Объемно-пространственное решение:Исторические габариты и конфигурация крестово-купольного, пятиглавого здания, в плане приближенного к равноконечному кресту, с трансептом и прямоугольной в плане апсидой;центральный купол на высоком барабане, завершенный световым фонарем – башенкой, увенчанный крестом – местоположение (в центральной части), конфигурация, габариты;четыре боковые главки - колокольни – местоположение, конфигурация, габариты;крыши – конфигурация (двускатная, сферическая), деревянная стропильная конструкция, материал окрытия (листовой металл, медь – скаты крыши куполов, столбы и перила балюстрадного ограждения боковых башен), высотные отметки конька крыши, габариты;портик – местоположение (на западном фасаде), конфигурация (4-х-колонный), габариты.Конструктивная система здания: Исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;междуэтажные перекрытия - местоположение;стереобат из трех ступеней – местоположение (портик, западный фасад), конфигурация, габариты, материал (известняк);колонны ионического ордера – количество, местоположение (портик западного фасада), габариты;своды: коробовые с распалубками (подвальных помещений); купольный на четырех восьмигранных пилонах (купол на парусах – в центральной части здания); цилиндрические, в том числе с распалубками; арочные проемы с коробовым завершением; пониженные пологие купольные своды на пилонах, образующие полуциркульные арочные проемы (в каждом из четырех углов – по четыре малых пилона);исторические лестницы (местоположение, конфигурация, тип, конструкция, габариты, материал облицовки ступеней и лестничных площадок, материал ограждений лестниц, конфигурация и рисунок ограждений), в том числе:металлическая лестница, ведущая на юго-западную башню, с деревянными ступенями, оформленными ажурными подзорами (в нижнем уровне) и металлическими ступенями в верхнем уровне – конфигурация, конструкция, габариты.Объемно-планировочное решение:Историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.Архитектурно-художественное решение фасадов: Материал и характер отделки цоколя – известняк; материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка; исторические дверные проемы северного и южного фасадов – местоположение (западный, северный и южный фасады), конфигурация (прямоугольные), габариты, оформление (профилированные наличники, линейные сандрики на лепных орнаментированных кронштейнах, с лепным орнаментом в поле сандрика с изображением венков перевитых лентами, изображением греческих крестов и растительного орнамента, над сандриком – горельефное изображение ангелов с крестом и виноградной лозой); историческое заполнение дверных проемов – конструкция (глухие, двухстворчатые с прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные филенки), материал, цвет; два крыльца – местоположение (северный и южный фасады), конфигурация (полукруглые в плане), габариты (из 2 ступеней – северный фасад, из 3 ступеней – южный фасад), материал ступеней (известняк); исторические оконные проемы –местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением, прямоугольные проемы –подвального этажа), габариты; оформление оконных проемов – профилированные наличники, подоконные доски на стилизованных кронштейнах с розетками, полуциркульные уплощенные ниши оконных проемов оформленные в верхней части лепным рельефным орнаментом с изображением венков перевитых лентами, и растительного орнамента, фланкирующими гладкими лопатками, ложной балюстрадой в подоконном пространстве и фризом с розетками, с профилированным раскрепованным подоконным карнизом; историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево, металл), рисунок расстекловки, цвет; круглые уплощенные ниши с лепным заполнением с изображением греческого креста в венке и исходящими лучами; прямоугольные уплощенные ниши с лепными барельефными композициями с изображением воинских атрибутов; прямоугольная уплощенная ниша над центральным входом с лепной барельефной композицией с изображением воинских атрибутов; каменная с полуциркульным завершением плита в профилированной раме с установленной в ней иконой Преображения Господня, писанной на медной доске с лампадой;над плитой – металлический ажурный козырек, увенчанный бронзовым крестом; антаблемент с гладким фризом и выносным профилированным карнизом с дентикулами; фронтоны фасадов с профилированными карнизами;Оформление центрального купола и боковых глав:исторические оконные проемы барабана центрального купола, сквозные проемы звонов в барабанах боковых глав и проемы светового фонаря центрального купола – местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;оформление оконных проемов центрального купола – полуциркульные уплощенные ниши, оформленные в верхней части лепным орнаментом – с изображением херувима и розетками;оформление проемов светового фонаря центрального купола – профилированные архивольты и гладкие наличники;сквозные проемы звонов в барабанах боковых глав оформлены профилированными архивольтами и гладкими наличниками;ограждения боковых глав оформлены в виде круговой балюстрады;прямоугольные уплощенные ниши в оформлении фриза центрального купола с лепными барельефными композициями с изображением херувимов и провисающей цветочной гирлянды с лентами и розетками;профилированные тяги и карнизы, в том числе венчающие карнизы барабанов и выносной карниз на кронштейнах барабана центрального купола;башенные часы (в проеме северо-западной башни – с круглым циферблатом с римскими цифрами; Англия, 1854 г.;боковые главки с завершениями в виде золоченых крестов с яблоками на граненых основаниях;световой фонарь центрального купола увенчан золочеными маковкой и крестом с яблоком.Декоративно-художественная отделка помещений, предметы декоративно-прикладного искусства: Историческое объемно-планировочное решение и оформление единого, без хор, внутреннего пространства собора с доминирующими повышенными центральными нефами, в том числе:покрытие пола – лещадная плита, выложенная в шахматном порядке, цвет (коричневый, серый);северный и южный притворы на возвышении в три ступени (материал ступеней – лещадная плита);оформление арочных проемов с коробовым завершением и пилонов – профилированные карнизы, софиты арочных проемов коробового завершения оформлены периметральными филенками в профилированных рамах;антаблемент с живописным фризом с поясом меандра и профилированным карнизом со стилизованными модульонами;царское место – площадка из мрамора на возвышении из трех ступеней, с чугунным (?) вызолоченным ограждением из вертикальных стоек с растительным орнаментом и верхним поясом с розетками;церковная кафедра на стилизованном кронштейне из трех резных волютообразных деталей с резным растительным орнаментом, с лестницей в 12 ступеней (дерево, резьба, покраска, позолота);оформление: резные позолоченные гирлянды и драпировка, розетки; ограждение лестницы в виде вертикальных фигурных стоек, окрашенных белой масляной краской с частичным золочением, с перехватами с растительным орнаментом, с подшивкой лестницы, оформленной резными золочеными венками;алтарная преграда – местоположение, оформление (в виде чугунной (?) вызолоченной решетки из вертикальных стоек с растительным орнаментом и верхним поясом с розетками);солея в три ступени – местоположение, габариты, материал;Иконостас Главного алтаря (1829 г., В.П. Стасов;) – четырехярусный, деревянный, с центральной частью в виде триумфальной арки с конхи с полусферическим сводом над царскими вратами и боковыми дверьми жертвенника и дьяконника; Первый ярус оформлен каннелированными пилястрами с капителями композитного ордера, фризом с декором в виде лавровых венков и пальмовых ветвей с греческим крестом в центре; украшен полуциркульными сквозными композициями в виде фриза с пальметками и круглой рамы иконы, декорированной завитками аканта – над проемами жертвенника и дьяконника; иконы в арке оформлены розетками с провисающими гирляндами;Первый ярус от второго отделен антаблементом, с резным орнаментом с изображением виноградных лоз и головок херувимов – во фризе и резным карнизом, оформленным стилизованными кессонами с розетками.Второй ярус в центре завершен конхой, украшен золоченой резьбой с изображением головок херувимов и фигур ангелов, крестов в сиянии, гирлянд, лавровых венков и пальмовых ветвей; второй ярус от третьего отделен небольшим золоченым карнизом. Во втором ярусе четыре иконы.Свод конхи разбит на кессоны различной формы, в которых помещены живописные композиции с изображениями голубя, головок херувимов и двух летящих ангелов.Третий ярус решен в виде аттика и оформлен каннелированными полуколоннами с капителями композитного ордера, поддерживающими фриз с золочеными венками, раскрепованный карниз; украшен двумя фланкирующими резными золочеными композициями, составленными из символов ветхого и нового завета. В третьем ярусе размещено пять икон.Венчает иконостас полукруглая в сиянии икона Господа Саваофа, сидящего на облаках и окруженного четырьмя ангелами;Царские врата – резные, золоченые, со сквозной резьбой с растительным орнаментом и изображением греческих крестов; две створки врат заключены в резную раму с орнаментом в виде завитков аканта; над царскими вратами – резное золоченое сияние с облаками и всевидящим оком в центре;в створках врат помещены четыре овальные иконы: «Богоматерь», «Архангел Гавриил», «Евангелисты Лука и Матфей», «Евангелисты Иоанн и Марк»);Иконостас левого придела (в честь священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Петра Александрийского) – трехярусный, деревянный с золоченой резьбой и с фигурами ангелов; над царскими вратами – икона «Тайная Вечеря» на дереве, в резной золоченой раме с сиянием;Царские врата – конфигурация, конструкция (двустворчатые), материал (металл, позолота), габариты, оформление (с ажурным растительным орнаментом, с овальными живописными вставками с религиозными сюжетами);Иконостас правого придела (Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца) – трехярусный, деревянный с золоченой резьбой и с фигурами херувимов; над царскими вратами – икона «Успение Богоматери» на дереве, в резной золоченой раме с сиянием;Царские врата – конфигурация, конструкция (двустворчатые), материал (металл, позолота), габариты, оформление (с ажурным растительным орнаментом, с овальными живописными вставками с религиозными сюжетами);Резная золоченая сень над престолом главного алтаря – из восьми колонн коринфского ордера, расположенных по дуге и связанных антаблементом и прорезным куполом с крестом;Внутри антаблемента – золоченая резьба в виде виноградных ветвей, снаружи – восемь золоченых головок ангелов;два шкафа для ризницы – местоположение (между алтарями, (арками) в два яруса – конфигурация, конструкция, материал (дуб), габариты, 1850 г., по рис. арх. Львова;профилированные лепные карнизы в оформлении пологих купольных сводов четырех углов собора с разделкой свода голубым цветом;Стенная живопись, в том числе:живописные панно на парусах с изображением Евангелистов (масло по штукатурке);живописные панно в люнетах и распалубках сводов (масло по штукатурке): «Царь Давид», «Вход в Иерусалим», «Авраам и три ангела», «Святой пророк Иезекиль», «Вознесение», «Воскресение», «Святой пророк Захария», «Преображение», «Крещение Господне»;живописный фриз купола (масло по штукатурке) с надписью золотыми буквами на голубом фоне;балкон в уровне барабана центрального купола с металлическим вызолоченным (?) ограждением из вертикальных прутьев с верхним поясом растительного орнамента - конфигурация, конструкция (на кронштейнах), оформление подшивки (фигурные филенки);оформление стен барабана купола – нижний ярус решен в виде цоколя с прямоугольными филенками в профилированных рамах в простенках между окон и профилированным карнизом;оформление полуциркульных оконных проемов барабана купола – профилированные архивольты на импостах с фланкирующими лопатками с каннелюрами на стилизованных орнаментированных лепных кронштейнах, над архивольтами – фигурные профилированные рамы;в простенках между окон расположены восемь живописных панно на медных досках с полуциркульным завершением с изображением ангелов, под панно – прямоугольные филенки с выкружками в центре с рельефным изображением стилизованных орденских знаков; верхний ярус простенков между окон отделен профилированным орнаментированным карнизом и оформлен живописными панно в восьмиугольных рамах, вписанными в прямоугольник;венчающий профилированный орнаментированный карниз купола на кронштейнах;живописное оформление свода купола – на голубом фоне – золотые восьмиконечные звезды и сияние в центре.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.