1. Градостроительные характеристики1.1. Место расположения здания в современных границах участка: в западной части города, невдалеке от р. Свияга. Стоит на небольшой открытой площадке среди кладбищенского парка, невдалеке от главных северных ворот кладбища (фото 6).1.2. Высотные габариты здания (фото 1-4).1.3. Планировочная и объёмно-пространственная структура здания (в редакции начала XX в.): простой тип кладбищенской церкви без колокольни и трапезной; имеет строго центричную и симметричную четырёхлепестковую композицию плана, составленного из октогонального (восьмигранный) объёма храма и четырёх апсид, расположенных по основным осям; к восточной апсиде примыкает прямоугольный алтарь со скошенными углами, к северной и западной – небольшие квадратные в плане притворы, южная апсида соединяется крытой галереей с небольшой часовней, отстоящей к югу от храма на 4 метра; в объёмной композиции здание имеет компактную пирамидальную форму; центральный башнеобразный октогон суживается кверху (фото 1-4). арка въездных трёхчастных ворот на кладбище с широкой проездной частью и двумя калитками, расположенная на одной оси с храмом (фото 5-6).2. Инженерно-конструктивные характеристики2.1. Своды: сомкнутый гранёный купол над храмовой частью, купольный над световым барабаном, конховые над апсидами, крестовый сомкнутый над часовней (фото 24-26).2.2. Подпружные, суживающиеся кверху, арки средней части (фото 25, 26, 29, 30).2.3. Арочные стеновые проёмы (фото 27, 28).2.4. Форма (полуциркульные) и способ кладки (клинчатая) оконных и дверных проёмов (фото 1-4, 7, 16, 17, 22, 24, 25, 29, 38, 39). 2.5. Первоначальный материал (дерево) и форма заполнения оконных и дверных проемов (расстекловка и профилировка) (фото 1-4, 7, 8, 16, 17, 22, 24, 25, 30, 33, 38, 39).2.6. Первоначальный материал стен (краснокирпичная кладка на известково-песчаном кладочном растворе, оштукатурена и окрашена) (фото 1-4).2.7. Лучковые фронтоны со щипцовым завершением (фото 1-4, 7, 12, 18).2.8. Двухскатные фронтоны (фото 1, 3, 12, 14).2.9. Двухскатный щипцовый фронтон (фото 1, 10).2.10. Полуциркульные закомары (фото 1-4, 7, 22).2.11. Материал кровельного покрытия (гладкие металлические листы с фальцевыми соединениями, на куполах – ромбовидной формы) (фото 1-4, 10-12).2.12. Лекальный и фасонный кирпич (фото 1-7, 12-17).2.13. Материал (красный кирпич) и форма (полуциркульная, трёхчастная) въездных ворот на кладбище (фото 5, 6).2.14. Круглые колонны портала дополнительного входа (фото 10).2.15. Круглые колонны дорического ордера с низкими импостными капителями, поддерживающие архивольты притворов (фото 1, 7-9).3. Архитектурные характеристики3.1.Стилистика: эклектика с использованием элементов византийских и древнерусских культовых сооружений с применение мотивов классицизма и барокко (фото 1-4). 3.2.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (в редакции начала XX в.): трёхчетвертные полуколонки на полукруглых консолях с импостными капителями растительного орнамента, поддерживающие пяты закомар (фото 7, 22, 23);круглые полуколонки на полукруглых консолях (фото 1, 13, 15);профилированные архивольты закомар и арочных окон с городчатыми поясками (фото 1-4, 7, 12, 16, 17, 22); двухчастный фриз, нижняя часть которого декорирована лепными цветами, верхняя – ширинками, заполненными лепным декором с ветвями аканта (фото 1-4, 16, 18-21);лепные маскароны в виде голов херувимов, расположенные в щипцах лучковых фронтонов (фото 1-4, 19);лепные маскароны с лавровыми венками, увитыми лентами в простенках светового барабана (фото 1-4, 16, 17);круглые колонны дорического ордера с низкими импостными капителями, декорированными фигурными ширинками с лепным орнаментом, поддерживающие лепные архивольты притворов (фото 1, 7-9);фризовые пояса притворов с пальметтами (фото 1, 7, 8);портики в виде круглых полуколонок, поддерживающих двускатный фронтон, обрамлённый профилями с декоративными кронштейнами (фото 1, 14);лопатки в виде сдвоенных плоских пилястр, опирающихся на конические консоли (фото 2, 3, 12);поясок квадратных ниш (фото 2, 3, 12);тянутые профилированные подоконные и цокольные пояски (фото 1-4, 7, 10-13, 15, 22);декоративное оформление въездных ворот на кладбище: вертикальные ниши, профилированные архивольты арок, городчатые пояски (фото 5, 6). 4. Архитектурно-художественное оформление и предметы интерьера4.1. Живописные панно стен, выполненные маслом на холсте, клеевая живопись сводов (фото 24, 26, 28, 30-35).4.2. Тянутый и лепной штукатурный декор стен и сводов (фото 24, 25, 27-35, 38, 39).4.3. Метлахская плитка с растительным орнаментом (фото 48-50).4.4. Металлическая кованая винтовая лестница с ограждением (фото 40-46).4.5. Металлическое кованое ограждение балконов (фото 44-47).4.6. Кованые решётки окон (фото 51).4.7. Оконные витражи (фото 24, 25, 30, 33).4.8. Паникадило (фото 30).4.9. Подсвечники (фото 36, 37).4.10. Иконостас (фото 36).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.