Предмет охраныобъекта культурного наследия федерального значения«Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы»Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., дом 67, литера Б, дом 71, литера А(8-я линия Васильевского острова, 67, 71, 7-я линия Васильевского острова, 68, Малыйпросп. Васильевского острова, между домами 18 и 20)Объемно-пространственное и планировочное решение территорииместоположение и градостроительные характеристики ансамбля, в состав которого входят: «Церковь» (№ 1 на схеме), «Часовня» (№ 2), «Сад» (№ 3) и «Ограда с четырьмя воротами» (№ 4), его роль в композиционно завершенной системе открытых городских пространств;доминирующее положение «Церкви» над массивом окружающей городской застройки;пространственно-планировочная композиция территории, включая исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств; исторически сложившиеся визуальные связи между элементами ансамбля;культурный слой территории.I. Церковь, 1749-1772 гг., 1780-е гг., 1789-1806 гг.Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., дом 67, литера Б(8-я линия Васильевского острова, 67, 7-я линия Васильевского острова, 68)Объемно-пространственное решение:габариты и конфигурация здания, представляющего собой высокий, завершенный пятиглавием четверик, с примыкающими с севера и юга двухэтажными крытыми галереями; с восточной стороны к нему примыкает пониженная алтарная часть, полуциркульная в плане, увенчанная куполом с главкой, с западной стороны – двухэтажный объём притвора с надстроенным над ним помещениям хоров верхней церкви, и многоярусная колокольня;габариты, конфигурация и высотные отметки колокольни (два верхних яруса открытые), завершенной 4-гранным куполом, прорезанным на каждой грани люкарной в штукатурном наличнике и луковкой на кирпичном барабане с крестом;габариты, конфигурация и высотные отметки луковичных главок пятиглавия, алтарной апсиды и колокольни, куполов четверика, алтарной апсиды и колокольни, материал (дерево) и историческое конструктивное решение их стропильной системы, характер покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраски;исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестов пятиглавия, алтарного купола и колокольни;габариты, конфигурация и высотные отметки крыш четверика и основного объёма здания, характер их покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраскиКонструктивная система зданияисторические (XVIII-XIX веков) наружные и внутренние капитальные кирпичные стены, кирпичные своды над нижней церковью (первый этаж) - (большепролетные коробовые с распалубками над основным помещением нижней церкви, сомкнутый над её алтарной частью);кирпичные своды лестничных помещений;кирпичный свод купола верхней церкви;пилоны и подпружные арки, разделяющие объём верхней церкви на три нефа;колонны в алтарной части верхней церкви;цилиндрический свод над приделом Зачатия Иоанна Предтечи (хоры верхней церкви); главная лестница, ведущая в верхнюю церковь – габариты, конфигурация, конструктивное решение, материал (известняк) и профиль ступеней;историческая лестница внутренней части колокольни – габариты, материал ступеней (дерево); историческая лестница открытых ярусов колокольни – деревянная по металлическим косоурам;Объемно-планировочное решениеисторические габариты помещений нижней и верхней церквей и придела Зачатия Иоанна Предтечи (хоры верхней церкви)Архитектурно-художественное решение фасадовархитектурно-художественное решение северного, южного и восточного фасадов (основной объем, апсида, четверик и барабаны пятиглавия) в характере архитектуры барокко – стены поэтажно разделены профилированными тягами, декорированы пилястрами тосканского ордера, углы основного объёма акцентированы рустовкой, окна оформлены профилированными наличниками с замковыми камнями;оформление фасадов колокольни в характере архитектуры барокко – каждый ярус отделен профилированным карнизом и оформлен пилястровым ордером – тосканским в нижних и коринфским в верхнем ярусе, проемы в профилированных наличниках, подоконные плоскости декорированы лепными филенками, углы нижнего яруса акцентированы рустовкой; ограждение открытых ярусов колокольни в виде деревянных балясин;оформление западного фасада в характере классицизма – центральная часть выделена портиком из четырех колонн тосканского ордера, поддерживающих треугольный фронтон с массивным антаблементом; внутри портика устроены входная дверь, над ней полуциркульное окно, выше – филенка фигурных очертаний; окна второго этажа с прямыми сандриками;облицовка цоколя известняком – материал, профили облицовки; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка, гипс (лепной декор), дерево (капители колонн верхнего яруса колокольни;исторический колер окраски (на основании натурных и историко-архивных исследований);исторический профиль, декор и местоположение междуэтажных и венчающих тяг и карнизов;исторические местоположение, габариты и конфигурация оконных и дверных проемов; историческое декоративное оформление оконных и дверных проемов;материал (дерево) и исторический рисунок расстекловки оконных заполнений;материал (дуб), исторический характер оформления дверных заполнений;решетки окон и дверей – исторические местоположение, рисунок, материал (металл), техника исполнения (ковка);исторические габариты и профиль ступеней входных крылец;ниша для иконы на восточном фасаде и металлическая доска с посвятительной надписью под ней** оригинал доски демонтирован и хранится в церкви, на фасаде размещена копияДекоративно-художественная отделка интерьеров: архитектурно-художественное оформление интерьера верхней церкви:живописное убранство (масло по штукатурке, 1850-е гг., автор – акад. Р.Ф. Виноградов) – полихромные орнаменты в неорусском стиле, оформляющие главный купол, стены, простенки окон, софиты арок;погрудные изображения Евангелистов в фигурных обрамлениях в простенках окон четверика;многофигурные композиции в орнаментальном обрамлении: «Возвращение Честного Животворящего Креста Господня из Персии» (северная стена подкупольного объёма), «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня» (южная стена),«Несение креста» (западная стена);плафон трапезной «Жертвоприношение Ноя после всемирного потопа» (масло по штукатурке; XVIII век);исторический характер оформления и колера окраски стен боковых нефов (включая реставрационные зондажи);архитектурный декор заалтарной стены (до пристройки обходной галереи являлся частью оформления фасада) – пилястры, профилированные тяги и наличники;исторический облик главного иконостаса в характере барокко;живопись придела Зачатия Иоанна Предтечи – шесть овальных тондо на своде с изображением сюжетов из Откровения Иоанна Богослова (холст, масло, XVIII век ?)** два тондо утраченыфрагменты живописного убранства нижней церкви:полихромная орнаментальная роспись по штукатурке;алтарная часть: фрагменты монохромной живописи в технике «гризайль» (книга, крест, фрагменты изображающие лепные розетки и др.);центральное зеркало алтарного свода: композиция с Новозаветной Троицей на центральном зеркале алтарного свода (полихромная, масло по штукатурке);лицевая поверхность подпружной арки: изображение Архангела (тонированная гризайль, масло по штукатурке)II. Часовня, 1897 г., арх. Еремеев М.Ф.Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., дом 71, литера А(Малый просп. Васильевского острова, между домами 18 и 20)Объемно-пространственноерешение:габариты и конфигурация здания, октогонального в плане, завершенного шатровым куполом и луковичной главкой с крестом, и примыкающего к нему со стороны сада одноэтажного объёма бывшей церковно-приходской школы;габариты и конфигурация крыш (скатной над одноэтажной частью, шатровой – над собственно часовней), материал (листовой металл), фактура (чешуйчатая на шатре) и исторический колер их окраски;исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестаКонструктивная система: исторические (XIX века) наружные и внутренние капитальные кирпичные стены;перекрытие помещения часовни в виде сомкнутого сводаОбъемно-планировочное решение:в габаритах капитальных стенАрхитектурно-художественное решение фасадов:в характере историзма с использованием мотивов неорусского стиля, выполненный по проекту арх. М.Ф.Еремеева (в настоящее время имеются утраты и искажения): стены часовни в два яруса оформлены профилированными закомарами, опирающимися на полуколонны (в нижнем ярусе) и пилястры (в верхнем);исторические профили тяг, наличников и карнизов;стены одноэтажного объема со стороны сада гладкооштукатуренные без декора;материал цоколя – известняк;материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка, исторический колер её окраски (по результатам натурных и историко-архивных исследований);исторические габариты оконных проемов;исторический материал (дерево) и рисунок расстекловки оконных проемов;исторический материал (дуб) и рисунок входных дверейIII. Сад, 1738 г.- кон. XVIII в., 1926-1929 гг.8-я линия Васильевского острова, 67, 71, 7-я линия Васильевского острова, 68, Малыйпросп. Васильевского острова, между домами 18 и 20Объемно-пространственноерешение:объемно-пространственное и планировочное решение регулярного сада, местоположение, габариты в плане и конфигурация садовых дорожек и площадок, газонов;конструктивное решение дорожек и площадок (набивные);видовой состав и местоположение древесных и кустарниковых посадок (береза, липа, дуб, яблоня, клен; кустарники в живых изгородях и свободнорастущие)IV. Ограда с четырьмя воротами, кон. XVIII-1-я пол. XIX вв., 1950-е гг. (восстановление)8-я линия Васильевского острова, 67, 71, 7-я линия Васильевского острова, 68, Малый просп. Васильевского острова, между домами 18 и 20Объемно-пространственноерешение:местоположение ограды, расположенной по красным линиям 7-й линии В.О., Малого проспекта (между Часовней и зданием по 7-й линии В.О., д. 70/18), 8-й линии В.О. (между Часовней и зданием по 8-й линии В.О., д. 69, далее между ним и зданием по 8-й линии В.О., д. 65)Конструктивная система: материал цоколей – известняк;материал и характер отделки столбов ограды и воротных пилонов – кирпич, окрашенная штукатурка;материал звеньев и створов ворот и калиток – металл, ковкаАрхитектурно-художественное решение фасадов:архитектурное решение столбов, прямоугольных в плане, профили их баз и венчающих карнизов;архитектурное решение ворот в виде парных пилонов, оформленных дорическими пилястровыми портиками с треугольными фронтонами, с карнизами с мутулами, с устроенными внутри портиков проемами калиток с полуциркульным верхом;рисунок металлических звеньев, створов ворот и калиток – косая сетка, во фризе – меандр, завершены коваными пиками
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.