Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Воронцовых-Дашковых» являются:объёмно-пространственная, ландшафтная и архитектурная композиция усадьбы;здания, входящие в ансамбль объекта культурного наследия «Усадьба Воронцовых-Дашковых»: бывший главный господский дом, бывший «новый» господский дом семьи Иллариона Воронцова-Дашкова,церковь Благовещения,часовня во имя святого Романа Сладкопевца,конюшня с большим манежем,конюшня с малым манежем,весовая,школа искусств. Бывший главный господский домМесторасположение здания в глубине усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Здание состоит из двух объёмов: старого одноэтажного усадебного дома и «нового» двухэтажного крыла. Обе части здания имеют прямоугольную форму, в плане старый одноэтажный дом примыкает перпендикулярно к «новому» крылу. Одноэтажный объем с северо-западной стороны имеет выступающие объемы в виде двух эркеров. Крыша скатная.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Северо-западный фасад. Северо-западный фасад старого усадебного дома имеет симметричную композицию, центральная ось которой, акцентирована главным входом, расположенным в неглубоком ризалите с треугольным фронтоном. Крайние оси обозначены трапециевидными эркерами. Широкие световые проёмы с четвертями имеют мелкую расстекловку и декорированы сверху вытянутыми замковыми камнями. По бокам от главного входа ризалит оформлен узкими прямоугольными окнами. Плоскость фасада разлинована скошенным рустом.Юго-восточный фасад. Юго-восточный фасад старого усадебного дома акцентирован по центру сильно выступающим ризалитом, завершённым треугольным фронтоном с полуциркульным окошком. Ранее симметричный объём старого дома позднее был дополнен пристройками. Весь объём старого дома разлинован скошенным рустом (частично утрачен). Изначально центральная ось ризалита была представлена входным проёмом с окнами по бокам, к которому вела широкая лестница с перилами (в настоящее время лестница утрачена, вход заложен)*.Некоторые прямоугольные окна обрамлены в наличники и дополнены замковыми камнями.«Новое» крыло усадебного дома. Главный фасад с северо-западной стороны. Северо-западный фасад «нового» двухэтажного крыла акцентирован двуосным ризалитом, завершённым треугольным фронтом. Первый этаж ризалита обозначен прямоугольным входным проёмом с двустворчатой дверью с фрамугой. Створки оформлены прямоугольными филёнками, верхние из которых имеют стеклянное заполнение. Над стеклянной фрамугой фасад декорирован замковым камнем с барельефом, изображающим лики святых.Горизонтальное членение фасада «нового» крыла представлено профилированным венчающим карнизом с дентикулами, широким межэтажным фризом с прямоугольными филёнками, а также межэтажным профилированным карнизом.Весь первый этаж разлинован скошенным рустом. Также рустом оформлены углы фасада и ризалита по второму этажу. Прямоугольные окна оформлены наличниками и профилированными сандриками на гладких фризах.«Новое» крыло усадебного дома. Дворовый фасад с юго-восточной стороны. Архитектурное убранство юго-восточного фасада «нового» двухэтажного крыла в пять световых осей аналогично убранству северо-западного фасада. Три центральные оси акцентированы крытой верандой, крышей которой служит изящный металлический балкон второго этажа, поддерживаемый шестью тонкими металлическими колоннами.«Новое» крыло усадебного дома. Боковой фасад с юго-западной стороны. Архитектурное убранство юго-западного фасада в семь световых осей «нового» двухэтажного крыла аналогично юго-восточному и северо-западному фасадам. Три центральных оси обозначены неглубоким ризалитом, к которому ведёт открытая веранда, поднятая на уровень цоколя. Широкая открытая веранда с глухим ограждением, поднятая на высоту цоколя оформляет юго-западный фасад «нового» двухэтажного крыла усадебного дома.Торцы северо-восточных фасадов со всеми архитектурными элементами на них расположенными. Торец «нового» двухэтажного крыла оформлен аналогично другим фасадам. По первому этажу примыкает старый усадебный дом. Северо-восточный торец старого усадебного дома в две световые оси рустован по углам. Два прямоугольных разновеликих окна обрамлены в наличники с замковыми камнями.Внутреннее пространство усадебного дома. Парадная лестница с деревянными балясинами и мраморными ступенями расположена в ризалите северо-западного фасада «нового» двухэтажного крыла. Под лестницей имеется двустворчатая дверь со стеклянными верхними филёнками, сверху дверь оформлена профилированным сандриком. Прямоугольные входные проёмы заполняют двустворчатые филенчатые двери. Так же в доме имеются и арочные дверные проемы с расстекловкой веерного типа.