Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Троицкая церковь 1795 г. с иконостасом», конец XVIII в. (далее – здание): - местоположение и градостроительные характеристики здания, расположенного в центре села Осечно;- роль здания в пространственно-планировочной структуре прилегающей территории, в панорамах населенного пункта, открывающейся с ул. Почтовая, доминирующее значение при формировании панорамных видов;- габариты и силуэтные характеристики здания;- видовые раскрытия здания при подъезде по дороге с севера. Объемно-пространственная композиция и силуэтные характеристики здания:- объемно - пространственная композиция разноуровнего здания, представляющего вытянутый по оси «восток-запад» сложный объем, состоящий из вертикали прямоугольного притвора с пятиярусной колокольней, состоящей из двух разновеликих ярусов, переходящих в три яруса звона, завершающейся полукруглым купольным сводом, шпилем с крестом, пониженным объемом трапезной, двухсветного четверика храмовой части, перекрытым сводом, с центральным восьмигранным световым барабаном и четырьмя равнозначными глухими барабанами, с восьмигранными купольными завершениями и луковичными главками на высоких шеях, трехнефным объемом алтарной апсиды, с системой воздушных связей: по диагонали соединяющих углы узких граней, внахлест по две воздушных связи в простенках широких граней; высотные и силуэтные характеристики здания;- крыша, ее конструкция, характер кровельного покрытия, в том числе материал покрытия (металл), высотные отметки по конькам, включая двускатную крышу трапезной, крышу вальмового завершения храмовой части с центральным восьмигранным световым барабаном и четырьмя равнозначными глухими барабанами, с восьмигранными купольными завершениями и луковичными главками на высоких шеях, венчаемых крестами;- конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру;- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен и перекрытий, с анфиладной планировочной связью помещений; местоположение, форма внутренних исторических проемов, обеспечивающих взаимосвязь помещений;Композиционное решение и архитектурное оформление фасадов здания, в том числе:- белокаменный цоколь, крыльца;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление притвора: угловые широкие лопатки, обработанные горизонтальным рустом; слабовыраженные притвора, прорезанные арочными проемами (северный и южный дверные, западный ложный); белокаменные крыльца; полочки пят арок проемов; профилированный карниз, расскрепованный в месте примыкания угловых лопаток; - композиционное решение и архитектурно-художественное оформление пятиярусной колокольни с тремя ярусами звона: первый ярус прямоугольный в плане, представлен четырехпилястровыми портиками с треугольными фронтонами, нижней расскрепованной гранью фронтона; оконные проемы первого яруса колокольни прямоугольного завершения, обрамленные пилястрами с прямоугольными сандриками; второй ярус колокольни прямоугольный в плане; термальные окна второго яруса колокольни в профилированных архивольтах, с акцентом на замковый камень; горизонтальный руст второго яруса колокольни, переходящий в клинчатый в уровне примыкания к термальным окнам; карниз второго яруса колокольни; нижний ярус звона колокольни прямоугольный в плане; угловые парные трехчетвертные круглые колонны нижнего яруса звона; арочные проемы нижнего яруса звона в архивольтах, пяты арок которых продолжаются карнизными тягами на фасадах; фриз, венчающий карнизом с рядом дентикул нижнего яруса звона; восьмигранный ярус звона, диагональные грани которого акцентированы парными круглыми полуколоннами с ионическими капителями; фриз и венчающий карниз восьмигранного яруса звона в местах примыкания полуколонн расскрепованы; арочные проемы восьмигранного яруса звона в портальных нишах, пяты арок которых продолжаются карнизными тягами на фасадах; ротонда верхнего яруса звона, прорезанная арочными проемами, с парными пилястрами в простенках, разрывающих карнизную тягу, акцентирующую пяты арок проемов; завершение ротонды фризом и венчающим профилированным карнизом, купольным сводом, шпилем с яблоком и крестом;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление трапезной: прямоугольная форма оконных проемов с многочастным рисунком остекления в слабовыраженных прямоугольных нишах; надоконный карниз, полукруглые надоконные ниши, венчающий карниз;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление двухсветного прямоугольного в плане четверика храма и двухсветной трехчастной апсиды: арочная форма оконных проемов; - слабовыраженные ступенчатые ризалиты северного и южного фасадов храма, по вертикали выраженные четырьмя пилястрами (пилястры первого яруса с прямоугольными нишами, второго – гладкие); - антаблемент: профилированный