Церковь святого князя Феодора Новгородского

Объемно-пространственное решение:габариты однокупольного двухэтажного на подвалах здания церкви, прямоугольного в плане, с двусветным вторым этажом и двухэтажной лестничной пристройкой с запада;конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов;конфигурация и габариты купола;материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски;Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич);междуэтажные плоские перекрытия;  своды, в том числе:сомкнутый, сомкнутый с распалубками, крестовые и купольные своды вестибюля нижней церкви;крестовые своды в притворах основного объема нижней и верхней церквей;купольный свод второго этажа лестничного объема;шесть прямоугольных пилонов в помещении нижней (Федоровской) церкви;четыре прямоугольных пилона в помещении второго этажа лестничного объема, оформленные пилястрами тосканского ордера;шесть прямоугольных пилонов в помещении верхней (Никольской) церкви;прямоугольные пилоны в притворах нижней и верхней церквей: оформленные сдвоенными пилястрами тосканского и ионического ордеровкупольный свод барабана, прорезанный люкарнами; исторические лестницы, в том числе:одномаршевая межэтажная межстенная лестница в западной части здания: исторический материал (известняк) и профиль ступеней (с валиком);сомкнутые с распалубками и крестовые своды над лестничными площадками;Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение церкви;Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах елизаветинского барокко;цоколь облицован известняковой скобой;характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка (прямоугольный руст - 1-й этаж);исторический рисунок двустворчатого филенчатого деревянного заполнения дверного проема на западном фасаде и фрамуги; известняковые ступени крыльца;профиль ступеней (с валиком);полуциркульная металлическая кованая фрамуга**в настоящее время демонтирована, находится на ответственном хранении;исторические оконные проемы 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты, оформление (веерные замковые камни, профилированные и фигурные наличники с фигурными замковыми камнями и лепными композициями в виде раковин с картушами с волютообразными завитками, прямоугольные филёнки под окнами 1-го и 2-го этажей);исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;исторические оконные проемы барабана, купола и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением, круглые), габариты, оформление (профилированные наличники, трёхчастные замковые камни, лепные композиции из гирлянд, волютообразных завитков и картушей);исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;полуциркульные (оформлена фигурным замковым камнем) ниши в уровне первого этажа здания;колонны ионического ордера на известняковых базах и постаментах - на фасадах лестничной пристройки церкви;пилястры ионического и тосканского ордера за колоннами лестничной пристройки, в уровне первого и второго этажей;раскрепованные лучковые фронтоны на западном, южном и северном фасадах лестничной пристройки, между 1-м и 2-м этажом;раскрепованный антаблемент между первым и вторым этажами и венчающий антаблемент лестничной пристройки;разорванные лучковые фронтоны с волютообразными элементами – на каждом из трех фасадов лестничной пристройки;северный и южный фасады здания в уровне второго и третьего ярусов оформлен пилястрами ионического ордера; восточный фасад в уровне второго этажа оформлен сдвоенными пилястрами ионического ордера;лучковые фронтоны на северном, южном и восточном фасадах, в поле фронтона лепная композиция – облако с головками херувимов;исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;венчающий антаблемент: профилированный карниз, фриз с пилястровыми капителями тосканского ордера, профилированный архитрав;оформление барабана церкви – сдвоенные пилястры ионического ордера, сдвоенные лопатки, профилированные раскрепованные карнизы и тяги, в основании купола – фриз с прямоугольными филенками; купол с фигурными аттиковыми стенками с люкарнами и лучковыми сандриками;оформление фонарика – лопатки с волютами в нижних частях, профилированный раскрепованный карниз, профилированная тяга;луковичная золоченая главка с яблоком и крестом;Декоративно-художественное   оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:объем двухэтажного храма со световым барабаном и фонариком в верхней церкви, вестибюлем и помещением лестничной пристройки;оформление свода вестибюля – профили по ребрам;стены оформлены пилястрами тосканского ордера;профилированный карниз в основании сводов;ниша с полуциркульным завершением – на северной стене вестибюля;одностворчатое деревянное заполнение, створка на тря прямоугольные филенки с резными изображениями крестов в кругах с розетками по углам, деревянный профилированный наличник, сандрик темного мрамора, декорированный растительным орнаментом и с поясом дентикул*;*в настоящее время демонтированы, находится на ответственном хранении;надгробная плита Н.Ф. Лубяновского (умер в 1889 г.) и Кордеро-де-Монтезимоло (урожденная Лубяновская) (умерла в 1889 г.), в центральной части вестибюля, светлый мрамор, вырубленные буквы;надгробная плита* А.Я. Лубяновской (умерла в 1863 г.), белого мрамора, латунные буквы;*надгробные плиты А.Ф. Лубяновской, Ф.П. Лубяновского, М.С. Политковской, В.Г. Политковского, А.И. Гаевской, Н. С, Гаевского, С.М. Гуриели, княжны Е.Ф. Багратион, М. Стенбок в настоящее время демонтированы;тип покрытия пола – лещадная плита;помещение склепа у южной стены вестибюля, потолок и стены облицованы искусственным мрамором белого и черного цветов, оформление – медальон с сиянием вокруг, в нижних частях стены – профилированная тяга, пояс из прямоугольных филенок с крестами внутри, свод арки с фигурными филёнками и медальоном, две пилястры тосканского ордера;две ступени белого мрамора;профиль ступеней (с валиком);покрытие пола – черный и белый мрамор, геометрический рисунок;саркофаг Ростовцева И.И. (1803-1860) черного мрамора, с латинским крестом, на прямоугольном постаменте;вырубленные позолоченные буквы;надгробная плита В.Н. Ростовцевой (1807-1888): серого мрамора, вырубленные буквы;оформление центрального входного проема в нижнюю церковь – лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии, над ним три херувима, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, снизу херувимы в облаках;оформление боковых проемов – профилированные фигурные наличники с трехчастными замковыми камнями;основной объем нижней церкви с алтарной частью, с прямоугольными опорами и возвышением (солией) в восточной части;оформление потолка профилированными тягами, образующими филенки сложной конфигурации;профилированные тяги по периметру потолка;раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен;оформление потолка алтарной части – фигурная филенка;по периметру потолка – фрагменты орнаментальной живописи, техника – масло по штукатурке;профилированная тяга по периметру потолка;раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен;оформление откосов оконных проемов – фигурные филенки;оформление откосов дверных проемов – фигурные филенки;оформление стен - сдвоенные пилястры тосканского ордера;оформление арочных проемов – фигурные филенки, прямоугольные филенки в откосах;две ниши с полуциркульным завершением в северном притворе;солея в восточной части помещения, с двумя известняковыми ступенями на каждой из трех сторон, покрытие солеи – лещадная плита;надгробные плиты в полу нижней церкви, на солее и перед ней: надгробная плита архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (умер в 1850 г.): из известняка, вырубленные буквы;надгробная плита митрополита Ионы, бывшего экзарха Грузии (умер в 1849 г.): из известняка, вырубленные буквы;надгробная плита архиепископа Воронежского и Задонского Игнатия (умер в 1850 г.): серого гранита, вырубленные буквы и тяги по периметру;надгробная плита архиепископа Таврического и Симферопольского Елпидифора (умер в 1860 г.): темного мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита грузинской царевны Елены Семеновны, урожденной княжны Абамелек (умерла в 1836 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита грузинской царевны Елены Отаровны, урождённой Сардаря Алилахвара (умерла в 1866 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные медные буквы;надгробная плита грузинской царевны Елизаветы (умерла в 1818 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита грузинского царевича Теймураза (умер в 1846 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита имеретинской царевны Анастасии Георгиевны, урожденной княгини Абашидзе (умерла в 1831 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита грузинского царевича Баграта Георгиевича, (умер в 1841 г.): темно-серого мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита Барсовой М.К., урожденной Боголюбовой, (умерла в 1884 г.): белого мрамора, вырубленные буквы и крест в верхней части плиты;надгробная плита грузинской царевны Рипсимы Георгиевны (умерла в 1847 г.): из известняка, вырубленные буквы и меандровый орнамент по краю плиты;надгробная плита дочери грузинского царевича Фарнаваза Ираклиевича Саломии (умерла в 1860 г.): белыого мрамора, вырубленные буквы и тяга по краю плиты;надгробная плита* царицы Имеретинской Марии Кациевны (умерла в 1841 году): белого мрамора, вырубленные буквы;*сохранилась фрагментарно;надгробная плита сына грузинского царевича Иулиона Ираклиевича Дмитрия (умер в 1845 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита архиепископа Каменец-Подольского и Брацлавского Кирилла (умер в 1832 г.): темно-серого гранита, вырубленные буквы;надгробная плита Н.М. Журавлева (умер в 1872 г.): серого мрамора, полированные буквы и обрамление из тяг с орнаментом по углам;надгробная плита Е. Новиковой (умерла в 1872 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробные плиты в северном притворе:надгробная плита грузинской царевны Анны Георгиевны: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы;надгробная плита грузинского царевича Фарнаваза: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы;между двух плит покрытие пола из мраморных плиток (рисунок – розетки, геометрический орнамент по краю);надгробная плита П.П. Зайцева (умер в 1857 г.): темного мрамора, вырубленные буквы;надгробная плита грузинского царевича Луарсоба Иулионовича (умер в 1850 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы;покрытие пола – лещадная плита;оформление сводов лестницы, ведущей на второй этаж – профили по ребрам сводов, профилированные импосты в пятах арок свода;профилированный карниз в верхних частях лестничных стен;пилястры тосканского ордера;оформление оконных проемов лестницы - профилированный полуциркульные архивольты с валиками, профилированные импосты в пятах архивольтов;помещение верхней площадки лестницы с глухим куполом в центре потолка;оформление купола в центре потолка – профилированные тяги, в центре – овальная розетка, внутри живописное изображение креста, вплетенного в геометрический орнамент;профилированные тяги по периметру потолка; профилированный карниз в верхней части стены;стены оформлены пилястрами ионического ордера;полуциркульные ниши в межоконном пространстве, над ними – фигурные филенки; профилированная тяга – по периметру всего помещения, под окнами;оформление окон – профилированные полуциркульные архивольты с импостами в пятах арок;фигурные филенки над проемами в притвор верхней церкви;оформление стен притвора – сдвоенные пилястры тосканского ордера;оформление боковых входных проемов в верхнюю церковь: фигурные профилированные наличники, замковые камни в виде раковин, декорированных ветвями аканта;оформление центрального входного проема в верхнюю церковь: лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии и облаках, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, профилированный наличник, декорированный лепным растительным орнаментом;двусветное помещение верхней церкви с плоским перекрытием и световым барабаном с куполом в восточной части;оформление потолка центральной части: живописная композиция «Сошествие святого Духа на апостолов», по сторонам живописные изображения филенок, заполненных растительным орнаментом из ветвей аканта и пальметт, по периметру – пояс меандрового орнамента (техника – масло по штукатурке)*;*живопись восстановлена в начале XXI века;профилированная тяга по периметру потолка, гладкая падуга, профилированный карниз в верхних частях стен;оформление потолка алтарной части – по центру живописная композиция с всевидящим оком в сиянии, по сторонам композиции из филенок в виде шестиконечных звёзд, с геометрическим орнаментом внутри, по углам потолка прямоугольные филенки с крестами и растительным орнаментом внутри (техника – масло по штукатурке);по периметру потолка профилированная тяга, в падуге живописное изображение орнаментального пояса, состоящего из мальтийских крестов, пальметт и розеток;профилированный карниз в верхних частях стен;строенные пилястры в верхних частях стен с завершениями в виде волют, декорированных иониками и лепным растительным орнаментом;между пилястрами на западной, южной и восточной стенах восемь живописных изображений библейских сюжетов и святых (техника – масло по штукатурке)*;*живопись восстановлена в начале XXI века;раскрепованный антаблемент между двух ярусов: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав;стены и пилоны оформлены строенными пилястрами ионического ордера;стены и своды арочных проемов в северный притвор оформлены прямоугольными филенками;оформление северного притвора: профилированная тяга по периметру потолка, профилированный карниз в верхних частях стен;ниши с лучковым завершением, оформлены фигурными филенками;оформление оконных проемов верхней церкви – фигурные филенки в откосах;на восточной стене алтарной части живописная композиция «Тайная вечеря» (техника – масло по штукатурке)*;*живопись восстановлена в начале XXI века;ниши с лучковым завершением в северной стене алтарной части, оформление – фигурные филенки в откосах;живописные изображения четырех евангелистов в парусах барабана (Мрак, Лука, Иоанн, Матфей), техника – масло по штукатурке; оформление основания барабана – профилированные тяги;оформление двухъярусного барабана – в первом ярусе сдвоенные пилястры тосканского ордера, во втором ярусе сдвоенные пилястры композитного ордера, живописное оформление пилястр - филенки с композициями из пальметт, акантовых завитков и крестов (техника - масло по штукатурке);между пилястрами первого яруса – прямоугольные филенки, внутри -  живописные композиции из крестов, книг, элементов священнических облачений, подсвечников, паникадил, пальмовых ветвей и ветвей аканта;оформление окон второго яруса -  лепные раковины внутри фигурных филенок;раскрепованные профилированные тяги под окнами барабана;сложнопрофилированные раскрепованные карнизы в основании купола; лепной медальон по центру купола, расходящиеся от него прямоугольные филенки, заполненные живописными изображениями тяг, крестов в кругах и композиции из растительного орнамента.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте