Церковь Покрова

Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: интересный пример крупного сельского храма в формах позднего классицизма, отличающийся монументальными формами и выразительным силуэтом.Градостроительные характеристики:-местоположение: на площади посреди села Гришино, к югу от пруда; -композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: высотная доминанта села Гришино;-силуэт: прямоугольный, вытянутый по линии восток – запад;-секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: храм хорошо просматривается со всех четырех сторон света.Архитектурные характеристики:-объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): основной объем - двусветный четверик с четырехколонными тосканскими портиками-лоджиями, над которым возвышается крупная ротонда, завершенная сферическим куполом и луковичной главкой на небольшом глухом барабане. К четверику примыкают более широкие и пониженные почти квадратная в плане трапезная и прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой. Небольшой притвор соединяет двухстолпную трапезную и двухъярусную с промежуточным полуярусом квадратную в плане колокольню, перекрытую сферической кровлей с высоким шпилем; -высотные характеристики: двусветный четверик с ротондой, односветные трапезная и апсида, двухъярусная с промежуточным полуярусом колокольня;-перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: трапезная и апсида одной высоты, колокольня и основной объем с ротондой одинаковы по высоте;-силуэт и форма крыши: апсида – сферическая;алтарь – двухскатные;ротонда основного объема – полусферический купол, опирающийся на тромпы;трапезная – двухскатная;колокольня – сферическая;- завершения: на основном объеме – глухой барабан на низком квадратном постаменте с луковичной главой и крестом. Колокольня - низкий цилиндрический барабан с высоким шпилем;-конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: трехчастная апсида и прямоугольная трапезная одной ширины, храм более узкий, а его портики вынесены дальше апсиды и трапезной, колокольня уже, чем храм, а притвор самый узкий;-композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: южный и северный фасады четверика оформлены четырехколонными тосканскими портиками-лоджиями с треугольными фронтонами и фризом с упрощенно трактованными триглифами и метопами. Фасады четверика в три оси проемов расчленены пилястрами, отвечающими колоннам портика. По сторонам от входов, устроенных на средней оси каждого фасада, помещены высокие двухчастные окна нижнего света; над нижними прямоугольными проемами расположены отделенные узкой перемычкой небольшие полуциркулярные окна с веерными замками. Ротонда имеет восемь арочных окон (восточное ложное), завершена карнизом с сухариками, над которым проходит аттиковый пояс из небольших зубцов. Барабан главки оформлен пилястрами и арочными нишами. Окна алтаря и трапезной с профилированными подоконниками не имеют наличников; некоторые увенчаны сандриками на вытянутых кронштейнах. У алтарного выступа пять проемов, над тремя из которых, в апсиде, помещены круглые ниши. На фасадах трапезной по пять окон (западные - ложные). У средних из них сандрики имеют вид не полных фронтонов, а у крайних, как и у проемов на боковых фасадах алтаря, они прямые профилированные. Стены алтаря и трапезной завершены карнизом с сухариками. Проемы притвора фланкированы двумя вертикальными филенками наподобие итальянского окна и отмечены бровкой с заплечиками. Квадратные в плане ярусы колокольни прорезаны крупными арками с веерными замками (внизу на северном фасаде арочная ниша). В нижнем ярусе по бокам проемов поставлены сдвоенные пилястры, несущие наложенный на стену неполный фронтон. На уровне пят арок звона проходит полочка, ниже которой устои покрыты ленточным рустом. Проемы полуяруса полукруглые, с веерным замком, фланкированы широкими досками с филенками в виде вытянутых по вертикали шестиугольников. Завершает колокольню низкий цилиндрический барабан с карнизом и городками;-виды обработки фасадной плоскости: побелка по кирпичной кладке, сандрики над окнами выполнены из белого камня, ротонда покрыта французским рустом;-колористическое решение: белый цвет;-пространственно-планировочная структура интерьеров: из основного объема три арочных проема ведут в апсиду, помещения дьяконника и жертвенника прямоугольные, трапезная с основным объемом соединена узким проходом;-тип планировочной организации: анфиладный.Конструктивные элементы:-капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич (размером                    270*120*70 мм.);-перекрытия: каменные, сводчатые:апсида - коробовый свод с конхой;дьяконник и жертвенник -  коробовый свод;трапезная - два крещатых столба поддерживают систему различных сводов: в южных компартиментах своды парусные, в средних - коробовые с распалубками, в северных перекрытия выложены из двух пересекающихся коробовых сводов с взаимно перпендикулярными шелыгами;притвор - коробовое перекрытие;-крыша: стропила и обрешетка деревянные, кровля – металлическая с фальцами;-проёмы дверные и оконные: в четверике три ряда окон – прямоугольные высокие,  циркулярные и квадратные. Внутри прямоугольные и циркулярные окна помещены в общий вертикальный откос арочной формы. Квадратные окна в интерьере обрамлены арочными откосами, намного большего размера, чем сам проем. В ротонде устроено восемь арочных оконных проемов (восточное ложное). Окна трапезной и апсиды – высокие прямоугольные, звоны арочной и циркулярной формы, слухи – круглые. На всех нижних окнах кованые решетки из витых прутьев, создающих ромбовидный рисунок. На окнах второго света у основного объема решетки рисунка «волна». Заполнения – деревянные рамы с переплетами. Боковые двери – прямоугольные, двупольные, высокие деревянные, с накладными коваными деталями.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: пятиярусный иконостас 2-й пол. 19 в. В четырех нижних ярусах иконы прямоугольные, в верхнем с полукруглым подвышением. Ярусы разделены профилированными карнизами, а иконы - каннелированными пилястрами с композитными капителями. Над царскими вратами большая круглая икона «Тайная вечеря». Венчает иконостас напоминающая триумфальную арку композиция из трех икон, над которой обрезное Распятие с предстоящими. В центре  крупное, с полукруглым завершением изображение «Снятие с креста», по бокам – «Несение креста» и «Моление о чаше». Придельные иконостасы двухъярусные.  Историческая функция: культовая постройка.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте