Дворец Воронцова М.И. (Пажеский корпус)

Объемно-пространственное и планировочное решение территории:исторически  сложившееся объемно-пространственное и планировочное  решение территории  участка  в  установленных  границах,   соотношение застроенных  и  незастроенных  пространств.I. Дворец, Садовая улица, дом 26, литера Д,  (Садовая ул., 26).Объемно-пространственное решение:габариты и конфигурация трехэтажного  здания   на подвалах,  состоящего  из  лицевого  корпуса,  обращенного к саду  и  примыкающего  к  нему  с  юго-востока  двух прямоугольных  корпусов; форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных (в том числе вальмовых) крыш;два  прямоугольных  в  плане  воротных проезда с лучковыми  перемычками,  перекрыты   коробовыми и прусскими  сводами.Конструктивная система:наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);             исторические отметки междуэтажных перекрытий;междуэтажные  перекрытия  в  помещениях  с  художественной  отделкой;своды  перекрытий:своды,  перекрывающие  подвальные помещения: крестовые  своды,  перекрывающие помещения  лицевого  корпуса;коробовые  своды  с  распалубками;цилиндрические  своды;своды первого этажа:крестовые  своды  на  подпружных арках,  опирающиеся  на  пилоны,  перекрывающие  помещения столовой  и  помещения  лицевого  корпуса  первого  этажа;коробовые  своды,  на  подпружных  арках,  перекрывающие  помещения  парадного  вестибюля;коробовые   своды  с  распалубками, перекрывающие помещения, расположенные  в  северо-восточной  и  юго-западной частях первого  этажа  лицевого  корпуса;  цилиндрические  своды, перекрывающие  коридоры   первого  этажа  здания;  сомкнутый  свод,   перекрывающий помещение,  расположенное на  первом  этаже   в  западной  части  здания;коробовые  своды,  перекрывающие юго-западный  воротный  проезд;коробовые  своды с  распалубками,  перекрывающие  помещения,  расположенные  в  юго-западном  флигеле;металлические колонны  в  помещении  танцевального  зала,  расположенного  на  первом  этаже в юго-западной  части  здания; своды  второго  этажа:цилиндрический  свод,  перекрывающий  помещение  православной  церкви;сферический  полукупол  православной церкви;арочные  проемы  в  помещении  «Исторического  зала»;коробовые  своды  с  распалубками;исторические лестницы: лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение; два  перехода  между  уровнями вестибюля, ступени  из  лещадной  плиты - местоположение,  габариты;переход   между  уровнями  центрального  вестибюля  - один  марш  в  шесть  ступеней  из  лещадной  плиты -  местоположение,  габариты;Л-2, расположенная  в северо-восточной  части  здания, вход  организован  из  помещения  8-Н(I):  двухмаршевая,  марши  на  косоурах,  площадки  на  коробовых  и  прусских сводах, ступени  из  лещадной  плиты  (материал,  профиль);металлическое чугунное литое ограждение  из  ажурных  орнаментированных балясин,  под  деревянным  профилированным  поручнем;на  площадках  -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника исполнения); парадная лестница, расположенная в  центральной части  лицевого  корпуса, четырехмаршевая, площадки на сводах  и  арках,  опирающихся  на  столбы  и  колонны  (в уровне  третьего этажа),   ступени   из  красного  гранита;металлическое ограждение  выполнено  в виде  вертикальных  стоек  с  орнаментальным  фризом,  под  деревянным  профилированным  поручнем;на  площадках выше  второго  этажа   -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника  исполнения); лестница, вход  организован из северо-восточного  воротного  проезда:  четырехмаршевая  с  забежными  ступенями, ступени    из  красного  гранита;Л-6, двухмаршевая лестница, вход  организован со  стороны  юго-восточного  дворового  фасада, марши  на  косоурах,  площадки  на  сводах,  ступени  из  лещадной  плиты;металлическое чугунное литое ограждение  из  ажурных  орнаментированных балясин,  под  деревянным  профилированным  поручнем;на  площадках  -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника исполнения); лестница между  помещениями  центральной  части  здания в уровне  третьего  этажа:   ступени    из  лещадной плиты,  металлическое  литое ограждение  в  виде  вертикальных прутьев  с  горизонтальными  перехватами,  под  металлическим  поручнем;средистенные переходы,     ведущие  в  подвальные  помещения,  степени  из  лещадной  плиты  (материал,  профиль);деревянная  лестница  с  ограждением  в  виде  балюстрады,  расположенная  в  помещении  церкви,  ведущая  на  хоры;световые  фонари:  местоположение,  конфигурация,  конструкция,  материалы, габариты.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен,  габариты  помещения  галереи  второго  этажа,  габариты помещений с художественной  отделкой,  указанные  в  п.6.Архитектурно-художественное решение фасадов:архитектурно-художественное решение в приемах барокко:лицевой фасад:материал и характер отделки фасада: окрашенная  штукатурка,  в уровне первого  этажа - рустован;цоколь облицован  плитами   известняка;                                                      ритм фасада  организован  тремя  ризалитами - центральным  в  пять  световых  осей  и  двумя  боковыми -  в  три  световые  оси;в  уровне  первого  и  второго  этажей в  простенках  оконных  проемов  ризалитов  -  парные  колонны  и  пилястры  композитного  ордера на  высоких  пьедесталах, несущие раскрепованный  антаблемент, в  уровне  третьего  этажа  центрального  ризалита   -  лопатки  с  львиными  маскаронами;треугольный  фронтон, завершающий  центральный  ризалит;  раскрепованные лучковые  фронтоны,  завершающие   боковые  ризалиты;   прямоугольные  в  плане балконы  ризалитов в  уровне  второго  этажа;   ограждение  балконов выполнено  в виде металлических  кованых  ажурных  решеток геометрического  рисунка;крыльцо  в  восемь  ступеней (с валиком) из  красного  гранита;прямоугольный дверной  проем,  расположенный  по  центральной  оси  фасада,   фланкирован  пилястрами  ионического  ордера; два  прямоугольных  оконных  проема,  расположенных  по  сторонам  дверного  проема;  окно  с  полуциркульной  перемычкой,  обрамлено  рустованным  архивольтом; заполнение дверного  проема*:двери  деревянные, двухстворчатые  филенчатые,  полусветлые,  декорированы  лавровыми  гирляндами  с  лентами,    с  прямоугольной  фрамугой  на  две  остекленные филенки;   (*воссоздано);         металлические литые колесоотбойные  тумбы  в  виде  орудийных  стволов;                      ковано-литой металлический двускатный  козырек* на двух витых опорах и фигурных ажурных кронштейнах; (*воссоздан);оконные   проемы:местоположение, конфигурация (прямоугольные,  с  лучковыми   и с  полуциркульными  перемычками), габариты; оформление  оконных  проемов:профилированные фигурные наличники,  в  том  числе - с  ушками; пилястры,  несущие  профилированные архивольты;  профилированные  прямые,  треугольные  и лучковые сандрики; фигурные подоконные доски на  кронштейнах с  гутами; прямоугольные  профилированные штукатурные филенки; лепной декор:замковые  камни;картуши;  маскароны;раковины,  рокайли,  гирлянды;заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  натурных и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки; профилированный межэтажные  карнизы;профилированный раскрепованный венчающий карниз;дворовые  фасады: материал и характер отделки фасадов: оштукатурены,  окрашены,  в уровне первого  этажа - рустованы; цоколь частично облицован плитами известняка; ризалит юго-западного  фасада, завершен  раскрепованным лучковым фронтоном  с  лепным  рельефным  гербом  Российской  империи;          трехцентровые  арки  юго-западного воротного  проезда (фланкированная  колоннами  композитного  ордера)    и  северо-восточного  воротного проезда (оформленная  рустованными  пилястрами  тосканского ордера);исторические   дверные  проемы, ведущие к  лестницам  местоположение,  конфигурация,  габариты;                                     оконные   проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные,  с  лучковыми   и с  полуциркульными  перемычками), габариты; оформление  оконных  проемов:  профилированные фигурные наличники,  в  том  числе - с  ушками, пилястры,  несущие  профилированные архивольты,  профилированные  треугольные  и лучковые сандрики,  фигурные подоконные доски на  кронштейнах с  гутами, замковые  камни,  картуши,  маскароны, раковины,  рокайли;заполнения оконных проемов: материал (дерево) -   для  оконных проемов  помещения церкви, цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;                               колонны и пилястры композитного ордера, рустованные  пилястры  тосканского  ордера; профилированные  междуэтажные  и  венчающий  карнизы;                    два треугольных  фронтона,  завершающие  восточную  часть  здания;  фасады,  обращенные  во  внутренний  двор:материал и характер отделки фасадов: оштукатурены,  окрашены,  ризалит  в  уровне  первого  этажа - рустованы; ризалит  юго-восточного  фасада,  шириной  в  пять  световых  осей,  архитектурное  решение  фасада,  оформление  и  заполнение  дверного проема,  козырек - аналогичны  решению  центральной  части лицевого   фасада  (колонны  заменены  на пилястры);ниши  с  трехцентровыми  перемычками, вписанные в их  поле   воротные проемы  с  лучковыми  перемычками;два  крыльца,   ступени  выполнены  из  красного  гранита;дверные  проемы:  местоположение,  конфигурация,  габариты;                                                               заполнение дверного  проема* северо-восточного  фасада:двери  деревянные, двухстворчатые  филенчатые,  глухие,  декорированы  резными  розетками;   (*воссоздано);           оконные   проемы  их  оформление  и  заполнения  - аналогичны  решению северо-восточного  и  юго-западного дворовых  фасадов;пилястры,  в  том  числе  рустованные  и  декорированные  филенками;межэтажные  и  венчающий  карнизы;треугольный  фронтон юго-западного  фасада.          Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:декоративно-художественное оформление интерьера помещений  первого  этажа:помещения  столовой:профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;парные  пилястры  и  трехчетвертные  колонны  тосканского  ордера -   на  пилонах,  вдоль  стен  и  в  простенках  окон;декоративно-художественное оформление интерьера парадного  вестибюля: профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;колонны  тосканского  ордера  на  высоких  пьедесталах, несущие своды  перекрытия;на  полу  - метлахская  плитка  - геометрические  орнаментальные  композиции  с  использованием белого,  серого  и красного цветов,  в  обрамлении  меандра;деревянные  двустворчатые  глухие    двери  с   фигурными филенками;  деревянные  двустворчатые  глухие    двери  с   прямоугольными  профилированными  филенками;  декоративно-художественное оформление  помещений  юго-западной  части лицевого  корпуса:  профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;колонны  тосканского  ордера  на  высоких  пьедесталах, несущие своды  перекрытия;декоративно-художественное оформление  помещения,  расположенного  в юго-западной  части лицевого  корпуса:  свод  декорирован  фигурными  профилированными  филенками,  в  центре  -  розетка  простого  профиля;  декоративно-художественное оформление  помещения,  расположенного  в юго-западной  части лицевого  корпуса:штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;декоративно-художественное оформление  помещения  «Танцевального  зала»:две стилизованные металлические  колонны,   парные  каннелированные  кронштейны,  профилированный  карниз,  прямоугольные  ниши,  обрамленные  профилированными  наличниками,  профилированные  рамки  с  ушками;декоративно-художественное оформление  помещений  второго  этажа*(*в части помещений  третьего  этажа  устроены  подвесные  потолки):православная  церковь: пилястры  и колонны   композитного  ордера   из  искусственного  мрамора   темно-зеленого цвета  с  позолоченными  капителями,  несут  антаблемент:профилированный архитрав   с  бусами  и поясом  аканта,  фриз  из  искусственного  мрамора  темно-зеленого  цвета, карниз  большого  выноса  с  модульонами,  жемчужником  и  акантом;широкий  фриз  под  антаблементом, заполнен   чередующимися  рельефными  лепными композициями   -  над  оконными  проемами - два  ангела,  несущие  лавровый венок  с  лентами,  в  который  вписан  мальтийский  крест,  в  простенках  окон,  между  пилястрами - рельефные изображения херувимов;ниже  расположен фриз  из  искусственного  желтого  мрамора  с  рельефными поясами  аканта  и  бусами;иконостас  в два  чина,  с  пилястрами  композитного  ордера  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета с позолоченными  капителями,  несущий  широкий  фриз  и   позолоченный  карниз  с  иониками  и  мутулами;позолоченные  розетки;ниши  в  профилированных  рамках;профилированная  лепная  тяга;царские  врата  -  двустворчатые,  с  резными (?) ажурными  позолоченными  навершием  и   нащельником  в  виде  лавровой  гирлянды;верхний  чин   завершен  профилированным  карнизом на  кронштейнах   в  виде  позолоченных  листов аканта  и треугольным  фронтоном;  скульптурная  композиция  над  иконостасом – распятие,  фланкированное коленопреклоненными  фигурами  ангелов один с опущенной головой и молитвенно сложенными руками, голова второго слегка приподнята, руки сложены как у первого, одеты в туники;(гипс, крест – деревянный);Время: ХIХ в. Размер: ангелы: в – 146, ш – 58, гл – 130 см;  Христос: в (с крестом) – 270, ш (с крестом) – 145,  гл – 24 см.;широкий  живописный фриз  в  алтарной  части  храма,  выполнен  в  технике  гризайль;роспись сводов в  технике  гризайль*:кессоны,  заполненные  орнаментальными  композициями  (стилизованные растительные  элементы,  розетки,  мальтийские  кресты)   и  фигурами  ангелов;(*клеевая  монохромная  живопись  по  штукатурке);резная (?) позолоченная  балюстрада,  ограждающая  хоры;восьмигранные  мемориальные доски (шесть) из  черного  мрамора с  высеченными   именами  пажей  погибших  на  полях  сражений;декоративные  панели  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета,  обрамленные  рельефными  позолоченными  рамками,  на  откосах  оконных  проемов  и   в  нишах;фриз  в  нижней  части  стен  с  орнаментом  «волна»;подоконные  доски  из  белого  мрамора;полихромные  витражи  геометрического  рисунка   с  мальтийскими  крестами;оконная фурнитура -    латунные шпингалеты  с  фигурной  ручкой;печь средистенная, двухъярусная, оштукатуренная, с лепным декором, имитирующим облицовку фигурным изразцом с орнаментом в характере барокко;установлена на плинте с орнаментированным профилем; в завершении карниз, над которым лепная решетка с картушем и акротериями;Время: 2-я пол. ХIХ в. Размер: в – 350, ш – 126, гл – 46 см.;декоративно-художественное оформление  помещений,  расположенных  за  алтарной  частью:штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;печь средистенная, облицована  гладким изразцом,  завершена профилированным  карнизом;декоративно-художественное оформление  коридора,  между  церковью,  «Читальным  залом»  и  «Белым  залом»:плафон  потолка  разделен  на  прямоугольные  кессоны, в  профилированных лепных  рамках  с  розетками  и поясами  аканта;стена  облицована  искусственным  мрамором  зеленого  цвета;пилястры  композитного  ордера  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета  с позолоченными капителями;двери  двустворчатые,  филенчатые,  глухие,  в  верхних  филенках  -  декоративные  живописные  композиции;декоративно-художественное оформление  помещения «Белого зала» (частично сохранился интерьер по эскизу  Ф.Б. Растрелли):круглая лепная  розетка;  стены  завершены профилированным  карнизом;высокая  штукатурная  падуга  с  лепным  ажурным  декором  растительного  рисунка;декоративно-художественное оформление  помещения «Колонного зала»:колоннада  ионического  ордера  делит  помещение  на  два  нефа;профилированный карниз,  завершающий  стены;декоративно-художественное оформление  помещений  второго  этажа  лицевого  корпуса  и  юго-западного  флигеля:штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;декоративно-художественное оформление  помещения  «Исторического  зала»:штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;15глухих  филенчатых двустворчатых  деревянных  дверей;в  том  числе  -  двери  с  частично  сохранившимся живописным изображением    георгиевского  креста   в верхних  филенках;декоративно-художественное оформление  помещений  третьего этажа*:штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;(*в части помещений  третьего  этажа  устроены  подвесные  потолки).II. Капелла Мальтийская (храм римско-католический Святого Иоанна Предтечи),Садовая улица, дом 26, литера Д,  (Садовая ул., 26).