Распятская колокольня – звонница

Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: классический пример древнерусского шатрового зодчества, тип постройки «церковь под звоном», получивший распространение            в русской архитектуре XVII в.;Градостроительные характеристики:- местоположение: Ансамбль Успенского монастыря расположен на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Колокольня расположена                 в юго-западной части монастыря, примерно в 25 метрах к югу от Троицкого собора;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является абсолютной высотной доминантой в окружающей застройке, несет наибольшую нагрузку в организации силуэта и композиционно-пространственной структуры ансамбля монастыря;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: здание хорошо просматривается со всех сторон света;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): имеет трехчастное решение: восьмигранник шатровой колокольни                      с церковью в ее нижнем ярусе; примыкающий к ней с юга (прямоугольный                  в плане) высокий вертикальный объем - параллелепипед придела со звоном; параллелепипед келий царевны Марфы  - Марфиных палат. Основанием колокольни служит мощный восьмигранный двухъярусный столп, прорезанный арками. Переход от столпа к звонам оформлен тремя рядами полуциркульных кокошников.В объеме колокольни выделяются: высокая аркада, соответствующая трем фасадным ярусам первоначального ядра; открытая галерея над аркадой, равная             ей в поперечнике; пирамида из круглых кокошников в три яруса; восьмерик звона под шатром с узкими слухами в основании. Карниз открытой галереи смыкается              с карнизом звонницы; - высотные характеристики, перепады высот: высота здания 56 м. В композиции доминирует вертикальный объем колокольни. Колокольня с шатром - четырехъярусная, придел со звоном - двусветный, Марфины кельи - одноэтажные. Стены келейной пристройки почти в пять раз ниже звонницы, крутая кровля над кельями врезана в ее стену ниже середины;- силуэт и форма крыши: колокольня – шатровая (шатер установлен на сквозном восьмерике звона, завершен восьмигранным глухим барабаном, увенчан луковичной главкой с крестом); придел – четырехскатная, звонница – вальмовая кровля, завершена небольшой главой с крестом, на круглом барабане; Марфины палаты – двускатная с полицей);- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено          в стиле древнерусского шатрового зодчества: мощные пилоны с глубокими арками, расчлененные двухступенчатыми филенками; открытая галерея                  с арочными проемами второго яруса и утопленными по фасадной плоскости полуколонками; позакомарное покрытие третьего яруса колокольни                        с индивидуальным декором архивольтов (ромбы, бусины, простая профилировка); круглые окошки первого яруса закомар; плоские угловые пилястры, профилированный карниз в завершении стен Марфиных палат. Под архивольтом во втором ярусе сохранились остатки «фряжского» портала и пилястры. Высокие арки у нижних ярусов вписаны в прямоугольные ниши. Между нишей и ребрами восьмигранника заглублены высокие и узкие филенки. Двойной уступ по их краю повторен и на других участках, но с иными пропорциями рамки. На уровне верхней открытой галереи между арками помещены три полуколонки, разделенные вертикальными гладкими полосами и заглубленные в кладку.                     На фасадах наиболее нарядны обрамления слухов и архивольты кокошников                   с цепочками ромбов, огибающими круглые окна закрытой (внутренней) галереи;- виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке, затирке;- планировочная структура внутренних помещений: западный вход ведет                     в довольно тесное двусветное помещение. Центрическое пространство под лотковым сводом равномерно окружено восемью глубокими нишами: юго-западная ниша глухая, в западной и южной – проходы, в остальных – окна. Южный проход связан с кельями Марфы. Звонница в нижнем ярусе имеет небольшое прямоугольное сводчатое помещение, во втором ярусе – небольшая камера с коробовым сводом. Одноэтажная пристройка включает в себя три маленькие кельи;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: изразцовые печи, фрагменты живописи XVIII в. Росписи сохранились в Марфиных палатах на западной стене и в Распятской колокольне в южной нише -  композиция «Оплакивание Христа»; Конструктивные элементы:- фундаменты: бутовые, ленточные;- капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич на известковом растворе.- перекрытия: сводчатые, плоские. Восьмигранник первого яруса колокольни перекрыт глухим сводом. Закрытая галерея колокольни перекрыта сводами, продолжающими архивольт по их краю;- крыша (материал, конструкции, связи): колокольня и придел покрыты медью; Марфины палаты – оцинкованной сталью;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой, прямоугольной формы, заполнения – деревянные двери. Колокольня: входная дверь – деревянная, двупольная.Оконные проемы арочной, щелевидной, прямоугольной, круглой формы. Колокольня: кокошники первого яруса прорезаны маленькими круглыми окнами; в каждой грани шатра – по одному щелевидному слуховому окну; нижний ряд окон с коваными ставнями и деревянными частыми рамами; второй ряд маленьких окон в очень глубоких нишах, окна – в деревянных рамах,                      с металлическими простыми решетками в клетку. Звонница: второй ярус – ярус звона – низкий, открытый, прорезан по трем граням полуциркульными пролетами; маленькие узкие окна заполнений не имеют.Марфины палаты: оконные проемы прямоугольной формы, с обычными рамами на окнах с решетками;- полы: кирпичные, дощатые. В галереях колокольни – кирпичные, в Марфиных палатах – полы деревянные, дощатые, в звоннице – деревянный настил;- лестницы: кирпичная, винтовая – на верхние ярусы у юго-западной грани колокольни, в массиве стены на ее стыке со звонницей; соединяет две галереи – нижнюю открытую и верхнюю закрытую; деревянная – на восьмерик звона и в шатер;- Историческая функция: культовая постройка.Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: классический пример древнерусского шатрового зодчества, тип постройки «церковь под звоном», получивший распространение            в русской архитектуре XVII в.;Градостроительные характеристики:- местоположение: Ансамбль Успенского монастыря расположен на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Колокольня расположена                 в юго-западной части монастыря, примерно в 25 метрах к югу от Троицкого собора;- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является абсолютной высотной доминантой в окружающей застройке, несет наибольшую нагрузку в организации силуэта и композиционно-пространственной структуры ансамбля монастыря;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: здание хорошо просматривается со всех сторон света;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): имеет трехчастное решение: восьмигранник шатровой колокольни                      с церковью в ее нижнем ярусе; примыкающий к ней с юга (прямоугольный                  в плане) высокий вертикальный объем - параллелепипед придела со звоном; параллелепипед келий царевны Марфы  - Марфиных палат. Основанием колокольни служит мощный восьмигранный двухъярусный столп, прорезанный арками. Переход от столпа к звонам оформлен тремя рядами полуциркульных кокошников.В объеме колокольни выделяются: высокая аркада, соответствующая трем фасадным ярусам первоначального ядра; открытая галерея над аркадой, равная             ей в поперечнике; пирамида из круглых кокошников в три яруса; восьмерик звона под шатром с узкими слухами в основании. Карниз открытой галереи смыкается              с карнизом звонницы; - высотные характеристики, перепады высот: высота здания 56 м. В композиции доминирует вертикальный объем колокольни. Колокольня с шатром - четырехъярусная, придел со звоном - двусветный, Марфины кельи - одноэтажные. Стены келейной пристройки почти в пять раз ниже звонницы, крутая кровля над кельями врезана в ее стену ниже середины;- силуэт и форма крыши: колокольня – шатровая (шатер установлен на сквозном восьмерике звона, завершен восьмигранным глухим барабаном, увенчан луковичной главкой с крестом); придел – четырехскатная, звонница – вальмовая кровля, завершена небольшой главой с крестом, на круглом барабане; Марфины палаты – двускатная с полицей);- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено          в стиле древнерусского шатрового зодчества: мощные пилоны с глубокими арками, расчлененные двухступенчатыми филенками; открытая галерея                  с арочными проемами второго яруса и утопленными по фасадной плоскости полуколонками; позакомарное покрытие третьего яруса колокольни                        с индивидуальным декором архивольтов (ромбы, бусины, простая профилировка); круглые окошки первого яруса закомар; плоские угловые пилястры, профилированный карниз в завершении стен Марфиных палат. Под архивольтом во втором ярусе сохранились остатки «фряжского» портала и пилястры. Высокие арки у нижних ярусов вписаны в прямоугольные ниши. Между нишей и ребрами восьмигранника заглублены высокие и узкие филенки. Двойной уступ по их краю повторен и на других участках, но с иными пропорциями рамки. На уровне верхней открытой галереи между арками помещены три полуколонки, разделенные вертикальными гладкими полосами и заглубленные в кладку.                     На фасадах наиболее нарядны обрамления слухов и архивольты кокошников                   с цепочками ромбов, огибающими круглые окна закрытой (внутренней) галереи;- виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке, затирке;- планировочная структура внутренних помещений: западный вход ведет                     в довольно тесное двусветное помещение. Центрическое пространство под лотковым сводом равномерно окружено восемью глубокими нишами: юго-западная ниша глухая, в западной и южной – проходы, в остальных – окна. Южный проход связан с кельями Марфы. Звонница в нижнем ярусе имеет небольшое прямоугольное сводчатое помещение, во втором ярусе – небольшая камера с коробовым сводом. Одноэтажная пристройка включает в себя три маленькие кельи;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: изразцовые печи, фрагменты живописи XVIII в. Росписи сохранились в Марфиных палатах на западной стене и в Распятской колокольне в южной нише -  композиция «Оплакивание Христа»; Конструктивные элементы:- фундаменты: бутовые, ленточные;- капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич на известковом растворе.- перекрытия: сводчатые, плоские. Восьмигранник первого яруса колокольни перекрыт глухим сводом. Закрытая галерея колокольни перекрыта сводами, продолжающими архивольт по их краю;- крыша (материал, конструкции, связи): колокольня и придел покрыты медью; Марфины палаты – оцинкованной сталью;- проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой, прямоугольной формы, заполнения – деревянные двери. Колокольня: входная дверь – деревянная, двупольная.Оконные проемы арочной, щелевидной, прямоугольной, круглой формы. Колокольня: кокошники первого яруса прорезаны маленькими круглыми окнами; в каждой грани шатра – по одному щелевидному слуховому окну; нижний ряд окон с коваными ставнями и деревянными частыми рамами; второй ряд маленьких окон в очень глубоких нишах, окна – в деревянных рамах,                      с металлическими простыми решетками в клетку. Звонница: второй ярус – ярус звона – низкий, открытый, прорезан по трем граням полуциркульными пролетами; маленькие узкие окна заполнений не имеют.Марфины палаты: оконные проемы прямоугольной формы, с обычными рамами на окнах с решетками;- полы: кирпичные, дощатые. В галереях колокольни – кирпичные, в Марфиных палатах – полы деревянные, дощатые, в звоннице – деревянный настил;- лестницы: кирпичная, винтовая – на верхние ярусы у юго-западной грани колокольни, в массиве стены на ее стыке со звонницей; соединяет две галереи – нижнюю открытую и верхнюю закрытую; деревянная – на восьмерик звона и в шатер;- Историческая функция: культовая постройка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте