I.Церковь Праведного Иова Многострадального (Камчатская улица, дом 6, литера А) 1.Объемно-пространственноерешение:габариты двусветного, на подвалах здания церкви, с прямоугольной алтарной частью, сложного в плане, с повышенным четвериком, увенчанным пятиглавием, и двухъярусной шатровой колокольней;конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов;конфигурация и габариты шатрового завершения колокольни;окрытие металлом по граням;окрытие металлом пояса кокошников в завершении четверика основного объема (с севрного и южного фасадов);конфигурация и габариты пяти луковичных куполов с яблоками и крестами и луковичного завершения колокольни;2.Конструктивная система: исторические наружные капитальные стены; исторические внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпич);сомкнутые с распалубками своды в восточной части подцерковья-усыпальнице (ныне – Нижний храм) (помещение 1-Н (21); «прусские» своды и четыре прямоугольные опоры в центральной части помещения своды подцерковья-усыпальницы (ныне – Нижний храм) )помещение 1-Н (18);четыре столба сложной конфигурации, поддерживающих подпружные арки и паруса центрального барабана Верхней церкви (помещение 1-Н (6); купольный свод барабана; сомкнутые с распалубками своды над хорами и над алтарным помещением; коробовые своды боковых рукавов трансепта;крестовый свод вестибюля (помещение 1-Н (3); четыре прямоугольных граненых опорных столба с арочными проемами и сводами яруса звона;исторические лестницы, в том числе:одномаршевая межстенная лестница в южной части здания (помещение 1-Н (4), из подцерковья в вестибюль, с известняковыми ступенями*;*в настоящее время ступени облицованы керамической плиткой;винтовая чугунная лестница (в помещениях 1-Н (5, 11) на хоры – с ажурными подступенками, центральным стержнем с перехватами и ограждением с поручнями;одномаршевая межстенная лестница на ярус звона колокольни, в северо-западном углу здания (помещение 1-Н (16), с деревянными ступенями; 3.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение церкви, состоящее из нижней церкви (с усыпальницей) и верхней церкви;4.Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах псевдорусского стиля, выполненное по проекту архитектора И.А. Аристархова в 1885-1887 годах;цоколь, облицованный известняковой скобой;характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка;исторические оконные проемы цокольного и 1-го этажа, четверика, апсид, колокольни и барабанов – местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление (профилированные наличники, лопатки соединенные полуциркульными профилированными архивольтами, опирающимися на профилированные импосты, треугольные фронтоны, профилированные импосты с «гирьками», лопатки со стилизованными капителями и с перехватами, профилированные подоконные блоки окна-«слухи» шатра колокольни с лопатками с перехватами, профилированными импостами и килевидными кокошниками, профилированные подоконные блоки);заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево);оконные проемы четверика с историческими коваными металлическими решетками (рисунок – вертикальные тяги, волютообразные завитки, круглые сегменты);оформление западного фасада пониженного объема под колокольней: паперть из четырех известняковых ступеней, по центру фасада треугольный фронтон-щипец с поясом «пальчикового» орнамента, уплощенный ризалит по центру с полуколонками со стилизованными «романскими» капителями, увенчанный прямоугольной аттиковой стенкой с профилированным карнизом;оформление дверного проема*: деревянный профилированный наличник, декорированный квадрами «алмазной грани»;четырехстворчатыое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка украшена с внешней и внутренней стороны филенками с «алмазной гранью», латунные ручки типа «скоба»;полуциркульная глухая фрамуга, в профилированном обрамлении с квадрами «алмазной грани»;металлический полуциркульный козырек с волютообразными кронштейнами в нижних частях;*по сторонам тамбура одноэтажные позднейшие пристройки; оформление прямоугольного основания яруса звона: «ширинки» по сторонам оконного проема, профилированные тяги венчающий профилированный карниз; оформление фасадов колокольни: в нижней части пояс из «ширинок», опорные столбы с лопатками и профилированными импостами, с опирающимися на них полуциркульными архивольтами; пояс полуциркульных архивольтов с килевидным подвышением под шатровым завершением;между арочными проемами полуциркульные нишки с полуциркульными архивольтами;грани шатра с килевидными кокошниками в верхней части, глухой барабан с арочным пояском и тягой;исторический профиль карнизов и тяг яруса звона;оформление северного и южного фасадов пониженного объема под колокольней: лопатки по углам;исторический профиль карнизов и тяг;оформление северного и южного фасадов четверика и алтарного объема: полуколонки со стилизованными «романскими» капителями по углам и по сторонам от оконных проемов четверика, над карнизом четверика пояс из килевидных кокошников с профилированными архивольтами;исторический профиль карнизов и тяг;венчающий профилированный карниз;фасады пониженных объемов с северной и южной сторон алтарного объема: исторический профиль карнизов и тяг;венчающий профилированный карниз;оформление восточного фасада (стена алтаря): по центру две лопатки, между ними ниша* с полуциркульным завершением, декорированная лопатками с профилированными импостами и увенчанная трёхлопастным профилированным архивольтом, профилированный подоконный блок с прямоугольными консолями;исторический профиль карнизов и тяг;венчающий профилированный карниз;*в нише помещено выполненное из глазурованной керамической плитки изображение Богоматери с младенцем, обрамленное лентами декоративного орнамента, относящееся к 1970-1980-м годам; оформление постамента под барабанами, над четвериком храма: полупилоны по краям с профилированными карнизами, венчающий раскрепованный профилированный карниз;оформление барабанов четверика: в основании полуциркульные профилированные архивольты, над ними аркатурно-колончатые пояса профилированные тяги в верхних частях;профилированная тяга в основании барабана центральной главы, под окнами обходная металлическая галерея на кронштейнах, с металлическим ограждением (рисунок – вертикальные стойки с перехватами) и поручнем;позолоченные ажурные шестиконечные кресты на позолоченных яблоках; 5.Декоративно-художественное оформление интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства:наружной тамбур вестибюля (помещение 1-Н (1), оформление - деревянные филенчатые панели и стен, венчающий профилированный карниз;тип покрытия пола – лещадная плита;деревянное двухстворчатое глухое дверное заполнение внутреннего тамбура: с внешней и внутренней стороны в каждой створке по три филенки, декорированные алмазной гранью, плетенкой, выпуклыми полусферическими розетками;полуциркульная глухая фрамуга аналогично декорирована, по центру - процветший крест, украшенный алмазной гранью, профилированный карниз с поясом дентикул;деревянный профилированный наличник; внутренний тамбур вестибюля (помещение 1-Н (2), оформление - деревянные филенчатые панели и стен, центральные филенки с «алмазной гранью», венчающий профилированный карниз;покрытие пола тамбура – лещадная плита;деревянное двухстворчатое глухое дверное заполнение вестибюля церкви (помещение 1-Н (3), с внешней и внутренней стороны створки имеют в каждой створке по три филенки, декорированные алмазной гранью, профилированный наличник, декорированный прямоугольными филенками;латунные ручки типа «скоба». полуциркульная фрамуга в профилированном наличнике, декорированном прямоугольными филенками, с профилированным карнизом; покрытие пола вестибюля – лещадная плита; оформление дверных проемов в помещения 1-Н (4 и 5): полуциркульные ниши с валиком; оформление входного проема в помещение верхней церкви: вписан в нишу с полуциркульным завершением, декорированном валиком;деревянное двухстворчатое полусветлое дверное заполнение входного проема в помещение верхней церкви, в каждой створке по две филенки: верхняя — остекленная, нижняя с квадрами «алмазной грани», между створками трехчетвертная колонка с перехватами, деревянный профилированный наличник, декорированный прямоугольными филенками;латунные ручки типа «скоба»;полуциркульная глухая фрамуга в профилированном наличнике, декорированном прямоугольными филенками, с профилированным карнизом; хоры в западной части верхнего храма, над входным проемом: прямоугольные, подшивка хор оформлена филенками, балюстрадное ограждение (гладкие опорные столбики с фигурными навершиями, профилированный поручень);живописное оформление стен сводов и купола, в стилистике позднего академизма, выполненное И.И. Трифоновым (?) в 1887 г.: по центру сводчатого перекрытия барабана изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов, в основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост (апостол Андрей, архидьякон Стефан, пророки Давид, Моисей, Исайя, Иезекииль), в парусах свода - четыре Евангелиста, между ними фигуры ангелов; на стенах во втором ярусе, в люнетах, композиции - Суд Пилата (северная стена) и Предательство Иуды (южная стена). в первом ярусе с двух сторон от окна изображения святителей московских- Петра, Алексия (северная стена), Ионы, Филиппа (южная стена). арки, филенки опорных столбов, стены алтарного помещения и контуры живописных композиций декорированы полихромным орнамент в русского-византийском стиле, состоящий из плетенки, процветших крестов, розеток и поясов геометризированного орнамента и надписями на церковно-славянском языке, в зените сводов над хорами и над алтарным пространством изображения процветших крестов; оформление арок и опорных столбов: профилированные тяги, профилированные импосты в основании арок, прямоугольные филенки, грани столбов с валиками; иконостас верхней церкви, двухъярусный, деревянный, резной; окрашен белой краской, с позолоченными декоративными деталями, с пониженными боковыми ризалитами, огибающими пилоны с внутренней стороны;в нижнем ярусе восемь икон местного ряда — Богоматерь с младенцем; Архангел Гавриил; Святой Николай Чудотворец; Введение во храм (слева от Царских врат); Вседержитель; Архангел Михаил; Святой Иов; Воздвижение Креста. В верхнем шесть икон - Апостолы Петр и Павел; Святые Екатерина и Варвара; Святые Ольга и Мария Магдалина (слева от Царских врат); Святой Иоанн Предтеча и Пророк Моисей; Святые Пантелеймон и Святой Александр Невский; Святые Прасковья и Евдокия (справа от Царских врат); иконы имеют завершение в виде трехлопастной арки, стоящей на трехчетвертных колонках с каннелированными стволами, украшенными «репками»; над ризалитами навершия в виде кокошников, на фризе между ярусами с двух сторон от Царских врат - резные золоченые детали с изображением херувимов, над Царскими вратами - икона «Тайная вечеря», в навершие верхнего яруса - икона «Троица Новозаветная» («Отечество»); цоколь украшен филенками с золочеными розетками с изображением сдвоенных крестов;Автор: П.С. Абросимов; Время: 1887 г.царские врата, резные позолоченные, с килевидным завершением, декорированным ажурным растительным орнаментом, в каждой створке по три филёнки, декорированных «византийской» плетенкой. Между створками три трехчетвертные колонки – каннелированная со стилизованной капителью с орнаментом растительного характера и навершием в виде остроконечной фиалы (верхний ярус); каннелированная, перехваченная ликторскими связками (средний ярус) и с гладким стволом в нижнем ярусе. Между средним и верхним ярусами карниз, оформленный «алмазной гранью» и розетками с изображениями креста; Автор: П.С. Абросимов; Время: 1887 г.Размер: 208 х 120 см.;паникадило (бронза, литье, чеканка) на 66 свтетоточек;штоковое, двухярусное, шток украшен сферами и репками, вверху — крест и полумесяц; внизу оканчивается кистью., к штоку крепятся два обода — большой и малый, ажурных с орнаментом в византийском стиле; на малом верхнем ободе 12 простых изогнутых кронштейнов со свечами молочного стекла и лампочками миньон, от штока к нижнему большому ободу спускаются ажурные цепи; на большом ободе 6 групп кронштейнов на 4 свечи и 6 трупп изогнутых переплетающихся кронштейнов на 5 свечей; обод имеет ажурный поддон, украшенный стилизованными византийскими розетками; от него к нижней части штока отходят изогнутые переплетающиеся кронштейны;время: 1880-е г.;бра (2 шт.) (бронза, литье, золочение) на 4 свтетоточки – на восточной стене алтарного помещения;стенник фигурной формы, декорирован акантами и пальметтами, от его верхней части отходят витые кронштейны, украшенные волютообразными завитками, с акантовыми розетками, свечами молочного стекла и лампочками миньон;время: 1880-е гг.;бра (2 шт.) в юго-западном и северо-западном углах алтарного помещения (бронза, литье, золочение) на 3 светоточки;стенник фигурной формы, декорирован акантами и пальметтами; от его верхней части отходят витые кронштейны, украшенные волютообразным тонким завитком, с акантовыми розетками, свечами молочного стекла и лампочками миньон;время: 1880-е гг.бра (2 шт.) в северо-восточном и юго-восточном углах подкупольного пространства, за клиросом (бронза, литье, чеканка, золочение) на 2 свтетоточки;в стиле классицизм, стенник фигурный, конической формы, украшен маской быка и урной, от него отходят два акантовых завитка-кронштейна с акантовыми бабешками, свечами молочного стекла и лампочками миньон, от стенника к кронштейнам протянуты лавровые гирлнды;время: к. 1880-х гг. бра (2 шт.) на западных гранях в северо-западного и юго-западного опорных столбов (бронза, литье, чеканка, золочение) на 4 свтетоточки;стенник фигурный, украшен рокайлями и цветочными букетами, от него отходит изогнутый кронштейн, украшенный акантовым завитком, вверху оканчивающийся фигурной балясиной, на которой крепится бабешка с фигурнойпрофиткой, свечой молочного стекла и лампочкой миньон, на верхней части центрального кронштейна укреплены 3 аналогичных кронштейна;время: к. 1880-х гг. помещение 1-Н (4) с южной стороны от вестибюля, лестница в нижний храм;оформление потолка: профилированная тяга по периметру;оформление дверного проема в помещение 1-Н (3): полуциркульная ниша с валиком; Помещение нижней церкви:двери входные двустворчатые чугунные, сквозного геометрического рисунка: в каждой створке три ромба, в который вписаны круги; прямоугольная мраморная памятная доска - на правой стене, у входа снадписью врезанными золочеными буквами: «…Здесь погребен архитектор сей церкви Иван Аристархович Аристархов…»Размер: 45 х 87 см;Время: 1886 г; иконостас нижней церкви: одноярусный на высоком плинте, окрашен белой краской;плинт по лицевой и торцевых поверхностях оформлен фигурными филенками с большими цветочными розетками, покрытыми бронзовой и серебряной краской;ярус с четырьмя колоннами тосканского ордера, стволы побронзированы;в Царских вратах четыре иконы с Апостолами и сценой Благовещения. Над Царскими вратами — Тайная вечеря;(фанера, масло);время: 1976 г; восточной части подцерковья-усыпальнице (ныне – Нижний храм):покрытие пола – керамическая метлахская плитка (геометрический рисунок)*;*в настоящее время частично утрачена; надгробная плита в полу Г.И. Крючкова (скончался 3.12.1895 г.) белого мрамора, с вырезанными позолоченными буквами; надгробная плита в полу младенцев Праскевы, Веры, Петра и Александра Крюковых, белого мрамора, с вырезанными буквами; надгробная плита в полу И.М. Крюкова (1816-1884 г.) белого мрамора, с вырезанными буквами; II.Часовня (Камчатская улица, дом 6, литера В)1.Объемно-пространственное решение:габариты одноэтажного здания часовни, прямоугольного в плане, с граненой апсидой и шатровым завершением;конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов;конфигурация и габариты шатрового завершения;окрытие металлом конхи апсиды;конфигурация и габариты двух луковичных куполов с яблоками и крестами;2.Конструктивная система:исторические наружные капитальные стены: местоположение, материал (кирпич, металл);перекрытие часовни: металлический каркас сложной формы: открытый шатер во внутреннем объеме часовни, опирающийся на паруса; 3.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение часовни;4.Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в формах псевдорусского стиля;гранитный цоколь (c металлическими стяжками по углам), по торцевым сторонам цоколя по две гранитные ступени с ограждающими фигурными камнями; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка;с северо-восточного и юго-восточного углов апсиды, на цоколе декоративная кованая металлическая ограда (рисунок – горизонтальные тяги, вертикальные стойки, розетки с волютообразными завитками внутри); двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка с прямоугольной филенкой внутри которой розетка, в верхних частях – металлическая решетка (рисунок – кольца, соединённые попарно, обрамленные тягами с полуциркульным завершением) исторические оконные проемы северного, южного и западного фасадов – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты, оформление (прямоугольные филенки с розетками, декорированными растительным орнаментом внутри, профилированная тяга под оконными проемами);оконные проемы с историческими коваными металлическими решетками (рисунок – кольца, соединённые попарно, обрамленные тягами с полуциркульным завершением)*;*в настоящее время утрачен исторический металлодекор в виде кованых розеток с растительным орнаментом;заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;наличники в виде килевидных кокошников с западного, южного и северного фасадов; оформление апсиды – прямоугольная филенка, внутри которой икона Спасителя в латунной раме, декорированной волютами и крестом в верхней части; венчающий профилированный карниз; оформление кровли: декоративная решетка вдоль конька (рисунок – горизонтальные тяги, вертикальные стойки с трилистниками в завершении, квадрифолии, связанные между собой перехватами, декорированные волютообразными завитками);барабан главки над ходом декорирован поясом геометрического орнамента;позолоченные ажурные шестиконечные кресты на позолоченных яблоках; 5.Декоративно-художественное оформление интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства:мраморный трехчастный киот в апсиде часовни: с полуциркульным завершением, центральная часть декорирована каннелированными пилястрами и крестом на основании в виде акантового листа, золоченая надпись в верхней части: «Господи, да будет воля твоя»; покрытие пола – керамическая метлахская плитка (геометрический рисунок);
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.