Объемно-пространственное решение:габариты и конфигурация  прямоугольного  в  плане здания с тремя апсидами,  двумя пастрофориями и деамбулаторием на  юго-восточном  фасаде; форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация крыши;форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация  полукупола  центральной  апсиды.Конструктивная система:наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); междуэтажные перекрытия;своды  перекрытий  в  том  числе:крестовые  и  коробовые  своды,  опирающиеся  на  пилоны,  облицованные  в  основании плитами  известняка;стрельчатый  свод,  перекрывающий помещение  северо-восточной  апсиды;цилиндрический  свод,  перекрывающий  пастрофорий,  северо-восточной  апсиды;сферический   полукупол, перекрывающий  алтарную  часть храма;два  цилиндрических  свода,  перекрывающие  основной  объем  храма,  над  центральным  нефом  образуют  крестовый  свод;исторические лестницы:две  симметрично  расположенные  лестницы, расположены  в  северо-западной  части  здания, вход  организован из  помещений  боковых  нефов:в  уровне  подвала - второго  яруса  четырехмаршевые,  средистенные,  с  забежными  ступенями;ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;в  уровне  второго -  антресольного  этажа  -  деревянные;лестница, расположенная  в  северо-восточной  части  здания, в уровне   второго  яруса - антресольного  этажа: один  марш в  семь  ступеней; ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевой фасад - одноосный,  обращен  во  внутренний  двор  дворца, архитектурно-художественное решение в приемах зрелого классицизма:материал и характер отделки фасада:  оштукатурен,  окрашен,  высокий цоколь облицован  плитами   известняка;          фасад  решен  как четырехколонный портик композитного  ордера,  завершенный  треугольным  фронтоном,  в  тимпане - лепная  рельефная  композиция - дубовый  венок  с  лентами  и  мальтийским крестом  в  центре;колонны  несут  антаблемент с  широким фризом,  заполненным  надписью  и профилированным  карнизом  с мутулами;прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  по  центральной  оси  фасада, обрамлен  наличником  с  ушками, фланкирован  колоннами  тосканского  ордера,  несущими  антаблемент   с  триглифно-метопным  фризом    и  карнизом  с  мутулами, и  треугольный  фронтон;крыльцо  в  пять  ступеней  из  красного  гранита;заполнение дверного  проема*:  двери  дубовые,  двустворчатые, филенчатые,   глухие  с  прямоугольной  глухой   фрамугой (*воссоздано);                                 фурнитура - латунные (?), дверные ручки*,  выполненные  в виде  правой  и  левой  кистей  рук,  сжимающих  круглые  в  сечении  профилированные  свитки   (?); (*воссозданы);трехчастный оконный  проем  с  полуциркульной  перемычкой, расположенный  по  центральной  оси  фасада, над  входным порталом;профилированный  архивольт,  опирающийся  на  импост;заполнение оконного проема – материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;широкий  фриз  с  лепными  фруктовыми  гирляндами, лентами  и  розетками;дворовые фасады:материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен;                                          оконные  проемы: местоположение, конфигурация  (прямоугольные и  с  полуциркульными  перемычками),   габариты;профилированные  архивольты;заполнения  оконных  проемов: материал (дерево), исторический  рисунок  расстекловки,  цвет - по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований;прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  на  юго-западном фасаде: местоположение,  габариты;крыльцо  в пять  ступеней  из  известняковой  плиты;профилированные  карнизы;треугольный   фронтон с  прерванной  горизонталью  основания;Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточной  апсиды:профилированные  нервюры;лепные  