Церковь Бориса и Глеба

Стилистическая характеристика: один из самых ярких во Владимирской области примеров усадебного храма в стиле зрелого классицизма;Градостроительные характеристики:- местоположение: церковь расположена на окраине села, при погосте;- силуэт: в плане – прямоугольник, вытянутый по оси «восток-запад»;-  секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: памятник хорошо просматривается со всех сторон света;- композиционная значимость в окружающем ландшафте: церковь с колокольней является высотной доминантой в окружающем ландшафте;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.):  памятник имеет трехчастную композицию с центральной осью, вытянутой с запада на восток: над прямоугольным в плане, развитым в поперечном направлении (с севера на юг) основным объемом возвышается крупная ротонда.  К основному объему примыкает с востока полукруглая в плане просторная апсида, а с запада – широкая трехнефная прямоугольная трапезная (чуть меньшая по ширине, чем основной объем). С запада по главной оси здания примыкает соединенная с трапезной узким переходом колокольня (в плане – квадрат,           на нижний ее четверик поставлен промежуточный, также четвериковый полуярус, оба со срезанными углами,  над ними поднимается стройный цилиндрический ярус звона); - высотные характеристики, перепады высот: основной объем двухъярусный, трапезная и апсида односветные, трапезная понижена по отношению к четверику, апсида еще более низкая; колокольня невысокая, трехъярусная;- силуэт и форма крыши: ротонда основного объема увенчана пологим куполом с ложными люкарнами, завершенным изящным световым барабаном; колокольня завершена низким куполом, барабанчиком и вазообразной главкой, заканчивающейся шпилем. Трапезная имеет двускатную с вальмами кровлю;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: главным композиционным элементом являются боковые четырехколонные тосканские портики северной и южной папертей. В глубине портиков боковых входов стена расчленена пилястрами, между которыми помещены крупные прямоугольные окна. Выше находятся ниши, имитирующие окна второго света: на средней оси над входом – квадратная, в обрамлении с ушками, напоминающая киот, боковые – вертикальные овальные. Из восьми прямоугольных окон ротонды четыре, расположенные по основным осям, акцентированы поставленными по их сторонам рустованными лопатками и ложной люкарной вверху. Барабан главы прорезан  арочными проемами, ионические колонки в простенках поддерживают сильный вынос карниза. Ионический ордер применен также в портиках, заглубленных в ниши на гранях первого яруса колокольни, срезанные углы покрыты рустом. Грани чуть меньшего по ширине полуяруса оформлены ложными полукруглыми трехчастными окнами, на срезанных углах – вертикальные овальные ниши. Устои высоких арок звона и полукружие апсиды также обработаны рустом;- виды обработки фасадной плоскости: побелка по штукатурке;- пространственно-планировочная структура интерьеров: ротонда основного объема поставлена через подпружные арки и систему парусов на четыре массивных пилона, внутренние углы которых срезаны по дуге. Центральное пространство объединено широкими пятиметровыми проемами с боковыми объемами, перекрытыми сомкнутыми сводами, и образует короткую поперечную анфиладу. Трапезная состоит как бы из шести перекрытых сомкнутыми сводами помещений, объединенных в одно пространство широкими арочными проемами, два крещатых столба внутри смещены к восточной стене и соединены с ней стенами, намечая членение пространства на три нефа. Средний неф более узкий, что позволило увеличить площадь боковых для устройства приделов; - архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: масляная живопись второй половины XIX в. с преобладанием серо-голубых, зеленых и коричневых тонов в цветовой гамме. В куполе изображена «Новозаветная Троица» в окружении архангелов, в простенках барабана – апостолы, в парусах – евангелисты. Между окнами апсиды помещены композиции «Рождество Христово» и «Воскресение», на восточной стене трапезной -  «Положение во гроб». В арку, ведущую в апсиду, был вписан двухъярусный иконостас (утрачен) ордерной структуры, несколько заглубленный по плавной кривой в глубь алтаря (нижний ярус с царскими вратами и боковыми входами, проемы которых разделяли иконы местного ряда, завершался широким чином, где иконы фланкировались коринфскими пилястрами; эти пилястры поддерживали грузный нависающий антаблемент со ступенчатым аттиком);Конструктивные элементы:- капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич;- перекрытия: сводчатые, кирпичные. Ротонда, перекрытая полусферой купола и выделенная в основании узкой карнизной тягой, опирается на пилоны через систему парусов и подпружных арок. Широкими арками подкупольное пространство раскрыто в боковые компартименты, примыкающие к портикам и перекрытые коробовыми сводами; апсида перекрыта конхой. Система коробовых сводов трапезной опирается на столбы и подпружные арки, перекинутые от них     к боковым и восточной стенам;- крыша (материал, конструкции, связи): кровли металлические, стропила и обрешетка деревянные;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, прямоугольной формы, заполнения: деревянные внутренние, наружные металлические двери. Оконные проемы прямоугольной (ротонда - восемь проемов; апсида, трапезная, основной объем), арочной формы (барабан главы основного объема, ярус звона колокольни); оконные заполнения – деревянные рамы с переплетами,                       фигурными металлическими решетками; - полы: из керамической плитки;- Историческая функция: культовая постройка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте