Пруд

Объемно-пространственное и планировочное решение территории:историческое местоположение Верхнего сада  (с юга, востока и запада ограничен красными линиями Санкт-Петербургского проспекта, Правленской и Разводной улиц; Дворцовой площадью; с севера – Большой дворец, с запада – Корпус «за Гербом» (корпус Главных кухонь), с востока – Дом Верхнесадский), его роль в композиционно-планировочной структуре Дворцово-паркового ансамбля Петродворца;историческое местоположение элементов ансамбля.I.«Сад Верхний», г. Петергоф, Санкт-Петербургский просп., Правленская ул., Разводная ул.,            1714-1724 гг., арх. Браунштейн И.-Ф., арх. Леблон Ж.-Б., садовый мастер Борисов А., садовый мастер Гарнихфельт Л., 1733-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1754-1760 гг., арх. Растрелли Ф.- Б.Объемно-пространственное решение:исторические габариты сада Верхнего и его конфигурация: в плане прямоугольный, вытянутый с севера на юг; с трех сторон ограничен каменной оградой с тремя воротами;местоположение исторического центрального входа - Главные ворота с Санкт-Петербургского пр. - по центральной продольной оси сада;исторический принцип планировочного решения сада: регулярного стиля с соблюдением принципа симметрии относительно осевой линии (центральная продольная ось симметрии – с севера на юг от оси Большого дворца до оси центральных Главных ворот);планировка трехчастная: - центральная (средняя) часть - открытый партерный участок с тремя фонтанами -  «Межеумным», «Нептуном» и «Дубовым», фланкируемый с обеих сторон тройными липовыми  аллеями, и короткими галереями-берсо;- боковые части (западная и восточная) - закрытые боскеты 3-х видов с квадратными прудами, фланкируемые длинными галереями-берсо со стороны ограды до «Круглых» боскетов;историческая объемно-пространственная композиция, включающая:исторически сложившееся соотношение открытых (партеры, газоны, пруды, площадки, дороги), полуоткрытых и закрытых (боскеты) пространств в сочетании с аллеями, архитектурными сооружениями (фонтаны), трельяжными беседками и берсо, садовой скульптурой, вазами; исторические элементы планировки и их местоположение: боскеты со шпалерными стенками, берсо с люстгаузами; трельяжные беседки; партер с буленгрином, пруды с фонтанами; аллеи и ряды с формованными деревьями;панорамный визуальный просмотр центрального участка (партеры, цветники, бассейны с фонтанами) сада с сохранением доминирующей роли здания Большого дворца;видовые перспективы:- от Большого дворца на центральные ворота и от центральных ворот на Большой дворец (дальняя визуальная перспектива восприятия ограничена рядовыми посадками формованных лип и короткой галереей-берсо по обеим сторонам центральной части (партерного участка);- на боскеты со стороны Большого дворца, с учетом высотных параметров формованных деревьев;- камерный визуальный просмотр партерных цветников у крыльев Большого дворца со стороны Церковных ворот и со стороны корпуса «за Гербом»;- визуальная связь сада с Большим дворцом;  исторические аллейные посадки и ряды с соблюдением принципа симметрии в регулярной планировке относительно осевых линий, их историческое месторасположение, трассировка, габариты, высотные отметки (форма стрижки кроны «бруском»):- тройная липовая аллейная посадка (4 ряда), отделяющая партерный участок от боскетов и идущая от квадратных прудов до «Круглых» боскетов; - липовая аллейная посадка вдоль Петровского канала с внутренней стороны;- липовая аллейная посадка с южной стороны квадратных прудов; - две рядовые посадки лип вдоль центральной части Большого дворца;- рядовая посадка лип вдоль партерных цветников у крыльев Большого дворца со стороны Церковных ворот, и со стороны корпуса «за Гербом»; - рядовая посадка лип с северной стороны «Квадратных» боскетов; историческая рядовая посадка из ели европейской (форма стрижки деревьев под «конус» - пирамида):- рядовая посадка ели с внешней стороны Петровского канала;боскеты - «городки» квадратной и прямоугольной формы разных размеров:- боскет «Квадратный»*, обрамленный двухъярусной шпалерой (квадратный в плане боскет осевыми дорожками разделен на 4 равные части, в центре площадка барочной формы;  посадки в боскете - рощи типа  Кен - Конс: деревья со сформированной кроной сажаются рядами; кустарники свободно растущие сажаются рядами в шахматном порядке по отношению к ряду деревьев);* центральная площадка была обрамлена по краю трельяжной решеткой с нишами; в центре площадки была установлена беседка, а по осевым «огибным» дорожкам – «берсо» (разобраны в кон. XVIII – в кон. XIX вв.);- боскет «Косой», обрамленный одноярусной шпалерой (прямоугольный в плане боскет разделен по центру диагональной дорожкой с тремя площадками и двумя косыми дорожками с обеих сторон, в центре большая шестигранная площадка; посадки в боскете: ягодные кустарники, размещенные рядами вдоль косых дорог в шахматном порядке);  - боскет «Круглый»* - лабиринт, обрамленный трехъярусной шпалерой (квадратный в плане боскет осевыми дорожками разделен на 4 равные части, в центре круглая площадка; посадки в боскете: деревья со сформированной кроной в полосе газона 3-мя рядами по кругу; ряды деревьев разделены 3-мя круговыми дорожками);* центральная площадка была обрамлена яблоневыми пальметтами;историческая геометрическая форма стрижки шпалеры: - шпалеры по периметру боскетов для создания «зеленой стены» - под «брусок»;- шпалеры у квадратных прудов (западного и восточного) со стороны берсо, геометрической  фигурной формы стрижки со штамбовыми деревьями - форма стрижки кроны «капелька»;исторические партеры – габариты, конфигурация, рисунок, материал, насаждения, высотные параметры деревьев и кустарников для раскрытия партерной композиции:регулярная планировка партеров –  симметричная относительно центральной оси сада;партер центральный в средней части сада:- открытый вытянутый барочной конфигурации участок с фонтанами «Межеумный», «Нептун» «Дубовый»;- партер (газон) с периметральной рабаткой и с шестью скульптурами; - партер - буленгрин с периметральной рабаткой у фонтана «Межеумный»; - периметральная рабатка партера;- исторические насаждения в партере на периметральной рабатке, форма стрижки, высотные параметры деревьев с учетом раскрытия визуальных перспектив;- деревья формованные (исторический видовой состав и тип формы стрижки, местоположение);- кадочные растения с формованными деревьями (исторический видовой состав и тип формы стрижки; местоположение, габариты, материал кадок);- горшечные растения (исторический видовой состав и тип формы стрижки; историческое местоположение);партеры (западные и восточные) вблизи Главных ворот – секторальные по конфигурации с лучевыми полосами цветников (летники, многолетники луковичные); партеры (западные и восточные) вблизи галереи при входах в церковь и корпус «Под гербом» - два барочных рисунка разрезного типа, выполненные дерном на фоне искусственных материалов (песок, кирпичная крошка, толченая черепица, мраморная крошка, стеклянные шкалики), с  установленными по углам и в центре  кадочными растениями (5 шт. на каждый партер); форма стрижки крон деревьев – куполообразная;исторические кулисы деревьев вдоль ограды Верхнего сада с западной и восточной сторон;исторический яблоневый сад между Петровским каналом и южной частью ограды Верхнего сада:прямоугольные симметричные участки относительно центральной оси симметрии; рядовые посадки деревьев и кустарников; исторические насаждения: яблони;основной видовой состав насаждений:- в аллейных посадках - липа мелколистная и липа крупнолистная;- берсо - липа мелколистная, форма кустовая;  - ряд елей вдоль Петровского канала - ель европейская;- шпалеры: липовые, ольховые, ильмовые; липа мелколистная форма кустовая; исторические насаждения в боскетах: яблони, груши, сливы, вишни, ягодные кусты;историческая регулярная система садово-парковых дорожек и площадок, их исторические размеры и конфигурация:- щебеночно-набивное покрытие дорожек и площадок (высевки розового гранита); - дерновые бровки дорог; - оформление откосов туфом на перепаде рельефа;- булыжные лотки;- газонное ограждение - столбики (габариты, материал, высотные параметры, окраска);гидросистема Верхнего сада (непосредственно связана с гидросистемой Нижнего парка и является частью исторической фонтанной системы):состоит из пяти фонтанов: три - на центральной композиционной оси: «Межеумный», «Нептун», «Дубовый»; два - перед крыльями Большого дворца, на  западном и восточном квадратных прудах; историческое местоположение и конструктивное решение водоводов на территории Верхнего сада:- Самсоновского водовода от главных ворот Верхнего сада до Большого дворца (питает фонтан «Самсон» в Нижнем парке); - Нептуновского водовода от главных ворот Верхнего сада до фонтана «Дубовый» и фонтанов квадратных прудов (восточного и западного); - Верхнесадского канала от входа в Верхний сад до западного квадратного пруда;- водоводы на территории Верхнего сада (в подземных галереях);- водовод в пруду фонтана «Нептун»;- переливной коллектор (для регулирования уровня воды) между западным квадратным прудом и восточным квадратным прудом;- трудопроводы от квадратных прудов к фонтанам Нижнего парка (по склонам террас в кирпичных галереях);исторические трубы водоводов (материал труб - чугун);исторические фонтанные чугунные задвижки;исторический тип гидравлической системы фонтанов - прямоточная, исторический рисунок фонтанных струй;часть Верхнесадского канала на территории Верхнего сада - исторические местоположение (в западной части Верхнего сада, № 14 на схеме; транспортирует воду из Английского пруда в западный квадратный пруд и далее по переливному коллектору в восточный квадратный пруд), габариты, конфигурация, конструкция: русло трапециевидное, мощение откосов из мелких гранитных валунов, верх одернован; дно покрыто наброской из гранитных валунов;Петровский канал – исторические местоположение (на территории Верхнего сада с западной, восточной, южной сторон), габариты, конфигурация, конструкция: русло трапециевидное, откосы одернованы и частично укреплены гранитными валунами;дренажная система Большого дворца (подземный акведук) – исторические местоположение, габариты, конфигурация, конструктивное решение: галереи со сводами (материал галерей – кирпич).II.«Берсо (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1969-1972 гг. (воссоздание), арх. Ковалевский П.П.Архитектурно-планировочное решение:исторические местоположение галерей-берсо (№ 3), конфигурация, габариты, высотные отметки:две длинные галереи расположены вдоль восточной и западной границ Верхнего сада от западного квадратного пруда и от восточного квадратного пруда вдоль боскетов «Квадратных» и «Косых», две короткие - в центральной части Верхнего сада (фланкируют партер фонтана «Межеумный»);материал – дерево;конструктивное решение - ряд деревянных арок, связанных продольными рейками, образующие каркас для растений;входы в длинные берсо обозначены 4-мя деревянными трельяжными купольными павильонами-люстгаузами, входы в короткие берсо – с севера  деревянным трельяжным купольным павильоном-люстгаузом, а с юга – большой трельяжной беседкой;исторический видовой состав насаждений вдоль берсо: посадка липы мелколистной (форма  кустовая).III.«Беседки трельяжные (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1953 г. (восстановление), арх. Орешин А.Г.Архитектурно-планировочное решение:исторические местоположение (№ 4), габариты, конфигурация, высотные отметки, материал, конструкция;материал – дерево;две малые беседки в южной части Верхнего сада на закругленных площадках, образованных изгибом Петровского канала, имеют угловой вход с поперечной аллеи; в плане - восьмигранник, перекрытый низкой шатровой восьмискатной кровлей на стропилах; столбы деревянные, стены-трельяжи декорированы филенками из пересекающихся под углом 45 градусов деревянных брусков; входной проем - с полуциркульным завершением;две большие беседки у южных углов партера вблизи пруда с фонтаном «Межеумный», декорируют входы в берсо, фланкирующие партер;в плане - восьмигранник, перекрытый восьмигранной купольной кровлей на стропилах; купола с деревянным навершием в виде фонариков с вазами; столбы деревянные, стены-трельяжи декорированы филенками из пересекающихся под углом 45 градусов деревянных брусков; стены завершены профилированным карнизом; входной проём с полуциркульным завершением.IV.«Пруд с фонтаном «Нептун», барельефами и фонтанными статуями», центральная часть Верхнего садаОбъемно-пространственное, планировочное и архитектурно-художественное решение:историческое местоположение - в центре Верхнего сада на его центральной композиционной оси;в центре пруда размещена скульптурная композиция «Нептун»:фигура Нептуна с трезубцем установлена на четырехгранном пьедестале с высоким цоколем, декорированными маскаронами, барельефами, гирляндами, щитами;  на площадке вокруг пьедестала с двух сторон фигуры всадников на гиппокампах, с двух других сторон - фигуры женщин с веслом (аллегории рек); на гранях площадки - мальчики на дельфинах, мальчики на драконе, на морском льве; на карнизе цоколя трубящие «Путти»; площадка из каменных плит с туфовой наброской на уровне глади воды бассейна; фонтанные струи бьют из пастей животных и маскаронов;в чаше пруда на прямоугольных гранитных постаментах установлены    8 бронзовых дельфинов;в центре бассейна с каскадом, примыкающим с юга к пруду, установлена статуя «Аполлон Бельведерский»; вокруг постамента - пять водометов, в двух малых чашах на газоне по бокам бассейна (с каменным оформлением бортов и дна) -  по водомету.IV. 1. «Пруд», 1721-1724 гг. (по проекту 1716 г., арх. Леблон Ж.-Б.), инж.-гидравлик Туволков В.Г., 1737 г. (фонтан, скульптурная группа «Нептунова телега»), ск. Растрелли Б.- К., 1798-1799 гг.,(новая скульптурная группа «Нептун»), арх. Броуэр Ф.П.Архитектурно-художественное и конструктивное решение:исторические местоположение, габариты, конфигурация: пруд прямоугольный в плане с полуциркульными выкружками с южной и северной сторон (№ 11); стены пруда: облицовка - камень; профилированный кордон - камень, дно вымощено булыжным камнем; с южной стороны к пруду примыкают прямоугольный бассейн со скругленными краями и трехступенчатый каскад; дно бассейна выстлано плитами черного и белого мрамора, кордон каменный, историческое водоснабжение:- снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода Верхнего сада;- историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй;- историческое местоположение трасс фонтанных водоводов (отводящих и подводящих) на территории Верхнего сада.IV. 2. «Статуя «Нептун», 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., ск. Эйслер И., 1799 г. (постамент).Архитектурно-художественное решение:статуя (бронза, литье, патинировка), представляющая собой фигуру стоящего бога Нептуна с трезубцем, с короной на голове, установлена на пьедестале в центре пруда;пьедестал гранитный в виде ступенчатой усеченной пирамиды, на которой установлен четырехгранный постамент с высоким цоколем; декорирован фонтанными маскаронами; на углах - барельефы «Связки-гирлянды раковин и кораллов»; цоколь с двух сторон оформлен геральдическими щитами в виде картушей с изображением двуглавых орлов; на двух других сторонах укреплены барельефы «Гирлянда».V.3. «Статуи «Женщина с веслом» («Нимфа реки»)(две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку Регниц (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун»;статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку Пегниц (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун».IV. 4. «Статуи «Путто» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:две фонтанные статуи, изображающие  мальчика и девочку (бронза, литье, патинировка), установлены на карнизе цоколя  пьедестала статуи «Нептун».IV. 5. «Фонтанная группа «Мальчик на драконе», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:фонтанная скульптурная группа на плинте, изображающая восседающего верхом на драконе мальчика (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун».IV. 6. «Фонтанная группа «Мальчик на морском льве», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:фонтанная скульптурная группа на плинте, изображающая восседающего верхом на морском льве мальчика (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун».IV. 7. «Фонтанные группы «Мальчик на дельфине» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,                   ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:фонтанные скульптурные парные группы на плинтах, изображающие восседающих верхом на дельфинах мальчиков (бронза, литье, патинировка), установлены на площадке у пьедестала статуи «Нептун».IV. 8. «Фонтанные группы «Всадник на гиппокампе» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,                ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:фонтанные скульптурные парные группы на плинтах, изображающие юношей, восседающих верхом на гиппокампах* (бронза, литье, патинировка), установлены на площадке у пьедестала статуи «Нептун».* одна из фигур гиппокампов воссоздана, 1973 г., ск. Татарович В.И.IV. 9. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (восемь)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (восемь) (бронза, патинировка), установлены в пруду фонтана «Нептун» на пьедесталах (пьедесталы гранитные прямоугольной формы). * фигуры воссозданы в 1956 г.IV. 10. «Маскароны (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., 1930-е гг. (воссоздан свинцовый маскарон).Архитектурно-художественное решение:декоративные фонтанные маскароны* (бронза, патинировка), установлены на пьедестале статуи «Нептун».* три маскарона исторические (бронза, патинировка) и один маскарон воссоздан в 1930-е гг. взамен утраченного.IV. 11. «Барельефы «Гирлянда» (два)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:декоративные гирлянды (свинец), установлены на пьедестале статуи «Нептун».IV. 12. «Барельефы «Связка раковин и кораллов» (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:декоративные орнаментальные барельефы (бронза, патинировка) (установлены на углах пьедестала статуи «Нептун»).IV. 13. «Барельефы «Щит с гербом» (шесть)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.Архитектурно-художественное решение:щиты* (два) с изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, свинец, патинировка);щиты* (два), с  изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, патинировка);щиты* (два) с изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, патинировка).* установлены на пьедестале статуи «Нептун».IV. 14. «Статуя «Аполлон Бельведерский», кон. XVIII в., (копия с оригинала ск. Леохара),                    литейный мастер Екимов В.П., 1800 г. (постамент), 1957 г. (воссоздание).Архитектурно-художественное решение:статуя, изображающая обнаженного античного бога в рост, с перекинутой через левую руку туникой (бронза, литье, патинировка), установлена в центре бассейна с каскадом (дно бассейна выстлано плитами черного и белого мрамора, кордон каменный), примыкающих с юга к пруду с фонтаном «Нептун», на пьедестале из тивдийского мрамора цилиндрической формы.VI.«Пруд западный квадратный с фонтаном», северо-западная часть Верхнего садаОбъемно-пространственное и планировочное решение:историческое местоположение - расположен симметрично восточному квадратному пруду в северно-западной части сада (№ 8);в центре пруда установлен кольцевой каменный барабан с деревянным настилом; по окружности барабана на деревянном настиле расположены 6 бронзовых дельфинов, декорирующих начало дуговых водометов; в центре на металлических балках установлен мраморный фигурный постамент со скульптурой «Венеры Италийской».V. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И.,                               ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное и конструктивное решение:исторические габариты, конфигурация, местоположение пруда;историческое местоположение, конфигурация и габариты подпорных стенок берегоукрепления и центрального постамента;облицовка подпорных стенок кирпичом;облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами;мощения дна булыжным камнем;облицовка и наброска центрального постамента туфовым камнем;историческое водоснабжение:служит резервуаром для снабжения водой фонтанов Нижнего парка; снабжается водой из Верхнесадского канала, а фонтан снабжается водой по магистрали из чугунных труб Самсоновского водовода;историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй.V. 2. «Статуя «Венера Италийская», сер. XIX в. (копия с оригинала ск. Кановы ААрхитектурно-художественное решение:статуя «Венера Италийская» (мрамор),  пьедестал мраморный, фигурный  с профилированными квадратного сечения  карнизом и базой (1929 г., неизв. автор).V. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шестнадцать)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)Архитектурно-художественное решение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть штук) (бронза, позолота).* воссозданы по сохранившимся образцам взамен утраченных.VI. «Пруд восточный квадратный с фонтаном», северо-восточная часть Верхнего садаОбъемно-пространственное и планировочное решение:историческое местоположение - расположен симметрично западному квадратному пруду в северо-восточной части сада (№ 7);в центре пруда установлен кольцевой каменный барабан с деревянным настилом; по окружности барабана на деревянном настиле расположены 6 бронзовых дельфинов, декорирующих начало дуговых водометов; в центре на металлических балках установлен мраморный фигурный постамент со скульптурой «Аполлино».VII.1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я.,  арх. Давыдов И., ск. Растрелли  Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное и конструктивное решение:исторические габариты, конфигурация, местоположение пруда;историческое местоположение и габариты подпорных стенок берегоукрепления и центрального постамента;облицовка подпорных стенок кирпичом;облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами, мощение дна булыжным камнем;облицовка и наброска центрального постамента туфовым камнем;историческое водоснабжение:служит резервуаром для снабжения водой фонтанов Нижнего парка; фонтан снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода;историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй.VI. 2. «Статуя «Аполлон», нач. XIX в. (копия с античного оригинала IVв. до н.э.)Архитектурно-художественное решение:статуя (мрамор), установлена в центре пруда;пьедестал мраморный, фигурный с профилированными квадратного сечения карнизом и базой.VI. 3.«Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)Архитектурно-художественное решение:фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть) (бронза, позолота).* шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам взамен утраченных.VII. «Пруд с фонтаном «Дубовый», северная часть Верхнего сада, центральная осьОбъемно-пространственное и планировочное решение:историческое местоположение - на центральной композиционной оси Верхнего сада между западным и восточным Квадратными прудами (№ 9);пруд циркульный в плане, в центре которого - возвышение, выложенное туфом в виде звезды из 6 лучей; каждый луч декорирован бронзовым дельфином, из пасти которого бьет дугообразная струя; средняя часть туфовой звезды акцентирована мраморной скульптурой «Амур с театральной маской».VIII.1. «Пруд с фонтаном», 1719 г. арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г., арх. Бланк И.Я.,  арх. Давыдов И.,        свинцовые тритоны и дельфины,  ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1746 г., 1768г. (изменение декорировки фонтана).Архитектурно-художественное и конструктивное решение:исторические местоположение, габариты, конфигурация пруда с центральным постаментом;облицовка подпорных стенок натуральным камнем (блоки);облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами,мощение дна каменными плитами;наброска центрального постамента туфовым камнем;историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй.VII. 2. «Статуя «Амур с театральной маской», 1809 г., ск. Росси Д.Архитектурно-художественное решение:статуя «Амур с театральной маской» на плинте (статуя – мрамор, маска - позолота).VII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в.Архитектурно-художественное решение:шесть фонтанных фигур «Дельфин»* (бронза, позолота) на плинте (камень).* шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам взамен утраченных.VIII. «Пруд с фонтаном «Межеумный», южная часть Верхнего сада, центральная осьОбъемно-пространственное и планировочное решение:историческое местоположение - на центральной композиционной оси Верхнего сада перед главным входом в Верхний сад (№ 10);пруд неглубокий, концентрической формы, в центре которого установлена фигура бронзового крылатого дракона; по сторонам диагоналей расположены 4 бронзовых дельфина; струи бьют из пастей дракона и дельфинов.IX.1.  «Пруд с фонтаном», 1737-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К. (скульптурная группа «Андромеда»), фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1773-1775 гг. (реконструкция декора), арх. Яковлев И.Е.Архитектурно-художественное и конструктивное решение:исторические местоположение, габариты, конфигурация;профилированный каменный кордон;историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная;рисунок фонтанных струй;историческое водоснабжение: снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода.VIII. 2. «Фонтанная фигура «Дракон», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф.Архитектурно-художественное решение:фонтанная фигура «Дракон» (бронза, позолота).VIII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (четыре)», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф.Архитектурно-художественное решение:фонтанные фигуры, изображающие дельфинов (бронза, позолота).IX.«Статуя «Вертумн», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественное решение:статуя «Вертумн» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.X.«Статуя «Зефир», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественное решение:статуя «Зефир» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.XI.«Статуя «Меркурий», Верхний сад, партер (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)Архитектурно-художественное решение:статуя «Меркурий» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.XII.«Статуя «Минерва», Верхний сад, партер, (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)Архитектурно-художественное решение:статуя «Минерва» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.XIII.«Статуя «Помона», расположена по адресу: Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественное решение:статуя «Помона» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.XIV.«Статуя «Флора», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)Архитектурно-художественное решение:статуя «Флора» (мрамор);пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам.XV.«Часы солнечные на пьедестале», Верхний сад, центральная аллеяАрхитектурно-художественное решение:пьедестал мраморный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой (XVIII в.) № 13;часы солнечные (восстановление 1976 г. по проекту В.Ю. Матвеева).XVI.«Вазы (две)», Восточная и западная стороны ворот Верхнего сада (кон. XVIII в.)Архитектурно-художественное решение:две парные вазы типа кратера без ручек, с ложчатым низом и профилированной «ножкой» на квадратном плинте (мрамор); два мраморных пьедестала прямоугольной формы с профилированными карнизом и базой 1850 г., ск.  В.  Мадерни (по рисунку А.И. Штакеншнейдера).XVII.«Шлюз и кирпичные трубы (две)», Верхний сад, канал Гольца (Верхнесадский) (XVIII – XIXвв.)Гидротехническое сооружение:шлюз в створе восточной части Верхнесадского канала - исторические местоположение (от ограды Верхнего сада с запада до западного квадратного пруда), габариты, конфигурация;исторический металлический шлюзовой затвор;историческое кованое ограждение (рисунок, материал - металл);конструктивные решения: фрагменты кирпичной галереи с плоским железобетонным перекрытием.XVIII. «Ограда с тремя воротами», Верхний сад, 1754 -1760 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., ск. Жирардон С., ск. Неустроев И., ск. Сергеев С., 1946 г., 1957 г. (воссоздание), арх. Колюбаев А.А., арх. Ковалевский П.П.Объемно-пространственное решение:местоположение, габариты и конфигурация ограды на высоком цоколе (№ 6), оформляющей границы Верхнего сада;историческое местоположение, конструкция, материал двустворчатых ворот по центральной оси Верхнего сада - «Главные ворота» (Санкт-Петербургский пр.), по восточной части ограды (Правленская ул. и по Дворцовая пл.);историческое местоположение, конструкция и материал (дерево) двухстворчатых ворот по Правленской улице (две створки) и Разводной улице (две створки).Конструктивная система:историческая конструкция ограды, включая:исторический материал цоколя с металлическим окрытием, нижняя часть цоколя облицована плитами известняка* - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный в профиле), материал;* известняк частично скрыт культурным слоем, закрашен;исторические оштукатуренные пилоны ворот - местоположение, габариты, материал (кирпич).Архитектурно-художественное решение:историческое архитектурно-художественное решение ворот и ограды:оформление устоев Главных ворот (по Санкт-Петербургскому пр.) – состоят из двух раскрепованных пилонов, оформленные с трех сторон парными колоннами и пилястрами композитного ордера, по бокам устоев прямоугольные в плане пилоны завершённые перевернутыми кронштейнами с листьями аканта; завершены антаблементом  и пьедесталами для скульптур, оформленными фигурными филенками и стилизованным кронштейном; заполнение Главных ворот – материал (металл), конструкция (двухстворчатые, с двумя боковыми нестворными частями), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней части ограды; вертикальные стойки, в виде пик; фриз с геометрическим рисунком);оформление устоев ворот в восточной части ограды (Правленская улица) – устои состоят из двух рустованных раскрепованных пилонов, оформленные тремя колоннами тосканского ордера, несущие архитрав, фриз с триглифами, раскрепованным карнизом и лучковым фронтоном; заполнение ворот по Правленской ул. – материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней и нижней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик);оформление устоев ворот (Разводная улица) – пилоны оштукатурены, раскрепованы, оформлены фигурными филенками с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга; в завершении пилонов полуциркульный выступ с профилированными тягами и гладким фризом;заполнение ворот по Разводной ул. - материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней и нижней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик);оформление пилонов ограды  – пилоны оштукатурены, раскрепованы, оформлены фигурными филенками с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга, в верхней части рельефы в виде картуша  с львиной маской и рокайли; в завершении пилонов полуциркульный выступ с профилированными тягами и гладким фризом (по Санкт-Петербургскому пр., Разводной ул. и Правленской ул.), фигурные филенки с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга, в верхней части профилированные тяги и гладкий фриз (со стороны Верхнего сада);участок ограды из шести столбов (Дворцовая пл.) в нижней части перед цоколем закруглен;звенья ограды – деревянные горизонтальные направляющие в верхней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте