Объемно-пространственноеи планировочноерешениетерритории:историческое местоположение Верхнего сада(с юга, востока и запада ограничен краснымилиниями Санкт-Петербургского проспекта,Правленской и Разводной улиц; Дворцовойплощадью; с севера – Большой дворец, сзапада – Корпус «за Гербом» (корпусГлавных кухонь), с востока – ДомВерхнесадский), его роль в композиционно-планировочной структуре Дворцово-паркового ансамбля Петродворца;историческое местоположение элементовансамбля.I. «Сад Верхний», г. Петергоф, Санкт-Петербургский просп., Правленская ул., Разводная ул.,1714-1724 гг., арх. Браунштейн И.-Ф., арх. Леблон Ж.-Б., садовый мастер Борисов А., садовыймастер Гарнихфельт Л., 1733-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К.,фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1754-1760 гг., арх. Растрелли Ф.- Б.Объемно-пространственноерешение:исторические габариты сада Верхнего и егоконфигурация: в плане прямоугольный,вытянутый с севера на юг; с трех сторонограничен каменной оградой с тремяворотами;местоположение историческогоцентрального входа - Главные ворота сСанкт-Петербургского пр. - по центральнойпродольной оси сада;исторический принцип планировочногорешения сада: регулярного стиля ссоблюдением принципа симметрииотносительно осевой линии (центральнаяпродольная ось симметрии – с севера на югот оси Большого дворца до оси центральныхГлавных ворот);планировка трехчастная:- центральная (средняя) часть - открытыйпартерный участок с тремя фонтанами -«Межеумным», «Нептуном» и «Дубовым»,фланкируемый с обеих сторон тройнымилиповыми аллеями, и короткими галереями-берсо;- боковые части (западная и восточная) -закрытые боскеты 3-х видов с квадратнымипрудами, фланкируемые длиннымигалереями-берсо со стороны ограды до«Круглых» боскетов;историческая объемно-пространственнаякомпозиция, включающая:исторически сложившееся соотношениеоткрытых (партеры, газоны, пруды,площадки, дороги), полуоткрытых изакрытых (боскеты) пространств в сочетаниис аллеями, архитектурными сооружениями(фонтаны), трельяжными беседками и берсо,садовой скульптурой, вазами;исторические элементы планировки и ихместоположение: боскеты со шпалернымистенками, берсо с люстгаузами; трельяжныебеседки; партер с буленгрином, пруды сфонтанами; аллеи и ряды с формованнымидеревьями;панорамный визуальный просмотрцентрального участка (партеры, цветники,бассейны с фонтанами) сада с сохранениемдоминирующей роли здания Большогодворца;видовые перспективы:- от Большого дворца на центральные воротаи от центральных ворот на Большой дворец(дальняя визуальная перспектива восприятияограничена рядовыми посадкамиформованных лип и короткой галереей-берсопо обеим сторонам центральной части(партерного участка);- на боскеты со стороны Большого дворца, сучетом высотных параметров формованныхдеревьев;- камерный визуальный просмотр партерныхцветников у крыльев Большого дворца состороны Церковных ворот и со стороныкорпуса «за Гербом»;- визуальная связь сада с Большим дворцом;исторические аллейные посадки и ряды ссоблюдением принципа симметрии врегулярной планировке относительно осевыхлиний, их историческое месторасположение,трассировка, габариты, высотные отметки(форма стрижки кроны «бруском»):- тройная липовая аллейная посадка (4 ряда),отделяющая партерный участок от боскетови идущая от квадратных прудов до«Круглых» боскетов;- липовая аллейная посадка вдольПетровского канала с внутренней стороны;- липовая аллейная посадка с южнойстороны квадратных прудов;- две рядовые посадки лип вдольцентральной части Большого дворца;- рядовая посадка лип вдоль партерныхцветников у крыльев Большого дворца состороны Церковных ворот, и со стороныкорпуса «за Гербом»;- рядовая посадка лип с северной стороны«Квадратных» боскетов;историческая рядовая посадка из елиевропейской (форма стрижки деревьев под«конус» - пирамида):- рядовая посадка ели с