Объемно-планировочное решение:монументальное сооружение, представляющее собой конную статую, установленную на трехъярусном, крестообразно раскрепованном постаменте, обильно декорированном фигуративной и орнаментальной скульптурой и помещенном на крестообразное в плане ступенчатое основание-стилобат, четыре рукава которого служат постаментами фонарей-торшеров – авторское художественное и объемно-пространственное решение, градостроительная роль памятника как центрального элемента ансамбля Исаакиевской площади, организующего его планировочную композицию;исторически сложившиеся визуальные связи памятника в ансамбле Исаакиевской площади, в том числе со зданиями Исаакиевского собора, Мариинского дворца, домов Министерства государственных имуществОбъемно-пространственное решение и конструктивная система: стилобат, выполненный из блоков красного финского гранита с полированной поверхностью;постамент – нижний ярус: из полированных блоков серого сердобольского гранита – в нижней части гладкий, в верхней декорирован поясом филенок в виде алмазной грани, средний ярус: из красного карельского кварцита («шокшинский порфир»), имеет трехчастную композицию – центральная часть, служащая фоном для барельефов, опирается на пояс ложчатого орнамента и завершена карнизом с сухариками,верхний ярус: из белого каррарского мрамора, также трехчастной композиции – в нижнем поясе размещены объемные орнаментальные гирлянды, в средней части, между четырех круглых скульптур, барельефы с воинскими арматурами;авторские конструкции крепления конной статуи и скульптур постамента; мощение территории вокруг постамента плитами красного гранита – исторические габариты плит, тип камняАрхитектурно-художественное решение:статуя (бронза, литье, ск. П.К.Клодт), изображающая императора Николая I верхом на вздыбленном коне; император изображен в парадном мундире по форме Кавалергардского полка, в кирасе и шлеме, увенчанном фигуркой двуглавого орла, со шпагой у левого бедра; четыре аллегорические скульптуры верхней части постамента, помещены на боковых креповках, на фоне больших бронзовых волют (бронза, литьё, ск. Р.К.Залеман), в виде фигур сидящих в контрапостных поворотах женщин, задрапированных в одежды античного типа, с различными атрибутами:«Вера» - правой рукой держит крест, левой поддерживает лежащую на колене книгу;«Правосудие» - правой рукой опирается на меч, в левой держит весы;«Сила» – в правой руке копье, в левой – щит; «Мудрость» – в левой руке держит зеркало;посвятительная надпись с северной стороны «НИКОЛАЮ 1 ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ. 1859.» (накладные бронзовые вызолоченные буквы на белом мраморе), над ней – скульптурное изображение герба Российской империи образца 1856 г. – двуглавый орёл с поднятыми вверх крыльями, щитом с изображением Георгия Победоносца на груди и гербами на крыльях, со скипетром и державой в лапах (бронза, литье);горельефы с изображением арматур из вооружения разных времен и народов, помещенные в нишах между скульптурами верхнего яруса (бронза, литье):русское вооружение времен Николая I;древнерусское вооружение;кавказское вооружение.барельефы с изображением многофигурных сцен, посвященных памятным событиям царствования Николая I, помещенные в среднем ярусе постамента (бронза, литье, ск. Н.А.Рамазанов, Р.К.Залеман):«Николай I передает Государя Наследника лейб-гвардии Саперному батальону во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года»;«Николай I на Сенной площади в Санкт-Петербурге во время холеры 1831 года»;«Поднесение графом М.М.Сперанским в Государственном Совете Свода Законов Николаю I в 1832 году»;«Осмотр Николаем I Веребьинского моста на Николаевской железной дороге в 1851 году»;изображения вензеля Николая I в обрамлении листьев аканта и лент, увенчанные императорской короной, помещенные в простенках между барельефами (бронза, литье);фонари (четыре), установленные на постаменте памятника (бронза, литье) – в виде торшеров на четыре светоточки в форме шестигранных, сужающихся книзу стеклянных светильников; центральный столб с рельефно орнаментированным фустом, завершенный одним светильником, установлен на треугольном в плане основании, декорированном орнаментом из аканта, вокруг основания столба – объемные фигуры двуглавых орлов; в верхней части столба к нему на кронштейнах в виде волютообразно скрученных ветвей аканта крепятся еще три светильника;ограда по периметру территории памятника: рядовые звенья (одно – с калиткой) представляют собой решетки из вертикальных орнаментированных прутьев в обвязке из меандра, в центре каждого звена помещен овальный щит с вензелем «НI» в обрамлении акантовых ветвей; по сторонам от щита – композиции из завивающихся акантов, сужающиеся к краю звена;рядовые звенья установлены на квадратного сечения столбиках, увенчанных шишками: авторский рисунок, материал (бронза) и техника исполнения (литье).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.