Церковь Вознесения

Стилистическая характеристика: типичный образец бесстолпного посадского храма, характерного для конца XVII – начала XVIII вв., и имевшего распространение во Владимирской области, в композиции и декоре которого соединены мотивы древнерусского зодчества XVII в. (каменного узорочья и нарышкинского стиля) с приемами раннебарочной московской архитектуры);Градостроительные характеристики:- местоположение: Вознесенская церковь расположена в юго-западной части города, среди домов старой городской застройки конца XIX - первой четверти XX в., за чертой древних земляных укреплений, на высоком холме, откуда открывается живописный вид на Клязьму и заречные лесные дали;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта:            из-за реки, с муромской дороги храм воспринимается крайней слева доминантой в панораме исторической части Владимира;- силуэт: в плане вытянутый по оси запад-восток прямоугольник. Основной объем – в плане квадрат (четверик); апсида – полукруг (состоит из трех не ярко выраженных полукружий, плавно переходящих друг в друга); трапезная – прямоугольник; колокольня - квадрат (нижний ярус);- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: вокруг памятника почти нет свободного пространства, т.к. в непосредственной близости от него находятся жилые дома рядовой городской застройки, поэтому свободный обзор как таковой отсутствует, хотя памятник частично раскрывается со всех четырех сторон. Наилучшей точкой обзора является пойма р. Клязьмы;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением                              (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек            и т.п.): постройка имеет сложную композиционную структуру: состоит                  из основного объема, небольшой трапезной и притвора с крыльцом, к которому примыкает колокольня, и двух приделов, окружающих первоначальную постройку с севера и юга. В первоначальной трехчастной структуре выделяется крупный и высокий квадратный в плане двухсветный четверик под четырехгранной купольной кровлей, над которой возвышаются два уменьшающихся восьмеричка. Полуциркульная пониженная апсида, примыкающая к основному объему с востока, по ширине равна четверику.                К западной стене трапезной пристроена колокольня, смещенная к северу относительно продольной оси здания (заподлицо с северным фасадом трапезной и четверика), что придает асимметрию общей композиции. Небольшой притвор с крыльцом, сильно выдвинутый вперед, закрывает южную (правую) часть западного фасада трапезной; - высотные характеристики: четверик основного объема - высокий, двухсветный, апсида и трапезная – односветные, колокольня – трехъярусная;- перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: колокольня           и основной объем - примерно одной высоты, являются высотными доминантами постройки. Трапезная по высоте равна нижнему ярусу четверика. Приделы и апсида одной высоты, но апсида выделяется подвышенной кровлей;- силуэт и форма крыши: четверик основного объема имеет четырехгранную кровлю, над которой возвышаются два уменьшающихся восьмеричка, также            с купольными кровлями. Венчает основной объем небольшая луковичная главка на высокой цилиндрической шее. Апсида завершена сильно поднятой купольной кровлей. Северный придел имеет односкатную кровлю. Колокольня завершена куполообразной высокой кровлей и барабаном с миниатюрной луковичной главкой;- конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей                       по фасадам: северный придел акцентирован крыльцом-портиком на двух парах небольших колонн тосканского ордера, с антаблементом и треугольным фронтоном;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: четверик         с апсидой выдержаны в традициях посадской архитектуры XVII в. Углы четверика огибают неширокие пилястры, фасады лишены вертикальных членений. Широкий карниз, состоящий из нескольких уступов кладки и пояса зубчиков в основании, отрезает от гладкой фасадной поверхности пояс декоративных кокошников подковообразной формы (по четыре с каждой стороны). Карниз раскрепован на угловых пилястрах и своеобразных импостах, зрительно воспринимающихся как опоры для кокошников. Полукружие апсиды разделено плоскими пилястрами на три части, в каждой из которых помещено крупное прямоугольное окно. В завершении апсиды проходит пояс крупных городков. Проемы нижнего света четверика на северной стене закрыты притвором, а на южной стене вход заложен, обрамления входа и окна срублены (за исключением наверший). Арочные проемы верхнего света расположены          с заметным смещением к востоку, а на южной и северной стене использованы наличники разной формы: первые имеют венчания в виде разорванных треугольных фронтонов, вторые – килевидные кокошники. Фасадные композиции дополнены небольшими квадратными нишками-киотами, помещенными над простенками верхних окон и также имеющими завершения разной конфигурации: треугольное на южной стене и килевидное на северной. Высокие и узкие проемы нижнего восьмерика заключены в рамочные наличники раннебарочного рисунка: с ушами, замковыми камнями                            и треугольными сандриками. Убранство фасадов поздних пристроек выполнено в формах классицизма. Прямоугольные окна здесь лишены наличников,                    в обработке использован руст. Вход через северный придел акцентирован крыльцом-портиком на двух парах небольших колонн тосканского ордера,                с антаблементом и треугольным фронтоном с гладким тимпаном. Колокольня: фасады первого и третьего ярусов украшены пилястрами, среднего – глубоким рустом. Крупные арки верхнего яруса звона отмечены замковыми камнями, такие же замковые камни устроены над сильно заглубленными арочными нишами среднего яруса. Профилированные карнизы в завершении ярусов раскрепованы на пилястрах;- виды обработки фасадной плоскости: побелка по затирке, штукатурка;- пространственно-планировочная структура интерьеров: основной объем  бесстолпный;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: на четырех лотках свода четверика сохранилась                      (с частичными утратами) роспись середины XVIII  в., частично переписанная в XIX в. – незаурядный памятник в стиле барокко. Живопись выдержана в теплой красновато-коричневой гамме. Сцены в лотках расположены поярусно. В верхних частях размещены четыре большие композиции в гризайльных рамах из листьев аканта: «Вознесение Христа» на востоке, «Преображение» на западе, «Вознесение Богоматери» на севере и «Крещение» на юге.  Каждая из композиций заключена в узкую орнаментальную раму. Над картинами сохранились фрагменты надписей. Основанием для этих композиций служат проходящие под ними фриз и гладкий карниз. В углах, на распалубках, написаны в рост фигуры евангелистов и их символы на фоне облаков. Ниже в круглых медальонах из акантовых листьев – погрудные изображения святых князей и мучеников. Еще ниже, в полуциркульных рамах, - композиции на евангельские темы.  Распалубки восточного склона свода: 1. Несение креста.           2. Моление о чаше. Распалубки южного склона свода: 1. Явление Христа Марии Магдалине. 2. Тайная вечеря. 3. Бичевание Христа. Распалубки западного склона свода: 1. Христос и женщина. 2. Нагорная проповедь.                   3. Христос и грешница. Распалубки северного склона свода: 1. Исцеление Расслабленного. 2. Беседы Христа с самарянкой. 3. Исцеление слепого. Между распалубками гризайлью написаны кронштейны с акантовыми завитками,             как бы несущие рисованный карниз в основании верхних композиций;Конструктивные элементы:   - капитальные стены: стены: глиняный кирпич на известковом растворе;              базы колонн бокового входа северного придела – белокаменные;- перекрытия: сводчатые, плоские. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом на распалубках с восьмигранным световым отверстием барабана. Тремя широкими арочными проемами четверик соединяется с апсидой, коробовый свод которой имеет лотки с севера и юга и распалубки над проемами. Такие же три арки ведут в трапезную – она, как и более поздние объемы, имеет плоские перекрытия. Нижний ярус колокольни перекрыт коробовым сводом;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой                              и прямоугольной формы, двери – деревянные, филенчатые, двустворчатые                  и одностворчатые. Западные входные двери проема имеют внешние створки, состоящие из нескольких пластин, соединенных лентами, положенными                   в квадрат, которые крепятся гвоздями, оформленными розетками;Оконные проемы: арочной, лучковой, прямоугольной форм; оконные заполнения – двойные деревянные рамы с переплетами, коваными металлическими фигурными решетками. Колокольня имеет большие арочные пролеты-звоны разной ширины, которые значительно уже на северной и южной гранях;-лестницы:  ступени бокового входа северного придела - белокаменные;Историческая функция: культовая постройка
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте