Стилистическая характеристика: памятник представляет интересный и редкий образец церковной постройки второй половины XVIII в., выполненный в стиле провинциального барокко и сохраняющий в своем основании следы белокаменной кладки XII в.;Градостроительные характеристики:- местоположение: памятник находится в исторической части Владимира, в окружении старой городской застройки, в непосредственной близости от комплекса построек ансамбля Аптеки;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: живописная композиция церкви в ее современном состоянии пространственно закрепляет древнюю архитектурную вертикаль города со стороны р. Клязьмы; - силуэт: план имеет сложную конфигурацию, обусловленную особенностями плана собора XII в.: основной объем в плане квадратный, с востока к нему примыкает одночастная полукруглая в плане апсида, с запада – прямоугольная паперть, с юга расположен прямоугольный, сориентированный по оси запад-восток придел с колокольней, расположенной в его западной части;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: церковь находится в окружении старой городской застройки XVIII – XIX вв. и поэтому не имеет дальних точек обозрения. Ее силуэт прочитывается лишь в общей панораме Владимира с противоположного берега Клязьмы. Церковь частично раскрывается с северо-восточной и с юго-западной стороны;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): памятник представляет тип четырехстолпного крестовокупольного храма со своеобразным завершением из двух восьмериков. В объемной структуре доминирует высокий двусветный четверик, покрытый на четыре ската и завершенный световым восьмериком с купольной кровлей, на которую водружен глухой, меньший по размерам восьмерик. На восточном фасаде выступает небольшая пониженная полукруглая одночастная апсида, с запада примыкает короткая трапезная. Ее притвор и Владимирский придел охватывают юго-западный угол основного храма. Придел (клетский) перекрыт двускатной кровлей, а его продольная ось слегка отклоняется от оси главного объема. Крупная полукруглая апсида притвора выступает перед южным фасадом церкви почти на половину его ширины. Колокольня примыкает к западному фасаду придела. У торцов ее прямоугольного первого яруса расположены маленькие палатки. На нижний ярус опирается невысокий столп-восьмерик с широкими арками звона; - высотные характеристики: четверик основного объема - высокий, двухсветный, апсида, трапезная и придел – односветные, колокольня – трехъярусная;- перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: основной объем и колокольня - примерно одной высоты, являются высотными доминантами постройки. Апсида основного объема высокая, выше придела и середины основного объема;- силуэт и форма крыши: основной объем покрыт на четыре ската и завершен световым восьмериком с купольной кровлей, на которую водружен глухой, меньший по размерам восьмерик, увенчанный луковичной главкой на цилиндрическом барабане. Придел перекрыт двускатной кровлей. Колокольня увенчана шатром с двумя рядами слухов; - конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: продольная ось придела слегка отклоняется от оси главного объема;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: боковые фасады четверика расчленены на три прясла узкими пилястрами на высоких постаментах. В каждом прясле (среднее более широкое, со входами) друг над другом прорезаны два крупных арочных проема в сложных наличниках барочной формы. Фасады завершаются двумя профилированными карнизами, раскрепованными на пилястрах. Разделяющий карнизы гладкий фриз перебивается продолжениями пилястр. Схожую схему декорации имеют и восьмерики: их грани разделены узкими пилястрами; арочные окна нижнего восьмерика помещены в наличники того же типа, что и у четверика; в верхнем восьмерике окна ложные, а их наличники проще по форме. Оба восьмерика имеют такое же как четверик усложненное завершение стен в виде профилированных карнизов в двух уровнях. Общий рисунок всех наличников примерно одинаков: арочные проемы окон обведены архивольтом с замковым камнем в вершине и помещены в значительно превосходящую их по высоте прямоугольную рамку с ушками и уширением у нижних углов. Основание рамки украшено висячими элементами типа сережек, небольшие подвески спускаются и из-под верхней перекладины рамки (в наличниках нижнего света). Обрамления нижних проемов увенчаны лучковыми сандриками, а верхних – треугольными. Наличники окон трапезной и притвора повторяют в кирпиче рисунок наличников храма. Фасадный декор придела отличается скупостью деталей и представлен поясом поребрика, проходящим в основании стен, лопатками, соответствующими внутреннему членению объема, и простым карнизом в завершении. Углы столпа колокольни огибают широкие лопатки, обрамления полуциркульных арок звона имеют килевидные очертания;- виды обработки фасадной плоскости: облицовка белым камнем; окраска по штукатурке;- пространственно-планировочная структура интерьеров: основной объем четырехстолпный, в его интерьере хорошо прочитывается пространственный крест, боковые нефы сильно сужены. Крещатые западные и прямоугольные восточные столбы несут подпружные арки с небольшим подъемом перемычек. На стенах столбам соответствуют плоские пилястры. Переход к восьмигранному световому барабану осуществлен с помощью тромпов. Ветви креста перекрыты «обходящими» коробовыми сводами (с распалубками, идущими от арок). В угловых ячейках происходит соединение под прямым углом продолжающихся коробовых сводов. В конху апсиды врезаны распалубки двух окон. В юго-западной части здания притвор, придел и трапезная, перекрытые коробовыми сводами, соединяются между собой. Коробовый свод апсиды придела завершается конхой. Палатки колокольни соединяются с приделом в одно целое. Трапезная представляет собой небольшое, узкое помещение, перекрытое коробовым сводом с лотками на север-юг. Трапезная соединяется с основным объемом узким арочным проемом с распалубкой; таким же проемом трапезная соединялась с притвором. Притвор представляет собой квадратное помещение с коробовым сводом с лотком на запад. С приделом трапезная соединяется широким арочным проемом. Придел представляет собой объем, вытянутый с востока на запад, идущий несколько под углом к основному объему. Придел разделен на части широкими арками;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: роспись интерьера конца XVIII – начала XIX вв.: композиция в куполе: в зените голубь (Святой Дух) в ореоле лучей, а по периметру основания – свободно расположенные группы; с восточной стороны помещены Христос и Саваоф с голгофским крестом, восседающие на облаках, в западной – молящая их Богоматерь с архангелами. Эти основные группы объединяются написанными между ними и также сгруппированными фигурами ангелов, святых, царей и князей во главе с Иоанном Предтечей. Роспись купола – это единая многофигурная композиция, исполненная в духе перспективно-иллюзорной живописи. Купол отделен от восьмерика рисованным карнизом. Простенки восьмерика и паруса под ним, а также подпружные арки заполнены гризайльным орнаментом в голубых тонах, состоящим из акантовых листьев и рокайльных завитков. На сводах южного, западного и северного рукавов креста расположены аллегорические композиции, сопровождаемые текстами молитв. На сводах западных угловых ячеек – сцены избавления мучеников. Они написаны на голубом фоне в сочных, контрастных тонах и умело вписаны в своды. Большое место в каждой композиции занимают небо, облака, деревья, фигуры летящих ангелов. В люнетах и на стенах между двумя ярусами окон помещены композиции на евангельские темы в духе академической школы. Их обрамляют пышные орнаментальные рамы с завершениями типа картушей. Необычна живопись на пилястрах и гранях столбов: их верхние части украшены пышными картушами и иониками. Под ними написаны в рост архангелы и апостолы в римских тогах, при этом каждая из фигур стоит на капители колонны, ствол которой почти скрыт плотно оплетающими его крупными, сильно изрезанными листьями аканта, завитками и т.п. Эти сложные изображения выполнены в технике гризайль с большим мастерством, в желто-коричневых тонах на голубом фоне, с глубоко процарапанными контурами, что делает их похожими на рельефы. В алтаре живопись сохранилась в конхе: «Тайная вечеря» и на восточной стене «Преображение» и «Вознесение Христа».В аркосолиях западной части основного объема расположены белокаменные надгробия;Конструктивные элементы: - капитальные стены и перегородки: глиняный кирпич, белый камень; декоративные элементы выполнены из белого камня;- перекрытия: сводчатые, каменные, с металлическими тягами. Центральное внутреннее пространство храма организовано четырьмя столбами с арками, несущими парусный свод. Боковые нефы перекрыты коробовыми сводами с лотками. Апсида перекрыта конхой с распалубками над окнами. Придел: средняя часть перекрыта сводом с четырьмя лотками, в центре не соединяющимися; западная часть перекрыта коробовым сводом с лотками на восток. Трапезная перекрыта коробовым сводом с лотками;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной формы, двери – деревянные, внутренние, и металлические наружные; створчатые;Оконные проемы: арочной формы с откосами внутрь, лучковой формы; оконные заполнения – двойные деревянные рамы с переплетами; коваными фигурными решетками. Колокольня имеет арочные пролеты-звоны;-лестницы: устроена в толще восточной стены колокольни;Историческая функция: культовая постройка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.