рельефные  позолоченные розетки;колер окраски  свода  (васильковый),  декорированного  золотыми  пятиконечными  звездами;декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточного пастрофория:роспись свода, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):  свод  разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;живописное  обрамление  оконного  проема  и  ниши  -  имитируют  профилированные  архивольты  с  поясом  аканта;лепной  рельефный  карниз   с  мутулами  и  поясом  аканта;декоративно-художественное оформление интерьеров помещения юго-западной апсиды, пастрофория  и  деамбулатория:стены декорированы  пилястрами  тосканского  ордера,    завершены  профилированным карнизом;два  арочных  проема;декоративно-художественное оформление интерьера  боковых  нефов зала  капеллы: плафон  потолка  разделен  на  прямоугольные  кессоны,  в  лепных рамах  из листьев аканта;в   поле  кессонов  -  живописные  рамки,  имитирующие  лепные   гирлянды и цветочные  розетки; четыре  профилированных  наличника  из  искусственного  мрамора  красного  цвета,  обрамляющих дверные проемы;пилястры  тосканского  ордера  из  искусственного белого  мрамора;профилированная  тяга;широкий  фриз,  завершающий  стены  с  лепными  фруктовыми  гирляндами  и  розетками;лепные  позолоченные  розетки;лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;  декоративно-художественное центрального  нефа  капеллы:два  ряда колонн и пилястр  композитного  ордера  из  красного  гранита;колонны  несут раскрепованный  антаблемент  (опоясывающий  объем центрального и  боковых  нефов  над  хорами):профилированный архитрав  декорирован  лепными  бусами  и  поясом  кувшинки,  гладкий  фриз  искусственного  мрамора  песочного  цвета  и  профилированный  карниз  большого  выноса  с модульонами  и  лепными    поясами   иоников  и  кувшинок;верхний  пояс  карниза  -  расписан  в  технике  гризайль,  имитирующей  лепной  декор;лепной фриз, завершающий  стены,  заполненный  композициями  -  херувимы,  фруктовые  гирлянды  с  лентами;два  прямоугольных  профилированных  наличника  с прямыми  профилированными сандриками  на  лепных волютообразных   кронштейнах;ниши с полуциркульным  завершением  в  профилированном архивольте,  декорированном   поясом  аканта;горельефные  пяты  архивольтов  опираются  на  пилястры;горельефные  фигуры   летящих  ангелов,  с  лавровыми  венками  и  лентами  -  в  углах над  архивольтами;в  люнетах   и  на  торцевой  стене по  сторонам  от  тамбура -  лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;  доска  из  белого  мрамора,  с  нанесенной  золотом  надписью:    декорирована резными (?), позолоченными круглыми  розетками и композициями  из  стилизованных  растительных  элементов,   обрамлена  позолоченной  порезкой  и   рамкой  из  зеленого  мрамора,  завершена  прямым  сандриком из  белого  мрамора  с  позолоченным  меандром;резной  алтарь  из  белого  мрамора  с  рельефным  декором;прямоугольный  в  плане,  деревянный  тамбур   декорирован  пилястрами  ионического  ордера,  несущими  раскрепованный  антаблемент  с  гладким  фризом  и  карнизом  с  дентикулами;внутренние центральные двери  тамбура:  двустворчатые,  филенчатые полусветлые  (верхние  филенки  остеклены),  с прямоугольной  остекленной  фрамугой;профилированный  наличник с  ушками  и  поясом  иоников;боковые  двери  - одностворчатые,  оформлены  аналогично  центральным; резные деревянные  балюстрады,  ограждающие  хоры,  расположенные  в  боковых  нефах  и  амвон;в архивольтах  оконных  проемов  -  комбинация  лепных  рельефных    и   живописных  (в  технике  гризайль)  мотивов;роспись сводов  и  купола, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):  купол разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;своды  разделены  на клейма  различной  конфигурации,  заполненные орнаментальными  и  фигурными   композициями -  изображениями  ангелов  с  различными атрибутами;клейма  обрамлены    дубовыми  гирляндами,  перевитыми  лентами;в  центре  крестового  свода  - круглая  розетка  с  мальтийским  крестом;на полу  тамбура - мозаичная композиция,  выполненная  в  технике  терраццо:  надпись  «MDCCCXC»  на  орнаментальном  фоне в  обрамлении  меандра.III. Флигели (два), Садовая улица, дом 26, литера Д,   литера А,  (Садовая ул., 26). Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация двух  симметрично  расположенных  вдоль  северо-восточной  и  юго-западной  границ  участка двухэтажных  «г-образных»  в  плане зданий; форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных крыш;Конструктивная система:наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий;своды  перекрытий,  в  том  числе:коробовый  свод  в  основании площадки  Л-9;коробовый  свод  с  распалубками  в  помещении  вестибюля  Л-9;коробовые  своды  с  распалубками  перекрывающие все помещения  первого*  этажа  северо-восточного  флигеля;(*во  всех  помещениях  второго  этажа  северо-восточного  флигеля устроены  подвесные  потолки);арочные  проемы  между  помещениями  первого*  этажа  флигелей;(*в уровне  второго  этажа  устроены  подвесные  потолки);исторические лестницы:лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение;лестницы  юго-западного флигеля: Л-10:   средистенная лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:два  марша,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;деревянное  ограждение  выполнено  в  виде  балюстрады  под  широким поручнем;Л-9: лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;лестница Л-1 северо-восточного флигеля: тип (трехмаршевая),   местоположение;ограждение лестницы  выполнено  в  виде  металлической  литой ажурной  решетки  под  деревянным  профилированным  поручнем.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.Архитектурно-художественное решение фасадов:северо-западные  лицевые фасады  флигелей,  обращенных  к  садовой  улице, решены  идентично, в приемах барокко:цоколь облицован  плитами   известняка;материал и характер отделки фасадов: оштукатурен,  окрашен;  центральная  часть -  шириной  в  три  световые  оси  и  угловые  части  зданий оформлены   лопатками  с  фигурными  филенками;исторические дверные  проемы: местоположение,  конфигурация  габариты;оконные   проемы:местоположение, конфигурация (с лучковыми  перемычками), габариты;оформление оконных  проемов:  профилированные фигурные наличники  с  ушками,  декорированные  гутами, замковые  камни  клинчатой  формы, лучковые сандрики,  замковые  камни;заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки; профилированный  венчающий  карниз  большого  выноса;треугольный фронтон,  венчающий  центральную  часть  фасада;архитектурное  решение юго-западных  и  северо-восточных  фасадов  флигелей:лучковые  фронтоны;треугольные  профилированные  сандрики;в  остальном -  архитектурное  решение юго-западных  и  северо-восточных  фасадов  флигелей  аналогично решению северо-западных  лицевых  фасадов.  Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:декоративно-художественное оформление  помещения  13-Н(13):профилированный  карниз,  завершающий  стены;плафон  потолка: профилированные  тяги,  лепная  рельефная  розетка  с  цветами  и лентами;профилированный  карниз, штукатурная  падуга,   профилированные  тяги на  потолке  -  в  помещениях  13-Н(18,19,22);профилированный  карниз,  профилированные  рамки  на потолке  помещения  13-Н(3);декоративно-художественное оформление  помещения  13-Н(26):лепная рельефная розетка  цветочного  рисунка;штукатурная  падуга,  профилированная  тяга;две  трехчетвертные  колонны  тосканского  ордера  между  помещениями  13-Н(21)  и  13-Н(23);плафон  потолка площадки  второго  этажа  Л-1  декорирован  профилированными  рамками;метлахская  плитка*  на  полу  помещений  второго  этажа  северо-восточного  флигеля -  двуцветная,  восьмигранная  белого  цвета  и   квадратная,  меньшего  формата,  ярко  голубого  цвета (рисунок  и  цвет);(*сохранилась фрагментарно).IV. Службы (три корпуса), Ломоносова ул., 6, 8, 10,   (Садовая ул., 26).Объемно-пространственное решение:габариты и конфигурация трех прямоугольных в  плане двухэтажных*  зданий,  вытянутых  по  оси  северо-запад  -  юго-восток  по  юго-западной  границе  комплекса; (*северо-западный  корпус  был  надстроен  третьим и четвертым  этажами  в  1938г.);форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных  крыш;два прямоугольных  в  плане воротных проезда:северо-западный - с трехцентровой  перемычкой, перекрыт коробовым  сводом  с  распалубками;юго-восточный - с трехцентровой  перемычкой, перекрыт крестовым  сводом.Конструктивная система:наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий;своды перекрытий,  в  том  числе  коробовые своды,  перекрывающие  воротные проезды;своды, перекрывающие  все  помещения  первого* этажа трех корпусов  (*в  уровне  второго  этажа  устроены  подвесные  потолки):цилиндрические  своды,  перекрывающие  помещения  10-Н(1-9);крестовые  своды, опирающиеся  на  пилоны;коробовые своды  с  распалубками;исторические лестницы:лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение; Л-8  (до отметки  второго  этажа): лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;Л-7, Л-6 (до отметки  второго  этажа): вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  средистенная,  площадки  на сводах;Л-1  -  Л-5:  местоположение,  вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада, тип,  конструкция,  материал  ступеней;   два  перехода  межу  нижним  уровнем  вестибюля  и  подвалом - средистенные переходы между  уровнями  помещений  6-Н (I)  и  10-Н(1)  -  в  один  марш,  ступени  выполнены  из  известняковой  плиты: местоположение,  габариты.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.Архитектурно-художественное решение фасадов:архитектурно-художественное решение в приемах классицизма:юго-западный  лицевой фасад:  расположен  по  красной  линии  застройки  улицы  Ломоносова,  раскрепован;  материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен,  в уровне первого  этажа - рустован;цоколь облицован  плитами   известняка;треугольный  фронтон,  завершенный  профилированным  карнизом;                                       проемы  воротных  проездов  с  трехцентровыми   перемычками,  декорированы уплощенными   замковыми  камнями  клинчатой  формы;дверные проемы  воротных  проездов: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; уплощенные замковые  камни - в  уровне  первого  этажа;подоконные доски;заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки; профилированные  межэтажный  и  подоконный карнизы;профилированный  венчающий  карниз  -  с  мутулами  в  центральной  части  здания;северо-восточный  дворовый фасад:материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен;цоколь облицован  плитами   известняка; прямоугольные  в  плане ризалиты  лестничных  объемов;                               прямоугольные дверные  проемы, ведущие  к  лестницам,  местоположение,  габариты;оконные  проемы: местоположение, конфигурация  (прямоугольные),   габариты;заполнения  оконных  проемов: исторический  рисунок  расстекловки,  цвет - по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований;межэтажный   профилированный  карниз,  венчающий  профилированный  карниз.V. Ограда,  Садовая улица, дом 26,  (Садовая ул., 26). Объемно-пространственное решение:габариты и конфигурация  разновысокой ограды, оформляющей  северо-западную границу  участка  -  вдоль  улицы  Садовая;Архитектурно-художественное решение:ограда  выполнена  в  виде  ажурной решетки  (ковка,  литье), барочного  рисунка (по  эскизу  Ф.-Б. Растрелли) установленной  между  пилонами;кирпичные  пилоны  оштукатурены, окрашены, цоколь облицован  плитами  известняка;большие пилоны декорированы  колоннами  и  пилястрами композитного ордера несущими  раскрепованный  антаблемент,  в  простенках  колонн  -  рустованы;малые  пилоны  декорированы  лопатками  с  филенками;по  центральной  оси  -  дворца двустворчатые  ворота;металлические литые колесоотбойные  тумбы  в  виде  орудийных  стволов.                 VI. Сад,  Садовая улица, дом 26,  (Садовая ул., 26).Историческая объемно-пространственная композиция:историческая регулярная планировка;курдонер  с  двумя  скверами;исторический  видовой  состав  насаждений (в  том  числе  куртины  кустарников).
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте