Объемно-пространственное и планировочное решение территории: историческое местоположение объектов, входящих в состав ансамбля: 1. собор 2. колокольня 3. часовня 4. \"Юбилейный домик\" 5. могила Волынского А.П., Еропкина П.М,, Хрущева А.Ф. 6 надгробия 7 сад 8 ограда исторически сложившиеся визуальные связи между объектами; I. Собор 1728-1740 гг. Большой Сампсониевский пр., 41, литера А (Большой Сампсониевский просп., 41) 1 Объемно-пространственное решение: габариты крестообразного в плане здания без подвалов, состоящего из: прямоугольного в плане объема гавного храма с боковыми арочными галереями, квадратного в плане трехнефного объема трапезной с приделами, полуциркульной в плане алтарной апсиды и пониженного прямоугольного в плане объема притвора, примыкающих к основному объему; (на плане здание под №1)маковичная главка на тонкомбарабане, венчающая апсиду;конфигурация и габаритыдвухскатной крыши притвора;завершение храма - деревянныйоштукатуренный восьмерик сглавкой, диагональные граникоторого соединены счетырехгранными пониженнымиобъемами глухих барабановбоковых главок;все главы граненые, луковичные,увенчанные позолоченнымикрестами с полумесяцами –конфигурация глав и крестов,исторический характер отделки;исторический колер кровли;исторические печные трубы сфигурными навершиями;Конструктивнаясистема здания:кирпичные капитальные стены;пилоны с полуциркульнымиарками, разделяющими объем натри нефа;своды (коробовые) – перекрытиянефов;деревянная конструкция барабанас главкой и четырьмя глухимигранеными башенками,увенчанными главками надосновным объемом;арки трапезной отделяющиебоковые приделы и главныйобъем храма;Объемно-планировочноерешение:историческое объемно-планировочное решение;Архитектурно-художественноерешение фасадов:в стилистике анненского барокко;материал отделки цоколя –тосненский известняк;материал и характер отделкифасадной поверхности -окрашенная штукатурка;историческое цветовое решениефасадов;пятиглавие – дерево, штукатурка;вертикальные членения фасадов:рустованные и гладкие лопатки,акцентирующие углы здания иризалит главного входа, лопаткимежоконных и межарочныхпространств;две ниши с полуциркульнымзавершением, декорированныеголовками херувимов;горизонтальное членение фасадов:– профилированные карнизы,включая профилированныйраскрепованный венчающийкарниз;оконные и дверные проемы –историческое местоположение,габариты, конфигурация(прямоугольные, прямоугольные сполуциркульным завершением,овальные люкарны), историческийрисунок расстекловки и материалоконных заполнений (дерево);обрамление оконных проемов ввиде гладких наличников с«ушами» на галерее;паперть – габариты,конфигурация, материал отделки(известняк);обрамление парадного дверногопроема – рустованный архивольт,опирающийся на импостыналичников;рельефная композиция в видедвух фигур парящих ангелов надглавным входом;глухое дверное заполнениеглавного входа, декорированноефиленками: материал (дерево,дуб(?), конструкция(двухстворчатая);полуциркульные арки боковыхгалерей в восточной части и нишив западной части боковыхфасадов;обрамление ложных оконныхпроемов барабана;Декоративно-художественноеоформлениеинтерьеров,предметыдекоративно-прикладногоискусстватамбур – историческоеместоположение, габариты,конфигурация. материал (дерево,дуб?);заполнение полукруглой люкарнынад тамбуром;трапезная и боковые пределыразделены полуциркульнымиарками, образующими трехнефноепространство; зеркала арокдекорированы орнаментальнойросписью и медальонами;помещения алтарей отделены отприделов деревянными резнымииконостасами;стены декорированыпрофилированным карнизом,филенками в обрамлении тяг иорнаментированных фризов;покрытие пола – гранитныеплиты;окна помещены в глубокиеквадратные ниши;в северной и южной стенахтрапезной вмонтированымемориальные доски с текстами опохороненных в XVIIIв. внутрихрама прихожанах;сюжетная роспись в люнетах:«Символ веры», изображения БогаСаваофа; «Ангелы с иконойКаплуновской Богоматери» - ввосточном люнете трапезной;заполнение входного дверногопроема в трапезную –двухстворчатое с глухимифиленками в нижней части иостеклением в верхней,деревянное с полуциркульнойфрамугой закрытой веернойметаллической решеткой;чугунные двухстворчатыерешетки - материал, рисунок(волнисто-ромбический),конфигурация и габариты;объем главного храма перекрытцилиндрическим сводом;стены (под покраской)декорированы лепнымпрофилированным карнизом иорнаментальной росписью;композиция «Петр I,благодарящий Бога за победу надшведами, одержанную вПолтавской битве» в западномлюнете;роспись «Святая Троица» вбарочном обрамлении в щелыгесвода;перед иконостасом –прямоугольная солея сполуциркульным амвоном вцентре;Главный иконостасдеревянный, окрашенный,декорированный элементаминакладной резьбы и позолотой;пятиярусный в виде глухой стены,вписанной в полуциркульнуюарку свода;центральная ось акцентирована(на высоту 1-2-го ярусов)царскими вратами,декорированными балдахином срезными фестонами идрапировками;по обе стороны от царских вратрасположено по пять двойныхрезных рам I-го и II-го ярусовикон (включая две двери малыхвходов); рамы разделяютсяколоннами (12), увитымигирляндами цветов, несущимираскрепованный карниз (надкаждой из колонн – горельеф ввиде головки херувима;карниз декорирован двумяфигурными фронтонами сфигурками херувимов, держащихв руках кресты и лестницы;основание иконостасадекорировано филенками,орнаментированными резьбой;в уровне III-го яруса поцентральной оси - фигурная рама,декорированная головкамихерувимов, для иконы«Вседержитель»; фланкируютраму витые колонки с гирляндамицветов, поддерживающие сандрикс 4 фигурками херувимов;фигуры сидят на фоне выступовлопаток, увенчанных резнымиволютами и указывают на иконуIV-го яруса «Богоматерь напрестоле»в III ярусе с двух сторон от центрапо 5 рам для икон (по двепрямоугольные и по триовальные) две крайние рамыфланкированы витые колонкизавершенные фронтоном сфигурками херувимов;в IV ярусе (семь рам) –Альбом Аплаксина 1909гI – II ярусыIII ярусцентральная прямоугольная сфигурным завершением в видекартуша, декорированнымцветком розы и рокайлями; отцентра расположено по три рамыразной формы (круглой,трапециевидной, овальной) –трапециевидные рамы взавершении декорированыголовками херувимов ифланкированы волютами, у волют на фоне стен – резные фигурысвятых; под круглыми рамамирезные картуши и две фигуркихерувимов;в V ярусе (три резные овальныерамы) – по центральной оси –рама для иконы «Распятие»,фланкированная резнымифигурами в рост Богоматери иИоанна; на карнизе две сидящие идве лежащие фигурки херувимов;резной венчающий карниз;IV – V ярусыПервый ярус (местный)Икона «Александр Невский»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: около 1739 г.;размер: 180 х 67,7 х 3,5;дерево, темпера;доска прямоугольная сполуциркульным верхом и,выкружками;изображение в полный рост, вразвороте ¾, правая рука,держащая обнаженный меч,поднята;Икона. Св. Николай Чудотворецавтор: Алексей Поспелов (?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 183 х 68,8дерево, темпера;доска прямоугольная сполуциркульным верхом и,выкружками;изображение в рост, в фас, вархиепископском облачении, влевой руке держит евангелие,правая рука в благословении, наголове – митра;Икона. Покров ПресвятойБогородицы.автор: Алексей Поспелов (?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 182 х 75,5дерево, темпера;щит прямоугольный сполуциркульным верхом и,выкружками;в верхнем левом углу поколенноеизображение Христа; в верхнейправой ½ - изображениебогоматери со святыми; в нижнейчасти на фоне иконостаса сполуциркульными вратами вцентре, изображение святого вдьяконовском облачении и группалюдей в облачении; на переднемплане слева на ступеняхизображена св. Елена в княжескомоблачении; справа на ступенях св.Константин – в облачении имитре, с державой и скипетром вруках;Икона. Архидиакон Стефан.автор: Алексей Поспелов (?);датировка: конец 1730-х гг.;размер:265 х 85,5дерево, темпера;изображение в рост, в облачениидьякона, в развороте в ¾ вправо;поверх парчового стихаря, скрупным стилизованным узоромиз аканта, орарь перевязанныйкрест накрест на красном фонемелкий растительный орнамент,нарукавники расшиты жемчугом икаменьями; в левой руке –круглый предмет. Длинныелоконы обрамляют лицо испускаются на плечи. Сияние ввиде диска.Икона. Благовещение.автор: Алексей Поспелов (?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 184,5 х 76,5дерево, темпера;на переднем плане слева – фигураархангела Гавриила в рост в синемхитоне и красном плаще с тремялилиями в левой руке, справа –богоматерь в розовом мафории; навтором плане два окна; верхнейчасти иконы – изображение бога-отца в облаках и святого духа вобразе голубя, вписанного в овал;надпись: «Образ БлаговещенияПресвятой Богородицы»Икона. «Воскресение»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 183,5х76дерево, темпера;изображение Христа в светломодеянии, склоненная влево, нафоне сияния (в форме овала); влевом нижнем углу изображениигрешников, протягивающих рукик Христу; в верхней части поцентру – небольшая фигураХриста в рост с хоругвью в левойруке. Надпись.Икона. «АрхидиаконЛаврентий»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 263 х 83,5дерево, темпера;изображение в рост, с разворотомв ¾ влево; в золотистом парчовомстихаре, с темно-лиловой каймой;на левом плече и левой рукекрасно-коричневый орарь;красная обувь; длинные локоныобрамляют лицо и спускаются наплечи; сияние в виде диска;Икона. «Иоанн Креститель»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: около 1739 г.;размер:183,8 х 76;дерево, темпера;изображение в рост, в ¾ поворотеи небольшом наклоне влево;святой облачен в овечьювласяницу и золотисто-зеленыйплащ; в левой руке свиток стекстом, правая рука поднята вблагословении; длинные локоны иборода спускаются на плечи игрудь; сияние в виде диска; вверхнем левом углу в облакахизображение Христа; в нижнемлевом углу на фонеархитектурного пейзажа – двеколенопреклоненные фигурыперед чашей с усекновеннойголовой Иоанна Крестителя.надпись: «Писал иконописецАлексей Поспелов 1739»Икона. «СампсонийСтранноприимец»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: конец 1730-х гг.;размер: 183 х 75,5дерево, темпера;изображение в рост, голова вразвороте влево; волосы. борода иусы с сединой; сияние в видедиска; старец в облачениисвященника: красная парчоваяриза с золотой каймой,коричневая ряса, темныйепитрахиль; в левой руке –евангелие в красном переплете,левая рука поднята вблагословении;в верхнем левом углуизображение Христа в облаках;Икона. «Пророк Илия»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1739 г.;размер:182 х 68;дерево, темпера;изображение сидячие с поворотомвлево; старец облачен взолотистого цвета хитон и овечьюшкуру накинутую в виде плаща;левая рука опирается на посох,правая рука воздета вверх; взглядобращен к небу, где в облакахизображение бога Саваофа;сияние в виде диска;Царские врата.дерево, золочение, темпера;двухстворчатые; каждая створка ввиде рамы, укрепленнойнакладной резьбой по дереву;резьба в виде растительногоорнамента и рокайлей, 4 головкихерувимов (2 наверху и 2 междуиконами), картуши у основаниянижних рам;на каждой створке по три вставки– иконы;левая створка Царских врат:неизвестный мастер;датировка: 1739г.;размеры: 242 х 62;дерево, металл;резьба, позолота, ковка;Икона «Архангел Гавриил» (изсюжета «Благовещения»)автор: Алексей Поспелов(?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:59 х 26,5;дерево (доска прямоугольная сзакругленным верхом), темпера;поколенное изображение споворотом в ¾ вправо;облачение ангела – зеленый хитонсо светлыми рукавами, черезлевое плечо перекинут красныйплащ; в левой руке ветка сцветами; темные локоныопускаются на плечи; сияние ввиде диска;Икона. «Евангелист ИоаннБогослов»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:47 х 24,5;дерево, темпера;поколенное изображение старца сбородой и усами; поворот головывправо; в красной одежде изолотисто-зеленом плаще,перекинутым через правое плечо;левой рукой придерживаетевангелие, лежащие на коленях, вправой приподнятой руке держитперо; сияние в виде диска;Икона. «Евангелист Лука»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:51х27;дерево, темпера;поколенное изображение споворотом в ¾ вправо; взолотисто-зеленой одежде икрасном плаще перекинутом черезлевое плечо; голова с темнымикурчавыми волосами и бородой сусами; у левого плечаизображение тельца; перст правойруки указывает на раскрытоеевангелие; сияние в виде диска;правая створка Царских врат:неизвестный мастер;датировка: 1739г.;размеры: 242 х 62;дерево, металл;резьба, позолота, ковка;Икона. «Дева Мария» (изсюжета «Благовещения»)автор: Алексей Поспелов (?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:61х27;дерево, темпера;поколенное изображение сразворотом влево; одежда сзолотистыми штрихами красныймафорий, накинутый на голову;руки согнуты в локтях и подняты;сияние в виде диска;Икона. «Евангелист Матфей»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:50х27,5;дерево, темпера;поколенное изображение старца сдлинной седой бородой и усами вразвороте влево; одежды красные, через правое плечо перекинутзолотисто-коричневый плащ.левой рукой поддерживаетраскрытое евангелие, лежащие наколенях; в правой приподнятойруке перо; у правого плечаизображение ангела; сияние ввиде диска;Икона. «Евангелист Марк»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: пер. половина ХVIII в.;размер:50х27,5;дерево, темпера;изображение поколенное сразворотом в ¾ влево; одеждыкрасные с золотистым плащомнакинутым на оба плеча; голова сволнистыми темными волосами иокладистой бородой; правойрукой придерживает раскрытоеевангелие, левая рука указываетна письмена; у правого плечаизображение крылатого льва;сияние в виде диска;Второй ярус (Праздничный)Икона. «РождествоБогородицы»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: 1740г.;размер:57х46,5;дерево (доска овальная), темпера;многофигурная композиция: напервом плане слева на ложе подбалдахином , прикрытая краснымпокрывалом полулежит Анна; заложем - столик с яствами; навтором плане по центру - группаиз трех фигур, у одной из которыхмладенец Мария на руках; назаднем плане справа – стол исидящая за ним фигура святого всинем хитоне и розовом плаще;Икона. «Введение во храм».автор: Алексей Поспелов (?);датировка: 1740;размер:65х51;дерево (доска овальная), темпера;многофигурная композиция:справа на ступенях солей, подбалдахином стоитпервосвященник Захария, оннаклонился к Марии, за которойрасположены три фигуры девочек;слева изображены Иоаким (всинем хитоне и красном плаще) иАнна (синем хитоне, красномплаще и белом мафории,накинутом на голову);Икона. «Благовещения».автор: Алексей Поспелов (?);датировка: 1740г.;размер:65х51,5;дерево, темпера;на первом плане: справа подбалдахином изображена сидящаядева Мария в розовом хитоне.синем плаще и белом мафории,накинутом на голову; слева –Архангел Гавриил с цветкомлилии в правой руке в синемхитоне и красном плаще;Икона. «Рождество Христово»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: около 1740 г.;размер:72,5 х 60,5;дерево (доска прямоугольная),темпера;многофигурная композиция: вцентре – лежащий младенец,перед ним сидящая богоматерь врозовом хитоне и синем плаще; заспиной богоматери стоит Иосиф;слева – группа трех пастухов,один из которых приклонилколени; вверху в разверзшихсяоблаках изображение летящегоангела;Икона. «Сретенье»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: около 1740 г.;размер:68х50,5;дерево (доска фигурная сзакруглениями вверху), темпера;шестифигурная композиция вусловном интерьере: справа навозвышении - старец Симеон смладенцем Христом на руках; вцентре изображена богоматерь,протягивающая руки к младенцу;фигуры Иосифа и Анны,расположенные за спинойбогоматери;Икона. «Тайная вечеря»автор: Алексей Поспелов;датировка: 1739 г.;размер: с рамой 79х137; без рамы48х20;дерево (щит овальной формы срезным обрамлением), темпера;многофигурная композиция: вцентре за овальным столомизображен Иисус Христос с 12учениками за трапезой;фланкируют стол ажурныезанавеси; живопись темных тоновс зеленым и красным,прописанным золотом;резное обрамление – дерево,золочение;обрамление резное фигурное,орнаментированное рокайлями имедальонами – дерево, золочение;Икона. «Богоявление»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1740 г.;размер:65х51;дерево, темпера;многофигурная композиция: вцентре изображение обнаженногопо пояс Христа в водах рекиИордан, над ним изображениесвятого духа; слева изображенияангела и Иоанна Крестителя вовласянице и коричневом плаще споднятой над головой Христарукой; справа – изображение двухангелов;Икона. «Преображение»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1740 г.;размер:74х62.5;дерево, темпера;многофигурная композиция: вверхней части изображениеХриста в окружении Моисея иИлия; внизу изображены ученики:Иоанн, Петр, Иаков;Икона. «Вход в Иерусалим»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1730 г.;размер:65х59,5;дерево (доска овальная), темпера;многофигурная композиция: вцентре – изображение Христа набелом осле, у его ног изображеныдвое мужчин, растелающие белыйплат; слева – фигуры пятиапостолов, справа, у городскихворот – изображения горожан;Икона. «Воскресение»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1740 г.;размер:65 х 53,5;дерево (доска овальная), темпера;в центре в сиянии изображениеХриста в красном плаще схоругвью в левой руке; внизуизображения воинов в доспехах уразверстого гроба;Икона. «Вознесение»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: около 1740 г.;размер:61,5 х 49;дерево, темпера;на первом плане изображенияангелов и святых с нимбами, надними в облаках фигуравозносящегося Христа в синемхитоне и розовом плаще;III ярус Апостольский (11икон):Икона «Апостол Варфоломей»автор: Алексей Поспелов;датировка: около 1740 г.;размер: 112 х 58;дерево (доска овальная), темпера;изображение поколенное, вповороте 3\\4 вправо; облачение:красный хитон и зеленый плащ; влевой руке держит евангелие;Икона. «Апостол Фома»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: конец 1730-40-е гг.;размер:134х78.5;дерево, темпера;изображение в рост; облачение:синий хитон и красный плащ,накинутый на правое плечо; вправой руке евангелие;Икона. «Апостол ИаковАлфеев»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: 1730-1740 гг.;размер: 112 х 63дерево, темпера;изображение в рост с разворотомв право; волосы короткие,длинная борода и усы; облачение:длинный синий хитон и красныйплащ, накинутый на оба плеча; вправой руке евангелие, левая –придерживает плащ;Икона. «Апостол ИоаннБогослов»автор: Алексей Поспелов(?);датировка: 1730-1740 гг.;размер: 109х62;дерево (доска овальная), темпера;старец изображен в рост сразворотом вправо, в красномхитоне и зеленом плаще,накинутом на левое плечо; сединав коротких волосах. длиннойбороде и усах; в левой рукеевангелие, правая – поднята вуказующем жесте;Икона. «Апостол Петр»автор: Алексей Поспелов (?);датировка: 1730-1740 гг.;размер: 157 х 62;дерево (доска прямоугольная сзакругленным верхом), темпера;изображение в рост в 3\\4 поворотевправо; короткие волосы и бородас усами с сединой; облачение:синий хитон и коричневый плащ,перекинутый через левое плечо; вправой руке евангелие, в левой –два ключа;Икона. «Деисус»автор: (?)датировка: 1730-1740гг.размер:185 х 93,;дерево (доска прямоугольная сфигурным верхом);темпера;в центре сидящая на резном тронефигура Христа; перед ним слевафигура богоматери, справа –Иоанн Креститель; Христос впарчевом облачении и в митре,правой рукой он благославляет, влевой – держава; Богоматерь в 3\\4развороте влево, в красномомофоре с молитвенносложенными руками; ИоаннКреститель в 3\\4 развороте вправо– во власянице и плаще, рукикрест на крест сложены на груди;Икона. Апостол Павел.автор: (?)датировка: 1730-1740гг.размер: 158 х 61.5дерево (доска прямоугольная сзакруглением вверху);темпера;изображение в рост с разворотомвлево; Апостол изображении всинем хитоне и розовом плаще; вправой руке – раскрытоеевангелие, левой рукой онопирается на меч; нимб надголовой; вверху надпись: «АПЛЪПАВЕЛЪ»;Икона. Апостол Матфей.автор: (?)датировка: конец 1730-1740гг.размер: 108 х 63,5;дерево (доска овальная);темпера;изображение в рост в повороте в¾ влево; в образе старца с седымиволосами, бородой и усами;Апостол в красном хитоне исветло-коричневом плаще,скрепленном у шеи; в левой рукедержит евангелие, правая рукаладонью обращена на зрителя;нимб над головой; вверхунадпись: «АПЛЪ МАТФЕИ»Икона. Апостол Андрей.автор:(?)датировка: конец 1730-1740гг.размер:107,5 х 65дерево (доска овальная);темпера;изображение в рост в повороте в3\\4 влево; в образе старца сседыми волосами; Апостол вкрасном хитоне и зеленом плаще;в левой руку – евангелие, праваярука развернута ладонью назрителя; нимб над головой; вверхунадпись: «АПЛЪ АНДРЕИ П»Икона. Апостол Симон.автор:(?)датировка: 1730-1740гг.размер: 157,5х 61,5;дерево (доска прямоугольная сзакруглением по верхнему краю);темпера;изображение в рост в повороте в3\\4 влево; в образе старца;Апостол в синем хитоне и плаще,накинутом на левое плечо; праваярука указывает на евангелие влевой руке; нимб над головой;вверху надпись: «АПЛЪСIМОНЪ»Икона. Апостол Иаков Заведеев.автор: (?)датировка: 1730-1740ггразмер: 113 х 55дерево (доска овальная,сужающаяся к низу);темпера;изображение в рост в повороте в3\\4 влево; Апостол в розовомхитоне и синем плаще, в правойруке держит закрытое евангелие;нимб над головой; вверхунадпись: «АПЛЪ ИАКОВЪ»IV ярус. Пророческий (7 икон):Икона Богоматерь с младенцемна престоле»автор: (?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 108,2 х 86,7дерево (доска прямоугольная сфигурным завершением);темпера;в центре сидящая на резномзолоченом троне фигураБогоматери с младенцем наколенях; Богоматерь в красномомофоре, с каймой из шитья скаменьями, синем хитоне икороне; в правой руке - скипетр,левой поддерживает младенца;младенец изображен в фас вголубой рубашке и розовомплаще, в левой руке – держава,правая – поднята в благославении;Икона. Пророки Соломон иАарон.автор:(?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 71 х 63дерево (доска овальная);темпера;святые изображены в рост вповороте влево; Аарон воблачении первосвященника,Соломон в длинной парчовойодежде, декорированнойузорчатой каймой;Икона. Пророк Мельхиседек.автор:(?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 146 х 88дерево (доска фигурная);темпера;изображение в рост в повороте в3\\4 влево; в образе старца сдлинными седыми волосами ибородой;; Святой в облачениипервосвященника: верхнееодеяние с коротким рукавом понижнему краю декорированаузорной каймой с жемчугом; влевой руке – посох, праваяраскрытой ладонью обращена кзрителю;Икона. Пророки Илия и Давид.автор:(?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 74 х 60дерево (доска овальная);темпера;пророки изображены в рост в 3\\4повороте вправо в образе старцев;Илия с длинными седымиволосами и бородой облачен вхитон и малиновый плащ, держитсвиток в правой руке; Давид вдлинной парчовой одежде,декорированной узорчатойкаймой;Икона. Пророк Захария.автор: (?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 150 х 88дерево (доска фигурная);темпера;изображение в рост в 3\\4 поворотевправо; в образе старца сдлинными седыми волосами ибородой в облачениипервосвященника (узорчатыйхитон, синюю верхнюю ризу,головной убор первосвященника);в правой руке – кадило, праваясогнута и прижата к груди;Икона. Пророки Иеремия иИона.автор: (?)датировка: конец 1730-х гг.размер: 86 х 54,5дерево (доска овальная);темпера;фигуры изображены в рост в 3\\4повороте влево;Икона. Пророки Моисей иИсайяавтор: (?)датировка: конец 1730-х гг;размеры: 83,5 х 60дерево;темпера;V ярус. Крестный, (3 иконы)Икона. Снятие со креста.автор: (?)датировка: 1730 – 1740 гг.размер: 81 х 69,5дерево (доска овальная);темпера;многофигурная композиция: вцентре ученики снимающие телоХриста с креста,коленоприклоненная фигураБогоматери;Икона. Распятие.автор: (?)датировка: пер. половина XVIII в.размер: 94 х 79дерево (доска овальная);темпера;в центре изображение распятогона кресте Христа, на фоне темногос облаками неба; на заднем планеизображены строения;Икона. Положение во гроб.автор:(?)датировка: конец 1730-х г.размер: 80 х 68дерево (доска овальная);темпера;многофигурная композиция: напервом плане в центре – лежащеев гробу тело Христа, на второмплане фигуры Богоматери иучеников, на заднем плане –изображение креста иархитектурного пейзажа на фонеоблачного неба;Иконостас северного приделаИоанна Богослова.иконостас деревянный,окрашенный, декорированныйэлементами накладной резьбы ипозолотой; состоит из четырехярусов;членение по горизонтали - дваантаблемента с гладкимизолочеными тягами,раскрепованные в местахрасположения пилястр иукрашенные золоченымиголовками херувимов;членение по вертикали –пилястры, чередующиеся срамами икон;завершение полукруглое,повторяющее форму свода,обрамленное профилированнойтягой;первые два яруса объединеныпилястрами с капителями;пилястры обрамлены тягой иукрашены накладной резьбой (ввиде завитков, листьев аканта икартушей);рамы с фигурным завершением (ввиде полукружья, выкружек,уголков);I ярус. Местный. (4 иконы)Икона. Сергий Радонежский.автор:(?)датировка: пер. половина XVIII в.размер: 108,5 х 73дерево (доска прямоугольная);темпера;изображение в рост в фас в образестарца с седыми волосами,бородой и усами; в черномодеянии, на плечах – парчовыйорарь. расшитый крестами ирастительным орнаментом; фоноднотонный; изображениеобведено однотонной рамкой;икона заключена в раму с узкойкалевкой;Икона. Архидиакон Стефан.автор:(?)датировка: 1730 – 1740 гг.размер: 213 х 71,5дерево (дверное заполнениепрямоугольное);темпера;изображение в рост в повороте в3\\4 вправо, в образе молодогочеловека с длиннымиспускающимися на плечитемными локонами; облачен вузорчатый стихарь, с левого плечаспадает орарь; левая рукаприложена к груди в правойопущенной руке – кадило; фонгладкий;Икона. Тихвинская Богоматерь.автор:(?)датировка: пер. половина XVIII в.размер: 108,5 х 59,5дерево (доска прямоугольная);изображение погрудное сразворотом вправо; Богоматерьлевой рукой поддерживаетмладенца; правая прижата кгруди; внизу – картуш с надписью«Величить душа моя Гда …»Икона. Преображение.автор:(?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 108,5 х 72,6дерево (доска прямоугольная);темпера;многофигурная композиция:вверху на облаках - в центрефигура Христа в голубом плаще ибелом хитоне с правой поднятойрукой; по бокам – пророкиМоисей, держащий скрижали иИлия; в нижней части композиции– три фигуры павшие ниц;Икона. Иоанн Богослов.автор:(?)датировка: XIX в.размер: 71 х 57,5дерево;темпера;фронтальное изображение в рост вобразе старца, облаченного вкоричневый хитон и розовыйплащ, перекинутый через левоеплечо и спадающий крупнымискладками; руки распростерты,правая в благославении, в левойевангелие. Иоанн Богословизображен на фонеархитектурного пейзажа в аркадекоторого вставлены клейма сдеяниями апостола; вверху вцентре лик Вседержителя наоблаке; фон – золоченый;II ярус «Праздничный»Икона. Рождество богородицы.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 79,5 х 78,5дерево (доска прямоугольная сфигурным завершением);темпера;многофигурная композиция винтерьере; на первом плане - двеженщины: одна наливает воду вкупель, другая держит полотенце,в глубине справа – на ложеполулежащая Анна, протягиваетруки к младенцу, которого держитженщина изображенная в центре;на заднем плане – изображенсидящий за столом Иоаким;Икона. Введение во храмПресвятой Богородицы.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 80,5 х 80дерево;темпера;многофигурная композиция винтерьере храма; слева наступенях солей на фоне краснойдрапировки изображен Захарий водеянии первосвященника,протягивающий руки к девочкеМарии; справа стоят Иоаким воранжевом хитоне и Анна в синемхитоне; в центре на заднем планечетыре маленькие фигуры;Икона. Успение.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 80 х 70дерево;темпера;многофигурная композиция; вцентре – в окружении 16 святыхгроб с телом богоматери,облаченным в синий омофор;вверху в облаках изображенХристос, протягивающий руки кдевочке, олицетворяющей Душубогоматери;Икона. Богоявление.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 79,5 х 73дерево (доска с фигурнымверхом);темпера;на первом плане в центре -изображены полуобнаженныйХристос в водах реки Иордан и наберегу рядом Иоанн Креститель,простирающий правую руку надголовой Христа, держащий влевой - крест; вверху над головойХриста изображение летящегоголубя в сиянии; на втором планесправа три ангела в красно-синиходеяниях; фон – речной пейзаж;Икона. Вход Господень вИерусалим.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 79,5 х 72.5дерево;темпера;многофигурная композиция нафоне городской стены с башнямии деревьев; в центре изображенХристос, облаченный в синийхитон, сидящий на белом осле;справа – пять апостолов,следующие за Христом; слева –двое мужчин, расстилающиебелый плат перед Христом игорожане;III ярус. Апостольский.Икона. Апостол Иоанн.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 135,5 х 79,5дерево;темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо, в образе старца,облаченного в красный хитон идлинный плащ, перекинутыйчерез левое плечо и наброшенныйна правую поднятую вблагославении правую руку; влевой руке – евангелие;Икона. Апостол Петр.автор:(?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 136 х 79дерево;темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо; апостолоблачен в длинный хитон изолотисто-коричневый плащ; вправой руке - ключ, в левой –евангелие; голова с короткимиседыми волосами, небольшаяокладистая борода и усы; ногибосые;Икона. Деисус.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 130 х 127дерево (доска фигурная);темпера;в центре на троне Христос,благославляющий правой рукой идержащий раскрытое евангелие влевой, облаченный в красныйхитон и синий плащ; по обеимсторонам трона за его спинкой –два ангела; на первом планесправа от Христа – изображенаБогоматерь, слева – апостолИоанн;Икона. Апостол Павел.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134 х 79,5дерево (доска с фигурнымзавершением);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте влево, апостол облаченв длинный хитон и малиновыйплащ; в левой руке – евангелие;ноги босые;Икона. Апостол Андрей.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134,5 х 79дерево;темпера;изображение в рост в 3\\4развороте влево, в образе старца сдлинными волосами и бородой;облачение – длинный хитон иоранжево-красный плащ; в рукахдержит раскрытое евангелие; ногибосые;IV ярус. Пророческий.Икона. Пророк Давид.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер:139 х 79дерево (доска с фигурнымверхом);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо, в образе старца,облаченного в длинное парчовоеодеяние с широкой узорнойполосой впереди; на голове –корона; волосы седые , окладистаянебольшая борода и усы; в правойруке – развернутый свиток стекстом, левая – прижата к груди;Икона. Богоматерь на престоле.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 129,5 х 125дерево (доска фигурная);темпера;богоматерь изображенафронтально, сидящей на троне идержащей на коленях,благославляющего правой рукой,младенца; на богоматери синийхитон и малиновый мафорий; намладенце – синий хитон икрасный плащ;Икона. Пророк Соломон.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134 х 77,5дерево (доска фигурная поверхнему краю);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте влево; парчовоеодеяние с отделкой каймой,расшитой каменьями; на голове –корона; правая рука прижата кгруди, левая держит скипетр;Иконостас южного придела.Архангела Михаила.иконостас деревянный,окрашенный, декорированныйэлементами накладной резьбы ипозолотой; состоит из четырехярусов (включает 22 иконы);вписан в коробовый свод;горизонтальное членение – дваантаблемента (нижний – сфризом, декорированнымпальметтами, розетками,композициями из аканта,завершен карнизом с сухарикамии иониками; верхний,декорированный поясамисухариков и иоников);вертикальное членение –каннелированные пилястры скомпозитными капителями (шестьнижних пилястр объединяют дваяруса икон и царские врата, шестьпилястр по третьему ярусу,четыре пилястры по четвертомуярусу), чередующиеся с рамамиикон;иконы I-го яруса в прямоугольныхрамах, иконы II-III-го ярусовпрямоугольные с фигурнымверхом (кроме средника в III-мярусе), средник IV-го яруса –овальный, фланкированныйпальмовыми ветвями, по бокамдве иконы в прямоугольных рамахс выкружками по верхнему краю;I ярус.Икона. Архангел Гавриил.автор:датировка: середина XVIII в.размер: 136 х 54дерево (доска прямоугольная);масло;фронтальное изображение в рост,в образе крылатого юноши,облаченного в светлый хитон сперекрещенным на груди орариеми голубой плащ с каймой,перекинутый через левое плечо; влевой руке. поддерживающейплащ – ветка лилии; правая рукаблагославляет; волосы темные,длинные, расчесанные на прямойпробор, спадающие на плечи;Дверь иконостаса:размеры: 222 х 71;дерево, металл, резьба, позолота;на одну створку, деревянная,филенчатая (с прямоугольнымпросветом для иконы в верхнейчасти и прямоугольной филенкойв обрамлении профиля снакладной композицией в видегирлянды в центре в нижнейчасти), окрашенная;датировка: середина XVIII в.Икона. Богоматерь смладенцем. (икона местная)автор:(?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 145 х 67,5дерево;масло;богоматерь изображена сидящейна фоне облаков и держащей наколенях младенца; богоматерьоблачена в синий мафорий икрасный хитон; младенец всветлых одеждах сблагославляющей правой рукой,левая рука держит рукубогоматери;Царские врата.двухстворчатые (каждая створка сокруглым выемом), деревянные,окрашенные, с резнымипозолоченными рамами для шестиклейм; рамы квадратные скруглыми просветами, вобрамлении профилированныхтяг; внутренние полядекорированы резнымикомпозициями в виде трех острыхлистьев и завитков; междуквадратными рамами накладныеукрашения в виде розетки.фланкированной акантовымилистьями с бутонами и цветами;нащельник в виде тяги из лавра;над вратами деревянное, резное,позолоченное сияние сизображением патира на фонеоблаков (хлебов);Клейма царских врат. Леваястворка:Икона. Архангел Гавриил.автор:(?)датировка: 1720 г.размер: 24 х 22,5дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение ангела в 3\\4развороте, облаченного впарчовые одежды и коричневыйплащ; слева от ангела – веткалилии; вокруг головы золоченыйнимб и надпись;Икона. Евангелист Лука.автор: (?)датировка: 1720 г.размер: 24х22дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение евангелистав 3\\4 развороте, облаченного всиний хитон и светлый плащ; вправой руке – перо, в левой –держит евангелие; слева отевангелиста – изображениеголовы тельца; на первом плане –аналой с чернильницей и дваперочинных ножа; вокруг головынимб и надпись;Икона. Евангелист Иоанн.автор: Квашнин А.И.датировка: 1720 г.размер: 24 х 22,5дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение евангелистав 3\\4 развороте, облаченного вмалиновый хитон и темный плащ;старец пишет в книге; слева отевангелиста изображен орел;вокруг головы нимб и надписьсправа; справа от фигуры надпись«1720 года …писал АндрейКвашнин»;Царские врата. Правая створка.Икона. Дева Мария.автор:(?)датировка: 1720 г.размер: 24 х 22,5дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение в 3\\4развороте; облачение – светлыймафорий и мантия, сколотая у шеифибулой; правая рука прижата кгруди, левая поддерживаетмантию; вокруг головы нимб, посторонам надпись; фон темный;Икона. Евангелист Матфей.автор:датировка: 1720 г.размер: 24х22дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение в 3\\4развороте; облачение – красныйхитон и коричневый плащ,накинутый на левое плечо; вправой руке раскрытое Евангелие,левая рука опирается на стол счернильницей с перьями; справаот евангелиста изображена фигураангела;Икона. Евангелист Марк.автор:датировка: 1720 г.размер: 24х22дерево (доска восьмигранная);темпера;поясное изображение в 3\\4развороте; облачение красныйхитон и плащ, накинутый на левоеплечо; в руках держитполураскрытое Евангелие; нааналое стоит чернильница своткнутым в нее пером, рядомперочинный нож; справа отевангелиста изображение льва;Икона. Воскресение.автор:датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 142,7 х 68дерево (доска прямоугольная);темпера;многофигурная композиция; вцентре на фоне овального сияния– возносящийся Христос скрестом в левой руке иразвевающемся красном плаще;над ним в облаках фигуры ангелови святых; внизу фигуры ангелов ипавших ниц воинов у раскрытогогроба;Икона. Архангел Михаил.автор:(?)датировка: середина XVIII в.размер:136 х 51,8дерево;масло;фронтальное изображение в рост,в образе крылатого юноши,облаченного в кольчугу поверхголубого хитона и малиновыйплащ, спадающий с левого плеча;в правой опущенной руке держитмеч, левая рука закрытавосьмигранным щитом; волосыдлинные, расчесанные на прямойпробор, спадающие на плечи;Дверь иконостаса:датировка: середина XVIII в.размеры: 220.7 х 66,2;дерево. металл, резьба, позолота;на одну створку, деревянная,филенчатая (с прямоугольнымпросветом для иконы в верхнейчасти и прямоугольной филенкойв обрамлении профиля снакладной композицией в видегирлянды в центре в нижнейчасти), окрашенная;II ярус.Икона. Троица Ветхозаветная.автор: (?)датировка: XIX в.размер: 80,5 х 80дерево (доска фигурная);темпера;многофигурная композиция: вцентре - три ангела в красныххитонах сидящие за столом нафоне дерева; слева на первомплане изображены сидящийАвраам и стоящая за его спинойСара; у двух ангелов в рукахепископские жезлы;Икона. Сретенье.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 80,5 х 80дерево (доска фигурная поверхнему краю);темпера;многофигурная композиция вусловном интерьере: справа навозвышении - старец Симеон,облаченный в длинный хитон икрасный плащ, с младенцемХристом на руках, за его спинойюноша со свечей; на первом планев центре – Богоматерь в красномхитоне и синем плаще,протягивающая руки к младенцу;у ног Богоматери корзина сголубями; слева – Иосиф и Анна;Икона. Преображение.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 80 х 79дерево (доска фигурная поверхнему краю);темпера;многофигурная композиция: вцентре вверху на облакахизображен Христос, облаченный вмалиновый хитон и синий плащ;по бокам фигуры Моисея,держащего в руках скрижали иИлия; внизу – три фигурыучеников (Иакова, Петра, Иоанна)Икона. Рождество Хритсово.автор: (?)датировка: 1700-1725 гг.размер:80.5 х 80дерево (доска прямоугольная);темпера;многофигурная композиция: вцентре – фигура полулежащейБогоматери, облаченной вмалиновый хитон и синий плащ смладенцем на руках в окружениитрех пастухов (один,изображенный справа –коленопреклоненный); за ееспиной – Иосиф;III ярус.Икона. Апостол Варфоломей.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134 х 79дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо; облачение –темный хитон и красный плащ;правая рука опущена вниз, в левойруке апостол держит раскрытоеевангелие; короткие вьющиесятемные волосы; небольшаяокладистая борода с усами; ногибосые;Икона. Апостол Симон.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134,5 х 78,5дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо; облачение –коричневатый хитон и сине-зеленый плащ; двумя рукамидержит евангелие; волосы светлыеволнистые; борода небольшаяокладистая с усами; ноги босые;Икона. Вседержитель напрестоле.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 120,5 х 103дерево (из двух прямоугольныхдосок);темпера;Христос изображен фронтально,сидящим на золоченом резномтроне; облачен в красный хитон исиний плащ, спадающий с левогоплеча; правая рука благославляет,левая – держит раскрытоеевангелие с текстом, обращеннымна зрителя;Икона. Апостол Фома.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 157 х 61дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте влево; облачение –хитон охристых тонов и сине –зеленый плащ; в левойопущенной руке посох, правая –придерживает плащ у левогоплеча; волосы короткие; ногибосые;Икона. Апостол Иаков.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 134 х 80дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте влево; облачение –красный хитон и синий плащ,перекинутый через правое плечо;левая рука согнута и ладоньобращена к зрителю; праваяподдерживает полу плаща; волосыдлинные, волнистые, спадающиена плечи; борода и усы; ногибосые;IV ярус.Икона. Богоматерьпредстоящая.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 104 х 69,5дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте вправо; облачение –голубой хитон и красныймафорий; руки скрещены нагруди;Икона. Распятие.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 122 х 80дерево (овальная);темпера;в центре, на фоне темногооблачного неба и виднеющихся вдали крепостных стен изображенраспятый на кресте Христос; уподножия креста – череп и кости;Икона. Апостол Иоаннпредстоящий.автор: (?)датировка: пер. пол. XVIII в.размер: 104 х 69дерево (доска прямоугольная сфигурным верхним краем);темпера;изображение в рост в 3\\4развороте в образе молодогочеловека, облаченного в длинныйхитон и красный плащ,перекинутый через правое плечо;руки молитвенно сложены вместе;волосы темные волнистыеспускающиеся на шею и плечи;В алтаре собора:Сеньквадратная в плане, в видебалдахина на четырех витыхзолоченых колонках спостаментами, деревянная,частично окрашенная, позолота;покрытие четырехскатное счетырьмя раскрепованнымифронтонами, декорированноекартушем в центре икомпозициями из ваз и пламенипо углам; антаблемент украшендентикулами, тягами, и резнымифестонами с кистями по нижнемукраю; колонки декорированырезьбой в виде виноградной лозы;на внутренней стороне покрытияживописные композиции:вверху на плафоне изображениеголубя в сиянии (размеры: 90,5 х106,5);на падугах:«Снятие с креста»,датировка: середина XVIII в.размеры: 115 х 137;холст;масло;«Распятие»,датировка: середина XVIII в.размеры: 115 х 137;холст;масло;«Положение во гроб»,датировка: середина XVIII в.размеры: 115 х 137;холст;масло;«Моление о чаше»датировка: середина XVIII в.размеры: 115 х 137холст;масло;престолдатировка: конец 1730-х годов;в плане квадратный, деревянный,резной с позолотой;ножки в виде резных фигур(тельца, орла, ангела, льва) несутрезное подстолье, декорированноеголовкой херувима, гирляндамицветов и волютами; ножкискреплены крестовиной, наперекрестье - агнец с хоругвью наподставке;жертвенникпрямоугольный в плане, материал(гладкий белый мрамор); состоитиз пяти плит; полый;центральный нефИкона. Лицевые святцы(северная стена центральногонефа)датировка: XVIII в.дерево (состоит из шести досок);темпера;вставлены в гнезда и объединеныобщей рамой в виде гладких тяг;изображения святых на каждый издней месяцев: «Январь».«Февраль», «Март», «Апрель»,«Май», «Июнь»Январьразмеры 124 х 108дерево;темпера, масло;Февральразмеры: 120 х 106;дерево;темпера, масло;ЯнварьФевральМартразмеры: 121 х 105;дерево;темпера, масло;Апрельразмеры: 121 х 102;дерево;темпера, масло;Майразмеры: 121,5 х 104;дерево;темпера, масло;МартАпрельМайИюньразмеры: 120,5 х 104;дерево;темпера, масло;ИюньИкона. Лицевые святцы (южнаястена центрального нефа)дерево (состоит из шести досок);темпера;вставлены в гнезда и объединеныобщей рамой в виде гладких тяг;изображения святых на каждый издней месяцев: «Июль», «Август»,«Сентябрь», «Октябрь»,«Ноябрь», «Декабрь».Июльразмеры: 121 х 104;дерево;темпера, масло;Августразмеры: 121 х 104;дерево;темпера, масло;ИюльАвгустСентябрьразмеры: 121 х 104,5;дерево;темпера, масло;Октябрьразмеры: 121,5 х 105;дерево;темпера, масло;Ноябрьразмеры: 123 х 104,5;дерево;темпера, масло;СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьразмеры: 122,5 х 104,5;дерево;темпера, масло;ДекабрьКартина. Сампсониевский соборавтор: Петров И. (?)датировка: 1909г. (?);размеры: 157 х 325 по живописи,161 х 333,5 по подрамнику;холст;масло;Икона. Тихвинская Богоматерь.автор: (?)датировка: XVIII в.размеры: 89 х 66,5дерево;масло, темпера;на золоченом фоне поясное сразворотом в 3\\4 изображениеБогоматери в красном мафории созвездами на голове и плечах;левая рука поддерживаетмладенца, правая – перед грудью;младенец сидит в 3\\4 обороте кБогоматери, правая рукаблагославляет, в левой держитсвиток; внизу по борту надпись;Рама к иконедатировка: пер. пол. – серединаXVIII в.размеры: 150,5 х 100,5 х 11,5окно: 86,5 х 66,5дерево;резьба;левкас, золочение, тонированиепод золото;прямоугольная, ажурная резьба подереву в виде рокайльныхзавитков и ложкового орнамента,композиция навершия в видекороны и картуша с рельефнойфигуркой голубя;Икона.Коронование Богоматери.автор:(?)датировка: первая пол. XVIII в.размеры: 56 х 46дерево;темпера;в центре в 3\\4 разворотеизображена Богоматерь, стоящаяна коленях; по бокам, за спинойбогоматери изображены Христоси Бог-Отец, венчающиеБогоматерь короной; надБогоматерью – летящий в сиянииголубь; на первом плане внизуслева и справа фигуры ангелов;Икона.Коронование Богоматери.автор:датировка: середина XVIII в.размеры: 71 х 60дерево;темпера;в центре в 3\\4 разворотеизображена Богоматерь, стоящаяна коленях; по бокам, за спинойбогоматери изображены Христос(с крестом в правой руке) , и Бог-Отец, венчающие Богоматерькороной; над Богоматерью –летящий в сиянии голубь; напервом плане внизу слева и справафигуры ангелов (АрхангелМихаил и Архангел Гавриил) (?);Рама к иконе.датировка: пер. четверть XVIII в.размеры: 145 х 90;дерево;золочение;ажурная резьба по дереву в видерастительного орнамента совальными медальонами повнутренним полям рамы ибольшими овалами ирастительным орнаментом в видегусто переплетенных веток сцветами. завитков и аканта повнешнему полю рамы; междувнутренним и внешним полямирамы прямоугольная рама спорезкой в виде гирлянды лавраПаникадилодатировка: XVIII в.медь;литье;серебрение;шестиярусное, на 54 свечи;центральный стержень в видефигурной колонки с шаром уоснования и луковицей с крестомв завершении; к стержню крепятсяшесть рядов кронштейнов, малыеветки с цветами;Фонарь.автор:датировка: XVIII в.размеры: 40 х 40 х 60,5подвес: 46,0бронза;литье. золочение;пятистенный, фигурный в плане, состеклением; к верхнему кольцукрепится стержень с четырьмярожками для свечей; основание водно фигурное стекло;Фонарь.датировка: XVIII в.размеры: высота 84 D=36 (?)металлический ажурный в формешестигранной вазы,декорированной мелкимизавитками;Икона. Михаила Малейна иИвана Воина.автор: Баженов Трофимдатировка: 1761г.размеры: 160,5х141,5дерево (доска прямоугольная);темпера;в центре вверху – образВладимирской Богоматери, посторонам от него изображенысвятые, облаченные в монашескоеи воинское одеяния; внизу пейзажс городскими стенами; надфигурами святых 2 картуша стекстами кондака и тропоря;внизу подпись: «Писал сей образКостромской провинции посадусоли Большей иконописецъТрофим Баженов 1761 году м-цаиюля 13 день»;(вставная икона ВладимирскойБогоматери утрачена)Рама к иконе.автор: русская работа сер. XVIII в.датировка: середина XVIII в.дерево, резьба, золочение;размеры внешние: 325,5х248,0размеры внутр.: 148х138рама прямоугольная; борт –ажурный с рельефной резьбой, вуглах и по центру каждой изсторон сквозные резныекомпозиции из завитков аканта,веток и цветов роз и шиповника;увенчана рама завершением ввиде короны, фланкированнойфигурками ангелов; под короной –треугольник «око господне» влучах, в обрамлении головокхерувимов;Икона. Образ святого Николаяв житии»автор:(?)датировка: середина XVIII в.размеры: 163 х 144дерево;темпера, позолота;в центре небольшойпрямоугольный выем длявставной иконы «Святой НиколайЧудотворец», окружающие егополе заполнено 32 клеймами сизображением деяний св. Николаяв виде овальных медальонов вживописных золоченыхобрамлениях ( в виде веток акантаи рокайлей); между медальонами– горизонтально расположенныевиньетки с текстом;Рама.автор: русская работа сер. XVIII в.датировка: 1700-1770гг.дерево, резьба, золочение;размеры внешние: 297х218х4внутр. разм: 145130прямоугольная; борт – ажурный срельефной резьбой, в углах и поцентру каждой из сторонсквозные резные композиции ввиде завитков аканта и ветвей сцветами роз; увенчана рамазавершением в виде короны; подкороной просвет в обрамленииголовок херувимов;Рама к середнику – иконе«Святой Николай Чудотворец»датировка: 2004г.размеры: 63х51дерево, золочение, позолота,резьба;Икона. Святой НиколаяЧудотворец»автор:датировка: XVII – нач. XVIII в.(?)размеры: 30 х 26,3дерево;темпера;в центре фронтальное, поясноеизображение святого в образестарца; нимб вокруг головы, подвум сторонам от негоизображены фигуры ИисусаХриста и Богоматери. держащей«плат»; правая рука святогоподнята в благославении; левая –держит евангелие, расположенноенаискосок; борт иконы обведентонкой рамкой над которой поверхнему краю идет надпись;Икона. Дмитрий Ростовский.автор:(?)датировка: середина. XVIII в. (?)размеры: 108х81дерево;темпера;изображение святого в рост воблачении митрополита – ризатемно-красной парчи, митра,посох в левой руке; правая рукапридерживает раскрытую книгу,лежащую на круглом столе; стол сузорной красной скатертью сстопкой книг и распятием; справаот святого над столом иконаБогоматери с младенцем;Рама.автор: (?)датировка: XVIII в. – XIX в. (?)дерево, резьба, тонирование подзолото;размеры внешние: 138х115,5х22размеры внутр.: 110х78,5прямоугольная; профилированнаяс поясом иоников, по бортуцированный узор геометрическогохарактера; малые розетки в углах;Икона. «О тебе радуется…»автор:(?)датировка: XVII в. (?)размеры: 134х106дерево;темпера;в центре вписанное в кругизображение Богоматери сидящейна троне с младенцем на коленях;Богоматерь в красном мафории;над головой Богоматери – сонмангелов на фоне храма сзакомарами; эти изображениязакомпонованы в круг большегодиаметра, поле которогодекорировано стилизованнымиизображениями деревьев; в центреу основания круга – две фигурысвятых с развернутыми свиткамив руках; на первом плане внизуфигуры святых; в центре поверхнему краю мелкая надпись:«Освящение церкви»;Икона. Собор АрхистратигаМихаила и прочих бесплотныхсил.автор:датировка: пер. пол. XVIII в.размеры: 130 х 76дерево;темпера;Икона. Голова ИоаннаПредтечи.автор: (?)датировка: XIX в.размеры: 29,0х40,0металл, масло;Икона. Деисус.автор:(?)датировка: ХVIII в.размеры: 86х59дерево, темпера, масло;Икона. Снятие с креста.автор:датировка: XIXв.размеры: 140х100холст, масло;Икона. Святой СампсонийСтранноприимец.автор:(?)датировка: пер. пол. XVIII в.размеры: 108,5х72,0дерево, масло, темпера;Икона. Святой СерафимСаровский.автор:(?)датировка: 1900-1910гг.размеры: 142х70,5дерево, масло;Икона. Св. пр. СамсонийСтранноприимец.автор:(?)датировка: пер. чет. XVIII в.размеры: 142,5х68дерево. масло;Икона. Апостол Петр.автор:(?)датировка: XVIII в.размеры: 95х35,5дерево, темпера, масло;Доска надгробнаягенерала-аншефта СкворцоваВасилия Ермолаевичадатировка: 1769г.размеры: 58 х 45материал: медь;выколотка, гравировка, чеканка;прямоугольная с полуциркульнымзавершением, профилированнаяпо краю;в центре стилизованного венка -надпись; над текстом корона, жезли геральдический щиток созвездой и полумесяцем; в верхнихуглах – ордена; знаменафланкируют венок; внизу –военные атрибуты;Доска надгробнаяПосошкова И.Т.датировка: 1909размеры: 40 х 60материал: бронзакрестьянину-писателю –крестьянин- профессор;Доска надгробнаяФеодосии Ивановны Богдановой1746г.с резным восьмиконечнымкрестом(на западной стене нефа слева отвхода)Доска надгробнаяпоручик лейб-гвардииизмайловского полка.(на южной стене центральногонефа)Доска надгробнаядочь генерал-майора Сухорева;1761 г.;(северная стена трапезной)Доска надгробнаяиерей Григорий Федорович;1738 г.;(южная стена трапезной)Доска надгробнаяИван Федорович Набоков секретарьтайной канцелярии;1753 г.(южная стена южного придела)Доска надгробнаядатировка: 1740размеры: 66 х 70материал:трапециевидная;текст: «Против сей надписипогребено тело санкт-петербургского Троицкого соборапрото-пресвитера Иоанна Семенова1740 году июля 10 дня, апреставился … того же июля дняпополудни»южный фасадДоска надгробнаядатировка: 1745размеры:материал: желтый известняк;тект:» … 1745 году месяцаянуария 18 дня преставился рабБожий сын.. перебургскогокупца,,,»южный фасадДоска надгробнаядатировка: 1752размеры:материал: известняктекст: «Против сего местапреставился 1752 год … Санкт П…Портово.. канцел…»внизу – крест вписанный в круг иветви;южный фасадоконные решетки – материал(чугун), рисунок (ромбы), техникаисполнения;Доска надгробнаядатировка:размеры:материал: известняк;прямоугольная с закруглением поверхнему краю;текст: «Против сего места лежиттело усерднейшего сего храмадиректора Санкт-перербургскогокупца Михаила ГрязновскогоЛапшина, погребенного подлеродителе его жития его было 50лет и 16 дней»вверху изображениеподвешенного сердца с пламенемперевязанного лентами; под нимдве головки херувимов;внизу – изображение черепа икостей, фланкированноесломанной свечой и диском;южный фасадII. Колокольня1728-1740 гг.Большой Сампсониевский пр.,д.41, литера Б.(Большой Сампсониевский просп.,41)Объемно-пространственноерешение:габариты и конфигурацияотдельностоящей трехъяруснойнадвратной прямоугольной вплане колокольни (на плане под№2);сквозной арочный проезд –нижнего яруса;открытые проемы звона – третьегояруса;крыша – исторические габариты иконфигурация (шатровая,увенчанная луковичной главой) итрехскатные (боковые частипервого яруса);Конструктивнаясистема здания:капитальные стены (кирпич);цилиндрический свод арочногопроезда;второй и третий ярусы квадратныев плане, перекрытывосьмигранным шатром с тремяярусами слухов, увенчанныммаленькой главкой спозолоченным крестом на глухомграненом барабанчике;лестница – историческоеместоположение, габариты,конструкция, материал и профильступеней;Объемно-планировочноерешение:историческое объемно-планировочное решение вгабаритах капитальных стен;Архитектурно-художественноерешение фасадов:в стилистике анненского барокко1730-х гг. с элементамидревнерусского зодчества;материал отделки цоколя –известняк;материал и характер отделкифасадной поверхности –окрашенная штукатурка;вертикальное членение фасада:рустованные лопатки и арочныеобрамления в уровне 1-го яруса;парные пилястры в уровне 2-3-гоярусов; ниши с полуциркульнымзавершение в уровне 2-го яруса иарочные проемы 3-го яруса (ярусазвона) в обрамлениипрофилированных наличников сархивольтами;горизонтальное членение фасада:профилированные карнизы.отделяющие ярусы друг от друга;фронтоны в обрамлениипрофилированных тяг, венчающиечетыре грани верхнего яруса;грани шатра прорезаны окнами,декорированными кокошниками;колоколдатировка: 1764;размеры выс.(до дужки)200;дужка 50, диаметр (нижний) 200;(медь, литье);тулово в верхней частидекорировано двумя рельефнымиполосами (верхний – рельефныеголовок серафимов, нижний –фестончатый в виде растительныхпобегов), между которымирасположена надпись в два ряда(«1764 году июня (1) дня в Санкт-Петербурге церкви святогоСампсона Странноприимца что наВыборгской стороне. ВкладДиректора Михайла ГрязновскогоЛапшина весу 400пу(дов) лит сейколокол в Москве колокольныхработ содержателя ДмитрияПирогова»;в средней части туловодекорировано четырьмярельефными медальонами сизображениями святогоСампсония;по низу тулова – два ряда тонкихрельефных полосокДоски с текстами обращений квойскам Петра I (на фасадах):южный фасад западная двойнаядоска:размеры нижней прямоугольной:228 х 145чугун, литье;текст рельефный;южный фасад восточная двойнаядоска:размеры нижней прямоугольной:228 х 145чугун, литье;текст рельефный;северный фасад двойные доски:размеры нижней прямоугольной:228 х 145чугун, литье;текст рельефный;III. Часовня1909г. арх. А.П. АплаксинБольшой Сампсониевский пр.,д.41, литера В(Большой Сампсониевский просп.,41)Объемно-пространственноерешение:одноэтажный объем, квадратный вплане, с четырехграннымсветовым фонарем, увенчанныйлуковичной главой (здание наплане под № 3);шатровая крыша увенчаннаялуковичной главой - историческиегабариты и конфигурация;Конструктивнаясистема здания:капитальные стены (кирпич);своды;Объемно-планировочноерешение:историческое объемно-планировочное решение вгабаритах капитальных стен;Архитектурно-художественноерешение фасадов:с использованием архитектурно-художественных элементов встилистике барокко;материал отделки цоколя –гранит;материал и характер отделкифасадной поверхности –штукатурка окрашенная (в двацвета с выделением архитектурно-декоративных элементов);оконные и дверные проемы –историческое местоположение,габариты. конфигурация;вертикальное членение фасада:центральные оси акцентированывысокими арочными проемамиосновного объема и овальнымиокнами «бычий глаз» фонаря;углы основного объемадекорированы пилястрами иполуколоннами композитногоордера;горизонтальное членение фасада:раскрепованный антаблементотделяющий основной объем отобъема фонаря;лучковые фронтоны завершающиеосновной объем;срезанные углы светового фонарядекорированы волютами;ниши и дверной проем основногообъема в обрамлении наличникови профилированных архивольтов,декорированы рокайльнымикомпозициями;главка и шатровая крышаукрашены металлическиминакладками в виде рокайльныхкомпозиций;IV. «Юбилейный домик»1909г., арх. А.П. АплаксинБольшой Сампсониевский пр., д.39а, литера А(Большой Сампсониевский просп.,39а)Объемно-пространственноерешение:габариты и конфигурацияпрямоугольного в планедвухэтажного здания;крыша – исторические габариты(включая высотные отметкиконька), конфигурация (вальмоваяс переломом);дымовые трубы;Конструктивнаясистема здания:кирпичные капитальные стены;Объемно-планировочноерешение:историческое объемно-планировочное решение вгабаритах капитальных стен;Архитектурно-художественноерешение фасадов:1909г., по проекту арх. А.П.Аплаксина;материал отделки цоколя –известняк;материал и характер отделкифасадной поверхности –штукатурка окрашенная (гладкая,штукатурный руст);оконные проемы – историческоеместоположение, габариты,конфигурация, рисунокрасстекловки и цвет (коричневый)оконных заполнений;по центральным осям северного изападного фасадов ризалиты,угловые части которых,декорированы рустованнымилопатками ; венчают ризалиты –фигурные фронтоны с люкарнами;горизонтальное членение фасада –тяги между 1 и 2-м этажами ипрофилированный венчающийкарниз;V. Могила Волынского А.П.(1689-1740),Еропкина П.М. (1698-1740),Хрущева А.Ф. (1691-1740)(Большой Сампсониевский просп.,41, у собора)памятник исполнен по рисункуархитектора М.А.Шурупова,барельеф – скульптора А.М.Опекушина, бронзовщик –Соколов;1885 г.бронза, гранит, чугун;стела с полукруглымзавершением, на фронтонекоторого рельефное изображениегерба Волынских, установлена награнитный постамент сложногопрофиля; к постаментупримыкают небольшой саркофаг иеще два меньших (по числузахороненных); на лицевойстороне стелы барельеф«Сидящий гений смерти», в левойруке держащий лавровый венок исвиток;тексты: «Волынский добрый иусердный патриот и ревнителен кполезным направлениям своегоотечества» (Екатерина II, 1765 г.)«И пусть падет! Но будет живВ сердцах и памяти народной, Ион и пламенный порыв..»«Сыны отечества! В слезахПо храму древнего Сампсона!»в правом нижнем углу –рельефное изображение урны,обвитой змеей, над ней – горящийсветильник;на боковых гранях стелы –рельефные изображения факелов ,расположенных огнем вниз;текст на тыльной сторонепамятника: «В имя трех лицехединого единого бога. Зде лежитАртемий Петрович Волянский,который жизни своя имел 51 год ипреставился июня 27 дня 1740году. Туже погребены АндрейФедорович Хрущев и ПетрЕропкин» «Памятник на общеймогиле. Здесь погребенных 27июня 1740 года кабинет министра,генерала-аншефта и обер-егермейстера Артема ПетровичаВолынского, советника АндреяФедоровича Хрущева иархитектора Петра МихайловичаЕропкина (Гофф-интенд.)Сооружен в 1885 году по починужурнала «Русская старина»,многими почитателями памятиэтих исторических людей и напожертвования Н.П. Селифановой(из роду Волынского)».вокруг могилы кованная оградасложного рисунка, установленнаяна высокий поребрик красногогранита;VI. НадгробияБольшой Сампсониевский просп.,41)Плита надгробнаядатировка: 1724размеры: 76 х 54 х 6.5материал: серый известняк;прямоугольная;вверху в центре изображен крест впальмовых ветвях; текст надписиисполнен церковно-славянскимшрифтом: «1724 году маия 1погребена на сем месте вдоваИрина Абакумова дочь…преставившаяся апреля 30 дня»Плита надгробнаядатировка 1733размеры: 50 х 48 х 5,5материал: серый с розовымивкраплениями известняк;прямоугольная;текст в 7 строк: «1733 маия 18 дняпополудни в 9 час …бжейка ..месте того 20 дня…»Плита надгробнаядатировка: 1741размеры: 50,5 х 54 х 8материал: розовый известняк;прямоугольная;текст: «сем месте погребена рабабожия Теодора Афанасьеванадочь, жена крестьянина АндреяГаврилова а жития ей от роду 60лет 1741 года мая 17 дня»Плита надгробнаяматериал: серый известняк;прямоугольная спрофилированными краями;текс в 16 строк;Плита надгробнаядатировка: 1748размеры: 72 х 114 х 4,5материал: серый известняк;прямоугольная спрофилированным краем;текст в 16 строк: «На сем местепогребено тело Санкт-Петербургского купца ПетраПетрова сына Холопова, пожив насвете 43 года и … месяцевприставился … 1748 года майя …тутже погребена … на ево … ева… дочь жития ея было 30 лет …христианс… скончалась … 1748 г.…»Плита надгробнаядатировка: 1746размеры: 35 х 43 х 5материал: серый известняк;прямоугольная;текст: «… 1746 год … дня … рабабо…»; внизу текст: «1746генваря»Плита надгробнаядатировка: 1761размеры: 105 х 77 х 9материал: желтый известняк;трапециевидная, сужена книзу;в верхней части изображениекартуш с восьмиконечнымкрестом, пальмовые ветви и черепс уостями; по краям - ветвипальмы; вокруг креста –нечитаемый текст вкартуше;.текст: « 1761 г. иарта 8…жития 38 лет … погребена на семместе»;Плита надгробнаядатировка:размеры: 164 х 86 х 9,5материал: желтый известняк;трапециевидной формы;текст: «На сем месте погребенараба божия капитана ГригорияНахимова сына Тюменева женаево Фекла Сергеевна дочь Панова,преставися 176… года апреля 15 атело ея предано земле 19 числа»;Плита надгробнаядатировка: 1760-еразмеры: 82 х 75 х 7материал: серый известняк;трапециевидная спрофилированным краем;наверху в картуше изображенчереп;текст в 11 строк: «… преставился… купца … 176…»Плита надгробнаядатировка: XVIII в.;размеры:45 х 45 х 4материал: желтый известняк;прямоугольная;изображена пальмовая ветвь,перевязанная лентой с бантом;«10» и внизу - «…пр…на»Плита надгробнаядатировка:размеры: 74 х 44,5 х 4,5материал: розовый с серымипрожилками извстняк;текст: «Иванов погребен …Бирюков а отроду имел 60 лет ипогребен на сем месте …»Плита надгробнаядатировка:размеры: 64 х 41;материал: серый известняк сжелтыми вкраплениями;прямоугольная;текст: «…тербурск… …цаТимофее… Козлова …нонов иотец … ево был … сего …»левая часть текста:«На сем месте …тело ар…семенов …жития …1 мсцъ …1769 го…»Плита надгробнаядатировка: XVIII в.;размеры: 46 х 38 х 7; 75 х 52 х 6расколота на 3 частиматериал: розовый известняк;трапециевидная, сужающаясякнизу, профилированная по краю;текст: «На сем месте погребенИван Бирю… от роду име… ипогребен … мест …»Плита надгробнаядатировка:размеры: 63 х 95 х 6расколота на три части;материал: желтый с розовымивкраплениями известняк;текст: «… одера Иван …мовасная… жития ея от роду было 29лет и погребена на сем месте»Плита надгробнаядатировка: XVIII в.;размеры: 43 х 36 х 7материал: серый известняк;прямоугольная;текст: «…н и погреб… месте …ден… тогож …»Плита надгробнаядатировка: конец XVIII в.;размеры: 66 х 49 х 9материал: серый известняк;прямоугольная спрофилированным краем(расколота)вверху – мальтийский крест, подним текст: «На сем месте пок…раба божия Евдокия дочь и м…»Плита надгробнаядатировка: XVIII в.;размеры: 61 х 42 х 8.5материал: серый известняк;сохранился фрагмент;вверху изображение креста подним текст: «… раба …евна Иринамать …36 году лета …»Плита надгробнаядатировка: 1728размеры: разбита на кускиматериал: серый известняктекст фрагментарный:«…погребено … 17VII. СадБольшой Сампсониевский просп.,41)Объемно-пространственноеи планировочноерешение:Насаждения:объемно-пространственное ипланировочное решение сада сэлементами регулярнойпланировки;рельеф ровный;дорожки набивные из высевокгранита розового цвета нащебеночном основании;асфальтовая площадка передсобором красного цвета;булыжное мощение вдольисторической ограды;газоны: обыкновенный;насаждения:куртины кустарников в западнойчасти, видовой состав: спирея,сирень;северо-западная часть - рядоваяпосадка формованной жимолости;северо-восточная и юго-восточнаячасти – групповые посадкиформованной спиреи;южная часть – куртинные посадкиспиреи, рядовая посадка бузины игрупповая посадка айвы;одиночные и групповые посадкистаровозрастных исредневозрастных деревьев,видовой состав: дуб, ясень, ива;рядовая посадка туи;два симметричных цветника –местоположение;VIII. Оградапо Большому Сампсониевскомупр.,металлическая ограда с воротамии калитками, расположенными посторонам колокольни выполнена вформах эклектики;автор: арх. Н.Е. Лансере;датировка: 1909г.чугун, литье, ковка, сварка;звенья ограды установлены навысоком цоколе, облицованномгранитом;цоколь раскрепован основаниямипрямоугольных в планеоштукатуренных столбов;столбы увенчаны полушатровымзавершением c шарами,декорированы фигурнымифиленками с замковыми камнямии в завершении имеютпрофилированный карниз;столбы между калитками иворотами сдвоенные; столбыворот имеют навершия в видешаров;звенья ограды выполнены изметаллических прутьев в видевертикально вытянутых волют,соединенных между собойзавитками; в верхней частиорнамента использованы мотивыстилизованных листьев и лилий;калитки в верхней частиоформлены аналогично; нижниечасти – в виде глухихметаллических полотен,декорированных фигурнымифиленкамидвухстворчатые ворота (сквозногопроезда колокольни) – рисунок ввиде вертикально расположенныхпрутьев в центре каждой створкистилизованные вазоны сволютами и завитками;внизу пояс из волютообразныхзавитков;ворота завершены картушем.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.