1Объемно-пространственное решение:местоположение, габариты и конфигурация здания, сложного в плане, расположенного в южной части участка; главный фасад обращен к полукруглому в плане курдонёру, образованному дугообразными служебными флигелями, южные фасады которых выходят на красную линию наб. р. Фонтанки; флигели соединены между собой воротами, оформлявшими главный въезд в усадьбу; с примыкающим к северо-восточному углу главного корпуса северный одноэтажный флигель;габариты и конфигурация крыш, в т.ч. купол б. часовни, дымовые трубы, высотные отметки коньков крыш, материал окрытия кровли (металл).2Конструктивная система:исторические наружные капитальные стены – местоположение, материал (кирпич);исторические внутренние капитальные стены – местоположение;своды, в т.ч.:полуциркульный – воротного проезда восточного флигеля;купольный на подпружных арках – ротонды западного флигеля;полуциркульный с распалубками – входного тамбура южного фасада;полуциркульный с распалубками – парадного вестибюля (пом. № 11, площадью 34,9 кв.м.);полуциркульные с распалубками – цокольного этажа главного корпуса;коробовые, коробовые с распалубками помещений восточного флигеля (пом. 17Н);коробовый, с конхой – помещения № 26, площадью 148,5 кв.м. (б. Церковный зал);купольный на подпружных арках – помещения № 48, площадью 48,7 кв.м. (Турецкая комната);арочные проемы на опорных пилонах – помещения № 13 (91,4 кв.м.) (Парадная спальня кн. Юсуповых, Кабинет Бетанкура);исторические лестницы (местоположение, габариты, конфигурация): парадная лестница – (к востоку от центральной оси) – трехмаршевая;лестница западного флигеля с известняковыми ступенями и забежными, ограждение металлическое в виде вертикальных прутьев с перехватами (сохранилась одна историческая первая стойка).3Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевой фасад:двух-трехэтажный, симметричный, выполнен в приемах классицизма:с центральной трехэтажной частью на 9 осей, увенчанной треугольным фронтоном; входная зона оформлена открытым тамбуром с полукруглыми пандусами; над тамбуром – балкон с балюстрадным ограждением; боковые крылья фасада двухэтажные на полуподвалах, на 8 осей, по крайним трем осям увенчаны треугольными фронтонами, с левой и правой сторон соединены открытыми галереями, имеющими ограждения в виде балюстрады и четырех колонн высокого тосканского ордера, поддерживающих выступающий профилированный карниз;в торцах фасада, в местах примыкания западного и восточного флигелей устроены квадратные дворики, отделенные от курдонера оградами с балюстрадным ограждением и воротами;вид материала и характер отделки цоколя – известняк;вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне цокольного этажа; гладкая штукатурка – в уровне 1-3-го этажей);исторический дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация; исторический материал дверного заполнения (дерево), тип (двери двустворчатые, филенчатые, полусветлые, с фрамугой); с окном-люкарной второго света геометрической расстекловки;исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;исторический материал (дерево), стилистическое единообразие оконных заполнений;оформление оконных проемов: профилированные наличники, замковые камни, ложные балюстрады, треугольные сандрики, междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий карниз с модульонами;западный и восточный флигели:полуциркульная в плане композиция в виде высокой глухой ограды, завершенной дорическим карнизом с фризом из триглифов;по центру западного флигеля располагается портал с полуциркульной аркой, оформленной портиками из парных ¾ колонн дорического ордера;облицовка цоколя – известняковая скоба;вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;внутри арки лестница в западный флигель – средистенная, с известняковыми ступенями;ротонда с портиком из ¾ колонн дорического ордера, увенчанных треугольным фронтоном;профилированная междуэтажная тяга;фриз из триглифов;профилированный раскрепованный венчающий карниз;флигели со стороны наб. р. Фонтанки:материал и характер отделки цоколя – известняк;материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-го этажа);оформление воротного проезда – портик из парных ¾ колонн тосканского ордера;фриз из триглифов;профилированный раскрепованный карниз;ступенчатый аттик;на гранитных базах и постаментах;заполнение воротного проезда – материал (металл), тип (ворота двустворчатые с полуциркульной фрамугой), техника исполнения (литье), рисунок;нижняя часть ворот – глухие филенки;исторические оконные проемы, включая ложные – местоположение, габариты, конфигурация;стилистическое единообразие оконных заполнений;оформление оконных проемов – профилированные наличники, трехчастные замковые камни;профилированная междуэтажная тяга;профилированный венчающий выносной карниз;дворовые фасады восточного флигеля:вид материала и характер отделки фасада – окрашенный кирпич;исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;рисунок расстекловки и цветовое единообразие оконных заполнений;профилированная междуэтажная тяга;профилированный венчающий карниз;садовый фасад главного корпуса:двух-трехэтажный, симметричный, в приемах классицизма:с центральной трехэтажной частью на 9 осей, завершенной треугольным фронтоном, акцентированной шестиколонным портиком ионического ордера, с террасой с балюстрадным ограждением в завершении;боковые крылья на 14 осей, по центральным трем осям акцентированы трехэтажными ризалитами с треугольными фронтонами;перед садовым фасадом устроена терраса с балюстрадным ограждением на цокольном этаже, с широкой однопролетной лестницей с боковыми устоями – исторический облик;историческая лестница – материал (гранит), профиль;вид материала и характер отделки цоколя – известняк;вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне цокольного этажа; гладкая штукатурка – в уровне 1-3-го этажей);исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;исторический материал (дерево) и стилистическое единообразие оконных заполнений;оформление оконных проемов – замковые камни, профилированные наличники;профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы;профилированный венчающий карниз, в центральной части и скаты фронтонов – с модульонами;северный флигель (б. Зимний сад):одноэтажный, с примыкающим тамбуром к северному фасаду;облицовка цоколя – известняк;фасад – окрашенная штукатурка (гладкая и рустованная);исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;характер расстекловки и стилистическое единообразие оконных заполнений;оформление оконных проемов с полуциркульной перемычкой – аркада на импостах в виде рустованных лопаток;профилированные: венчающий карниз, междуэтажные тяги, в т.ч. фриз из стилизованных триглифов.5Декоративно-художественная отделка интерьеров:Парадная спальня кн. Юсуповых, Кабинет Бетанкура, помещение № 13 (91,4 кв.м.):помещение 1-го этажа, разделено на две половины арочными проемами на опорных пилонах;оформление плафона и верхней части стен – профилированные тяги и карнизы с порезками дентикулами, иоником, остролистом, бусами, в т.ч. с фризом из пальметт;в центре плафона западной части помещения – круглая розетта растительного рисунка (лист аканта, цветы, остролист);оформление арок – профилированные архивольты с порезкой иоником, цветочно-плодовые гирлянды с бантами, вертикальные филенки с ниспадающими цветочными гирляндами, квадратные зеркала с геральдическими щитками в круглых медальонах из цветочных венков;в софитах арок – композиции из акантовых розетт и плодовых гирлянд, обрамленных лавровыми гирляндами;оформление пилонов – профилированные филенки с порезками «бусы с катушкой» с выкружками, с лепными композициями из плодовых гирлянд, обрамленных лавровыми гирляндами;с восточной стороны – филенки с геральдическими композициями из перекрещенных знамен, меча, колчана со стрелами, щита и шлема, прикрепленных к ниспадающей драпировке с бантом;оформление стен – профилированные орнаментированные зеркала с заполнением трельяжной сеткой, ниспадающими цветочными и лиственными гирляндами;по западной стене – с прямоугольными нишами в обрамлении зеркал с растительными порезками, провисающей лавровой гирляндой и квадратных зеркал с геральдическими щитками в круглых медальонах из цветочных венков;оформление дверных проемов – профилированные раскрепованные наличники в обвязке из остролиста, кабошонов;в десюдепортах – линейный сандрик с порезкой иоником, остролистом; под сандриком фигурная филенка с провисающей плодово-цветочной гирляндой;историческое решение пола – наборный паркет;вестибюль главного здания, помещение II (34,9 кв.м.):тамбур входа – деревянный, филенчатый, полусветлый, углы фланкированы каннелированными пилястрами композитного ордера; с профилированным карнизом;оформление верхней части стен – профилированный карниз;Церковный зал (помещение № 26 (148.5 кв.м.):1 этажвосточная часть зала выделена широкой аркой, где раньше располагался алтарь, перекрыта конхой; западная часть зала перекрыта коробовым сводом; обе части плафона покрыты орнаментальной живописью в технике «гризайль», с позолотой (имитация веерного свода, лепных розетт, гирлянд, фигур ангелов, орнаментированных фризов, вазонов);оформление стен:по периметру зала –профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; под карнизом – полоса ионика; широкий гладкий фриз искусственного мрамора; профилированный карниз с растительными порезками;живописная розетта центральной части плафона – в технике гризайль, растительно-геометрического рисунка;историческое решение пола – наборный паркет;по продольным стенам – парные пилястры ионического ордера;по западной стене антаблемент опирается на колонны ионического ордера;Белый (Центральный, Пилястровый) зал (помещение № 34 (223,2 кв.м.):1 этажоформление стен –пилястры искусственного мрамора с коринфскими капителями, на торцевых стенах расположены по парно; над капителями антаблемент: с широким фризом из лепных композиций геральдического характера (знамена, мечи, щиты, шлемы); профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; под карнизом – полоса ионика; в верхней части стен две профилированные тяги;оформление дверных проемов – профилированные наличники, орнаментированные фризами из листа аканта; линейные сандрики с полосой пальметт на консолях, декорированных листом аканта;историческое решение пола – наборный паркет; десюдепортах горизонтальные филенки с лепными композициями из лавровых венков с цветочными розеттами внутри и тирсов;Малая гостиная (помещение № 35, площадью 56,4 кв.м.):двусветный зал;оформление плафона и верхней части стен – профилированная ступенчатая орнаментированная тяга; профилированный карниз с большим выносом на кронштейнах, декорированных листом аканта;Библиотекапомещение № 39 (105,6 кв.м.):двусветные залы;помещение № 40 (97,3 кв.м.):оформление плафонов и верхней части стен – профилированный карниз с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; профилированная тяга с фризом из пальметт; широкий фриз из волют из побегов аканта, увенчанных рокайлями;Александровский зал (помещение № 28, 95,5 кв.м.):оформление плафона*(*центральное зеркало имело живописный плафон (автор: Дж. Б. Тьеполо; техника исполнения: холст, масло) «Олимп» (снят в 1949 г.; в 1962 г. передан Екатерининскому дворцу в Царском Селе, находится в Картинном зале; включен в предмет охраны Екатерининского дворца) и верхней части стен – профилированный с большим выносом карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта; профилированные тяги, в т.ч. орнаментированные растительными порезками;Зал Джованни Баттиста Тьеполо (помещение № 32, 95,9 кв.м.):двусветный;оформление плафона и верхней части стен – профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; широкий фриз из чередующихся геральдических композиций в виде: перекрещенных мечей и щитов; перекрещенных мечей и шлемов с плюмажем; композиции в обрамлении провисающей лавровой гирлянды с фестонами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.