Круглые профилированные розетки оформляют потолки некоторых помещений.По периметру некоторые помещения опоясаны профилированными карнизами.Полы помещений первого этажа частично облицованы керамической плиткой с растительным узором, полы некоторых помещений покрыты мозаичной плиткой. Печь на первом этаже «нового» двухэтажного крыла облицована керамической плиткой и дополнена латунными деталями.Часть стены старого усадебного дома облицована квадратной керамической плиткой.Бывший «новый» господский дом семьи Иллариона Воронцова-ДашковаМесторасположение здания в глубине усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Двухэтажный каменный флигель разместился к северу от главного дома, недалеко от церковного участка. В период с 1911 г. по 1912 г. к нему было пристроено обширное западное крыло, несколько отличавшееся по обработке от торцевого и южного фасадов. В плане здание представляет собой два прямоугольных двухэтажных объема, перпендикулярно примыкающих друг к другу.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с северо-восточной стороны. Северо-восточный фасад в десять световых осей с юго-востока имеет выступающий объём. Прямоугольные световые проёмы обрамлены в профилированные наличники, дополненные различными декоративными элементами. Входные проёмы акцентированы деревянными козырьками, на металлических кронштейнах. В завершении и в межэтажном пространстве фасад подчёркнут профилированными карнизами. Лопатки, разлинованные скошенным рустом, оформляют углы и простенки главного северо-восточного фасада.Дворовый фасад с юго-западной стороны. Архитектурное убранство фасада соответствует общему стилевому решению здания. Дворовый фасад насчитывает десять световых осей. Юго-западный фасад с юго-востока акцентирован двухэтажным эркером. Плоскость эркера рустована. Двухэтажный эркер обозначен прямоугольными окнами, обрамлёнными в профилированные наличники. Горизонтальное членение эркера представлено профилированными венчающим и межэтажным карнизами. Под окнами первого этажа эркер декорирован фигурными филёнками в неглубоких прямоугольных нишах. Небольшой балкончик юго-западного фасада с ажурным металлическим ограждением опирается на изящные металлические колонны. Горизонтальное членение фасада представлено подоконной профилированной тягой, широким профилированным межэтажным фризом, а так же профилированным карнизом.Боковой фасад с юго-восточной стороны. Боковой юго-восточный фасад в шесть световых осей выделяется за счет большой веранды и балкончика на втором этаже. Часть плоскости фасада рустована.Архитектурное убранство фасада соответствует общему стилевому решению здания.Боковой фасад с северо-западной стороны. Архитектурное убранство северо-западного фасада в три световые оси соответствует общему стилевому решению здания - световые проемы, рустованные лопатки, подоконная тяга, межэтажный карниз и венчающий карниз, декоративные филенки под окнами первого этажа.Церковь БлаговещенияМесторасположение церкви Благовещения на территории усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Каменная церковь построена по типу восьмерик на четверике. Алтарной апсидой храм обращен в парк. На поперечную ось комплекса выходит его трехпролетная звонница, венчавшая притвор с западным входом.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с северо-западной стороны. Плоскость главного фасада с северо-западной стороны имеет богатое архитектурное убранство. Входная группа ярко выделяется на общем фоне, главный вход украшен объемной аркой с элементами декора. На втором этаже расположена колокольня, украшенная тремя арочными сводами, которые поддерживают четыре колонны со скругленными углами, а так же коваными металлическими ограждениями. Плоскость главного фасада имеет два световых проема, украшенных треугольными сандриками и объемными наличниками. Так же, фасад декорирован множеством объемных ниш.Дворовый фасад с юго-восточной стороны. Плоскость дворового фасада представляет собой три полукруглых объема-апсиды, выступающих из общей формы здания в плане. Дворовый фасад насчитывает семь световых проемов, украшен профилированной подоконной тягой и широким венчающим карнизом.Боковой фасад с юго-западной стороны. Визуально плоскость бокового фасада поделена на несколько фрагментов и насчитывает семь световых проемов, отличающихся по форме и размерам. Центральная часть фасада ярко выражена за счет выступающего ризалита, углы которого фиксируют широкие пилястры, богато декорированные различными элементами (также пилястры украшают углы колокольни). Профилированный карниз с широким фризом, декорированным объемными нишами в стене, а так же профилированная тяга, опоясывают объем по периметру в подоконном пространстве и в завершении плоскостей фасада.Боковой фасад с северо-восточной стороны. Архитектурное убранство северо-восточного фасада полностью соответствует декоративному оформлению бокового юго-западного фасада.Внутреннее убранство храма:Высокие арочные проемы зонируют внутреннее пространство храма. Декоративное оформление иконостаса выполнено из керамики. Часовня во имя святого Романа СладкопевцаМесторасположение часовни во имя святого Романа Сладкопевца на территории усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:В плане часовня приближена к прямоугольной форме с выступающей в сторону юго-востока пятигранной апсидой. Завершает объем небольшой восьмерик.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с северо-западной стороны. Плоскость главного северо-западного фасада прорезает входной проем арочной формы. Дверь выполнена из дерева, над дверью имеется небольшое окно циркульной формы. Горизонтальное членение представлено широким поясом, визуально рассекающим плоскости всех фасадов пополам, а так же гладким венчающим карнизом с небольшим выступающим элементом по центру.Дворовый фасад с юго-восточной стороны. Пятигранная апсида завершает объемную композицию здания с юго-восточной стороны. Два небольших окна арочной формы прорезают грани плоскостей дворового фасада.Боковые фасады с северо-восточной стороны и юго-западной стороны. Боковые фасады часовни имеют декоративное оформление, аналогичное убранству главного фасада. Плоскости боковых фасадов прорезают по одному окну с каждой стороны. Световые проемы арочной формы.Конюшня с большим манежемМесторасположение конюшни с большим манежем недалеко от въезда на территорию усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Комплекс одноэтажных кирпичных зданий. В композицию включены как отдельно-стоящие постройки, так и постройки, сблокированные с зимним круглым манежем, предназначенным для выездки лошадей. Объем комплекса фиксирует границы улиц. В боковых частях размещаются конюшни. Манежем обозначен центр композиции.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с юго-восточной стороны. Главные фасады конюшен с юго-восточной стороны имеют одинаковое архитектурное убранство. Световые проемы отсутствуют, имеются ворота. Фасады конюшен украшены щипцами с карнизами, оформленными декоративными арочными поясками-машикулями. В углах и верхних частях (верхних только на одном фасаде) щипцов – массивные пинакли, с узкими вытянутыми нишами, выполненными из кирпича. Плоскость манежа верти-кально поделена пилястрами на три части. Фасад манежа с юго-восточной стороны насчитывает девять световых проемов-по три окна в каждой из трех частей. Все проемы лучковой формы. Горизонтальное членение представлено подоконной тягой, декоративными поясками и профилированным карнизом. Оконные проемы на плоскости манежа имеют лучковую форму. Под окнами расположены профилированные полочки. Гладкие пилястры, украшенные декоративным поясом и профилированным карнизом, фланкируют оконные проемы. Горизонтальное членение плоскости фасада представлено профилированной подоконной тягой с элементом декоративной кирпичной кладки - поребриком, широким декоративным поясом, растянувшимся по всей длине фасада и венчающим профилированным карнизом с поребриком и широким карнизным поясом, украшенным ступенчатыми сухариками.Боковой фасад с северо-восточной стороны. Боковой северо-восточный фасад в шестнадцать световых осей прямоугольной формы с лучковыми перемычками. Архи-тектурное убранство бокового фасада соответствует общему стилевому решению здания. Вертикально фасад расчленяют гладкие пилястры, отмеченные декоративными накладками, спускающимися от венчающего профилированного карниза с арочным пояском и поребриком.Боковой фасад с юго-западной стороны. Плоскость бокового фасада состоит из двух фрагментов. Плоскость первого фрагмента в шестнадцать световых осей. Плоскость второго фасада насчитывает девять оконных проемов. На данной плоскости имеется три заложенных проема лучковой формы. В целом, архитектурное убранство плоскостей бокового юго-восточного фасада соответствует общему стилевому решению фасадов.Дворовый фасад с северо-западной стороны. Архитектурное убранство плоскости дворового северо-западного фасада соответствует общему стилевому решению фасадов.