архитрав, фриз без декора, венчающий карниз с рядом дентикул; - многообломные межэтажный карниз и подоконный карниз второго яруса ризалитов храмовой части, расскрепованные в уровне пилястр; - горизонтальный руст крайних простенков первого яруса ризалитов храмовой части, клинчатый руст центральных простенков; - прямоугольные филенки подоконного пространства первого яруса ризалитов храмовой части; прямоугольная форма дверного проема северного фасада ризалита с арочной нишей над ним; слабовыраженные ниши окон второго яруса с акцентом на замковый камень, пятами арок, акцентированными профилированной тягой; - прямоугольные ниши западных фрагментов северного и южного фрагментов фасадов храмовой части в два света; декор оконных проемов рамочными прямоугольными наличниками с акцентом на замковый камень; декор подоконного пространства окон второго яруса ризалитов подоконными карнизами, широкими висячими лопатками с декором фигурными филенками; декор надоконного пространства окон второго яруса широкими висячими лопатками, расскреповывающими архитрав; - раскреповка юго-западного и северо-западного углов храмовой части; ложные окна алтарной апсиды; - межэтажные прямоугольные филенки боковых фрагментов алтарной апсиды; - висячие лопатки второго яруса с боковыми свесами; - завершение храма пятью восьмигранными барабанами – центральным световым и четырьмя равноудаленными глухими;- декор барабанов пилястрами, фланкирующими окна;- декор северной, восточной, южной и западной граней барабанов пилястрами, над оконными проемами круглыми окнами и полуциркульными повышениями карнизов, с нижней гранью с концентрическими кругами в тимпане;- декор диагональных граней барабанов слабовыраженными прямоугольными нишами;- арочные окна светового барабана;- ложные арочные окна глухих барабанов;- завершение барабанов многообломным карнизом с рядом дентикул, луковичными главками на высоких шеях, крестами с яблоками.Материаловедческие и конструктивные характеристики здания:- материал фундаментов и цоколя – тесанный камень на известковом растворе 1795 г., первой половины XIX в.;- материал стен и опорных конструкций – керамический кирпич на известковом растворе 1795 г., первой половины XIX в.;- конструкция веерных перемычек арочных оконных и дверных проемов, арочных ниш;- конструкция клинчатых перемычек прямоугольных оконных и дверных проемов;- известковая штукатурка и покраска фасадов с выделением элементов декора белым цветом фасадов;- металл покрытия кровли, металлическое исполнение кубоватых решеток оконных проемов;- сводчатые перекрытия, их конструкция, материал исполнения: притвор с колокольней с деревянными межэтажными перекрытиями ярусов, барабаны ярусов колокольни на тромпах; трапезная перекрыта лотковым сводом; своды храма опираются на четыре массивные столба, несущие световой барабан, переход к барабану, перекрытому сомкнутым сводом при помощи ступенчатых тромпов; остальные компартименты храма и апсиды имеют сомкнутые, лотковые и полулотковые своды, в бесстолпной трапезной лотковый свод; нагрузка свода светового барабана компенсируется системой перекрестных воздушных связей. В арках проемов устроены металлические затяжки.Интерьер:- пространственно-планировочная структура интерьера здания в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий 1795 г., первой половины XIX в.;- помещения паперти, трапезной, храма и алтаря объединены арочными проемами;- элементы интерьера: храмовая часть: фрагменты росписей храмовой части второй конца XVIII в. на библейские сюжеты, их местоположение, содержание сюжетов, пастельная цветовая гамма исполнения; - орнаментальный декор пространства арочных проемов и сводов между библейскими сюжетами; - барочный иконостас, прежде завершённый скульптурным «Распятием с предстоящими», члененный витыми колоннами и каннелированными пилястрами с использованием в декоре растительных мотивов и херувимов; - ценный библейский мотив «Троица Новозаветная» (Сопрестолие) - один из типов иконографии Новозаветной Троицы: изображение Бога-Отца в виде седовласого старца, Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него Святого Духа в виде голубя над троном;- лучковые киоты в алтарной части;- рисунок переплетов оконных проемов, характер их оформления, материал и колористическое решение на 1795 г.: заполнение оконных проемов окнами с многочастным рисунком расстекловки (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Троицкая церковь 1795 г. с иконостасом»).В соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия в предмет охраны могут быть внесены изменения при обнаружении новых сведений, выявленных в процессе проведения комплексных научных исследований и осуществлении производства реставрационных работ.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.