Градостроительные особенности:- местоположение ансамбля на бровке юго-западного склона верхней (четвертой) надпойменной террасы, на древней планировочной связи: проездная Спасская башня Казанского кремля – торг (Гостиный двор) – ансамбля Петропавловского собора с колокольней;- градостроительные и композиционные характеристики в панорамах исторического центра, как одной из главных городских доминант; характерный силуэт;- видовые раскрытия на ансамбль собора с поперечных улиц исторического ядра Казани с Забулачья, с протоки Булак, с улиц Баумана, Профсоюзной, Правобулачной в прикремлевской зоне; со стороны р. Казанки; с ул. Рахматуллина, с Черноозерской впадины; видовые раскрытия на историческую часть города с гульбища Петропавловского собора; визуальные связи с ансамблем Казанского кремля, комплексом Казанского Богородицкого монастыря;Объемно-пространственная композиция:- ансамбль с центрально расположенным пятиярусным собором, отдельно стоящей к северу от собора шестиярусной колокольней и оградой с воротами по линии застройки ул. М. Джалиля; планировочная организация комплекса с системой дворов (внутриквартальных площадей), исторически сложившиеся границы ансамбля;- ограда с воротами: основные габариты, конфигурация, высотные отметки; архитектурный облик и декоративное оформление исторической ограды, сложившийся к 1880-м гг., включая утраченные декоративные детали; кирпичные оштукатуренные основание и цоколь; сохранившийся фрагмент кирпичной ограды существовавшей до 1880 г. в объеме современного пристроя к дому причта; оформление цоколя ширинками с круглыми декоративными элементами; историческая кованая решетка на кованых столбиках художественной работы; кованые калитки и двупольные распашные ворота.Собор- местоположение в центре ансамбля, градостроительная роль основной композиционной доминанты;- объемно-пространственное решение: бесстолпный трехапсидный храм на высоком подклете с двумя расположенными друг над другом приделами, трапезной и открытой папертью-гульбищем с двумя парадными каменными лестницами с северной и южной сторон; высокая сводчатая галерея под гульбищем;- ярусная композиция: одноярусный подклет в основании; на подклете двусветный четверик основного объема верхнего храма с поставленным на него восьмериком, увенчанным глухим восьмигранным барабаном с 2-х ярусной главкой, с примыкающей с западной стороны одноярусной трапезной. Высота свода купола – 38 метров. Общая высота собора 52 метра;- объемно-планировочное решение: компоновка объемов по оси запад – восток; нижний храм (в подклете): прямоугольная в плане трапезная, перекрытая сомкнутым сводом на распалубках – прямоугольная в плане храмовая часть, перекрытая лотковым сводом на распалубках – три апсиды, перекрытые конхой; северный придел, перекрытый цилиндрическим сводом с конхой; юго-западный притвор, перекрытый крестовым сводом; галерея, огибающая основной объем с западной и северной сторон и соединяющая притвор с северным приделом, перекрытая цилиндрическими, крестовыми и полулотковым сводами; вход в нижний храм с юго-восточной стороны; верхний храм: прямоугольная в плане трапезная, перекрытая полулотковым сводом на распалубках – прямоугольная в плане храмовая часть, трехъярусная, перекрытая восьмигранным сомкнутым сводом – три апсиды, перекрытые конхой; северный придел, перекрытый цилиндрическим сводом с конхой; открытое гульбище, соединяющее северную и юго-западную парадные лестницы; межъярусное помещение (ризница), перекрытое лотковым сводом на распалубках; подвал;- конструкции, характер и высотные отметки крыш, купола и двухъярусной главы: килевидные крыши трапезной, апсид и северного придела, рисунок покрытия – в шашку; криволинейное покрытие в шашку четверика и купола; барочная двухъярусная глава с покрытием в шашку в нижней части и позолоченным луковичным завершением; кованые каркасы глав, крыш, покрытий;- подлинные конструкции и материал капитальных стен и перекрытий XVIII-XIX вв., включая оконные проемы и проемы порталов, стенные и оконные ниши; системы сомкнутых, цилиндрических, крестовых, лотковых сводов на распалубках; своды Монье в подвальном помещении; воздушные и внутристенные кованые металлические связи; внутристенные и подпольные каналы воздушного отопления;- несущие конструкции (ползучие кирпичные своды) парадных наружных лестниц; кирпичные конструкции парапетов открытых лестниц на гульбище; внутристенная кирпичная лестница в северной стене между верхним приделом и ризницей;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: ярусное построение композиции фасадов; выделение объемно- пространственной структуры горизонтальными и вертикальными декоративными элементами; нарастание насыщенности декоративного убранства вверх;- полихромная покраска;- килевидные криволинейные крыши трапезной, апсид и северного придела, рисунок покрытия – в шашку; криволинейное покрытие в шашку четверика и купола; кованый позолоченный крест; в завершении основного объема барочная двухъярусная глава с покрытием в шашку в нижней части и позолоченным луковичным завершением; луковичная глава без барабана на возвышенной криволинейной кровле северного придела;- материал, конструкция, геометрия, расстекловка столярных заполнений оконных проемов; цветовое решение остекления: выделение креста более светлым цветом в рисунке переплетов и цветным стеклом – желтым в алтарной части, синим – в остальных окнах;- заполнения дверных проемов: кованая дверь XVIII в. северного входа в верхний храм; кованая дверь XIX в. в северный придел верхнего храма;- декоративное убранство фасадов: Сложно профилированный цоколь; барочные наличники окон, декорированные белокаменным резным растительным орнаментом; белокаменные резные с растительным декором порталы входов, проемы входов с трапециевидными перемычками; гладкие с перехватами спаренные пилястры на базах вертикальных членений четверика в первом и третьем ярусах; спаренные полуколонки на выпуклых базах, украшенные резьбой по белому камню (мотив – виноградная лоза) во втором ярусе вертикальных членений четверика; украшенные резьбой по белому камню (мотив – виноградная лоза) трехчетвертные колонки по углам восьмерика на удлиненных базах с выпуклым округлым основанием; белокаменные композитные капители пилястр и колонок; городковый междуэтажный пояс; многоярусные сложно-декорированные венчающие карнизы трапезной, апсид и восьмерика; двухуровневые лепные картуши иконных ниш верхнего яруса четверика в простенках; лепные вертикальные гирлянды в простенках трапезной; пышный лепной орнамент в простенках восьмерика; тройные иконные ниши в простых обрамлениях в подоконном поясе восьмерика; аркатурный пояс с иконными нишами под венчающим карнизом восьмерика; профильный карниз и аркатурно-колончатый пояс в оформлении парапетов наружных лестниц и гульбища;- иконы фасадов: (масляная живопись конца 19 в. по металлу): 32 ростовые фигуры в аркатурном поясе верхней части восьмерика; накровельные фигуры ангелов по углам четверика; композиция на восточной грани четверика в оконной нише; композиции в тройных подоконных нишах восьмерика; двухуровневые композиции в картушах простенков второго яруса северного и южного фасадов четверика; 6 расположенных в ряд композиций прямоугольной формы на восточном фасаде четверика; круглые иконы в картушах над входами;- керамический декор: поливные полихромные изразцы в ширинках в простенках второго яруса и на столбиках парапета гульбища;- художественный металл: 2 кованых позолоченных креста с расчалками – основного храма и придела; кованые килевидные навесы на кронштейнах с покрытием в шашку, подзором в карнизной части и крестом; кованые оконные решетки; кованые решетки парадных лестниц; цепная кованая висячая лестница; просечные подзоры под кровельными свесами и свесами покрытий парапетов; просечные парапеты крыш четверика и восьмерика; 8 просечных треугольных кокошников, 8 угловых декоративных элементов в завершении восьмерика в виде ваз с цветами; просечные коньковые решетки трапезной и апсид; треугольные узорные «фронтоны» над гранями восьмерика;- полихромная покраска оштукатуренных поверхностей стен и декора (колористическое решение фасадов в соответствии с проектом реставрации);- материал, конструкция, геометрия, расстекловка столярных заполнений оконных проемов; цветовое решение остекления: выделение креста более светлым цветом в рисунке переплетов и цветным стеклом – желтым в алтарной части, синим – в остальных окнах;- заполнения дверных проемов: кованая дверь XVIII в. северного входа в верхний храм; кованая дверь XIX в. в северный придел верхнего храма;- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен: основные габариты элементов, геометрия, пропорции, высотные отметки.1 ярус: трехапсидный храм с приделом и трапезной, окруженный с юга и запада крытой галереей; вход в притвор храма с юго-западной стороны;2 ярус: трехапсидный храм с приделом и трапезной; входы в основной храм с запада через трапезную и с севера с открытого гульбища; вход в верхний придел отдельный, с гульбища;спуск в межярусное помещение ризницы по внутристенной лестнице в северной стене;- элементы архитектурно-художественного оформления интерьеров:полыВерхний храм: выстилка солеи, полов храма и трапезной чугунными плитами. Нижний храм: выстилка полов храма и трапезной цементной плиткой с рисунком; выстилка полов придела и алтаря метлахской плиткой с рисунком; полы притвора и западной галереи из чугунных плит с рисунком; каменная солея в приделе;художественный металл: ограждение солеи верхнего храма;лепной штукатурный декор: верхний храм: картуши, обрамляющие живописные изображения в куполе, на стенах храма и сводах трапезной;барочные порталы входов в нижний храм;живописные композиции (металлические листы, масло) в картушах купола, стен, сводов; росписи 19 в. свода трапезной нижнего храма;шестиярусный барочный иконостас верхнего храма 18-19 веков (дерево, резьба, позолота); бронзовые кронштейны для лампад киоты на солее; киоты на восточной стене трапезной верхнего храма (дерево, резьба, позолота); иконы иконостасов и киотов;заполнения дверных проемов верхнего храма: кованая металлическая дверь в северной стене алтаря кованая;заполнения дверных проемов нижнего храма: филенчатая деревянная дверь в северной стене храма; филенчатые деревянные двери с остеклением между притвором и трапезной; двустворчатая кованая металлическая дверь между притвором и трапезной; филенчатая деревянная внутренняя дверь притвора;Колокольня- местоположение отдельно стоящей колокольни с северо-восточной стороны от собора, градостроительная роль композиционного акцента, подчиненного главной доминанте - собору;- объемно-пространственное решение, ярусная центричная композиция: четверик в основании, четверик второго яруса со скошенными углами; окруженный глухим парапетом восьмерик третьего яруса; восьмерик яруса звона с открытыми арочными проемами; восьмерик с часами; восьмерик часового боя; восьмигранный купол; двухъярусная глава с крестом в завершении. Высота 49 метров;- объемно-планировочное решение: входы в помещение первого яруса с западной и северной сторон; вход на внутристенную лестницу с подъемом на верхние ярусы с южной стороны; склеп-усыпальница в подвале с лестницей-спуском с восточной стороны; кирпичные склепы-гробницы в пазухах свода над подвалом;- конструкции и высотные отметки покрытий ярусов, купола и двухъярусной главы: кованые каркасы криволинейных покрытий ярусов и двухъярусной главы; покрытие ярусов и купола в шашку;- конструкции и материал капитальных стен и перекрытий XVIII в., включая проемы окон и порталов, стенные и оконные ниши; кирпичные своды перекрытий и склепов;- внутристенная лестница на звонницу в южной стене; кирпичная лестница в подвал (склеп);- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: - профилированный цоколь; спаренные плоские пилястры с перехватами на высоких базах с ширинками, с композитными капителями на углах первого и второго ярусов; барочные порталы западного, северного, восточного входов с трапециевидными перемычками; аркатурные пояса в завершении первого и второго ярусов; барочные наличники окон; развитые сложнопрофилированные карнизы в завершении каждого яруса; декорированный полу-балясинами глухой парапет третьего яруса; барочные фронтоны яруса звона; картуши, гирлянды с растительными мотивами; просечные подзоры под свесами криволинейных покрытий ярусов; полихромные изразцы под каждым из 8 окон «фонаря»; барочная двухъярусная глава с позолоченным завершением в виде царской короны; позолоченный кованый крест с расчалками;- 4 иконы фасадов (металл, масло) в круглых картушах третьего яруса;- колористическое решение фасадов (в соответствии с проектом реставрации);- материал, конструкция, геометрия, расстекловка столярных заполнений оконных проемов; заполнения дверных проемов;- колокола малые и большие;- часы: циферблаты; часовой механизм (кон. XIX в., мастер Климов); часовой колокол;- художественный металл: кованый позолоченный крест с расчалками; подзоры;- колористическое решение фасадов (в соответствии с проектом реставрации);- материал, конструкция, геометрия, расстекловка столярных заполнений оконных проемов;- заполнения дверных проемов;- элементы архитектурно-художественного оформления интерьеров: лепной штукатурный декор часовни-усыпальницы (первый ярус колокольни).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.