Конюшня с малым манежемМесторасположение конюшни с малым манежем недалеко от въезда на территорию усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Постройка представляет собой одноэтажный объем, практически симметричный в плане. Ось симметрии закреплена круглым манежем с шатровым завершением. К манежу примыкают помещения конюшен. Конюшня с малым манежем завершает не только композицию ансамбля производственной части, но и является доминирующим элементом усадьбы в целом, так как находится на замыкании главной оси – центральной «улицы» имения.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с северо-восточной стороны. Плоскость главного фасада с северо-восточной стороны состоит из нескольких фрагментов – это фасады помещений конюшен, главный фасад самого манежа и фасад объема, соединяющего помещения конюшен с манежем. Центром композиции главного фасада является манеж, его плоскость прорезает пятнадцать световых проемов лучковой формы. С помощью декорированных пилястр плоскость манежа разделена на пять равных частей, в каждой из частей по три окна. Плоскости главных фасадов конюшен с воротами украшены щипцами с карнизами, оформленными декоративными арочными поясами – машикулями. В углах и верхних частях щипцов – массивные пинакли, с узкими вытянутыми нишами, выполненные из кирпича. Плоскости соединяющего объема имеют по три окна с каждой стороны. В целом, архитектурное убранство главного фасада полностью соответствует стилевому решению конюшни с большим манежем.Боковые фасады с юго-восточной и северо-западной стороны. Плоскости боковых фасадов данного объема имеют декоративное оформление аналогичное архитектурному убранству боковых фасадов конюшни с большим манежем. Вертикально фасад расчленяют гладкие пилястры, отмеченные декоративными накладками, спускающимися от венчающего профилированного карниза с арочным пояском и поребриком. Горизонтальное членение представлено венчающим профилированным карнизом с поребриком и широким карнизным поясом, украшенным ступенчатыми сухариками.Дворовый фасад с юго-западной стороны. Плоскость дворового фасада имеет архитектурное убранство, аналогичное убранству главного фасада здания.ВесоваяМесторасположение объекта культурного наследия:Весовая расположена на территории усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Объем построен из кирпича в виде отдельно стоящего павильона. Композиция объема симметрична, имеет крестообразную форму в плане.Крыша скатная, многоуровневая, выполненная по деревянным висячим стропилам, имеет значительные свесы, поддерживаемые деревянными консолями.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с северо-восточной стороны, дворовый фасад с юго-западной стороны. В центральной части – портал проезда, по бокам небольшие закрытые помещения.Боковые фасады с юго-восточной стороны, дворовый фасад с северо-западной стороны. Плоскости боковых фасадов лишены декора. Углы основного объема и углы пристроек фиксированы гладкими лопатками. Плоскости пристроенных помещений имеют по одному входному проему с каждой стороны.Школа искусствМесторасположение здания на территории усадьбы.Объемно-пространственная композиция здания:Двухэтажная постройка, прямоугольная в плане, выполнена из красного кирпича. Композиция ассиметрична, имеет трехчастное строение. Центральная часть выделена ризалитом - ее внутреннее пространство занимает главная рекреация школы и лестничные холлы. Левое крыло строения одноэтажное, правое-двухэтажное.Внешний архитектурный облик фасадов, включая элементы декора:Главный фасад с юго-восточной стороны. Плоскость главного фасада визуально разделена на три неравных части - центральный ризалит и два крыла. Плоскость ризалита завершает аттиковая стенка. В общей сложности, главный фасад насчитывает девять световых проемов - по три в каждой части фасада. Все окна украшены полуналичниками с замковыми камнями. Горизонтально фасад расчленяют: подоконная тяга, венчающий карниз.Дворовый фасад с северо-западной стороны. Плоскость дворового фасада в семь световых осей акцентирует на себе внимание за счет ярко-выраженного центрального ризалита, завершающегося аттиковой стенкой. В целом, архитектурное убранство фасада соответствует общему стилевому решению здания. Боковой фасад с северо-восточной стороны. На плоскости северо-восточного одноэтажного фасада отсутствуют световые проемы. Вертикально фасад расчленяют три гладкие пилястры – одна визуально разделяет плоскость на две неравные части, две фиксируют углы фасада. горизонтальное членение соответствует общему стилевому решению здания.Боковой фасад с юго-западной стороны. Архитектурное убранство юго-западного двухэтажного фасада соответствует общему стилевому решению здания.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.