внешней стороныПетровского канала;боскеты - «городки» квадратной ипрямоугольной формы разных размеров:- боскет «Квадратный»*, обрамленныйдвухъярусной шпалерой (квадратный в планебоскет осевыми дорожками разделен на 4равные части, в центре площадка барочнойформы; посадки в боскете - рощи типа Кен -Конс: деревья со сформированной кронойсажаются рядами; кустарники свободнорастущие сажаются рядами в шахматномпорядке по отношению к ряду деревьев);* центральная площадка была обрамлена по краютрельяжной решеткой с нишами; в центре площадкибыла установлена беседка, а по осевым «огибным»дорожкам – «берсо» (разобраны в кон. XVIII – в кон.XIX вв.);- боскет «Косой», обрамленный однояруснойшпалерой (прямоугольный в плане боскетразделен по центру диагональной дорожкойс тремя площадками и двумя косымидорожками с обеих сторон, в центре большаяшестигранная площадка; посадки в боскете:ягодные кустарники, размещенные рядамивдоль косых дорог в шахматном порядке);- боскет «Круглый»*, обрамленныйтрехъярусной шпалерой (квадратный в планебоскет осевыми дорожками разделен на 4равные части, в центре круглая площадка;посадки в боскете: деревья сосформированной кроной в полосе газона 3-мя рядами по кругу; ряды деревьевразделены 3-мя круговыми дорожками);* центральная площадка была обрамлена яблоневымипальметтами;историческая геометрическая форма стрижкишпалеры:- шпалеры по периметру боскетов длясоздания «зеленой стены» - под «брусок»;- шпалеры у квадратных прудов (западного ивосточного) со стороны берсо,геометрической фигурной формы стрижкисо штамбовыми деревьями - форма стрижкикроны «капелька»;исторические партеры – габариты,конфигурация, рисунок, материал,насаждения, высотные параметры деревьев икустарников для раскрытия партернойкомпозиции:регулярная планировка партеров –симметричная относительно центральнойоси сада;партер центральный в средней части сада:- открытый вытянутый барочнойконфигурации участок с фонтанами«Межеумный», «Нептун» «Дубовый»;- партер (газон) с периметральной рабаткой ис шестью скульптурами;- партер - буленгрин с периметральнойрабаткой у фонтана «Межеумный»;- дерновые композиции;- периметральная рабатка партера;- исторические насаждения в партере напериметральной рабатке, форма стрижки,высотные параметры деревьев с учетомраскрытия визуальных перспектив;- деревья формованные (историческийвидовой состав и тип формы стрижки,местоположение);- кадочные растения с формованнымидеревьями (исторический видовой состав итип формы стрижки; местоположение,габариты, материал кадок);- горшечные растения (историческийвидовой состав и тип формы стрижки;историческое местоположение);партеры (западные и восточные) вблизиГлавных ворот – секторальные поконфигурации с лучевыми полосамицветников (летники, многолетникилуковичные);партеры (западные и восточные) вблизигалереи при входах в церковь и корпус «Подгербом» - два барочных рисунка разрезноготипа, выполненные дерном на фонеискусственных материалов (песок,кирпичная крошка, толченая черепица,мраморная крошка, стеклянные шкалики), сустановленными по углам и в центрекадочными растениями (5 шт. на каждыйпартер); форма стрижки крон деревьев –куполообразная;исторические кулисы деревьев вдоль оградыВерхнего сада с западной и восточнойсторон;исторический яблоневый сад междуПетровским каналом и южной частьюограды Верхнего сада:прямоугольные симметричные участкиотносительно центральной оси симметрии;рядовые посадки деревьев и кустарников;исторические насаждения: яблони;основной видовой состав насаждений:- в аллейных посадках - липа мелколистная илипа крупнолистная;- берсо - липа мелколистная;- ряд елей вдоль Петровского канала - ельевропейская;- шпалеры: липовые, ольховые, ильмовые;липа мелколистная;исторические насаждения в боскетах:яблони, груши, сливы, вишни, ягодныекусты;историческая регулярная система садово-парковых дорожек и площадок, ихисторические размеры и конфигурация:- щебеночно-набивное покрытие дорожек иплощадок (высевки розового гранита);- дерновые бровки дорог;- оформление откосов туфом на перепадерельефа;- булыжные лотки;- газонное ограждение - столбики (габариты,материал, высотные параметры, окраска);гидросистема Верхнего сада(непосредственно связана с гидросистемойНижнего парка и является частьюисторической фонтанной системы):состоит из пяти фонтанов: три - нацентральной композиционной оси:«Межеумный», «Нептун», «Дубовый»;два - перед крыльями Большого дворца, назападном и восточном квадратных прудах;историческое местоположение иконструктивное решение водоводов натерритории Верхнего сада:- Самсоновского водовода от главных воротВерхнего сада до Большого дворца (питаетфонтан «Самсон» в Нижнем парке);- Нептуновского водовода от главных воротВерхнего сада до фонтана «Дубовый» ифонтанов квадратных прудов (восточного изападного);- Верхнесадского канала от входа в Верхнийсад до западного квадратного пруда;- водоводы на территории Верхнего сада (вподземных галереях);- водовод в пруду фонтана «Нептун»;- переливной коллектор (для регулированияуровня воды) между западным квадратнымпрудом и восточным квадратным прудом;- трудопроводы от квадратных прудов кфонтанам Нижнего парка (по склонам террасв кирпичных галереях);исторические трубы водоводов (материалтруб - чугун);исторические фонтанные чугунныезадвижки;исторический тип гидравлической системыфонтанов - прямоточная, историческийрисунок фонтанных струй;часть Верхнесадского канала на территорииВерхнего сада - историческиеместоположение (в западной части Верхнегосада, № 14 на схеме; транспортирует воду изАнглийского пруда в западный квадратныйпруд и далее по переливному коллектору ввосточный квадратный пруд), габариты,конфигурация, конструкция: руслотрапециевидное, мощение откосов из мелкихгранитных валунов, верх одернован; днопокрыто наброской из гранитных валунов;Петровский канал – историческиеместоположение (на территории Верхнегосада с западной, восточной, южной сторон),габариты, конфигурация, конструкция: руслотрапециевидное, откосы одернованы ичастично укреплены гранитными валунами;дренажная система Большого дворца(подземный акведук) – историческиеместоположение, габариты, конфигурация,конструктивное решение: галереи со сводами(материал галерей – кирпич).II. «Берсо (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1969-1972 гг.(воссоздание), арх. Ковалевский П.П.Архитектурно-планировочноерешение:исторические местоположение галерей-берсо(№ 3), конфигурация, габариты, высотныеотметки, конструкция;две длинные галереи расположены вдольвосточной и западной границ Верхнего садаот западного квадратного пруда и отвосточного квадратного пруда вдольбоскетов «Квадратных» и «Косых», двекороткие - в центральной части Верхнегосада (фланкируют партер фонтана«Межеумный»);материал – дерево;конструктивное решение - ряд деревянныхарок, связанных продольными рейками,образующие каркас для растений;входы в длинные берсо обозначены 4-мядеревянными трельяжными купольнымипавильонами-люстгаузами, входы в короткиеберсо – с севера деревянным трельяжнымкупольным павильоном-люстгаузом, а с юга– большой трельяжной беседкой;исторический видовой состав насажденийвдоль берсо: посадка липы мелколистной.III. «Беседки трельяжные (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1953 г.(восстановление), арх. Орешин А.Г.Архитектурно-планировочноерешение:исторические местоположение (№ 4),габариты, конфигурация, высотные отметки,материалы (исторические), конструкция(трельяжная);две малые беседки в южной части Верхнегосада на закругленных площадках,образованных изгибом Петровского канала,имеют угловой вход с поперечной аллеи; вплане – восьмигранник;две большие беседки у южных углов партерау фонтана «Межеумный», декорируют входыв берсо, фланкирующие партер;в плане - восьмигранник, перекрытыйвосьмигранной купольной кровлей настропилах; купола с деревянным навершиемв виде фонариков с вазами.IV. «Пруд с фонтаном «Нептун», барельефами и фонтанными статуями», центральная часть Верхнего садаОбъемно-пространственное, планировочноеи архитектурно-художественноерешение:историческое местоположение - в центреВерхнего сада на его центральнойкомпозиционной оси;в центре пруда размещена скульптурнаякомпозиция «Нептун»:фигура Нептуна с трезубцем установлена начетырехгранном пьедестале с высокимцоколем, декорированными маскаронами,барельефами, гирляндами, щитами;на площадке вокруг пьедестала с двух сторонфигуры всадников на гиппокампах, с двухдругих сторон - фигуры женщин с веслом(аллегории рек); на гранях площадки -мальчики на дельфинах, мальчики надраконе, на морском льве; на карнизе цоколятрубящие «Путти»;площадка из каменных плит с туфовойнаброской на уровне глади воды бассейна;фонтанные струи бьют из пастей животных имаскаронов;в чаше пруда на прямоугольных гранитныхпостаментах установлены 8 бронзовыхдельфинов;в центре бассейна с каскадом, примыкающимс юга к пруду, установлена статуя «АполлонБельведерский»; вокруг постамента - пятьводометов, в двух малых чашах на газоне побокам бассейна (с каменным оформлениембортов и дна) - по водомету.IV. 1. «Пруд», 1721-1724 гг. (по проекту 1716 г., арх. Леблон Ж.-Б.), инж.-гидравлик Туволков В.Г., 1737 г.(фонтан, скульптурная группа «Нептунова телега»), ск. Растрелли Б.- К., 1798-1799 гг.,(новая скульптурная группа «Нептун»), арх. Броуэр Ф.П.Архитектурно-художественное иконструктивноерешение:исторические местоположение, габариты,конфигурация: пруд прямоугольный в планес полуциркульными выкружками с южной исеверной сторон (№ 11);стены пруда: облицовка - камень;профилированный кордон - камень, дновымощено булыжным камнем; с южнойстороны к пруду примыкают прямоугольныйбассейн со скругленными краями итрехступенчатый каскад;дно бассейна выстлано плитами черного ибелого мрамора, кордон каменный,историческое водоснабжение:- снабжается водой по магистрали изчугунных труб Нептуновского водоводаВерхнего сада;- историческая гидравлическая системафонтана - прямоточная, рисунок фонтанныхструй;- историческое местоположение трассфонтанных водоводов (отводящих иподводящих) на территории Верхнего сада.IV. 2. «Статуя «Нептун», 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., ск. Эйслер И., 1799 г. (постамент).Архитектурно-художественноерешение:статуя (бронза, литье, патинировка),представляющая собой фигуру стоящегобога Нептуна с трезубцем, с короной наголове, установлена на пьедестале в центрепруда;пьедестал гранитный в виде ступенчатойусеченной пирамиды, на которой установленчетырехгранный постамент с высокимцоколем; декорирован фонтаннымимаскаронами; на углах - барельефы «Связки-гирлянды раковин и кораллов»; цоколь сдвух сторон оформлен геральдическимищитами в виде картушей с изображениемдвуглавых орлов; на двух других сторонахукреплены барельефы «Гирлянда».IV. 3. «Статуи «Женщина с веслом» («Нимфа реки»)(две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:статуя, олицетворяющая нюрнбергскую рекуРегниц (бронза, литье, патинировка),установлена на площадке у пьедесталастатуи «Нептун»;статуя, олицетворяющая нюрнбергскую рекуПегниц (бронза, литье, патинировка),установлена на площадке у пьедесталастатуи «Нептун».IV. 4. «Статуи «Путто» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:две фонтанные статуи, изображающиемальчика и девочку (бронза, литье,патинировка), установлены на карнизецоколя пьедестала статуи «Нептун».IV. 5. «Фонтанная группа «Мальчик на драконе», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:фонтанная скульптурная группа на плинте,изображающая восседающего верхом надраконе мальчика (бронза, литье,патинировка), установлена на площадке упьедестала статуи «Нептун».IV. 6. «Фонтанная группа «Мальчик на морском льве», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:фонтанная скульптурная группа на плинте,изображающая восседающего верхом наморском льве мальчика (бронза, литье,патинировка), установлена на площадке упьедестала статуи «Нептун».IV. 7. «Фонтанные группы «Мальчик на дельфине» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:фонтанные скульптурные парные группы наплинтах, изображающие восседающихверхом на дельфинах мальчиков (бронза,литье, патинировка), установлены наплощадке у пьедестала статуи «Нептун».IV. 8. «Фонтанные группы «Всадник на гиппокампе» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:фонтанные скульптурные парные группы наплинтах, изображающие юношей,восседающих верхом на гиппокампах*(бронза, литье, патинировка), установленына площадке у пьедестала статуи «Нептун».* одна из фигур гиппокампов воссоздана, 1973 г., ск.Татарович В.И.IV. 9. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (восемь)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (восемь)(бронза, патинировка), установлены в прудуфонтана «Нептун» на пьедесталах(пьедесталы гранитные прямоугольнойформы).* фигуры воссозданы в 1956 г.IV. 10. «Маскароны (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., 1930-е гг.(воссоздан свинцовый маскарон).Архитектурно-художественноерешение:декоративные фонтанные маскароны*(бронза, патинировка), установлены напьедестале статуи «Нептун».* три маскарона исторические (бронза, патинировка) иодин маскарон воссоздан в 1930-е гг. взаменутраченного.IV. 11. «Барельефы «Гирлянда» (два)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:декоративные гирлянды (свинец),установлены на пьедестале статуи «Нептун».IV. 12. «Барельефы «Связка раковин и кораллов» (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:декоративные орнаментальные барельефы(бронза, патинировка) (установлены на углахпьедестала статуи «Нептун»).IV. 13. «Барельефы «Щит с гербом» (шесть)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественноерешение:щиты* (два) с изображениями гербов городаНюрнберга с рельефными геральдическимизнаками (бронза, свинец, патинировка);щиты* (два), с изображениями гербовгорода Нюрнберга с рельефнымигеральдическими знаками (бронза,патинировка);щиты* (два) с изображениями гербов городаНюрнберга с рельефными геральдическимизнаками (бронза, патинировка).* установлены на пьедестале статуи «Нептун».IV. 14. «Статуя «Аполлон Бельведерский», кон. XVIII в., (копия с оригинала ск. Леохара),литейный мастер Екимов В.П., 1800 г. (постамент), 1957 г. (воссоздание).Архитектурно-художественноерешение:статуя, изображающая обнаженногоантичного бога в рост, с перекинутой черезлевую руку туникой (бронза, литье,патинировка), установлена в центре бассейнас каскадом (дно бассейна выстлано плитамичерного и белого мрамора, кордонкаменный), примыкающих с юга к п руду сфонтаном «Нептун», на пьедестале изтивдийского мрамора цилиндрическойформы.V. «Пруд западный квадратный с фонтаном», северо-западная часть Верхнего садаОбъемно-пространственноеи планировочноерешение:историческое местоположение - расположенсимметрично восточному квадратномупруду в северно-западной части сада (№ 8);в центре пруда установлен кольцевойкаменный барабан с деревянным настилом;по окружности барабана на деревянномнастиле расположены 6 бронзовыхдельфинов, декорирующих начало дуговыхводометов; в центре на металлическихбалках установлен мраморный фигурныйпостамент со скульптурой «ВенерыИталийской».V. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И.,ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное иконструктивноерешение:исторические габариты, конфигурация,местоположение пруда;историческое местоположение,конфигурация и габариты подпорных стенокберегоукрепления и центральногопостамента;облицовка подпорных стенок кирпичом;облицовка верхней (накрывочной) частиподпорных стен известняковыми плитами;мощения дна булыжным камнем;облицовка и наброска центральногопостамента туфовым камнем;историческое водоснабжение:служит резервуаром для снабжения водойфонтанов Нижнего парка;снабжается водой из Верхнесадского канала,а фонтан снабжается водой по магистрали изчугунных труб Самсоновского водовода;историческая гидравлическая системафонтана - прямоточная, рисунок фонтанныхструй.V. 2. «Статуя «Венера Италийская», сер. XIX в. (копия с оригинала ск. Кановы А.)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Венера Италийская» (мрамор),пьедестал мраморный, фигурный спрофилированными квадратного сечениякарнизом и базой (1929 г., неизв. автор).V. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шестнадцать)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)Архитектурно-художественноерешение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (шестьштук) (бронза, позолота).* воссозданы по сохранившимся образцам взаменутраченных.VI. «Пруд восточный квадратный с фонтаном», северо-восточная часть Верхнего садаОбъемно-пространственноеи планировочноерешение:историческое местоположение - расположенсимметрично западному квадратному прудув северо-восточной части сада (№ 7);в центре пруда установлен кольцевойкаменный барабан с деревянным настилом;по окружности барабана на деревянномнастиле расположены 6 бронзовыхдельфинов, декорирующих начало дуговыхводометов; в центре на металлическихбалках установлен мраморный фигурныйпостамент со скульптурой «Аполлино».VI. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. РастреллиБ.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное иконструктивноерешение:исторические габариты, конфигурация,местоположение пруда;историческое местоположение и габаритыподпорных стенок берегоукрепления ицентрального постамента;облицовка подпорных стенок кирпичом;облицовка верхней (накрывочной) частиподпорных стен известняковыми плитами,мощение дна булыжным камнем;облицовка и наброска центральногопостамента туфовым камнем;историческое водоснабжение:служит резервуаром для снабжения водойфонтанов Нижнего парка;фонтан снабжается водой по магистрали изчугунных труб Нептуновского водовода;историческая гидравлическая системафонтана - прямоточная, рисунок фонтанныхструй.VI. 2. «Статуя «Аполлон», нач. XIX в. (копия с античного оригинала IVв. до н.э.)Архитектурно-художественноерешение:статуя (мрамор), установлена в центре пруда;пьедестал мраморный, фигурный спрофилированными квадратного сечениякарнизом и базой.VI. 3.«Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)Архитектурно-художественноерешение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть)(бронза, позолота).* шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцамвзамен утраченных.VII. «Пруд с фонтаном «Дубовый», северная часть Верхнего сада, центральная осьОбъемно-пространственноеи планировочноерешение:историческое местоположение - нацентральной композиционной оси Верхнегосада между западным и восточнымКвадратными прудами (№ 9);пруд циркульный в плане, в центре которого- возвышение, выложенное туфом в видезвезды из 6 лучей; каждый луч декорированбронзовым дельфином, из пасти которогобьет дугообразная струя; средняя частьтуфовой звезды акцентирована мраморнойскульптурой «Амур с театральной маской».VII. 1. «Пруд с фонтаном», 1719 г. арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И.,свинцовые тритоны и дельфины, ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1746 г., 1768г.(изменение декорировки фонтана).Архитектурно-художественное иконструктивноерешение:исторические местоположение, габариты,конфигурация пруда с центральнымпостаментом;облицовка подпорных стенок натуральнымкамнем (блоки);облицовка верхней (накрывочной) частиподпорных стен известняковыми плитами,мощение дна каменными плитами;наброска центрального постамента туфовымкамнем;историческая гидравлическая системафонтана - прямоточная, рисунок фонтанныхструй.VII. 2. «Статуя «Амур с театральной маской», 1809 г., ск. Росси Д.Архитектурно-художественноерешение:статуя «Амур с театральной маской» наплинте (статуя – мрамор, маска - позолота).VII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в.Архитектурно-художественноерешение:шесть фонтанных фигур «Дельфин»*(бронза, позолота) на плинте (камень).* шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцамвзамен утраченных.VIII. «Пруд с фонтаном «Межеумный», южная часть Верхнего сада, центральная осьОбъемно-пространственноеи планировочноерешение:историческое местоположение - нацентральной композиционной оси Верхнегосада перед главным входом в Верхний сад(№ 10);пруд неглубокий, концентрической формы, вцентре которого установлена фигурабронзового крылатого дракона; по сторонамдиагоналей расположены 4 бронзовыхдельфина; струи бьют из пастей дракона идельфинов.VIII. 1. «Пруд с фонтаном», 1737-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К.(скульптурная группа «Андромеда»), фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1773-1775 гг. (реконструкция декора),арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное иконструктивноерешение:исторические местоположение, габариты,конфигурация;профилированный каменный кордон;историческая гидравлическая системафонтана - прямоточная;рисунок фонтанных струй;историческое водоснабжение: снабжаетсяводой по магистрали из чугунных трубНептуновского водовода.VIII. 2. «Фонтанная фигура «Дракон», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф.Архитектурно-художественноерешение:фонтанная фигура «Дракон» (бронза,позолота).VIII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (четыре)», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание),ск. Гуржий А.Ф.Архитектурно-художественноерешение:фонтанные фигуры, изображающиедельфинов (бронза, позолота).IX. «Статуя «Вертумн», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Вертумн» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.X. «Статуя «Зефир», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Зефир» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.XI. «Статуя «Меркурий», Верхний сад, партер (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Меркурий» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.XII. «Статуя «Минерва», Верхний сад, партер, (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Минерва» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.XIII. «Статуя «Помона», расположена по адресу: Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Помона» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.XIV. «Статуя «Флора», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественноерешение:статуя «Флора» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы,квадратного сечения, с профилированнымикарнизом и базой, на каждой грани -заглубленные профилированные филенки свыкружками по углам.XV. «Часы солнечные на пьедестале», Верхний сад, центральная аллеяАрхитектурно-художественноерешение:пьедестал мраморный прямоугольнойформы, квадратного сечения, спрофилированными карнизом и базой (XVIIIв.) № 13;часы солнечные (восстановление 1976 г. попроекту В.Ю. Матвеева).XVI. «Вазы (две)», Восточная и западная стороны ворот Верхнего сада (кон. XVIII в.)Архитектурно-художественноерешение:две парные вазы типа кратера без ручек, сложчатым низом и профилированной«ножкой» на квадратном плинте (мрамор);два мраморных пьедестала прямоугольнойформы с профилированными карнизом ибазой 1850 г., ск. В. Мадерни (по рисункуА.И. Штакеншнейдера).XVII. «Шлюз и кирпичные трубы (две)», Верхний сад, канал Гольца (Верхнесадский) (XVIII – XIXвв.)Гидротехническоесооружениешлюз в створе восточной частиВерхнесадского канала - историческиеместоположение (от ограды Верхнего сада сзапада до западного квадратного пруда),габариты, конфигурация;исторический металлический шлюзовойзатвор;историческое кованое ограждение (рисунок,материал - металл);конструктивные решения: фрагментыкирпичной галереи с плоскимжелезобетонным перекрытием.XVIII. «Ограда с тремя воротами», Верхний сад,1754 -1760 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., ск. Жирардон С., ск. Неустроев И., ск. Сергеев С., 1946 г., 1957 г.(воссоздание), арх. Колюбаев А.А., арх. Ковалевский П.П.Объемно-пространственноерешение:местоположение, габариты и конфигурацияограды на высоком цоколе (№ 6),оформляющей границы Верхнего сада;историческое местоположение, конструкция,материал двустворчатых ворот поцентральной оси Верхнего сада - «Главныеворота» (Санкт-Петербургский пр.), повосточной части ограды (Правленская ул. ипо Дворцовая пл.);историческое местоположение, конструкцияи материал (дерево) двухстворчатых воротпо Правленской улице (две створки) иРазводной улице (две створки).Конструктивнаясистема:историческая конструкция ограды, включая:исторический материал цоколя сметаллическим окрытием, нижняя частьцоколя облицована плитами известняка* -местоположение, габариты, конфигурация(прямоугольный в профиле), материал;* известняк частично скрыт культурным слоем,закрашен;исторические оштукатуренные пилоны ворот- местоположение, габариты, материал(кирпич).Архитектурно-художественноерешение:историческое архитектурно-художественноерешение ворот и ограды:оформление устоев Главных ворот (поСанкт-Петербургскому пр.) – состоят из двухраскрепованных пилонов, оформленные стрех сторон парными колоннами ипилястрами композитного ордера, по бокамустоев прямоугольные в плане пилонызавершённые перевернутыми кронштейнамис листьями аканта; завершеныантаблементом и пьедесталами дляскульптур, оформленными фигурнымифиленками и стилизованным кронштейном;заполнение Главных ворот – материал(металл), конструкция (двухстворчатые, сдвумя боковыми нестворными частями),рисунок створок (горизонтальныенаправляющие в верхней части ограды;вертикальные стойки, в виде пик; фриз сгеометрическим рисунком);оформление устоев ворот в восточной частиограды (Правленская улица) – устои состоятиз двух рустованных раскрепованныхпилонов, оформленные тремя колоннамитосканского ордера, несущие архитрав, фризс триглифами, раскрепованным карнизом илучковым фронтоном;заполнение ворот по Правленской ул. –материал (дерево), конструкция(двухстворчатые), рисунок створок(горизонтальные направляющие в верхней инижней части ограды; вертикальныедеревянные стойки, в виде пик);оформление устоев ворот (Разводная улица)– пилоны оштукатурены, раскрепованы,оформлены фигурными филенками спрофилированными калевками и гладкимполем, в нижней части профилированнаятяга; в завершении пилонов полуциркульныйвыступ с профилированными тягами игладким фризом;заполнение ворот по Разводной ул. -материал (дерево), конструкция(двухстворчатые), рисунок створок(горизонтальные направляющие в верхней инижней части ограды; вертикальныедеревянные стойки, в виде пик);оформление пилонов ограды – пилоныоштукатурены, раскрепованы, оформленыфигурными филенками с профилированнымикалевками и гладким полем, в нижней частипрофилированная тяга, в верхней частирельефы в виде картуша с львиной маской ирокайли; в завершении пилоновполуциркульный выступ спрофилированными тягами и гладкимфризом (по Санкт-Петербургскому пр.,Разводной ул. и Правленской ул.), фигурныефиленки с профилированными калевками игладким полем, в нижней частипрофилированная тяга, в верхней частипрофилированные тяги и гладкий фриз (состороны Верхнего сада);участок ограды из шести столбов (Дворцоваяпл.) в нижней части перед цоколемзакруглен;звенья ограды – деревянные горизонтальныенаправляющие в верхней части ограды;вертикальные деревянные стойки, в видепик.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.