лестницы: белокаменная.- Историческая функция: монастырская постройка, объединяющая культовые и жилые помещения.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте